Главная    Интернет-библиотека    Право    Гражданские дела    О новых правилах заключения договоров ресурсоснабжения

О новых правилах заключения договоров ресурсоснабжения

26.06.2015

О новых правилах заключения договоров ресурсоснабжения

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №6 год - 2012

Канцер Ю.А.,
младший юрист юридической фирмы
Princeps Consulting Group, г. Волгоград

Новые Правила № 124 распространяются на договоры:
– энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности));
– теплоснабжения;
– водоснабжения (горячего, холодного);
– водоотведения;
– поставки газа (в т. ч. бытового газа в баллонах).

Остановимся на важных правовых новеллах Правил № 124.

Обязательность заключения договора для УК (ТСЖ)

Ключевым новшеством Правил № 124 является право ресурсоснабжающей организации направить в адрес исполнителя оферту о заключении договора ресурсоснабжения со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии с п. 11 Правил № 124 сторона, направившая оферту (любая из сторон! – Отмечено авт.), в случае неполучения в 30-дневный срок ответа на предложение о заключении договора ресурсоснабжения вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора.

Иными словами, если в Правилах № 360 речь шла только об обязанности поставщика коммунального ресурса заключать публичный договор, которого можно было понуждать к этому в судебном порядке, то теперь такая же обязанность возложена на исполнителя, т. е. УК и ТСЖ. При этом последнее предполагает не только обязательную инициативу обращения самих УК или ТСЖ к ресурсоснабжающей организации в строго регламентированные сроки (см. п. 5 Правил № 124), но и обязательный ответ на оферту, исходящий от продавца коммунального ресурса.

Вместе с тем п. 12 Правил № 124 отмечены три случая допустимого отказа УК (ТСЖ) от заключения договора. Понуждение в этом случае станет невозможным.

Возможности ресурсоснабжающей организации взыскивать долги напрямую с потребителей, а также приостанавливать, ограничивать, прекращать подачу ресурса

Ранее законодательство не содержало прямое указание на возможную уступку прав требования исполнителем ресурсоснабжающей организации в случае задолженности перед поставщиком и одновременном наличии у УК (ТСЖ) дебиторской задолженности потребителей. Теперь это компенсировано п. 26 Правил № 124.

С одной стороны, это поможет организациям управлять своими долгами, снизит нагрузку на арбитражные суды, с другой – возлагать на себя РСО излишнее бремя по взысканию с граждан коммунальных долгов путем обращения в мировые и районные суды также не станет.

Правилами № 124 предусмотрены основания и порядок приостановления, ограничения подачи коммунального ресурса и даже отказа ресурсоснабжающей организацией от исполнения договора при наличии задолженности исполнителя (п. 29 и 30 Правил № 124).

Так, поставщик правомочен приостановить или ограничить подачу ресурса в случае:
– аварии;
– планового ремонта инженерных сетей;
– задолженности у УК или ТСЖ перед поставщиком ресурса за один полный расчетный период (месяц).

При этом указанная возможность блокируется обязанностью поставщика обеспечивать соблюдение прав добросовестных потребителей, т. е. тех граждан, которые исправно оплачивают коммунальные ресурсы. А в условиях отсутствия технической возможности отключения подачи ресурса к одним жителям многоквартирного дома и одновременном сохранении потребления ресурса в отношениях с другими гражданами данные правомочия ресурсоснабжающей организации представляются трудновыполнимыми.

Возможность поставщика и вовсе отказаться от исполнения договора (прекратить подачу ресурса) также ограничена обязательной процедурой:
– наличие задолженности у исполнителя за полных 3 месяца;
– вступившее в силу решение суда или подписанный обеими сторонами акт сверки, подтверждающие такую задолженность;
– обеспечение прав добросовестных плательщиков коммунальных услуг. Последнее может обеспечиваться, например, путем предоставления ресурса напрямую потребителю или уведомления потребителей о возможности выбора другого способа управления (другой управляющей организации).

Несмотря на такой жесткий порядок, отметим, что обязанности у поставщика «обеспечивать подачу ресурса добросовестным потребителям» нет, а лишь есть обязанность «обеспечивать права и законные интересы». Последнее может быть выполнено формальной процедурой уведомления.

Четкое определение объема коммунального ресурса

Также следует отметить внятное определение объема поставляемого коммунального ресурса.

Установлен дифференцированный подход таких расчетов:
– в случае установки коллективного (общедомового) прибора учета;
– при установке индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах (квартирных или комнатных);
– при наличии индивидуального счетчика для частного домовладения;
– при отсутствии коллективного (общедомового) счетчика. В этом случае для расчетов применяется приведенная формула. Однако это правило будет действовать с даты вступления в силу новых Правил № 354;
– в случае отсутствия индивидуальных счетчиков в многоквартирном доме или домовладении;
– при определении объема ресурса для общедомовых нужд.

Сроки оплаты коммунальных услуг, расходы на установку счетчиков

Сроки оплаты за поставленный коммунальный ресурс теперь прямо установлены – 15-е число месяца, следующего за расчетным, при управлении УК или ТСЖ.

Договором может быть установлен более поздний срок. В случае непосредственного управления действует норма ЖК РФ (п. 1 ст. 155) – оплата производится до 10-го числа месяца, следующего за истекшим.

Теперь РСО не вправе возлагать расходы на подключение к «автоматизированным  информационно-измерительным системам учета ресурсов» (так называется комплекс современных счетчиков) на потребителей. Такие счетчики обеспечивают возможность осуществлять оперативный и достоверный учет потребления энергии и даже дистанционное снятие их показателей.

Наименование сторон

Следует учитывать новое название сторон договора ресурсоснабжения, которое представляется более правильным. Если ранее (в Правилах № 360) организация, предоставляющая потребителю коммунальные ресурсы, называлась «заказчик», то теперь именуется «исполнителем»; ранее поставщик коммунального ресурса назывался «исполнитель», теперь ему отводится собственное имя – «ресурсоснабжающая организация». Предтавляется, эти изменения не являются простой чехардой терминов, поскольку «исполнительная» обязанность теперь возложена на управляющие организации (см. п. 2 комментария).

Конкретизация регулирования при непосредственном способе управления

Важным в Правилах № 124 является более детальная регламентация порядка заключения договора при непосредственном способе управления многоквартирным домом или, хотя и при наличии управляющей организации, но расплачиваясь за конкретный коммунальный ресурс напрямую с РСО, т. е. в обход УК или ТСЖ (см.: подп. «д» п. 6; подп. «а» и абз. 10 подп. «в» п. 21; абз. 3 п. 25; п. 27; подп. «а» п. 30 Правил № 124). Прежде простое указание на такую возможность в п. 8 ст. 155; п. 2.1 ст. 161 и ст. 164 Жилищного кодекса РФ было явно недостаточным.

Таким образом, теперь сторонам следует руководствоваться вновь принятыми Правилами № 124 в процессе заключения и исполнения публичных договоров ресурсоснабжения. Безусловно, такая более детальная регламентация правил восполняет ряд неопределенностей и пробелов в законодательстве. Вместе с тем с вступлением в силу Правил № 124 возможны более длительное преддоговорное обсуждение взаимных условий и даже затяжные разбирательства в арбитражных
судах на этой стадии.

P.S: Обращаем внимание на ряд ключевых нормативных правовых актов, действующих в настоящее время и регулирующих отношения в сфере предоставления коммунальных ресурсов. Ресурсоснабжающим организациям, а также управляющим организациям необходимо руководствоваться в процессе заключения и исполнения договоров ресурсоснабжения:
– Гражданским кодексом РФ;
– Жилищным кодексом РФ;
– описанными выше Правилами № 124;
– действующими Правилами № 360 заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры;
– Правилами № 307 о порядке предоставления коммунальных ресурсов гражданам, которые утратят вскоре силу в связи с изданием заменяющих их Правил № 354;
– а также Правилами № 306 установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
– специальными Правилами № 167, касающимися систем водоснабжения и водоотведения.

Также по этой теме: