Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Трансфертное ценообразование    Трансфертное ценообразование – отныне «угроза» всем

Трансфертное ценообразование – отныне «угроза» всем

29.05.2013

Трансфертное ценообразование – отныне «угроза» всем

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №3 год - 2013

Богданова Ю. В.,
эксперт БГ

Думаю, что сегодня в России нет ни одного бухгалтера, который не слышал о введении закона о трансфертном ценообразовании. До 1 января 2012 г. налоговые органы имели право проверять соответствие цены сделки рыночному уровню цен в соответствии со статьей 40 НК РФ. В данной статье были перечислены случаи, когда налоговый инспектор имел право проверять цены в сделках. Это были сделки:

  1. между взаимозависимыми лицами;
  2. товарообменные (бартерные);
  3. внешнеторговые;
  4. цена в которых отличалась более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.


Федеральным законом от 18.07.2011 № 227–ФЗ (далее – Закон № 227–ФЗ) введен в действие отдельный раздел первой части НК РФ, посвященный трансфертному ценообразованию. Кроме этого, данным законом утверждено положение, согласно которому с 1 января 2012 г. положения статьи 40 НК РФ применяются исключительно к сделкам, доходы и расходы по которым возникли до 1 января 2012 г.

Таким образом, по сделкам, совершенным начиная с 1 января 2012 г., налоговые органы могут контролировать цены только в том случае, если это предусмотрено так называемым законом о трансфертном ценообразовании, а именно Разделом V.1 НК РФ.

Согласно новому законодательству налоговые органы имеют право проверять цены в сделках между взаимозависимыми лицами, а также в сделках, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами, при соблюдении определенных критериев.

Взаимозависимыми при этом признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц (статья 105.1 НК РФ).

Сводная информация о сделках, подлежащих контролю, приведена ниже.

Таким образом, можно сделать вывод, что если сделка не соответствует ни одному из перечисленных выше критериев, то налоговые органы не имеют право проверять цены в таких сделках на соответствие рыночным, и налогоплательщики, как говорится, могут спать спокойно.

Подобный вывод был справедлив до недавнего времени.

Так, в письме от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145 Минфин России (далее – Письмо № 03-01-18/8-145) впервые упомянул, что в случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг), при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, возможно применять методы, установленные главой 14.3 НК РФ. Позднее совместным письмом ФНС России и Минфина России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615 письмо № 03-01-18/8-145 было направлено нижестоящим налоговым органам для использования в работе.

То есть можно предположить, что подобными разъяснениями Минфина России будут пользоваться налоговые органы «на местах» и, следовательно, предъявлять претензии к ценам сделок между взаимозависимыми лицами, даже если в соответствии с Разделом V.1 НК РФ сделки не являются контролируемыми.

Позднее Минфин России еще не единожды высказывал аналогичную точку зрения (письмо от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149, письмо от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316).

На мой взгляд, данная позиция фискальных органов является спорной, ведь в первой части НК РФ четко прописаны критерии сделок, цены в которых могут быть проверены в рамках закона о трансфертном ценообразовании. Кроме того, любые попытки территориальных налоговых органов провести налоговый контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами будут вступать в противоречия с положением пункта 3 статьи 105.3 НК РФ, устанавливающего презумпцию соответствия цены договора уровню рыночных цен и возможность доказательства обратного лишь федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Как себя поведут суды в подобной ситуации, на сегодняшний день спрогнозировать невозможно.

В любом случае организациям, осуществляющим сделки с взаимозависимыми лицами, не подлежащие контролю в соответствии с законом о трансфертном ценообразовании, рекомендуется изучить положения Раздела V.1 НК РФ и провести анализ цен, установленных в данных сделках, чтобы заранее выявить возможные претензии со стороны налоговых органов и продумать аргументацию в защиту своей позиции.

Также по этой теме: