Оптимизация деятельности по предупреждению безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №5 год - 2011


Беженцев А.А.,
к. ю. н., доцент кафедры административной деятельности
органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета
МВД России

Обеспечение безопасности детей, защита их благосостояния является одной из центральных, приоритетных задач любого демократического государства, которое должно обеспечивать максимально высокий уровень жизни и здорового развития ребенка. В этой связи не может не вызывать серьезную озабоченность моральное состояние нашего общества: утрата нравственных ценностей, стремление к быстрому обогащению, культ грубой силы и жестокости,  распространение различных форм дискриминации. Все это, на наш взгляд, активно способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации в стране, в том числе и в подростковой среде. Изучение судебной практики в исследуемом сегменте свидетельствует о том, что под влияние указанных факторов в основном попадают несовершеннолетние, на которых внимание общества и государства не сосредоточено в должной степени.

Административные правонарушения и антиобщественное поведение несовершеннолетних отличаются динамичностью и высокой степенью активности подростков. Человек, вставший на путь совершения правонарушений в юном возрасте, трудно поддается исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляет собой потенциальный резерв для «взрослой» преступности.

Основные проблемы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, усугубляются тем, что российское законодательство в настоящее время отличается несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивает в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Несовершенны и нуждаются в большей конкретизации также административноправовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании.

Серьезное влияние на усиление негативных тенденций в подростковой среде оказывают также асинхронность и значительное запоздание реагирования различных государственных и муниципальных органов и учреждений, на которых возложены обязанности осуществления мер по защите и восстановлению прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также в случае необходимости по их бытовому и трудовому устройству.

Превентивная деятельность в отношении правонарушителей, не достигших совершеннолетия, безусловно, строится на сочетании всего спектра регулирующих воздействий – от воспитательно-психологических до карательных, и никакая официальная структура, действующая по отношению к детям строго в формальных рамках, обеспечить такое воздействие вряд ли сможет, а оно жизненно необходимо, поскольку истоки антиобщественного поведения следует искать в начале жизненного пути преступника, там, где начиналось его формирование как личности.

Недостатком действующих нормативных правовых актов по рассматриваемым вопросам является и то, что реализация прав и законных интересов лиц, не достигших возраста 18 лет, в большинстве случаев предусматривается посредством родителей либо законных представителей, хотя, как показывает практика, нередко родители безнадзорных и правонарушителей оказываются несостоятельными для защиты их прав и законных интересов или в силу неустановленности места жительства беспризорного невозможным является определение его законных представителей.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(1) устанавливает сложную систему профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Субъекты профилактической деятельности, различаясь по конкретным задачам, объему, формам деятельности, находятся в системной взаимосвязи, но деятельность их не должна отличаться полной тождественностью, и для достижения наиболее эффективной работы всей системы превентивная деятельность должна строиться на началах синхронизированного  комплексного взаимодействия функционально специализированных субъектов, объединенных общей целью, итогом которого будет совокупный позитивный результат системы в целом, а не отдельных звеньев единой цепи. Единство целей различных субъектов предупреждения и пресечения административных и иных правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц обычно рассматривается в качестве одной из объективных предпосылок взаимодействия, в котором заинтересованы стороны, поскольку не каждая из них располагает всеми необходимыми средствами для решения общих задач. Вектор координации усилий всех этих органов должен быть направлен в одну сторону, а исполнение ими обязанностей на должном уровне должно привести к улучшению положения несовершеннолетних в стране и уменьшению девиантного поведения среди них.

Наиважнейшее место в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимает деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Предупреждение таких фатальных социальных явлений, как безнадзорность, административные и иные правонарушения несовершеннолетних, подразделениями органов внутренних дел по делам несовершеннолетних возможно только при оперативном воздействии на негативные факторы и вы явлении условий, представляющих опасность для развития детей, способствующих  безнадзорности и беспризорности, совершению ими общественно опасных деяний,  правонарушений.


(1) Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.


Инспекторы по делам несовершеннолетних органа внутренних дел ведут два основных вида учета:

  • учетно-профилактические карточки (УПК);
  • учетно-профилактические дела (УПД).

Разрешение о постановке на учет в отделе по делам несовершеннолетних выявленного несовершеннолетнего правонарушителя дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем.

На учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся несовершеннолетние:

  • употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
  • совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания;
  • совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо совершившие антиобщественные действия;
  • освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление  несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  • не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
  • обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

Учетно-профилактические карточки заполняются инспекторами по делам несовершеннолетних также на родителей, отрицательно влияющих на детей.

На учет с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние:

  • условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;
  • освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;
  • получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  • осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  • осужденные условно;
  • осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам, не связанным с лишением свободы(1).

(1) См.: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. приказа МВД России от 6 апреля 2007 г. № 338).


Кроме того, в целях предупреждения групповых правонарушений может быть заведено одно наблюдательное дело на группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью тем инспектором по делам несовершеннолетних, в зоне обслуживания которого проживают большинство ее участников либо лидер группы.

Лица, поставленные на учет с заведением учетно-профилактических карточек и дел, регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Инспекторы по делам несовершеннолетних о постановке на учет извещают образовательные учреждения, где учатся подучетные лица, предприятия и учреждения, где они работают. Наркологические учреждения оповещаются о несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и другие одурманивающие средства. Помимо этого два раза в год направляются списки подростков от 17 до 18 лет, состоящих на учете, в военные  комиссариаты.

Учетно-профилактическое дело ведется инспектором по делам несовершеннолетних в течение шести месяцев, по истечении которых срок ведения дела при необходимости продлевается по утвержденному начальником горрайлиноргана или его заместителем постановлению каждый раз на шесть месяцев, но не более чем до достижения лицом восемнадцатилетнего возраста. К этому постановлению в каждом случае приобщается план профилактических мероприятий по предупреждению новых административных и иных правонарушений со стороны подучетного.

К учетно-профилактическим делам, как правило, приобщаются в хронологическом порядке следующие служебные документы:

  • постановление о заведении дела;
  • документы, содержащие сведения, послужившие основанием для постановки на учет;
  • справка об установочных данных несовершеннолетнего;
  • акт обследования семейно(жилищно)-бытовых условий;
  • план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним;
  • лист учета профилактических мероприятий;
  • объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, полученные при постановке на учет, а также по фактам совершения подучетным административных и иных правонарушений;
  • справка о первичной беседе руководителя горрайоргана с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями;
  • лист связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния;
  • лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях;
  • информация из информационного центра о наличии судимостей;
  • материалы, характеризующие подростка (характеристика с места жительства, учебы, работы);
  • рапорты участковому уполномоченному и оперативному уполномоченному (о постановке несовершеннолетнего на учет и необходимости проведения с ним комплексной совместной профилактической работы);
  • постановление о прекращении ведения учетно-профилактического дела.

При необходимости учетно-профилактические дела могут содержать и иные процессуальные и служебные документы.

Сотрудники подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних в ходе проведения персонифицированной профилактической работы с лицами, не достигшими 18 лет, выясняют их образ жизни, связи и намерения, разъясняют последствия совершения ими антиобщественных и противоправных действий, выявляют и в пределах своей компетенции принимают меры по минимизации детерминант совершения несовершеннолетними правонарушений, а также в установленном порядке привлекают к различным видам ответственности совершеннолетних, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, административных правонарушений и антиобщественных действий.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внут ренних дел привлекают к превентивной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями лиц, способных оказать на них позитивное влияние, решают в процессе комплексного взаимодействия с другими органами и учреждениями проблемы по организации оздоровительного досуга, обучения и труда. В случаях выявления грубых нарушений прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия, сотрудники органов внутренних дел незамедлительно информируют органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, а также иные государственные органы и учреждения, принимающие участие в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Учетно-профилактические дела и учетно-профилактические карточки подлежат прекращению и несовершеннолетние снимаются с учета в случаях:

  • исправления (при этом лица, имеющие диагноз «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении пяти лет с момента воздержания от потребления наркотических и других средств, влекущих одурманивание;  лица, потребляющие наркотические, другие средства, влекущие одурманивание, алкоголь, но не имеющие диагноза «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении одного года);
  • достижения 18 лет;
  • вынесения судом определения об отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;
  • истечения испытательного срока при условном осуждении;
  • помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
  • совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лишению свободы;
  • наступления обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений;
  • смерти или признания лица умершим, безвестно отсутствующим.

При совершении умышленного преступления несовершеннолетним, ранее не состоявшим на учете, начальник горрайлиноргана, его заместитель или по их поручению начальник отдела по делам несовершеннолетних проводят служебную проверку для установления причин несвоевременности его выявления, а также обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

В случаях если будет установлено, что умышленное преступление совершено  несовершеннолетним, не состоявшим на учете у инспектора по делам несовершеннолетних, однако ранее совершавшим действия, дающие основания для его постановки на учет, то по результатам служебной проверки:

  • осуществляются конкретные меры по оптимизации работы инспекторов по делам несовершеннолетних, совершенствованию обмена взаимной информацией между заинтересованными в профилактике правонарушений несовершеннолетних должностными лицами;
  • руководством подразделений органов внутренних дел вносятся предложения о применении соответствующих мер дисциплинарного или общественного воздействия к сотрудникам, виновным в несвоевременном выявлении и постановке на учет несовершеннолетних, их родителей либо в нарушении установленных правил обмена взаимной информацией о правонарушениях.

Начальник горрайлиноргана, его заместители, начальник подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел должны постоянно анализировать причины несвоевременного выявления и постановки на учет несовершеннолетних, совершивших преступления, не реже одного раза в квартал заслушивать отчеты сотрудников разных подразделений горрайлиноргана по выявлению указанных лиц и о мерах по оптимальной модернизации этой работы.

На должностных лиц отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел возложена и обязанность осуществлять первоначальные действия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей. При доставлении таких детей в горрайлинорганы или подразделения по делам несовершеннолетних составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Акт заверяется оперативным дежурным горрайлиноргана. На подкинутых детей акт составляется в нескольких экземплярах, один из которых регистрируется в Книге учета сообщений о происшествиях, находящейся в дежурной части органа внутренних дел, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии, второй направляется вместе с ребенком в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации(1).

Касательно заблудившихся детей отметим, что в отношении них акт составляется в трех экземплярах: один остается в органе внутренних дел, второй направляется вместе с ребенком в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, третий в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения.

Вместе с общей и индивидуальной профилактической деятельностью, осуществляемой службой подразделений по делам несовершеннолетних, существенную роль в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних играет и специальная профилактика, направленная на предупреждение отдельных видов противоправного поведения личности и защиту ее от негативного влияния окружающей среды.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, осуществляя профилактические мероприятия по каждому виду специальной профилактики, обязаны вести учет проводимых мероприятий и концентрировать собранную информацию в накопительных делах.

Качество превенции правонарушений несовершеннолетних в мегаполисах с развитой транспортной инфраструктурой во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на транспорте с территориальными подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.


(1) Рождествина А.А. Комментарий к Закону РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». – М., 2007. – С. 112.


Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте наряду с выполнением функций, присущих всем сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, призваны:

  • осуществлять меры по выявлению на объектах транспорта безнадзорных детей, передаче их родителям или лицам, их заменяющим, либо направлению их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, информируя об этом органы внутренних дел по месту жительства несовершеннолетних;
  • комплексно анализировать причины совершения несовершеннолетними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на транспорте, несчастные случаи с подростками, и направлять по таким вопросам в заинтересованные органы и учреждения информацию с предложениями по устранению выявленных причин и условий;
  • разрабатывать мероприятия по профилактике детского травматизма, правонарушений и иных деяний, угрожающих безопасной работе транспорта, и взаимодействовать в решении перечисленных задач с работниками транспортных организаций.

Наиболее подготовленные сотрудники – чаще всего это старшие инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних – наряду с профилактической работой на закрепленной за ними территории (зоне обслуживания) ведут еще и одно из направлений или линий деятельности, например, по предупреждению групповой преступности несовершеннолетних, то есть работа таких сотрудников строится по линейно-зональному принципу.

Непосредственно обращаясь к предупреждению групповых правонарушений и преступлений не достигших восемнадцатилетия лиц, подчеркнем, что данная деятельность является одним из ключевых направлений деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Это вызвано тем, что именно в группе не достигшие совершеннолетия лица, как правило, совершают наиболее тяжкие деяния насильственного характера. Несмотря на то что насильственные преступления не занимают в преступности несовершеннолетних ведущего места по количественным показателям, сам характер насильственных преступлений имеет повышенную общественную опасность. Они причиняют непоправимый вред жизни и здоровью граждан, значительный материальный ущерб, вселяют чувство беспокойства и страха. Причем растет дерзость таких преступлений и вооруженность лиц, их совершающих. Групповой характер преступления не только расширяет объем насилия, применяемого к потерпевшему, но и качественно изменяет это насилие, сущность которого состоит в том, что групповое насилие намного превышает пределы проявления насилия каждым из членов группы в отдельности. В организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по предупреждению групповой преступности лиц, не достигших совершеннолетия, следует выделить ряд этапов.

Первый этап – подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел обязаны выявлять группы несовершеннолетних лиц антиобщественной направленности и устанавливать важнейшие качественные характеристики (состав участников, лидеров, активных участников, места сбора, объекты, где совершаются правонарушения, сроки действия). Все эти данные следует рассматривать не изолированно, а в связи с общим количеством совершенных и раскрытых преступлений. В целях выявления несовершеннолетних и взрослых, представляющих оперативный интерес для организации целеустремленной профилактической работы, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел использует следующие основные источники информации:

  • внутренние источники информации – это данные оперативных учетов уголовного розыска, ориентировки, информация, поступающая из дежурной части, от патрульных и постовых, других служб органа внутренних дел;
  • процессуальные источники информации – материалы, полученные в ходе расследования и судебного разбирательства уголовных дел;
  • сообщения администраций предприятий, заявления и жалобы граждан;
  • информацию, поступающую от актива общественности.

Другую группу источников информации составляют сведения, получаемые инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в процессе оперативно-профилактической отработки административных участков, при общении с населением и в ходе профилактической работы с подросткамиправонарушителями и связанными с ними несовершеннолетними лицами.

Второй этап – постановка группы на учет путем заведения наблюдательного дела на группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью. Основанием постановки этих групп на учет является наличие в них подростков, на которых имеются материалы об антиобщественном характере их связей, которые могут быть поставлены на индивидуальный учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Третий этап – оказание на группу профилактического воздействия. Как показывает практика, на этом этапе могут дать позитивные результаты такие традиционные формы превентивного воздействия, как разобщение и переориентация группы.

Разобщение может заключаться в том, что члены неформальной группы «разводятся» в разные учебные заведения или определяются на разные предприятия. Проводятся беседы с родителями о необходимости ослабления контактов подростков друг с другом. Вносятся при необходимости предложения следователю об изменении на более строгие меры пресечения в отношении активных участников антиобщественных формирований, совершивших преступления, готовятся материалы для изоляции этих лиц путем направления их в специальные учреждения, отмены условного осуждения, отсрочки исполнения приговора.

Помимо этого для разобщения криминальных неформальных групп целесообразно: дискредитировать лидера в глазах группы путем формирования конфронтационных отношений с ним и активными членами группы, что может повлечснижение его авторитета; использовать внутригрупповые конфликты с целью разложения криминальной группировки; поддерживать желание отдельных членов отойти от деятельности преступной группы; возбуждать чувства боязни и неуверенности в связи с угрозой разоблачения и привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений.

Однако метод нельзя признать достаточно надежным. При неудавшейся попытке разобщения группы связь подростков может укрепиться, а их поведение приобретает при этом более выраженный антиобщественный характер.

Иным способом профилактического воздействия является переориентация. Суть этого способа заключается в том, что группа в основном сохраняет свой состав, но ее направленность изменяется с помощью предупредительных мер, принимаемых в отношении группы в комплексе.

Превентивное воздействие на каждого участника осуществляется влиянием на всю группу путем:

  • переориентации с помощью лидера. Непременное условие данного метода – выделение лидера, который поддается положительному воздействию со стороны органов внутренних дел и способен влиять на других, склоняя их к отходу от преступных замыслов;
  • переориентации группы за счет нового лидера с одновременной дискредитацией старого, в результате чего влияние последнего уменьшается;
  • включения всех или нескольких членов группы в коллектив с социальнопозитивной направленностью.

Методы разобщения и переориентации следует дополнять контролем за деятельностью профилактируемых, чтобы не допустить возрождения группы на новой основе.

Имеет место быть и еще одна форма предупредительного воздействия на неформальные группы с криминальной направленностью. Это профилактическая изоляция группы. Изоляция группы необходима в тех случаях, когда есть информация о готовящихся массовых драках, беспорядках и когда на это есть необходимое время. Такая изоляция на практике осуществляется двумя способами:

  1. через родителей подростков, с которыми проводятся беседы, в ходе которых сообщается, что их ребенок участвует в деятельности криминальной группы и есть необходимость отправить его на определенное время в другое место, к родственникам, в спортивно-оздоровительный лагерь, если имеется такая возможность;
  2. путем административного задержания наиболее активных членов группы(1).

С нашей позиции, основная часть работы в области предупреждения не исчерпывается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач этих органов, решение которых связано с реализацией ими своих функций. Решающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение групповых преступлений требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.

Рассмотрев основные направления и организацию работы подразделений по делам несовершеннолетних, отметим, что данная деятельность получила достаточно подробную регламентацию в ведомственном законодательстве МВД России. Однако в приказе МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. приказа МВД России от 6 апреля 2007 г. № 338) есть и определенные недостатки, касающиеся, в частности, отсутствия четких для всех категорий несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, как минимальных, так и максимальных сроков профилактической работы, возможности, к примеру, вести в противовес бумажному электронный учет подростков правонарушителей.


(1) Повышение квалификации заместителей начальников горрайлинорганов внутренних дел – начальников милиции общественной безопасности: блочно-модульное учеб. пособие / Ю.Н. Демидов, Л.В. Иванова, В.И. Акулов, М.В. Костенников и др.; под общ. ред. Ю.Н. Демидова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.


Это свидетельствует о целесообразности как при выявлении дополнительных проблемных моментов правоприменения Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, так и при наработке дополнительного позитивного опыта организации работы подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, скорректировать данный правовой акт с целью дальнейшей оптимизации деятельности по снижению удельного веса правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Заканчивая рассматривать деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних в качестве предложений общего и частного характера по комплексному улучшению стержневой составляющей их работы, представляется целесообразным  рекомендовать:

  • с целью дальнейшего эффективного внедрения новых форм контроля за деятельностью инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел следует осуществлять на плановой основе совместные с прокуратурой контрольные выезды руководителей горрайорганов внутренних дел на территории, обслуживаемые инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • по всем фактам нарушений в организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, ущемления прав и законных интересов несовершеннолетних, ухудшении криминогенной ситуации в образовательном учреждении, изложенным в представлениях прокуроров, качественно проводить служебные проверки, по результатам которых в случае выявления нарушений привлекать к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц – как самих инспекторов по делам несовершеннолетних, так и руководителей, обязанных осуществлять должный контроль;
  • для консолидированного информационного и методического сопровождения деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, других специализированных социальных институтов, работающих с подростками, увеличить тираж и организовать распространение по регионам Российской Федерации ежемесячного информационно-методического журнала «Инспектор по делам несовершеннолетних»;
  • с нашей позиции, целесообразно ежегодно проводить конкурс на звание лучшего инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, в процессе которого проверять профессиональные знания по нормативной документации, регламентирующей деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, навыки владения табельным оружием, специальными средствами, боевыми приемами борьбы, анализировать умение инспектора применять имеющиеся навыки в смоделированных нештатных ситуациях. По результатам конкурса целесообразно вручать участникам грамоты, поощрять наиболее отличившихся инспекторов;
  • крайне важно разработать новейшие методические рекомендации по организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и обеспечить ими территориальные органы внутренних дел,а изложенные в прикладной статье подходы и  особенности их применения для повышения эффективности системы профилактики  правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия, могут явиться фактологической основой для разработки указанных практических рекомендаций для правоприменителей органов внутренних дел России;
  • подчеркнем: решение сложнейшей проблематики подростковой преступности – это задача всех государственных органов, общественных организаций и объединений, следовательно, органам внутренних дел целесообразно расширять сотрудничество с общественными и  благотворительными организациями и иными структурами гражданского общества для перспективного использования их позитивного потенциала в интересах несовершеннолетних, протекции их интересов и законных прав.

В завершение цикла практических статей еще раз отметим, что узловыми причинами и условиями правонарушений несовершеннолетних является совокупность следующих факторов: социально-экономических, организационно-правовых (состояние законодательства и уровень его соответствия социальной жизни общества), социально-демографических и субъективных (возрастные психологические особенности, мотивация поведения). Кроме того, одной из ключевых причин, порождающих противоправное поведение несовершеннолетних, является их беспризорность, бродяжничество и как следствие попрошайничество. Несмотря на принимаемые меры по профилактике данных асоциальных явлений в подростковом сегменте, состояние и динамика административных и иных правонарушений несовершеннолетних дают основание сделать вывод о ранее невиданных негативных процессах, протекающих в молодежной среде, и необходимости формирования новой парадигмы превенции правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.

Приложение к статье см. на стр. 94
"Советник юриста" №5/2011

Также по этой теме: