Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Документооборот и отчетность    С 2013 года отменяется обязанность применения унифицированных форм первичных учетных документов

С 2013 года отменяется обязанность применения унифицированных форм первичных учетных документов

С 2013 года отменяется обязанность применения унифицированных форм первичных учетных документов

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №1 год - 2013

Сидинкина И. В.,
эксперт БГ

С 2013 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменяется обязанность применения первичных учетных документов из альбома унифицированных форм. Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета должны утверждаться руководителями экономических субъектов по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и должны содержать обязательные реквизиты, определенные п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Применение Закона станет обязательным для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.

«Первичка» для применения вычета по НДС
Анализ норм исчисления налога на добавленную стоимость, установленных гл. 21 НК РФ, позволяет отметить, что налоговые вычеты по НДС представляют собой особую процедуру уменьшения суммы налога, исчисленного налогоплательщиком со всех объектов налогообложения за истекший налоговый период на прямо установленные налоговым законодательством суммы. Право на применение налогоплательщиком налоговых вычетов закреплено п. 1 ст. 171 НК РФ, однако, чтобы его реализовать, налогоплательщик НДС должен соблюсти ряд условий, предусмотренных законом.

Порядку применения налоговых вычетов по НДС посвящена ст. 172 НК РФ. Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров или удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, прямо предусмотренных ст. 171 НК РФ.

Причем по общему правилу, закрепленному в абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ, вычет применяется после принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, условия, которые должны выполняться у налогоплательщика НДС при применении вычетов, можно условно разделить на 2 группы: основные и специальные.

Основными условиями следует считать:

  • приобретаемые налогоплательщиком товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для использования в налогооблагаемых операциях;
  • товары (работы, услуги), имущественные права приняты налогоплательщиком к учету;
  • у налогоплательщика НДС имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом, и соответствующие первичные документы.

Таким образом, одним из основных условий, установленных законодателем, выступает принятие товаров, работ, услуг, имущественных прав к учету. Правда, что собственно следует понимать под принятием к учету, гл. 21 НК РФ не разъясняет, как не уточняет и того, о каком учете вообще идет речь – налоговом, бухгалтерском или складском. В связи с этим при выполнении данного условия у налогоплательщика зачастую возникают спорные ситуации с налоговиками,  оспаривающими правомерность применения вычетов.

Следует отметить, что в гл. 21 НК РФ отсутствует специальный порядок принятия к учету приобретенных материальных и иных ресурсов. Поэтому налогоплательщик должен руководствоваться правилами о принятии к учету товаров (работ, услуг), установленными бухгалтерским законодательством. В соответствии с нормами ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», все хозяйственные операции, совершаемые организациями, оформляются первичными учетными документами, служащими основой для ведения бухгалтерского учета. Иначе говоря, основанием для отражения любой хозяйственной операции (в т. ч. и по приобретению товаров, работ, услуг, имущественных прав) в бухгалтерском учете выступает первичный бухгалтерский документ. Причем по общему правилу,   установленному п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, все организации используют типовые формы первичных учетных документов, разработанные и утвержденные Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России. И только в случае отсутствия типовых форм Закон № 129-ФЗ допускает использование форм первичных учетных документов, разработанных компаниями самостоятельно, и то при условии, что эти формы содержат все реквизиты, относимые Законом № 129-ФЗ в состав обязательных, а использование форм закреплено в учетной политике организации.

Исходя из этого доказательством выполнения условия налогоплательщика о принятии товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету, является наличие необходимых первичных документов.

Не следует забывать, что первичный бухгалтерский документ только тогда обладает юридической силой документа, когда он составлен по надлежащей форме, все его реквизиты заполнены, свободные строки прочеркнуты, он подписан надлежащим образом, а в необходимых случаях еще и скреплен печатью организации.

Поэтому если первичные документы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав, имеют какие-то дефекты, то у налоговиков всегда есть шанс отказать налогоплательщику в вычете по причине того, что условие о принятии к учету не исполнено. О том, что такие отказы далеко не редкость, говорит существующая сегодня арбитражная практика, примером которой могут служить постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2011 г. по делу № А4518674/2010, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 сентября 2011 г. по делу № А28-9888/2010, постановление ФАС Уральского округа от 24 мая 2011 г. № 09-2729/11-С3 по делу № А718822/2010 А31 и др.

Правомерность применения ф. КС-2 и КС-3 Бухгалтеров строительных организаций волнует вопрос правомерности применения ф. КС-2 и КС-3 с 1 января 2013 г.

Формы КС-2 и КС-3 утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Следует отметить, что данное постановление в Минюсте России не регистрировалось.

Данные формы предназначены в первую очередь для использования в строительном документообороте и уже во вторую очередь их применяют в качестве первичных документов в бухгалтерском учете. Следовательно, отмена обязательности их применения в качестве первичных учетных документов в соответствующем законе не означает отмены их применения для нужд документирования строительства. Таким образом, к 1 января 2013 г. данные формы целесообразно утвердить в приказе по учетной политике на основании ПБУ 1/2008.

Применение первичных учетных документов из альбома унифицированных форм отменили. Что осталось?

В заключение следует сказать, что руководствоваться Положениями Закона № 129-ФЗ российским организациям осталось совсем недолго, лишь до конца этого года. И, как отмечалось выше, с 1 января 2013 г., вступит в силу новый Закон о бухгалтерском учете, который отменяет обязанность применения первичных учетных документов из альбома унифицированных форм.

Остается только требование к наличию в документе ограниченного перечня обязательных показателей, идентифицирующих хозяйственную операцию. При этом ни одному органу исполнительной власти не передана компетенция унификации форм или файлов обмена. Это значит, что стороны хозяйственного договора вправе устанавливать свои формы бумажных первичных документов и свои форматы для их электронного обмена.

Использование данного права не слишком удобно организациям, так как навязать свой формат всем контрагентам вряд ли удастся.

Кроме того, неудобства почувствуют и государственные структуры, которые реально смогут принимать электронные документы только в формате, который реализован в их программных средствах. Понимание бизнесом этой неопределенности, скорее всего, является основным фактором, сдерживающим развитие электронного документооборота первичных документов.

Учитывая, что все заинтересованы в единых форматах внешнего документооборота, ФНС России уже предложила форматы наиболее востребованных первичных документов: товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг) (приказ от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@).

Использование этих форматов гарантирует, что и товарную накладную, и акт без дополнительных затрат на вывод бумажного экземпляра и соответствующее заверение или иное преобразование можно передать в налоговый орган как для подтверждения права на вычеты, так и для иных целей по его запросу.

Важно также, что единожды переданный по телекоммуникационным каналам связи такой документ повторно налоговым органом запрашиваться уже никогда не будет.

Казалось бы, удобства очевидны. Поэтому многие организации уже взяли данные форматы на вооружение. Многие, но не все. Некоторые считают, что специфика их отрасли требует наличия в первичном документе особенных реквизитов, которые в форматах ФНС России отсутствуют.

Изначально понимая, что создать единый идеальный макет показателей, устраивающий всех пользователей и учитывающий все условия сделок, нереально, Служба предусмотрела особый подход к «форматированию» информации, который, с одной стороны, позволяет каждой организации выполнить требования о минимальном наборе обязательных реквизитов, а с другой – дает возможность дополнять первичный документ любой информацией, необходимой сторонам сделки.

Также по этой теме: