Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Дискуссионный клуб    Cравнительный анализ популярности и востребованности в русскоязычных научных кругах ведущих экономических изданий России

Cравнительный анализ популярности и востребованности в русскоязычных научных кругах ведущих экономических изданий России

16.10.2014

Cравнительный анализ популярности и востребованности в русскоязычных научных кругах ведущих экономических изданий России

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2014

Василенко Е.А.,
кандидат химических наук, доцент,
директор Инновационного центра
Российского химико-технологического университета
имени Д.И. Менделеева, Москва

Журналы «Менеджмент в России и за рубежом» и ««Маркетинг в России и за рубежом» входят в число журналов, рецензируемых Научной электронной библиотекой. Научная электронная библиотека (НЭБ) eLIBRARY.RU – это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 18 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 3200 российских научно-технических журналов, в том числе более 2000 журналов в открытом доступе, из них 331 – по экономике, менеджменту и финансам. НЭБ, пожалуй, единственный в России значимый ресурс, аккумулирующий полнотекстовую информацию, в том числе периодику.

Импакт-фактор
Оценим импакт-фактор (ИФ) журнала «Менеджмент в России и за рубежом». Импакт-фактор – численный показатель важности научного журнала, его научный «вес». Двухлетний ИФ вычисляется следующим образом: I2013 = A/B, где: A– число цитирований в течение 2013 г. статей, опубликованных в данном журнале в 2011–2012 гг.; B– число статей, опубликованных в данном журнале в 2011–2012 гг. Рассчитывается ИФ в НЭБ в рамках проекта «Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)».

Импакт-фактор журнала «Менеджмент в России и за рубежом» довольно высок для русскоязычных журналов и составляет 0,539. По сути, данный показатель отражает среднее число цитирований одной статьи из журнала. В данном случае он свидетельствует о том, что каждая вторая статья из журнала цитируется кем-либо за последние два года.

За 14 лет существования журнала «Менеджмент в России и за рубежом» (2000– 2014 гг.) в нём было опубликовано 902 статьи (на июль 2014 г.). Число цитирований статей – 7686, ИФ = 8,5.

Интегральный показатель в системе Science Index
Методика расчёта интегрального показателя научного журнала в рейтинге Science Index приведена по рекомендациям [1]. Интегральный показатель журнала в системе Science Index используется при построении рейтинга российских научных журналов и рассчитывается согласно http://elibrary.ru/titles_compare.asp. За основу расчётов берётся количество цитирований, которые статьи из журнала за предыдущие 5 лет получили в течение того года, для которого показатель рассчитывается. Например, при расчёте показателя за 2010 г. за основу берётся суммарное число ссылок, сделанных в 2010 г. на статьи, опубликованные в журнале в 2005–2009 гг.

Расширенное с двух до пяти лет окно цитирования позволяет в некоторой степени сгладить различия в хронологическом распределении ссылок для журналов различных тематических направлений. Безусловно, журналы, статьи из которых начинают цитироваться раньше, получают определённые преимущества в рейтинге.

Показатель не нормируется по количеству статей, опубликованных в журнале в течение расчётного периода, как это делается, например, при расчёте импакт-фактора. Соответственно Science Index отражает не среднее количество цитирований одной статьи, а совокупное число цитирований всех статей журнала, то есть вклад данного журнала в общую массу цитирований в течение года. Это означает, что при равном среднем уровне цитирования публикаций преимущество получают более крупные журналы.

Выбор в качестве основного оценочного показателя общего количества цитирований журнала позволяет рассчитать этот показатель в том числе и для журналов, не обрабатываемых или не полностью представленных в РИНЦ. В этом заключается отличие Science Index от импакт-фактора, для расчёта которого необходимо знать точное количество статей, опубликованных в журнале в течение периода, для которого рассчитывается ИФ.

Методика позволяет отчасти скорректировать различия между обзорными журналами и журналами, печатающими оригинальные исследовательские статьи.

Преимущество журналов, содержащих в основном обзорные статьи, которые в среднем цитируются чаще, нивелируется тем, что эти журналы, как правило, публикуют не большое количество обзоров в год.

Показатель Science Index рассчитывается только для российских научных журналов, выходящих на русском языке, или российских журналов, выходящих сразу на английском языке и не имеющих оригинальной русскоязычной версии. Не рассматриваются реферативные журналы и журналы, не выходящие в настоящее время. Учитываются только цитирования в научных статьях, научных обзорах и кратких сообщениях. Не учитываются цитирования публикаций, у которых нет авторов.

Если журнал переименовывался в течение последних пяти лет, или имело место слияние нескольких журналов в один, или, наоборот, разделение журнала на отдельные серии, то учитывается суммарное количество цитирований данного журнала и его предыдущей версии. Если журнал имеет переводную английскую версию, то учитывается суммарное количество цитирований оригинальной русскоязычной и переводной версий.

В случае цитирования статьи из российского журнала, имеющего переводную версию на английском языке, которая также представлена в РИНЦ, засчитывается только ссылка на оригинальную статью на русском языке. Это позволяет избежать дублирования ссылок на оригинальную статью и её переводную версию.

Расчёт показателя Science Index осуществляется в две стадии. На первой стадии для совокупности статей из журнала, опубликованных в течение последних семи лет, определяется список статей в других журналах, процитировавших их в течение этого же периода. Затем для массива этих цитирующих статей определяется медианное значение количества ссылок в списке цитируемой литературы на журналы, обрабатываемые в РИНЦ (так называемый потенциал цитирования). Эта величина показывает, сколько ссылок в среднем имеют цитирующие данный журнал статьи.

Полученные значения потенциала цитирования далее нормируются путём деления на медианное значение потенциала цитирования по всей совокупности журналов в РИНЦ (то есть такое значение, при котором половина журналов в базе данных имеет потенциал цитирования выше, а другая половина – ниже). Затем количество цитирований для каждого журнала корректируется путём деления на рассчитанный таким образом нормированный потенциал цитирования. Чем больше потенциал цитирования (или среднее число ссылок в расчёте на одну цитирующую данный журнал статью), тем меньший относительный вес имеет каждая ссылка на данный журнал. При этом самоцитирования не засчитываются.

Такой подход позволяет автоматически учесть специфику цитирования в том кластере журналов, к которому относится оцениваемый журнал. Учитываются не только тематические различия (например, в математических журналах в среднем в несколько раз меньше ссылок, чем в химических), но и другие факторы, влияющие на практику цитирования в конкретной референтной группе журналов. Например, в одном и том же тематическом направлении теоретические и прикладные журналы могут иметь существенные различия по величине и составу списка цитируемой литературы. Референтная группа, к которой относится данный журнал, определяется для каждого журнала индивидуально, туда включаются журналы, процитировавшие данный в течение расчётного периода. Это позволяет учитывать специфику цитирования не только для узкоспециализированных журналов, но и для мультидисциплинарных.

Ещё один важный момент, на который необходимо обратить внимание. Среднее число ссылок в расчёте на одну цитирующую данный журнал статью зависит от того, насколько хорошо охвачено данное направление в базе данных РИНЦ. Например, если в базе данных журналы по экономике представлены более полно, чем по лингвистике, то даже при одинаковом среднем количестве ссылок в статье экономические журналы будут иметь преимущество, поскольку часть ссылок на лингвистические статьи, сделанных из не обрабатываемых в РИНЦ журналов, будет потеряна. Чтобы компенсировать возможную неравномерность наполнения базы данных по различным научным направлениям, при расчёте потенциала цитирования учитываются только ссылки на журналы, представленные в базе данных РИНЦ.

Кроме того, при расчёте потенциала цитирования не учитываются ссылки на монографии, материалы конференций, патенты, сборники статей и другие типы научных публикаций. Это позволяет отчасти сгладить различия между естественными науками и гуманитарными, где доля ссылок на публикации в «нежурнальных» источниках, как правило, выше. Не учитываются также ссылки, сделанные на этот же журнал, что устраняет влияние самоцитирований на определение потенциала цитирования для журнала.

Таким образом, рассчитанный на первой стадии показатель журнала, по сути, представляет собой количество ссылок в расчётном году, сделанных в других журналах на статьи из данного журнала за пять предыдущих лет, скорректированное с учётом особенностей цитирования в референтной группе данного журнала. Следующая стадия – учёт авторитетности цитируемого источника и уровня  самоцитирования  журнала.  В  качестве мерила  авторитетности  цитируемого  источника  используются  уже  рассчитанные на первом этапе показатели  журналов. Предварительно эти показатели  нормируются по медианному значению. Полученные относительные значения показателей цитирующих журналов используются в качестве весовых коэффициентов при расчёте суммарного цитирования журнала. Таким образом, ссылки, пришедшие из журналов с высоким показателем, получают больший вес, чем ссылки из малоцитируемых журналов.

При расчёте взвешенного с учётом авторитетности источника количества цитирований журнала ссылки из этого же журнала (самоцитирования) обрабатываются отдельно. Для этих ссылок вводится дополнительный весовой коэффициент, который зависит от коэффициента самоцитирования журнала, то есть от отношения числа самоцитирований журнала к общему числу цитирований журнала. Чем меньше коэффициент самоцитирования журнала, тем ценнее ссылки, полученные журналом из этого же журнала.

Наконец, на последней стадии рассчитанное с учётом авторитетности источника количество цитирований журнала делится на определённое ранее значение нормированного потенциала цитирования для данного журнала. Полученное в результате значение используется в качестве интегрального показателя при построении рейтинга российских научных журналов в системе Science Index.

База данных РИНЦ постоянно растёт и пополняется как новыми журналами, так и новыми выпусками уже обрабатываемых журналов, в том числе архивными. Чтобы учесть эти обновления, показатели журналов периодически пересчитываются и соответственно могут меняться со временем.

Определённую информацию о журнале «Менеджмент в России и за рубежом» даёт также статистика, приведённая в табл. 2.

Исходя из этих данных можно заметить, что ИФ журнала «Менеджмент в Россиии за рубежом» растёт, количество самоцитирований уменьшается, время полужизни статей растёт. Это определённо положительная динамика развития журнала. 

Сравнение библиометрических показателей 331 журнала по экономике с журналами «Менеджмент в России и за рубежом» и «Маркетинг в России и за рубежом» согласно интегральному показателю Science Index, разработанному в НЭБ, представлено в табл. 3.










Видно, что первые два журнала, «Вопросы экономики» (ИФ = 3,274), и «Экономические науки» (нет данных об ИФ), по интегральному показателю заметно опережают остальные издания.

Место журнала «Менеджмент в России и за рубежом» в отношении отраслевых лидеров по импакт-фактору
Показатели журналов лидеров по импакт-фактору таковы: «Региональная экономика: теория и практика» (ИФ = 0,342), «Финансы и кредит» (ИФ = 0,336) «Экономический анализ: теория и практика» (ИФ = 0,415), «Проблемы современной экономики» (ИФ = 0,249), «Российское предпринимательство» (ИФ = 0,123). Судя по этому важнейшему показателю научной весомости журнала, журнал «Менеджмент в России и за рубежом» уступает только лидеру журналу «Вопросы экономики», издаваемому Некоммерческим партнерством «Редакция журнала «Вопросы экономики». Таким образом, по ИФ положение журнала среди русскоязычных отечественных журналов в данной предметной области лидирующее, с явной тенденцией улучшения показателей.

Однако для характеристики журнала важна и категория цитирующих организаций. Представление о них даёт табл. 4.

Распределение по организациям, цитирующим публикации для журнала «Менеджмент в России и за рубежом»

Очевидно, журнал «Менеджмент в России и за рубежом» не случайно входит в список журналов, рекомендованных ВАК для опубликования. Таблица 4 дополнительно свидетельствует о высокой оценке журнала академическим сообществом.

Положение в англоязычном сегменте научной литературы

Ситуация с вхождением российских журналов, в том числе журналов «Менеджмент в России и за рубежом» и «Маркетинг в России и за рубежом», в международные информационные ресурсы довольно плохая. В мировом потоке научной информации наиболее известны два мощных наукометрических ресурса – это система Web of Science (WOS), разработанная Институтом научной информации США, и система Scopus издательства Elsevier (Нидерланды).

Ни один отечественный журнал из сферы экономики не реферируется WOS. По- пасть туда вообще очень сложно. На сайте WOS (www.webofknowledge.com) [2] можно ознакомиться с требованиями для включения журналов в эту систему. Чуть проще ситуация с включением российских журналов в систему Scopus (www.scopus.com) [3]. Из известных российских журналов в Scopus входит журнал «Экономика региона» (ИФ = 0,356) издательства Института экономики Уральского отделения РАН.

Для того чтобы войти в систему Scopus, журнал должен удовлетворять следующим требованиям:

    - наличие англоязычного резюме к каждой научной статье;
    - наличие рецензирования каждой научной публикации в журнале;
    - соблюдение регулярного графика выпуска издания;
    - наличие ISSN (для печатного и (или) электронного издания);
    - наличие пристатейных списков литературы в романском алфавите (латинице).

Подробная информация о путях включения журналов в систему Scopus доступна по  ссылке:  http://elsevierscience.ru/info/add-journal-to-scopus/

Полагаем, что упрочение положения журнала «Менеджмент в России и за рубежом» среди зарубежных читателей, по крайней мере по системе Scopus, – задача вполне решаемая. Критериям Scopus издание удовлетворяет уже сейчас. Однако, до того как начать отслеживать, насколько интересен журнал зарубежным коллегам и какую-то собственную нишу на международном рынке, необходимо сделать несколько непростых, но почти обязательных, как мы полагаем, шагов.

Во-первых, необходимо либо давать подробную аннотацию каждой публикации в сети Интернет, либо (что намного эффективнее) публиковать на официальном сайте журнала английский перевод каждой статьи. Это принесёт пользу не только журналу, но и его авторам, например, при получении грантов. Можно напомнить высказывание профессора Т. Кобылянского о работах профессора В.А. Геодакяна, прозвучавшее на Европейском антропологическом конгрессе (1990 г., Вроцлав): «Никто из международного сообщества не станет специально учить русский язык, даже чтобы познакомиться с самыми блестящими научными идеями».

Во-вторых, не стоит откладывать англоязычные публикации на сайте журнала, поскольку в современном научном мире многие идеи «носятся в воздухе» и научные публикации быстро стареют, что резко снижает их цитирование.

Литература
1. Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru/help_title_rating.asp
2. Web of Science. URL: http://www.webofknowledge.com
3. Scopus.  URL:  http://elsevierscience.ru/info/add-journal-to-scopus

Также по этой теме: