Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Отраслевой менеджмент    Принципы управления в эффективной цепи поставки продовольствия

Принципы управления в эффективной цепи поставки продовольствия

Принципы управления в эффективной цепи поставки продовольствия

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2008

Фетюхина О.Н.

канд. экон. наук, доцент кафедры управления
и предпринимательства ДонГАУ

 

 Мировая система продовольствия подвергается фундаментальным изменениям благодаря технологическому развитию, приросту населения, общему экономическому развитию и глобализации [1, 2, 3]. Появление глубоко интегрированных цепей поставки продовольствия, в том числе продуктов высокой ценности, все более востребованных потребителями всех уровней дохода, является важной составляющей общих изменений в маркетинге продукции АПК [4, 5].

Современные исследования цепей поставки сосредоточились на концепции «бережливого мышления» (leanthinking). WomackJ., D. Jonesи D. Roose[6] описывают развитие бережливых технологий производства (lean production methods) в японской автомобильной компании Toyota и воздействие этих методов на глобальную автомобильную промышленность. В книге [7] эти авторы формулируют пять фундаментальных принципов бережливых предприятий и показывают, как они были применены фирмами ряда отраслей промышленности и регионов. В свою очередь, в работе [4] высказывается предположение, что эти принципы адекватны условиям и маркетингу концепции глобальной цепи поставки продовольствия и в особенности продуктов высокой ценности.

Пять принципов бережливого производства определяют следующее.

  • Обусловленная ценность (specify value) фирмы должна определить ценность, которую их продукт предлагает конечному пользователю, и сосредотачивать свое производство на клиентских точках зрения, а не своих собственных.
    Идентификация потока ценностей (identify the value stream) – поток ценности представляет весь пакет действий, необходимый для поставки продукта к конечному клиенту, и ценности, воплощенные в этом продукте. Этот пакет включает разработку и совершенствование продукта, информационные задачи, связанные с порядком разработки и планированием, а также физическое преобразование продуктов в цепи поставки в маркетинговые ценности – форму, место и время, связанное с производством и распределением. Фирмы должны полностью выявить весь поток ценности, включая действия, выполненные другими фирмами цепи поставки.
  • Обеспечение непрерывности потока (ensure continuous flow) – фирмы должны обеспечить непрерывный поток ценностей, а не движение партиями. Традиционные производственные системы характеризуются крупносерийным производством и большими материальными запасами.
    Управление производством посредством сдерживания (govern production through pull).
    Этот принцип подразумевает, что производство продукта не следует начинать, пока нет потребительского спроса. Это устраняет потребность в значительных ценовых колебаниях и накоплениях запасов. Соблюдение этого принципа в цепях поставки продовольствия достаточно сложно осуществлять из-за природы сельскохозяйственного производства.
  • Стремление к совершенствованию (strive for perfection). Фирмы должны бороться за постоянное совершенствование своих продуктов и процессов. Они должны формировать поток ценностей таким образом, чтобы уменьшать брак на всех стадиях производства, снизить потребность в дорогостоящем переделывании и замене дефектных товаров, учитывая, что в условиях цепи поставки продовольствия такие переделки практически невозможны.

Одним из важнейших положений концепции бережливого предприятия является необходимость прозрачности бизнеса и информационных потоков. В большинстве случаев цепи поставки продовольствия охватывают несколько фирм, и среди самых сложных проблем внедрения бережливого мышления устранение отрицательного имиджа фирм и создание друг у друга положительного имиджа. Это требует прозрачности среди фирм цепи поставки относительно затрат, цен и производства, а также определенных обязательств всех участников цепи по обеспечению каждой фирмой получения адекватной прибыли на инвестированный капитал [7].

Стандарты считаются инструментом, связывающим дискретные процессы управления в цепи поставок продовольствия. Например, установленные в США в 1916 г. В соответствии с законами о стандартах зерна национальные определения сортов зерна снизили трансакционные издержки и стали институциональным основанием для децентрализованной маркетинговой системы зерна [8]. Даже когда система переходит от стандартных товаров к эксклюзивным продуктам, национальные сорта и определяющие их стандартные измерители остаются важными [9]. Стандарты могут быть также установлены торговыми ассоциациями или отдельными фирмами, как, например, Универсальным продуктовым кодексом в США (Universal product code – UPC). Идентификационная система определения продуктов инициирована промышленными организациями США. Эта система революционизировала розничные операции, завершающие цепи поставки не только в контрольных линиях покупок в магазинах, но также и в подсобных помещениях, где управление запасами и продуктовыми заказами имеет ключевое значение [10].

В модели цепи поставки для пищевых продуктов высокой ценности должны играть важную роль три типа стандартов.

  • Первичные продуктовые стандарты производства (primary production practice standards) часто служат основанием для создания ценностей в цепи поставки продовольствия. Эти стандарты могут просто определить место или время, когда будет начат цикл производства, или они могут быть более сложными и далеко идущими.
  • Стандарты упаковки и логистики (packaging and logistics standards) помогают конфигурации новой цепи поставки. Понятие «упаковка» используется в очень широком смысле и относится к любой технологии, которая сохраняет целостность продукта, поскольку он перемещается через всю цепь поставки. В конечных секторах распределения и розничной продажи стандарты были разработаны на поддоны многократного использования и контейнеры, в которых обычно транспортируются продовольственные продукты от изготовителя дистрибьюторам и розничным продавцам. Эти стандартизированные приспособления позволяют эффективно перемещать большое количество различных продуктов из множества начальных точек к различным местам назначения. Большее использование контейнеров для перемещения пищевых продуктов с ферм на переработку и изготовителям продовольствия увеличивает гибкость транспортировки. Это облегчает сохранение специфических свойств и гарантий качества продовольствия в общих системах логистики, целью которых может являться достижение эффективности систем оптовой транспортировки сельхозпродукции.
  • Стандарты передачи информации (date transfer standards) формируют модель цепи поставки. Ранее созданные стандарты UPC получили развитие в 1970–80 гг. В 1990-е гг. изготовители продовольствия, оптовые и розничные продавцы разработали и внедрили стандарты электронного обмена данными (electronic date interchage – EDI). Позже темп развития увеличился в отношении интернет-систем «бизнес–бизнесу» (B2B). Эти системы рассчитаны на большее количество общих стандартов и инструментов, требуя меньше авансированных инвестиций торговыми партнерами. Они эффективны для данных, передаваемых небольшими фирмами, и для ситуаций, где необходимо часто обмениваться небольшими объемами информации.

Развитие стандартов существенно влияет на системную эффективность и гарантии качества продовольствия. Новые стандарты изменяют уровень прозрачности и интенсивности конкуренции, воздействуя таким образом на распределение обращений в пределах цепи поставки. Стандарты могут также затронуть инновации, облегчая для новых фирм развитие системы управления и практики деловых отношений, необходимых для вхождения в какой-либо сектор цепи поставки или устанавливая цепь поставки для нового продукта. Вместе с тем узко определенные стандарты могут тормозить введение радикально новых систем и процессов.

Рынки – эффективные механизмы для того, чтобы координировать решения о распределении ресурсов и продуктовых потоков среди фирм, когда внешняя среда, общественные товары и доступ к информации не являются решающими факторами ни в условиях равенства конкуренции, ни среди покупателей и среди продавцов. Появление разнообразия продуктов на выходе первичной производственной системы продовольствия создает много новых возможностей формирования рынка. В то же время бурное развитие электронной торговли понижает ценность установления новых рынков.

Электронная система торговли для производственных контрактов в цепях поставки продовольствия помогает производителям устанавливать точки пересечения и поставок продуктовых потоков и обеспечивает информацию относительно ценовых премий и условий контракта (например, использовать такую систему для поступающих на переработку зерновых культур; обеспечить совпадение объемов и сроков поставок продукции с потенциалом фермеров – поставщиков зерна). Система обеспечивает фермеров возможностью сравнить местоположения товара поставки, оговорки контракта и ценовые премии для всего диапазона зерновых культур.

Хотя развитие электронной торговли в целом замедлилось, в последнее время в секторах, тесно связанных с первичным сельскохозяйственным производством, продолжается рост товарообмена через сеть Интернет. Эти новые рынки оказывают сильное влияние на структуру связей типа B2B и роль посредников. Будущее развитие обеспечивается прогрессом в информационных технологиях и экономическими исследованиями в теориях ценообразования и моделях аукционного рынка [12], помогающих объяснять эффективность и распределительное воздействие альтернативных рыночных механизмов.

Новые рынки могут понизить системные издержки и изменить распределение доходов среди участников цепи. Охват глобальных рынков несколькими цепями поставки должен помочь механизму адаптации и инновациям, если контроль конкурирующих цепей поставки не сконцентрирован. При этом следует рассматривать связанные рынки в институциональной модели цепи поставки. Связанные цепи рынков будут лучше способствовать развитию конкурентоспособных сил и централизованному регулированию  общественного сектора, чем рынки, работающие в пределах единственной цепи.

Организационные механизмы координации, используемые в модели цепи поставки, включают практику деловых отношений, которые могут быть установлены через неценовые, количественные условия в контрактах или через неофициальные межфирменные отношения. Они также включают новые организационные формы. Таково подключение в качестве третьей стороны сертификационных агентств, обеспечивающих гарантии качества продукта, а также совместные предприятия и союзы, которые координируют инвестиции, операции и участие в прибылях среди независимых торговых партнеров.

Разделение информации, передача решения и партнерские решения – три общие практики деловых отношений для координации распределения ресурсов и потоков продуктов между границами фирм. Все это помогает уменьшить асимметрию информации, облегчить взаимодействие торговым партнерам, уменьшить внешние воздействия. Например, практика отношений между изготовителями продовольствия и дистрибьюторами использует информацию о разделении и передаче решений, чтобы эффективно реализовать прибыль. Оптовый торговец или самостоятельный розничный продавец регулярно посылает данные о движении продукта изготовителю, что позволяет изготовителю принимать решения относительно пополнения потоков, подчиненных ограничениям на минимум и максимум материальных запасов в распределительном центре. Это позволяет изготовителю снизить затраты, выравнивая производство и рационализируя логистику, и разделить сэкономленные затраты между двумя сторонами.

Методы управления категориями (category management practices) в розничном конце системы продовольствия иллюстрируют ценность разделения решений (decision sharing). Изготовители, брокеры, оптовые торговцы, а также розничные продавцы формируют команды, чтобы принять объединенные решения об ассортименте продукта, распределении места на полках, ценообразовании и поощрениях. Часто эти команды основаны на неофициальных связях, а не на договорных соглашениях. В случае успеха методы управления категориями сокращают затраты и увеличивают потоки продукта для всех сторон.

Новые организационные формы также облегчают координацию. Имеющие отношение к третьей стороне сертификационные агентства могут играть роль в цепях поставки продовольствия высокой стоимости, когда определяющие признаки связаны с методами производства. В таких случаях группа фирм в одном секторе цепи поставки – вертикальный союз торговых партнеров или правительственный орган – могут установить и использовать независимое сертификационное агентство для проверки качества. Сертификационный процесс вовлекает комбинацию основных и периодических дополнительных проверок, строгие процедуры ведения записей и внезапные ревизии. Этот процесс стоит дорого, но порой это более эффективно, чем прямой контроль и лабораторные испытания.

Вертикальные совместные предприятия и союзы также являются организационными инструментами в проекте цепи поставки. Совместное предприятие может позволить независимым торговым партнерам организовать обслуживание, которое использует уникальную компетентность каждой фирмы и приносит пользу всей цепи поставки. Еще более универсальные союзы создаются между торговыми партнерами, например, между кооперативом и его членами, которые могут быть источниками широкого диапазона уникальных сырьевых компонентов, а также изготовителями продовольствия, нуждающимися в этих компонентах для создания разнообразных продуктовых линий. Такие союзы могут быть основанием для получения эффективных доходов в цепи поставок среди множества более узкоспециализированных продуктов высокой ценности.

Развитие глобальных цепей поставки продовольствия и, в особенности, продовольствия высокой ценности, будет прежде всего определяться творческими идеями и стратегическими выборами людей и фирм, реакцией на новые возможности рынка. В общем случае конкурентоспособные силы – местные, национальные, и международного уровня – могут двинуть этот эволюционный процесс к увеличению эффективности и к более сложным продуктам высокого качества(1).

Организации общественного сектора помогают формировать развитие продовольствия высокой стоимости в цепи поставки. Не исключено, что самые важные влияния будут проявляться через национальные инвестиции в инфраструктуру и общественные учреждения институтов. В развивающихся странах инфраструктура и институты будут главным фактором, определяющим и возможности поставщиков предложить свое продовольствие на мировых рынках, и возможности потребителей удовлетворять свои растущие запросы за счет новых технологий и продуктов. В развитых странах инфраструктура и институты будут оказывать решающее воздействие на разнообразие продуктов, конкуренцию, конкурентоспособность и инновации.


1 Вместе с тем ряд экономистов высказывает опасения, что концентрация владельцев и контроль исказят распределение затрат и доходов и будут препятствовать инновациям в некоторых секторах системы продовольствия.


Литература
1. Фетюхина О.Н. Глобальный рынок продуктов питания //Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 2.
2. Фетюхина О.Н. Маркетинг и маркетинговая система АПК //Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 2.
3. Фетюхина О.Н. Динамика структуры глобальных рынков продукции АПК // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.
2007. № 2.
4. New Directions in Global Food Markets /Agriculture and Trade Report, U.S. Department of Agriculture, Economic Research Service, 2005.
5. Venturini L. and King R.P. Vertical Coordination and the Design Process for Supply Chains To Ensure Food Quality. In: Economic Studies on Food, Agriculture, and the Environment, Maurizio – Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2002.
6. Womack J., Jones D., Roose D. The Machine That Changed the World. – N.Y.: Harper Perennial, 1991.
7. Womack J.P., Jones D.T. Lean Thinking. – N.Y.: Simon & Schuster, 1996.
8. Hill L.D. The Case for Public Grain Grades. – In: Structural Change and Performance of the U.S. Grain Marketing System. Department of Agricultural, Environmental, and Development Economics, The Ohio State University, 1998.
9. Chambers W. and King R.P. Changing Agricultural Markets: Industrialization and Vertical Coordination in the Dry Edible Bean Industry //Review of Agricultural Economics. 2002. Vol.
24. № 2.
10. Walsh J.P. Supermarkets Transformed: Understanding Organizational and Technological Innovations. – Rutgers University Press, 1993.
11. Wheatley W.P., Buhr B. and DiPietre D. E-Commerce in Agriculture: Development, Strategy, and Market Implications / Staff Paper P01-6, Department of Applied Economics, University of Minnesota, July 2001, http://agecon.lib.umn.edu/mn/p0106.pdf.
12. McAfee R.P. and McMillan J. Auctions and Bidding // Journal of Economic Literature, Vol. XXV, June 1987.

 

Также по этой теме: