Главная    Интернет-библиотека    Право    Административные дела    Рекомендации по заполнению служебных документов инспекторов подразделений ОВД по делам несовершеннолетних по профилактике неблагополучия в семье

Рекомендации по заполнению служебных документов инспекторов подразделений ОВД по делам несовершеннолетних по профилактике неблагополучия в семье

11.10.2013

Рекомендации по заполнению служебных документов инспекторов подразделений ОВД по делам несовершеннолетних по профилактике неблагополучия в семье

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №10 год - 2011

Беженцев А.А.,
к. ю. н., доцент кафедры административной деятельности
органов внутренних дел Санкт-Петербургского
университета МВД России, капитан милиции

Одной из причин неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, очень велико. Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: первая группа – кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; вторая группа – причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; третья группа причин биологического характера – физически или психически больные родители, отрицательная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов различных групп.

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важными являются падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование образовательных учреждений от детей, находящихся в социально-опасном положении, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в несовершеннолетней микросреде.

Итак, увеличение бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей, нарастание последствий глобального экономического кризиса 2008 года и иные отрицательные элементы способствуют минимизации внимания со стороны родителей к несовершеннолетним. В результате смертности мужчин в среднем возрасте, разводов и внебрачной рождаемости повышается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. По примерным оценкам, в неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Кроме того, наряду с традиционными бедными-неполными семьями, многодетными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов в России появились так называемые «новые бедные-полные семьи» с работающими родителями и одним, двумя детьми, составляющие преимущественно половину бедных семей. Это семьи работников предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных, число которых с каждым днем ввиду сокращения рабочих мест из-за последствий глобального экономического кризиса увеличивается.

Рушатся нравственные устои семей, ослаб их воспитательный потенциал, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается количество не достигших восемнадцатилетия лиц, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В учреждения здравоохранения помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи.

Пополняется число детей из семей, в которых отцы и матери потеряли способность в должной мере обеспечить детей едой и одеждой, дать им качественное образование и воспитание. Вследствие асоциального образа жизни, алкоголизма и наркомании, фрагментарного или полного отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать таких родителей родительских прав.

В целях повышения эффективности работы с родителями, состоящими на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, а также приведения учетно-профилактической документации в соответствии с требованиями Инструкции по организации работы подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, отталкиваясь от результатов крупномасштабного научного изыскания, проведенного во Всероссийском научно-исследовательском
институте МВД России коллективом авторов(1), подчеркнем, что материалы учетно-профилактических карточек на родителей, отрицательно влияющих на детей, должны быть систематизированы и представлены в следующем порядке.

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульные (первые) листы учетно-профилактических карточек на родителей, состоящих на профилактическом учете, заполняются в соответствии с приложениями № 7, 8 Инструкции по организации работы подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, утвержденной приказом МВД России


(1) См.: Повышение квалификации начальников отделов по делам несовершеннолетних: блочно-модульное учеб. пособие/Домодедово: ВИПК МВД России, 2006; Материалы на электронном носителе Главного информационно-аналитического центра МВД России из автоматизированной информационно-поисковой системы «НТИ-ЦА».


«Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних» от 26 мая 2000 года № 569.

Учетно-профилактическая карточка в обязательном порядке должна быть утверждена начальником органа внутренних дел.

Сведения, внесенные на лицевую сторону титульного листа учетно-профилактической карточки, должны в обязательном порядке содержать:

  1. Регистрационный номер карточки, присвоенный при постановке неблагополучной семьи на учет;
  2. Установочные данные поставленного на учет родителя (фамилия, имя, отчество, место жительства, место учебы или работы);
  3. Основание и дату постановки на профилактический учет в соответствии с Инструкцией;
  4. Сведения о сотрудниках органа внутренних дел, осуществляющих профилактическую работу с подучетными (как правило – это участковые уполномоченные полиции, оперативные уполномоченные уголовного розыска).

Информация, внесенная на оборотную сторону титульного листа учетно-профилактической карточки, должна в обязательном порядке содержать следующие сведения:

  • – о документах, удостоверяющих личность подучетного (фамилия, имя, отчество, номер паспорта (при необходимости свидетельства о рождении несовершеннолетних), место работы, контактный телефон);
  • – сведения о детях (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место учебы);
  • – о материальном положении семьи и санитарно-бытовых условиях проживания подучетной семьи, находящейся в социально опасном положении;
  • – отметку о наблюдении родителя у нарколога и психиатра;
  • – отметку о наблюдении подростка у нарколога и психиатра;
  • – информацию о приметах несовершеннолетнего, его одежде по сезону (cведения о приметах и одежде вносятся в учетно-профилактическую карточку карандашом);
  • – об организации досуга родителей, местах времяпровождения;
  • – об организации досуга подростка, местах времяпровождения.

Все графы, предусмотренные на титульном листе учетно-профилактической карточки, должны быть заполнены и могут изменяться в процессе осуществления работы с подучетными. Все изменения должны быть своевременно внесены на титульный лист учетно-профилактической карточки на семью, находящуюся в социально опасном положении.

2. РАПОРТ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) О ПОСТАНОВКЕ СЕМЬИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ

В рапорте (заключении) о постановке на профилактический учет неблагополучной семьи должны содержаться сведения о совершенных родителями и несовершеннолетним правонарушениях и антиобщественных действиях, личности родителей и несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания, а также мотивированные выводы о необходимости проведения профилактической работы с постановкой семьи в социально опасном положении на учет. При постановке на учет  неблагополучной семьи рапорт должен содержать сведения, подтверждающие факты уклонения родителей от исполнения своих обязанностей, условия жизни и воспитания несовершеннолетних детей.

Разрешение о постановке на учет дается в письменном виде начальником органа внутренних дел или его заместителем.

3. ЛИСТ СВЯЗЕЙ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Связи неблагополучной семьи и несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении органа внутренних дел по делам несовершеннолетних, вносятся в учетно-профилактическую карточку в виде схемы, на которой указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний: (фамилия, имя, отчество, место жительства, место учебы или работы), устойчивость и характер их влияния(1), места концентрации.

4. ЛИСТ УЧЕТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Первая запись, произведенная в учетно-профилактической карточке, должна соответствовать дате постановки на профилактический учет.

Все мероприятия, проведенные с несовершеннолетним, состоящим на профилактическом учете, и родителями, отрицательно влияющими на детей, отражаются инспекторами в учетно-профилактической карточке ежемесячно. При этом периодичность внесения сведений о результатах проведения профилактической работы не должна превышать месячный срок.

Для улучшения качества проводимой с несовершеннолетними профилактической работы мероприятия по исправлению подростка должны проводиться также и во взаимодействии с учреждениями образования. Для этого подросток должен проверяться не только по месту жительства, но и по месту учебы. Периодичность данных проверок – ежеквартально.

Сведения, отражаемые в учетно-профилактической карточке, должны содержать полезно-значимую информацию о лице, состоящем на профилактическом учете. Категорически запрещается внесение в учетно-профилактическую карточку неконкретных, размытых записей: «Несовершеннолетний посещен по месту жительства. Проведена профбеседа», «Проверен по месту жительства. Дверь никто не открыл».

В конце каждой записи, внесенной в учетно-профилактическую карточку на неблагополучную семью, должна стоять подпись инспектора, осуществлявшего проверку подучетного.

5. ЛИСТ ПРОВЕРОК ПО ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИМ УЧЕТАМ

Данный лист состоит из двух частей:

1. Сведения о привлечениик уголовной ответственности – вносятся 1 раз в полгода.

2. Сведения о привлечении к административной ответственности – вносятся ежемесячно (применительно к несовершеннолетним – после достижения ими возраста административной ответственности).

Сведения о совершенных правонарушениях лицами, состоящими на профилактическом учете, должны вноситься регулярно и на основании данных Информационного центра Управления внутренних дел. В этом случае приобщение к учетно-профилактической карточке требований Информационного центра необязательно, так как вся необходимая информация о совершенных правонарушениях будет отражена в листе проверок по информационно-статистическим учетам.


(1) Связи родителей и подростков, внесенные в УПК РФ, могут быть не только отрицательной направленности, но и положительной.


Однако сведения, полученные из Информационного центра, должны храниться у каждого
инспектора в отдельном накопительном деле.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДУЧЕТНЫМИ
СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА И УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ

Для оптимизации совместной профилактической работы подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и участковых уполномоченных полиции целесообразно предусмотреть в учетно-профилактической карточке отдельные листы учета, в которых ежеквартально сотрудники уголовного розыска и участковые уполномоченные полиции собственноручно должны отражать результаты проведения профилактической работы(1).

Записи о проведенной работе должны содержать примерно следующую информацию:

1. «20.05.2012 несовершеннолетний Иванов И.И. проверен по месту жительства. На момент проверки находился дома. В беседе пояснил, что обучается в СОШ № 6, в 9 классе. Посещает занятия в спортивной школе № 17, где занимается футболом. Из беседы с матерью установлено, что конфликтов в семье не возникает, взаимоотношения доброжелательные. Также установлено, что подросток в свободное время общается с несовершеннолетними Петровым Виктором (указывается место проживания) и Соловьевым Романом (указывается место проживания). Из беседы с соседями (фамилия, имя, отчество), проживающими в кв. №№ 37, 38, установлено, чтосемья несовершеннолетнего по месту жительства характеризуется положительно. Жалоб на противоправное поведение подростка не поступило. Участковый уполномоченный полиции Смирнов В.В.»

2. «20.06.2012 несовершеннолетний Иванов И.И. отработан на причастность к грабежу, совершенному 03.05.2012 у д. 2 по ул. Песочной (КУСП № 1234), так как схож по приметам. Причастность несовершеннолетнего к совершенному преступлению не установлена. Также в ходе беседы с несовершеннолетним Ивановым И.И. было установлено, что он общается с гр-ном Пековым В.С, 1991 г. р., склонным к совершению преступлений.

Оперативный уполномоченный Суворов М.М.»

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

К приложениям приобщается вся иная документация, полученная при работе с подучетными, а именно:

7.1. Объяснения, полученные от родителей и несовершеннолетнего при постановке на учет

В объяснениях несовершеннолетнего, семья которого поставлена на учет, должны быть отражены следующие вопросы:


(1) См.: Ответ из УВД по Мурманской области от 19.04.2011 г. № 20/1–755 № 26/444 на запрос руководства Санкт-Петербургского университета МВД России о направлении данных для проведения научного исследования «Профилактическая деятельность инспектора по делам несовершеннолетних по предупреждению неблагополучия в семье» за № 43/25–987 от 24.03.2011 г.


  • – мотив совершения противоправного деяния, соучастники, состояние (если опьянение, то какое, где и с кем употреблял, место приобретения). Отношение самого несовершеннолетнего к совершенному противоправному деянию;
  • – разъяснение основания постановки на профилактический учет;
  • – лицам, совершившим преступление в состоянии опьянения или совершившим административное правонарушение, связанное с употреблением психоактивных веществ, предлагается пройти обследование и возможное впоследствии лечение от зависимости;
  • – устанавливаются связи несовершеннолетнего;
  • – взаимоотношения в семье;
  • – отношение подростка к учебе, работе;
  • – места проведения досуга, занятие в кружках, спортивных секциях.

С родителей подростка, поставленного на профилактический учет, также берутся объяснения, в которых разъясняются основания постановки на профилактический учет, ответственность за совершение подростком повторного правонарушения.

В объяснении родителя, уклоняющегося от исполнения своих обязанностей, отражается факт совершения правонарушения, разъясняются основания постановки на учет. В финале объяснения необходимо еще раз предупредить об ответственности за совершение противоправных деяний.

7.2. Акт обследования жилищно-, семейно-, материально-бытовых условий семьи

Акт обследования жилищно-, семейно-, материально-бытовых условий семьи составляется должностным лицом в обязательном присутствии совершеннолетнего представителя семьи, о чем делается соответствующая запись в акте. Кроме того, лицо, в присутствии которого составляется акт, в обязательном порядке расписывается в ознакомлении.

Акт обследования жилищно-, семейно-, материально-бытовых условий составляется при постановке на учет, в дальнейшем – ежегодно обновляется.

7.3. Характеризующий материал

Характеризующий материал включает в себя не только характеристику, полученную с места учебы или работы подучетного, но и объяснения соседей о поведении несовершеннолетнего, неблагополучных родителей в быту. Данный характеризующий материал запрашивается при постановке на учет, в дальнейшем – ежегодно обновляется.

Далее в накопительное дело в хронологическом порядке приобщается иная документация (постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, объяснения по фактам совершения повторных правонарушений, информации в органы и учреждения системы профилактики и т. п.).

Запрещается приобщение к учетно-профилактической документации материалов о правонарушении, если по ним не принято решение, а также анонимных писем. В завершение отметим, что предупреждение семейного неблагополучия может быть выделено в относительно самостоятельное направление предупредительного воздействия «промежуточного характера», соединяя в себе черты общесоциальной и специально-юридической профилактики(1). Совершенствование работы органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия должно осуществляться в направлении совершенствования заполнения служебных и процессуальных документов сотрудников, развития системы психосоциальной помощи семье, улучшения координации деятельности многочисленных субъектов профилактики и оптимизации информационного обеспечения профилактики.


(1) Побегайло А.Э. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних: дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. C. 166.


Также по этой теме: