Главная    Интернет-библиотека    Право    Гражданские дела    Трудовые правоотношения с иностранным элементом

Трудовые правоотношения с иностранным элементом

21.06.2013

Трудовые правоотношения с иностранным элементом

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №8 год - 2011

Чашина О.Ю.,
заместитель председателя КАМО «Дальневосточная»
по управлению персоналом

Трудовые правоотношения, как и большинство общественных отношений, регламентируемых нормами частного права, могут быть осложнены иностранным элементом. Иностранный элемент может выступать как на стороне работодателя, так и на стороне работника. Наличие в трудовых правоотношениях иностранного элемента на стороне работодателя каких-либо ощутимых особенностей в нормативно-правовой регламентации за собой не влечет. Если же иностранец или лицо без гражданства является работником (кандидатом в работники), то такие трудовые отношения имеют свои существенные особенности, которые проявляются как в правовом статусе самих иностранных работников, так и в правовом статусе работодателей, эксплуатирующих труд работников, не являющихся российскими гражданами.

Основы трудовой деятельности иностранных граждан на территории России заложены ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.04.2011, далее – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»)(1).

Как гласит ч. 1 этой статьи, иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. А вот ограничения федеральным законодательством для трудоустройства иностранных граждан предусмотрены довольно многочисленные и разнообразные.

Во-первых, работодателем для иностранца в России является не любое физическое или юридическое лицо, как это записано в ч. 4 ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ)(2), а только те из них, которые получили заветное разрешение на привлечение и использование иностранных работников (ч. 2 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).

Известно, что широко распространенной практикой является подмена трудовых правоотношений гражданско-правовыми отношениями в рамках договоров об оказании услуг. Но и для того, чтобы получить у иностранного гражданина необходимые услуги по гражданскому договору, заказчик таких работ или услуг также должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, о чем сказано в ч. 3 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

Однако одного только разрешения на привлечение и использование иностранных работников недостаточно для того, чтобы можно было заключить с иностранцем или апатридом договор, пусть то трудовой или гражданско-правовой. Это второе ограничение. Такой договор может быть заключен только при наличии разрешения на работу со стороны работника (ч. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).


(1) Собрание законодательства РФ. – 2002 – № 30. – Ст. 3032.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.


Таким образом, для заключения трудового договора с иностранным элементом на стороне работника его участники должны иметь одновременно два разрешения:

  • на привлечение и использование иностранных работников (для работодателя);
  • на работу (для работника).

Следовательно, на рынке труда могут результативно встретиться только те работодатели и иностранные работники, каждый из которых имеет по разрешению на вступление в трудовые правоотношения с иностранцем на территории РФ.

Из общего правила имеется ряд исключений, закрепленных пп. 1–9 ч. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Не требуется разрешение на работу следующим иностранным гражданам:

  • постоянно проживающим в РФ;
  • являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
  • являющимся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являющимся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
  • являющимся журналистами, аккредитованными в РФ;
  • обучающимся на территории России в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул либо работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
  • приглашенным в РФ в качестве научных работников или преподавателей в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью в имеющих государственную аккредитацию вузах, государственных академиях наук или их региональных отделениях, национальных исследовательских центрах, государственных научных центрах, иных научных организациях, в которых действует совет по защите диссертаций, либо иными научными и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством РФ, либо в качестве преподавателей для проведения занятий в иных образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях);
  • приглашенным в РФ с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемым помимо этого для занятия преподавательской деятельностью в научных организациях и имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях (кроме духовных (религиозных) образовательных учреждений);
  • являющимся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в РФ, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ;
  • при наличии международного договора, предоставляющего соответствующие льготы в трудоустройстве на территории России, гражданам конкретного иностранного государства. Так, согласно ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан»(1) (ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 № 89-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан»(2)) договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан. Кроме того, согласно п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»(3) действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан РБ в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.

Из смысла ч. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» следует, что работодатели для привлечения на работу иностранных граждан, относящихся к одной из категорий из приведенного перечня, не должны получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.


(1) Собрание законодательства РФ. – 1999 – № 47. – Ст. 2625.
(2) Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2215.
(3) Российская газета. – 1998. – 14 февраля.


Кроме того, в соответствии с ч. 4.5 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

  • прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности именно как высококвалифицированные специалисты. При этом под высококвалифицированными специалистами следует понимать иностранного гражданина, характеристики которого подпадают под следующие критерии, установленные ч. 1 ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»:
  1. имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности;
  2. соблюдается одно из следующих условий на выбор:

а) размер заработной платы либо вознаграждения составляет не менее 1 миллиона рублей в год в случае приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами;

б) размер заработной платы либо вознаграждения составляет не менее 2 миллионов рублей в год;
в) участвует в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в ред. от 23.12.2010)(1).

Согласно ч. 4.7 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории России, обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Срок уведомления: 3 рабочих дня.

Начало течения срока: день трудоустройства иностранного гражданина.

Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории РФ и его форма установлены приказом ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами  трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Согласно ч. 4.2 и 5 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» временно пребывающий или проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу или на территории которого он временно проживает.

С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти может в соответствии с ч. 6 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:


(1) Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 40. – Ст. 4970.


  • иностранным гражданином, временно пребывающим в РФ, – вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу;
  • иностранным гражданином, временно проживающим в РФ, – вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Некоторыми особенностями относительно общего порядка характеризуется трудовая деятельность иностранных граждан следующих категорий:

  • прибывших на территорию России в безвизовом порядке;
  • высококвалифицированных специалистов;
  • работающих у работодателей – физических лиц.

Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке

Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, регламентируется ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

Такому лицу разрешение выдается ФМС России на основании его заявления, которое согласно ч. 2 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» подается в ФМС России.

Заявление подается в одном из трех вариантов:

  1. иностранным гражданином лично;
  2. через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ;
  3. через представителя.

Форма бланка заявления о выдаче разрешения на работу утверждена приказом ФМС РФ от 25.12.2006 № 370 (в ред. от 16.03.2009) «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства»(1).

Одновременно с заявлением представляются (ч. 3 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»):

  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве;
  • миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче иностранному гражданину миграционной карты;
  • квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ (при наличии).

Государственная пошлина взыскивается с иностранного работника или лица без гражданства при оформлении разрешения на работу в размере 2000 руб. на основании п. 24 ч. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 28.12.2010, далее – НК РФ)(2).


(1) Российская газета. – 2007. – 24 января.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.


Если иностранным гражданином представлен весь комплект документов, то отказ в приеме от него заявления о выдаче разрешения на работу не допускается (ч. 5 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу составляет 10 рабочих дней. Начало течения срока – день принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу (ч. 7 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).

Уполномоченный орган государственной власти рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством РФ (ч. 6 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).

По итогам рассмотрения заявления ФМС России принимает одно из следующих решений:

  • о выдаче иностранному гражданину разрешения на работу;
  • об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

Решение об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано:

  • в административном порядке – в федеральный орган ФМС России;
  • в судебном порядке – в городской (районный) суд по месту нахождения территориального органа, принявшего решение об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на работу.

При этом необходимо обращать внимание на то обстоятельство, что ч. 7 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» установлен специальный срок на обжалование неправомерного действия органа государственной власти (должностного лица), который составляет три рабочих дня со дня получения данным иностранным гражданином указанного уведомления, тогда как общий срок обжалования, установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 23.12.2010, далее – ГПК РФ)(1), составляет три месяца.

Форма бланка разрешения на работу установлена приказом ФМС РФ от 30.12.2010 № 487 «Об утверждении формы бланков разрешения на работу»(2).

ФМС России направляет информацию о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (в территориальный орган Минсоцздравразвития РФ).

Срок действия разрешения на работу в соответствии с ч. 1.1 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» равен:

  • сроку временного пребывания иностранного гражданина на территории России;
  • сроку действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более одного года со дня его въезда в РФ (за исключением высококвалифицированных иностранных специалистов).

Разрешение на работу может быть действительным как меньше указанного срока, так и за его пределами. До истечения срока действия разрешение на работу иностранного гражданина теряет свою силу в результате аннулирования.


(1) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
(2) Российская газета. – 2011. – 20 мая.


Разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, может быть аннулировано (ч. 1.2 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»). Основаниями аннулирования разрешения на работу являются:

  • создание действиями иностранного гражданина угрозы безопасности РФ или ее граждан;
  • совершение или поддерживание иностранным гражданином террористической (экстремистской) деятельности;
  • если иностранный гражданин в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ, депортировался либо передавался иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии;
  • представление иностранным гражданином поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений;
  • осуждение иностранного гражданина вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
  • наличие у иностранного гражданина непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами;
  • неоднократное в течение одного года привлечение иностранного гражданина к административной ответственности в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;
  • выезд иностранного гражданина из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
  • нахождение иностранного гражданина за пределами РФ более шести месяцев;
  • если иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих;
  • если иностранный гражданин в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу не представил в территориальный орган ФМС России документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;
  • отказ в продлении срока действия разрешения на работу;
  • если иностранный гражданин прибыл в РФ в безвизовом порядке и в течение 15 рабочих дней после досрочного расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а равно после прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) в связи с ликвидацией (прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) не заключил нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • если иностранный гражданин прибыл в РФ в безвизовом порядке и получил разрешение на работу на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с работодателем или заказчиком работ (услуг), в течение шести и более месяцев подряд не представлявшими отчетности в налоговые органы;
  • принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в РФ;
  • факт передачи иностранного гражданина иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором о реадмиссии.

Часть 7.1 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» предусматривает, что срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, может быть продлен.

Для продления этого срока иностранный гражданин не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия указанного разрешения представляет в территориальный орган ФМС России ряд документов (табл. 1).

Часть 7.2 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» закрепляет право ФМС России продления срока действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, получившему разрешение на временное проживание, на срок действия разрешения на временное проживание.

Для продления этого срока иностранный гражданин представляет в территориальный орган ФМС России ряд документов (см. табл. 1).

Если иностранным гражданином представлен весь комплект документов, то отказ в приеме от него заявления о продлении разрешения на работу не допускается (абз. 1 ч. 7.3 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»). Согласно абз. 1 ч. 7.3 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается без учета квот на выдачу таких разрешений.

Срок рассмотрения заявления составляет три рабочих дня со дня представления иностранным гражданином заявления (ч. 7.4 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).

По итогам рассмотрения заявления ФМС России принимает одно из следующих решений:

  • о продлении иностранному гражданину разрешения на работу;
  • об отказе в продлении иностранному гражданину разрешения на работу.

Решение об отказе в продлении иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в судебном порядке – в городской (районный) суд по месту нахождения территориального органа, принявшего решение об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на работу.

Так как ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» специальных требований к сроку на обжалование решения об отказе в продлении иностранному гражданину разрешения на работу не устанавливает, срок подачи жалобы составляет три месяца (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).

Законом предписан определенный алгоритм действий иностранного гражданина в случае, когда его временное пребывание в России связано с исполнением трудовой или подрядной функции, но трудовой договор с ним был расторгнут. В этом случае иностранному работнику следует действовать следующим образом:

  1. Заключить новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Срок – 15 рабочих дней. Начало течения срока – день досрочного расторжения договора с иностранным работником. Нормативное обоснование – абз. 1 ч. 7.5 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».
  2. Далее иностранный работник:

2.1. Не заключивший нового договора, обязан покинуть территорию РФ. Срок убытия с территории РФ приравнивается к дате истечения срока временного пребывания. Нормативное обоснование – абз. 1 ч. 7.5 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

2.2. В случае заключения иностранным гражданином в течение срока действия разрешения на работу нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) данный иностранный гражданин обязан обратиться в территориальный орган ФМС России для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. Срок – 7 рабочих дней. Начало течения срока – день заключения нового договора с иностранным работником. Нормативное обоснование – ч. 7.6 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

Исчисление сроков производится по правилам, закрепленным гл. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ)(1).

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Пример 1. Гражданин Камеруна Мбаго Мбагото получил разрешение на работу, срок которого истекает 25 августа 2011 г. Трудовой договор был с ним расторгнут досрочно 1 августа 2011 г. В этом случаетечение срока для заключения нового договора начинается не 1, а 2 августа 2011 г.

Согласно ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия в организации (в нашем случае – в ФМС России), оно может быть:

  • совершено не позднее того часа, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции;
  • письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

При этом необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что при заключении нового договора с иностранным работником должен учитываться не только 15-дневный срок, закрепленный абз. 1 ч. 7.5 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», но и срок действия разрешения на работу. Новый трудовой или гражданско-правовой договор может быть заключен иностранным работником только при одновременном течении двух сроков:


(1) Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.


  • данного на заключение нового договора в связи с досрочным расторжением предыдущего;
  • действия разрешения на работу.

Если срок действия разрешения на работу истекает раньше, чем 15-дневный срок, закрепленный абз. 1 ч. 7.5 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», дающийся на заключение нового договора в связи с досрочным расторжением предыдущего, то новый договор может быть заключен только в пределах срока действия разрешения на работу.

Пример 2. Гражданин Камеруна Мбаго Мбагото получил разрешение на работу, срок которого истекает 25 августа 2011 г. Трудовой договор был с ним расторгнут досрочно 1 августа 2011 г. В этом случае иностранный гражданин имеет 15 рабочих дней для заключения нового договора. Этот срок истекает 22 августа 2011 г. в 24 ч 00 мин. До этого времени иностранный гражданин вправе заключить новый договор.

Пример 3. Гражданин Камеруна Мбаго Мбагото получил разрешение на работу, срок которого истекает 25 августа 2011 г. Трудовой договор был с ним расторгнут досрочно 10 августа 2011 г. В этом случае иностранный гражданин имеет 15 рабочих дней для заключения нового договора. Этот срок истекает 31 августа 2011 г. в 24 ч 00 мин. Но срок действия его разрешения на работу истекает раньше – 25 августа 2011 г. Именно до этого времени, т. е. до 25 августа 2011 г., иностранный
гражданин вправе заключить новый договор.

Согласно ч. 8 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в безвизовом порядке, выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган ФМС России документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции.

Необходимо обратить внимание, что в ч. 8 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» срок исчисляется не в рабочих днях, а в сутках. Поэтому последний день такого срока может приходиться на нерабочий день. В этом случае согласно ст. 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Пример 4. Гражданин Камеруна Мбаго Мбагото получил разрешение на работу на срок более 90 суток 26 августа 2011 г. Начало течения срока приходится в этом случае на 27 августа 2011 г., а тридцатые (последние) сутки срока на предоставление документов, перечисленных в ч. 8 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» – на 25 сентября 2011 г. (так как в августе 31 день, то нумерация дней начала и окончания срока не будут совпадать). Но 25 сентября 2011 г. – это воскресенье, т. е. выходной (ч. 2 ст. 111 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ1). Поэтому срок представления документов для Мбаго Мбагото закончится в следующий за 25 сентября 2011 г. рабочий день, т. е. в понедельник, 26 сентября 2011 г. Частью 9 ст. 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» на работодателя и заказчиков работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке и имеющих разрешение на работу, возлагается обязанность уведомлять территориальный орган ФМС России и Минсоцздравразвития в субъекте РФ:


1 Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.


  • о заключении трудовых договоров с иностранными работниками;
  • о расторжении трудовых договоров с иностранными работниками;
  • о заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
  • о расторжении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
  • о предоставлении иностранным работникам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Форма и порядок подачи соответствующего уведомления установлены приказом ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее – приказ ФМС РФ от 28.06.2010 № 147)(1).

Срок уведомления – 3 рабочих дня (п. 2 Порядка уведомления ФМС об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ, утв. приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147).

После приема заполненного бланка уведомления территориальным органом ФМС России и органом Минсоцздравразвития России отрывная часть бланка уведомления с отметкой возвращается уведомителю либо его законному представителю под роспись на бланке уведомления, остающемся на хранении в указанных органах (п. 8 Порядка уведомления ФМС об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ, утв. приказом ФМС РФ от 28.06.2010 № 147).

Подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа ФМС и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи (п. 10 Порядка уведомления ФМС об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ, утв. приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147).


(1) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – 23 августа.


Продолжение статьи читайте в журнале
Советник юриста №8/2011

Также по этой теме: