Главная    Интернет-библиотека    Право    Гражданские дела    Коррупция как составная часть преступности и ее криминологические особенности

Коррупция как составная часть преступности и ее криминологические особенности

Коррупция как составная часть преступности и ее криминологические особенности

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №7 год - 2011

Карамышев С.Г.,
доцент кафедры «Уголовное право и уголовный процесс»
юридического факультета ФГОУ ВПО «Астраханский
государственный технический университет»

 

Проблема коррупции в разрешении экономических и политических задач для современной России является одной из наиболее важных. Коррупционные преступления подрывают авторитет власти в глазах народа как на федеральном, так и на муниципальном уровне, мешают эффективному развитию, как внутренним, так и внешним торгово-экономическим и хозяйственным связям. В нынешнем состоянии масштабность коррупции стала одним из главных и общепринятых тезисов об обществе или государстве. Прямо или косвенно влияя на общественные ценности, мораль и устои государственности. Сознавая характер распространенности коррупции в обществе, можно сделать вывод о вероятности политических, экономических и социальных рисков и степень развития общества. Важно подчеркнуть, что проявление коррупции крайне неодобрительно воспринимается обществом и ожидаются более строгие меры государственного принуждения к чиновникам различного ранга. Явление, которое мы сейчас называем коррупцией, в России было всегда – и при князьях, и при царях, и при генеральных секретарях. Борьба с коррупцией в любых ее проявлениях осуществлялась на протяжении всей многовековой истории нашей страны, однако не систематически от имени государственной власти, а эпизодически и носила локальный характер. Эта борьба имела двойственное состояние: первое – когда власть стремилась ограничить незаконное обогащение чиновников и вводила различные законодательные запретительные меры, направленные на борьбу с проявлениями коррупции; второе – когда оплату их служебной деятельности определяли очень низкой по отношению к другой категории служащих, не соизмеряя ее с трудовыми затратами и прожиточным уровнем в обществе, что вынуждало чиновников прибегать к вымогательству, взяточничеству, а также вставать на путь поборов с подчиненных, а порой и с населения.

Все это обусловливает широкий круг коррупционных преступлений. Несомненно, коррупция оказывает пагубное влияние на все стороны жизни общества. В целом состояние борьбы с коррупцией отражается и на общем состоянии преступности и ее показателях исходя из уровня преступности, структуры и динамики.

Ежегодно в центральной и региональной прессе публикуется большое количество материалов, посвященных коррупции, проводятся социологические опросы, и в них мы находим ответы, где граждане прямо или косвенно указывают, что наша страна может быть причислена к числу коррумпируемых государств, несмотря на активные попытки борьбы с коррупцией путем ужесточения наказания в санкциях статей Уголовного кодекса РФ по делам, отнесенным к преступлениям с коррупционной направленностью.

Коррупция и ее последствия проявились и будут проявляться в сфере экономических отношений в следующих направлениях:

  • расширение теневой экономики. Это приводит к нарушению технологических финансовых операций и уменьшению налоговых поступлений, ослаблению бюджета. Частично утрачиваются финансовые рычаги управления экономикой, что влечет обострение социальных проблем и невыполнение бюджетных затрат в сфере развития производства, науки, техники, образования и здравоохранения;
  • нарушается конкурентоспособность рынка, ибо в выигрыше остается тот, кто получил преимущества на взятки. Это влечет снижение экономических механизмов рынка и нарушение рыночной конкуренции;
  • нарушается порядок оборота с недвижимостью;
  • используются не по назначению бюджетные средства не только при распределении государственных заказов и кредитов, но и в порядке освоения бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях;
  • искусственное повышение цен на потребительском рынке за счет коррупционных «накладных расходов»;
  • подрывается инвестиционный интерес, способствуя тем самым снижению и развалу производства, обновлению основных фондов;
  • расширение влияния коррупции в неправительственных организациях (фирмы, предприятия, общественные объединения) приводит к уменьшению эффективности экономических связей, направленных на развитие хозяйственных и производственных отношений в стране.

Рассматривая коррупцию и ее последствия в сфере экономических отношений, следует остановиться на некоторых моментах, затрагивающих социальные последствия:

1) увеличение и закрепление резкого имущественного неравенства, увеличение бедности населения. Коррупционная зависимость бедных от богатых предопределяет не только несправедливое, но и порой незаконное перераспределение средств в пользу олигархов и групп лиц, приравненных к ним за счет преступлений, стяжательства, увеличения цен на потребительском рынке, в системе жилищно-коммунального хозяйства, тем самым вызывая нарушения в экономических правоотношениях и ценообразовании;
2) снижение способности власти решать социальные вопросы в связи с обострением бюджетного кризиса и его последствий не только в сфере производства, но и в сфере потребления;
3) в общественном сознании формируется, а порой и сформировалось представление о бесправном и беззащитном положении перед лицом власти.

Это способствует дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества в целом;

4) социальная напряженность, вызывающая неустойчивое осознание правильности пути в развитии экономики;
5) коррумпированность правоохранительных органов способствует слиянию организованной и профессиональной преступности. Сращивание преступного элемента с коррумпированными чиновниками и предпринимателями высшего и среднего звена способствует доступу к политической власти как на федеральном, так и на региональном уровне, тем самым представляя возможность отмывать деньги через властные и банковские структуры.

Говоря об экономических и социальных проблемах, следует указать на отдельные политические последствия:

  • власть дистанцируется от общества, тем самым снижая доверие народа к власти, ставит под угрозу любые ее начинания;
  • на международной арене падает престиж страны, растет угроза политической и экономической изоляции;
  • граждане разочаровываются в ценностях демократии и ее институтов, политическая конкуренция не вызывает оптимизма у населения страны;
  • на волне борьбы с коррупцией увеличивается вероятность уничтожения демократических принципов в борьбе с преступностью.

Определяя последствия, следует учитывать и экономические потери от коррупции. Масштабы ущерба, наносимого стране коррупцией, поддаются денежному исчислению, но не в полном объеме, а исходя из отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Примеров тому множество. Так, если оценить потери от коррупции, возникающие от того, что коммерческие сделки осуществляются не на основе цен и лучшего качества товаров, а на основе взяток, «подарков» и взяточничества, то по приблизительным оценкам коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5–15%.

Общие дополнительные издержки в 15% эквивалентны сумме налогов со среднего рабочего. Если эти средства использовать для развития производства, то количество рабочих мест возросло бы примерно на 10%, что позволило бы обеспечить работой практически всех безработных, увеличить средний доход примерно на 10%. Следует обратить внимание на распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции – государственные заказы и закупки; потери составляют в этой сфере до 30% всех бюджетных затрат по этим статьям. По оценкам правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкие металлы) тратят до 50% получаемой прибыли (реальной) на подкуп различных должностных лиц. Если соотнести размеры взяток и потери от коррупции, то можно установить суммы соответствующих сделок, которые будут исчисляться миллиардами долларов(1).


(1) Актуальные проблемы социальной защищенности населения и противодействия коррупции : Материалы «круглого стола», 5 сентября 2001 года. Ростов н/Д, 2001. С. 61, 62.


Низовая коррупция, по подсчетам экспертов общественной организации «Технологии XXI века», в части дачи взяток не обходит предпринимателей, которые тратят по всей стране на взятки чиновникам около 500 миллионов долларов в месяц! Это без мелких расходов на содержание «крыш». «Вход в бизнес» требует разрешений чиновников различных уровней, а в конечном счете эти потери предпринимателей перекладываются на покупателей и клиентов мелкого бизнеса, потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.

Не изучена и неподконтрольна коррупция как в государственных, так и в негосударственных предприятиях и организациях независимо от форм собственности. Суммарные потери от преступлений коррупционной направленности в нашей стране составляют примерно от 10 до 20 миллиардов долларов в год. И поэтому насколько сегодня борьба с коррупцией рентабельна, может показать только ее эффективность и свободность использования трудовых, сырьевых, денежных и иных ресурсов при занятии лидирующего места в мировом сообществе в сфере производства, благосостояния народа и обороноспособности страны.

Коррупция, исходя из ее масштабов, уровня и динамики, развивается на основе существующих проблем общего характера в политике, экономике и социальной сфере. Россия длительное время переживает модернизацию старых общественных, государственных и экономических устоев, а новые формации еще не созданы. Отсюда следует, что на современном этапе необходимо не только модернизировать законодательную базу, направленную на предупреждение и профилактику коррупции, но и создавать нового человека на нравственном, культурном и образовательном уровне. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно только путем усиления ответственности за содеянное и перекрыть возможные пути незаконного использования денежной массы, полученной преступным путем, и, во-вторых, коренным образом изменить систему воспитания и образования подрастающего поколения России.

К общим проблемам следует также отнести и современный затянувшийся переход к рыночной экономике, где административные органы продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по правилам, которые выгодны для них. Это тоже порождает коррупцию.

Государство, испытывающее экономический кризис, всегда стремится усилить налоговый пресс, что, в свою очередь, расширяет теневую экономику, а это порождает коррупцию. Если раньше, при социалистическом строе, в нашей стране коррупцию порождал контроль над распределением основных фондов, то сегодня это порождают сферы контроля на льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право реализовать социальные проекты и различные проводимые тендеры по закупкам и продажам. Именно это и служит одновременно почвой для коррупции. Отдельной концепцией следует рассматривать сегодня право собственности на землю в части владения, передачи и продажи. Владелец встречает массу законодательных возможностей и неопределенностей в части владения и пользования землей, что порождает, в свою очередь, обильный поток коррупции. Здесь мы встретимся с противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов), особенно на муниципальном уровне. Не устоялись процедуры подготовки и принятия нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов по земельному вопросу, что способствует передаче в собственность земель сельскохозяйственного назначения для эксплуатации объектов недвижимости по заниженной цене, не отвечающей рыночной стоимости на день реализации.

Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости исполнения закона. В подтверждение сказанного можно привести интересный пример, когда государство, имея систему управления, плодит свои системные пороки, увеличивая аппарат, создавая огромное число безответственных координационных структур, породило сложную и неповторимую систему управления, что способствовало бывшему сотруднику Росрезерва по Приволжскому федеральному округу причинить ущерб государству на сумму свыше 1 миллиарда рублей в результате продажи четырех боевых самолетов марки МИГ-31 за 612 рублей. Неэффективность государства подтверждается и тем, что после номенклатурной системы не появилось современной системы отбора и продвижения по службе государственных служащих. В результате мы имеем случаи, когда ротация чиновничьего аппарата не выходит за рамки управленческой системы, где ранее работало лицо, совершившее преступление коррупционной направленности. Встречается прямое делегирование «агентов влияния» из коммерческих структур в административные.

Затрагивая отдельные составные части преступности коррупционной направленности и ее криминологические особенности, нельзя не сказать и о современной судебной системе, где не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованию новых экономических условий. Практически не используется потенциал гражданского судопроизводства. Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское производство от дел по рассмотрению административных нарушений.

Помимо слабого исполнения закона, низкого правового сознания населения и отсутствия правовой культуры сыграло огромную роль в снижении правового иммунитета и практически стало способствовать сегодня развитию так называемой низовой коррупции несоблюдение со стороны ряда государственных и муниципальных служащих этических стандартов служебного поведения.

В настоящее время российское общество самым серьезным образом обеспокоено решением проблемы в борьбе с коррупцией, и в связи с этим утвержден Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы (в ред. Указа Президента РФ от 13.04.2010 № 460), где определены дальнейшие меры по реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В национальной стратегии противодействия коррупции на 2010–2011 годы определены направления деятельности всем без исключения органам государственной власти на федеральном и муниципальном уровне. Особое внимание уделено разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Уделено внимание тем вопросам, которые рассмотрены в данной статье, касающимся работы кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, занимающихся профилактикой коррупционных и других правонарушений, и мерам по ее совершенствованию, а также устранению условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, с которыми граждане встречаются наиболее часто (бытовая коррупция).

В Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы преимущественно акцентируется внимание на политической, экономической, административной, бытовой и элитной коррупции и, кроме того, выделяется национальная и международная коррупция. Все перечисленные виды коррупции носят социально опасный характер, и они взаимосвязаны между собой.

Большую опасность несет в себе политическая, экономическая, административная коррупция, а также коррупция в судебных и правоохранительных органах. Таким образом, коррупция в самом широком понимании явления – это использование служащим органа власти и управления своих властных полномочий в личных интересах, а также в интересах третьих лиц или групп(1).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многовековой опыт противодействия с коррупцией, в настоящее время государство, как и прежде, признавая опасность этого явления, ведет себя не всегда последовательно в части исполнения законодательных актов, направленных на борьбу с коррупцией. Сегодня широкомасштабная борьба с коррупцией, опираясь на федеральные законы, международные конвенции, перешла от кампанейщины к постоянным плановым мерам, отраженным в федеральных и местных документах по противодействию коррупции. «Хроническая болезнь» не вылечена, лишь приглушена и продолжает существовать, и это закономерно, поскольку она может быть только в том случае, когда проявляется государственная воля в борьбе с этим явлением, когда она ведется профессионально, в рамках закона и при широкой поддержке населения(2).

Только активное использование всех законных мер ко всем гражданам независимо от их социального положения в обществе может привести к желаемому результату в противодействии коррупции.


1 Талапина Э. Правовые способы противодействия коррупции // Право и экономика. 2006. № 6. С. 3.
2 Епихин А.Ю. Борьба с взяточничеством и коррупцией в России в начале 20-х годов: Уроки и опыт // Коррупция и борьба с ней. М. : Российская криминологическая ассоциация, 2000. С. 187.


Также по этой теме: