Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Отраслевой менеджмент    Управление сбытом аграрной продукции в Cаратовской области

Управление сбытом аграрной продукции в Cаратовской области

08.05.2014

Управление сбытом аграрной продукции в Cаратовской области

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2009

Гритчина М.Н.,
к. э. н., доцент кафедры
«Управление сельскохозяйственным производством»
ФГОУ ВПО «Саратовский государственный
аграрный университет им. Н.И. Вавилова»,

Проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции предприятиями агропромышленного комплекса Поволжья характерны для всех, наверное, некрупных сельхозпроизводителей России. Это:

  1. низкий уровень товарности сельскохозяйственной продукции;
  2. неэквивалентное распределение прибыли от сбыта между сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими субъектами рыночной деятельности;
  3. несовершенство механизма продвижения продукции на розничных продовольственных рынках.

Оптимизация и регулирование механизмов сбыта сельскохозяйственной продукции – это задачи местного институционального управления и одновременно проблемы для работников малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса. Организаций, работающих в этой сфере, тысячи. Так, структуру продовольственного розничного рынка только одной Саратовской области составляют
3598 стационарных розничных торговых предприятий, из них 175 рынков и торговых рядов, 2197 продовольственных предприятий, 1326 смешанных. По данным Саратовстата, удельная доля продовольственных рынков в общем объёме розничного товарооборота в 2008 г. составила 29,7%, или 18,398 млрд руб.

Особая роль в системе сбыта сельскохозяйственной продукции принадлежит продуктовым рынкам. На долю трёх крупнейших из 34 стационарных рынков г. Саратова (табл. 1) приходится 36% рыночного торгового оборота, на прочие продовольственные рынки г. Саратова – 23%, на локальные продовольственные рынки, расположенные в 32 районах Саратовской области, – 41% оборота.

В частности, на трёх крупнейших продовольственных розничных рынках г. Саратова сбывается 48% сбыта парного и охлаждённого мяса по г. Саратову, 32% сметаны, 42% столового и диетического яйца, 56% ранних овощей из закрытого грунта. Индексные показатели сбыта основных видов продовольствия местного производства преимущественно растут (рис. 1, рис. 2).

За исследуемый период на продовольственных рынках региона цены стойко росли по всем основным группам сельскохозяйственной продукции (табл. 1). В таблице приведены данные по продовольственной группе сельскохозяйственных продуктов, которые (по результатам социологических опросов) потребители чаще закупают именно на продуктовых рынках. Это говядина, сметана, творог, яйца и ранние овощи.

По всем группам исследованных товаров от 60 до 90% продукции производится личными подсобными хозяйствами (ЛПХ), малыми и средними сельскохозяйственными предприятиями (за исключением ранних овощей).

На рынки продукция попадает через многоканальные сбытовые цепочки. Мы провели факторный анализ причин роста цен на сельскохозяйственную продукцию, подлежащую переработке. Оказалось, что основная прибавка торговых наценок при сбыте сельскохозяйственной продукции в Саратовской области приходится на сбытовые каналы 2–3 уровня (перекупщиков – трейдеров), а также на розничную торговлю.

На долю предприятий-переработчиков приходится в среднем не более трети увеличения конечной цены товара. Например, за 2007 г. на рынках Саратовской области в цене реализации 1/2 кг хлеба и хлебобулочных изделий (8,5 руб.) зерно составляло 1,445 руб., доля мукомольной промышленности – 2,085 руб., доля хлебопекарной промышленности – 1,805 руб., доля маркетинговых посредников – 2,046 руб., доля розничных торговцев – 1,119 руб. В зависимости от вида продукции в суммарной величине сбытовых наценок 10–25% приходится на товаропроизводителей; от 23 до 45% приходится на долю переработчиков. От 37% и выше – наценка, принадлежащая маркетинговым посредникам и торговым сетям.

Причинами этого является то, что крупные торговые сети самостоятельно устанавливают и взимают единовременную оплату «за торговое место»; торговую наценку, которую определяют самостоятельно без согласования с товаропроизводителями; дополнительную плату за рекламирование продукции (в виде удержания процента от суммы возвратного платежа). Кроме того, открыто устанавливается отсрочка платежа за поставленную продукцию (до трёх месяцев). Подобная практика в настоящее время не имеет чёткого законодательного регламентирования.

Столь же высокие торговые наценки устанавливаются при сбыте готовой сельскохозяйственной продукции через структуру розничных рынков. При опросе руководителей сельскохозяйственных предприятий основными факторами повышения цен на аграрную продукцию при сбыте её через структуру розничных рынков они назвали следующие (рис. 3).

Положительные примеры административного регулирования процессов продвижения   сельскохозяйственной товарной продукции через структуру локальных розничных рынков имеют почти вековую историю во Франции, Испании. Элементы такого механизма применялись и в России (Алтайский край, регулирование величины рекламных отчислений на крупных розничных рынках в Кировской области). В Поволжье они пока не применяются.

По мнению автора, для формирования выгодного и производителям, и потребителям механизма продвижения сельскохозяйственной товарной продукции через структуру розничных рынков может быть предложен следующий комплекс мероприятий институционального и рыночного управления: Создание в структуре Минсельхоза России специализированного департамента  регулирования снабженческо-сбытовой сферы для интенсификации участия предприятий АПК в снабженческо-сбытовой деятельности на региональном и межрегиональном уровне.

Развитие кооперации и интеграции предприятий АПК в сфере снабжения и сбыта (для малых предприятий и личных подсобных хозяйств).

Формирование альтернативных крупным торговым сетям механизмов регулирования  снабженческо-сбытовых процессов (биржевой, ярмарочной торговли), а также распространение оптово-розничных рынков сырья и продовольствия.

Так можно повысить эффективность работы сельскохозяйственных предприятий, повысить конкурентоспособность отечественной аграрной продукции хотя бы на внутреннем рынке, снизить удельный вес импортного продовольствия в структуре личного потребления граждан и снизить стоимость продовольственной корзины для потребителя.

Литература
1. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Постановление мэра г. Саратова от 31.10.2003 № 826 «О мерах по развитию обеспечения населения города продовольственными и непродовольственными товарами».
3. Постановление правительства Саратовской области от 18.10.2005 № 108-П «О концепции развития отраслей потребительского рынка Саратовской области на 2005–2010 годы».

Также по этой теме: