Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Персонал    Пособия по социальному страхованию в 2013 году

Пособия по социальному страхованию в 2013 году

04.09.2013

Пособия по социальному страхованию в 2013 году

Опубликовано в журнале "Консультант бухгалтера" №12 год - 2012

Беляев А. Н.,
эксперт журнала «КБ»

С 2013 г. уточнен порядок расчета пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком. Соответствующие изменения были приняты еще Федеральным законом от 25.02.2011 № 21-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и ст. 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», что обусловлено отменой со следующего года возможности расчета указанных пособий по правилам 2010 г.

Приведенный выше закон прекрасно знаком читателям. Именно Федеральным законом № 21-ФЗ сотрудницам, которым в 2011 и 2012 гг. предоставлялся отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком, разрешалось требовать от своих работодателей производить расчет пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком согласно правилам, применявшимся до 2011 г. Такого рода требования сотрудники вправе предъявлять при условии, что соответствующий отпуск будет начинаться до 31 декабря 2012 г. включительно.

Расчет пособий по временной нетрудоспособности
Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности с 2013 г. не изменится. Согласно новой редакции ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» средний дневной заработок для исчисления данных пособий будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за 2 предыдущих календарных года на 730. В полной мере учитывается заработок за указанный период времени, начисленный другими работодателями, который подтверждается специальной формой справки.

Речь ведется о «Справке о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год», форма которой утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 № 4н.

В случае если заработка за расчетный двухлетний период у работника не имеется или если указанный заработок меньше минимального размера оплаты труда, в силу положений п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исчисление пособий должно производиться из расчета 24 МРОТ.

При этом следует учитывать, что с 1 января 2013 г. планируется увеличение федерального значения МРОТ с 4611 руб. до 5205 руб. в месяц. Для целей исчисления пособия и применения п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ величина МРОТ принимается по состоянию на дату начала страхового случая.

Пример 1
Предположим, что работник организации болел с 27 декабря 2012 г. по 12 января 2013 г. Страховой стаж на указанную дату составил 4 года 3 месяца, что дает право сотруднику на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60 процентов его среднего заработка.

Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2010 и 2011 гг., с которого в установленном порядке были исчислены страховые взносы в ФСС России, и максимальная сумма такого заработка за указанный период может составить не более 878 000 руб., в том числе не более 415 000 руб. за 2010 г. и не более 463 000 руб. за 2011 г.

Заработок работника у данного работодателя за 2010 и 2011 гг. составил 105 400 руб. Справки о сумме заработка от других работодателей работник не представил.

Для расчета пособия необходимо:

  1. учесть суммы заработка для расчета пособия, – 105 400 руб.;
  2. определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 144 руб. 38 коп.(105 400 руб. / 730 дней);
  3. исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 151 руб. 59 коп. ((4611 руб. . 24 мес.) / 730), где 4611 руб. – величина федерального МРОТ на дату наступления страхового случая;
  4. принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 151 руб. 59 коп.;
  5. исчислить величину дневного пособия – 90 руб. 95 коп. (151 руб. 59 коп. . 60%);
  6. рассчитать сумму пособия – 1546 руб. 15 коп. (90 руб. 95 коп. . 17 дней болезни).

Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 272 руб. 85 коп. (90 руб. 95 коп. . 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1273 руб. 30 коп. (90 руб. 95 коп. . 14 дней) – из средств ФСС России.

Если работник заболеет до 1 января 2013 г., а болезнь будет продолжаться и после указанной даты, для применения нормы п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ необходимо применять значение МРОТ 4611 руб. за весь период болезни.

Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что работник длительно болеет в течение 2013 г. Больничные листки оформляются как продление ранее выданных листков нетрудоспособности.

Несмотря на тот факт, что период нетрудоспособности приходится на 2013 г., для расчета пособия следует принимать федеральный МРОТ, установленный на дату начала болезни, а именно на 27 декабря 2012 г. Имеется в виду МРОТ, равный 4611 руб. в месяц.

Если страховой случай придется на период 1 января 2013 г. и позднее, а федеральный МРОТ составит 5205 руб. в месяц, минимально гарантированные размеры дневного пособия составят:

  • при страховом стаже до 5 лет – 102 руб. 67 коп. ((5205 руб. . 24 мес.)/ 730) . 60%);
  • при страховом стаже от 5 до 8 лет – 136 руб. 90 коп. ((5205 руб. . 24 мес.)/ 730) . 80%);
  • при страховом стаже 8 лет и более – 171 руб. 12 коп. ((5205 руб. . 24 мес.)/ 730) . 100%).

В соответствующих местностях размеры районных коэффициентов увеличиваются на значение районного коэффициента.

Пример 3
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что работник организации болел с 5 по 12 января 2013 г.

Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2011 и 2012 гг. При этом учитываемый заработок не может превысить предельных баз для начисления страховых взносов, установленных в указанных годах расчетного периода. За 2011 г. для расчета пособия могут быть приняты выплаты не более 463 000 руб., а за 2012 г. – не более 512 000 руб. Всего учитываемый заработок не может превысить 975 000 руб.

Допустим, что сумма заработка работника за расчетный период составила 246 700 руб.

Для расчета пособия необходимо:

  1. учесть суммы заработка для расчета пособия – 246 700 руб.;
  2. определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период, – 337 руб. 95 коп.
    (246 700 руб. / 730 дней);
  3. исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 171 руб. 12 коп. ((5205 руб. . 24 мес.) / 730), где 5205 руб. – планируемая величина федерального МРОТ с 1 января 2013 г.;
  4. принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 337 руб. 95 коп.;
  5. исчислить величину дневного пособия – 202 руб. 77 коп. (337 руб. 95 коп. . 60%);
  6. рассчитать сумму пособия – 1622 руб. 16 коп. (202 руб. 77 коп. . 8 дней болезни).

Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 608 руб. 31 коп. (202 руб. 77 коп. . 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1013 руб. 85 коп. (202 руб. 77 коп. . 5 дней) –из средств ФСС России.

Новые правила расчета пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком
В свою очередь, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 2012 г. будет определяться делением суммы начисленного за 2 предшествующих календарных года заработка, на число календарных дней в этом периоде (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Из количества календарных дней, принимаемых для расчета величины среднего дневного заработка, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Как следствие, для расчета вышеуказанных двух пособий сумму учитываемого заработка делить необходимо будет на количество календарных дней от 1 до 731 дня. В случае если работник отработает 2011 и 2012 гг. полностью, для расчета пособий необходимо будет принять731 календарный день, включая 365 дней за 2011 г. и 366 дней за 2012 г.

Не будут исключаться из расчетного периода отпуска без сохранения заработной платы. С учетом того факта, что за указанный период выплаты работнику, как правило, не производятся, то это автоматически скажется на снижении суммы пособия.

В полной мере для расчета пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком принимается заработок за годы расчетного периода, начисленный другими работодателями. Однако в любом случае величина учитываемого заработка не может превысить за каждый календарный год предельной базы для начисления страховых взносов.

Пример 4
Предположим, что сотруднице организации с 15 января 2013 г. предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.

Расчет пособия должен быть произведен за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится отпуск по беременности и родам. Расчетный период составят2011 и 2012 гг.

За указанный период учитываемые выплаты составили:

за 2011 г. – 424 000 руб. у данного работодателя и 235 000 руб. у предыдущего работодателя; за 2012 г. – 412 000 руб.

В течение 2011 и 2012 гг. сотрудница 75 календарных дней болела или находилась на «больничном» по уходу за больным ребенком.

Для расчета пособия следует:

  1. определить сумму учитываемых при расчете пособий выплат – 875 000 руб. (в том числе за 2012 г. 412 000 руб., что не превышает величину предельной базы 2012 г. в 512 000 руб.; за 2011 г. – 463 000 руб. (659 000 руб. = 424 000 руб. + 235 000 руб., но не более чем предельная база для начисления
    взносов за 2011 г., равная 463 000 руб.);
  2. определить количество календарных дней за расчетный период, приходящихся на период, когда за сотрудницей сохранялись выплаты и вознаграждения, на которые были начислены страховые взносы в ФСС России – 656 календарных дней (366 + 365 – 75);
  3. исчислить величину среднего дневного заработка – 1333 руб. 84 коп. (875 000 руб. / 656 дней);
  4. определить сумму дневного пособия – 1333 руб. 84 коп. (1333 руб. 84 коп. . 100%);
  5. исчислить сумму пособия – 186 737 руб. 60 коп. (1333 руб. 84 коп. . 140 календарных дней отпуска по беременности и родам).

По аналогичным правилам будет исчисляться и пособие по уходу за ребенком.

Пример 5
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что сотруднице организации в 2013 г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Расчет пособия должен быть произведен за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится начало отпуска по уходу за ребенком. Расчетный период составят2011 и 2012 гг.

Для расчета пособия следует:

  1. определить сумму учитываемых при расчете пособий выплат – 875 000 руб.;
  2. определить количество календарных дней за расчетный период, приходящихся на период, когда за сотрудницей сохранялись выплаты и вознаграждения, на которые были начислены страховые взносы в ФСС России, – 656 календарных дней (366 + 365 – 75);
  3. исчислить величину среднего дневного заработка – 1333 руб. 84 коп. (875 000 руб. / 656 дней);
  4. определить величину среднего месячного заработка – 40 548 руб. 74 коп. (1333 руб. 84 коп. . 30,4);
  5. исчислить сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 16 219 руб. 50 коп. (40 548 руб. 74 коп. . 40%).

При всем этом до сих пор новые правила исчисления пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком вызывают значительное число вопросов, на которые законодателю необходимо будет ответить до конца 2012 г.

Ожидаем изменения в справку о сумме заработка для расчета пособий по социальному  страхованию

В настоящее время заработок для расчета пособий по социальному страхованию с места работы у других работодателей подтверждается специальной формой справки, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 № 4н.

В случае если работник по уважительным причинам не может подтвердить свой заработок с других мест работы, по его письменному заявлению действующий работодатель обязан направлять письменный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации. Форма такого заявления и запроса утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 № 21н.

Для исчисления пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком форма справки должна быть дополнена данными о количестве календарных дней, принимаемых для расчета указанных пособий с 2013 г. До настоящего времени такого рода дополнения в бланк указанного документа не внесены.

С внесением соответствующих изменений организациям предлагается заново истребовать уточненные справки от сотрудников, которые принимались на работу в течение 2011 и 2012 гг. Данные о количестве календарных дней потребуются для исчислений пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком. В противном случае для расчета пособия за период работы у других работодателей придется брать максимальное количество календарных дней.

Пример 6
Предположим, что сотрудница организации была принята на работу с 18 июля 2012 г. Согласно представленной с предыдущего места работы справке сумма заработка для расчета пособий составила за 2011 г. 325 600 руб., за 2012 г. – 213 400 руб.

С 15 марта 2013 г. данной сотруднице предоставлен отпуск по беременности и родам. Для расчета данного пособия должны быть приняты новые правила расчета пособий, определенные  Федеральным законом № 21-ФЗ.

Сумма заработка для расчета пособия с 18 июля по 31 декабря 2012 г. у данного работодателя составила 257 800 руб. В указанный период сотрудница болела 15 календарных дней.

Для расчета пособия по беременности и родам необходимо будет:

  1. определить суммы учитываемых за 2011 и 2012 гг. выплат, с которых были начислены страховые взносы в ФСС России, – 796 800 руб.;
  2. определить количество календарных дней, принимаемых для расчета пособия, – 716 календарных дней, в том числе 564 календарных дня за период работы у предыдущего работодателя (365 дней за 2011 г. + 199 дней за 2012 г. в период с 1 января по 17 июля 2012 г.) и 152 календарных дня за период
    работы у данного работодателя (167 календарных дней в период с 18 июля по 31 декабря 2012 г. минус 15 дней болезни);
  3. исчислить величину среднего дневного заработка – 1112 руб. 85 коп. (796 800 руб. / 716 дней);
  4. определить величину дневного пособия – 1112 руб. 85 коп.;
  5. исчислить сумму пособия по беременности и родам – 155 799 руб. (1112 руб. 85 коп. . 140 дней).

При выдаче нового бланка справки необходимо учитывать следующие нормы Порядка выдачи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России № 4н:

  1. бывшему работнику справка выдается по письменному заявлению работника или его законного представителя не позднее 3 рабочих дней со дня получения (регистрации) заявления;
  2. при обращении за получением справки доверенного лица должна быть представлена доверенность на право представления интересов работника.

Разбираемся с периодами, исключаемыми из расчетного

В соответствии с положениями Федерального закона № 21-ФЗ из количества календарных дней, принимаемых для расчета величины среднего дневного заработка, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:

  1. периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  2. дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
  3. период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Применительно ко второму периоду необходимо учитывать, что с 2011 г. на суммы оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом начисляются страховые взносы в ФСС России. Впервые такое требование было изложено в письме Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 7840-19. Таковой на практике была трактовка изменений законодательства, вступивших в силу с 1 января 2011 г.

Таким образом, если на указанные суммы начисляются страховые взносы в ФСС России, то суммы среднего заработка, из расчета которого оплачиваются выходные дни, должны быть приняты для расчета пособия по беременности и родам (пособия по уходу за ребенком). В свою очередь, количество самих выходных дней должно исключаться из расчетного периода. Такая ситуация автоматически приведет к увеличению пособий. Значит, следует ожидать соответствующих изменений или по крайней мере разъяснений уполномоченных органов власти (Минтруд России, ФСС России).

По новым правилам суммы пособий могут «зашкаливать»
С учетом того факта, что с 2013 г. при расчете пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком сумму заработка делить необходимо не на 730 календарных дней, а на то количество календарных дней, которое наберется за 2 календарных года у каждого конкретного работника, сумма среднего дневного заработка может составить любое значение. Главное, чтобы на расчетный период пришелся хотя бы 1 календарный день.

Кроме того, при исчислении пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком в полной мере могут применяться и положения п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, согласно которым сумма заработка за расчетный период не может быть менее минимального размера оплаты труда. При планируемом увеличении с 1 января 2013 г. федерального МРОТ до 5205 руб., минимальная сумма среднего заработка за 2 календарных года составит 124 920 руб. (5205 руб. 24 мес.). И если у сотрудницы за 2 календарных года «найдется» 1 календарный день, то сумма среднего дневного заработка составит 124 920 руб., а сумма пособия по беременности и родам – 1 7488 800 руб. (124 920 руб. . 140 дней).

Из того расчета, что максимальная сумма среднего заработка за 2 календарных года составит 975 000 руб. (5 120 000 руб. + 463 000 руб.), а минимальное количество календарных дней за тот же расчетный период – 1 календарный день, то сумма дневного пособия может быть исчислена в размере 975 000 руб. И самое интересное, что такую ситуацию допускает Федеральный закон № 21-ФЗ в редакции ноября 2012 г.

Можно предположить, что до конца 2012 г. законодатель вынужден будет ввести для целей расчета пособия по беременности и родам значение максимальной величины среднего дневного заработка для расчета данного пособия. Для указанных целей вполне возможно сумму среднего заработка из расчета предельных баз для начисления страховых взносов в ФСС России за 2 календарных года расчетного периода разделить на 730 календарных дней.

Пример 7
Воспользуемся условиями примера 4.
Можно предположить, что для целей расчета пособия по беременности и родам необходимо:

  1. исчислить величину среднего дневного заработка за расчетный период сотрудницы – 1333 руб. 84 коп. (875 000 руб. / 656 дней);
  2. определить максимальную величину среднего дневного заработка за расчетный период, которую можно будет принять для целей расчета пособия по беременности и родам, – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.) / 730 календарных дней), где 512 000 руб. – предельная база для начисления
    страховых взносов в 2012 г., 463 000 руб. – максимальная база для начисления страховых взносов в 2011 г.;
  3. определить сумму дневного пособия, приняв меньшее из приведенных значений среднего дневного заработка – 1333 руб. 84 коп. (1333 руб. 84 коп. . 100%);
  4. исчислить сумму пособия – 186 737 руб. 60 коп. (1333 руб. 84 коп. . 140 календарных дней отпуска по беременности и родам).

В свою очередь, для расчета пособия по уходу за ребенком законодатель скорее всего обратится к максимальной сумме среднего месячного заработка. Для этого сумму среднего заработка из расчета максимальных баз за годы расчетного периода необходимо делить на 24 месяца.

Пример 8
Воспользуемся условиями примера 5.
Можно предположить, что для целей расчета пособия по уходу за ребенком необходимо будет:

  1. исчислить величину среднего дневного заработка за расчетный период сотрудницы– 1333 руб. 84 коп. (875 000 руб. / 656 дней);
  2. определить величину среднего месячного заработка сотрудницы за расчетный период – 40 548 руб. 74 коп. (1333 руб. 84 коп. . 30,4);
  3. определить максимальную величину среднего месячного заработка, который может быть принят для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком, – 40 625 руб. ((512 000 руб. + 463 000 руб.) / 24 месяца);
  4. принять меньшее из приведенных значений среднего месячного заработка – 40 548 руб. 74 коп.;
  5. исчислить сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 16 219 руб. 50 коп. (40 548 руб. 74 коп. . 40%).

Правила расчета переходящих пособий
В отличие от предыдущих случаев изменения правил расчета пособий (2010 и 2011 гг.), Федеральный закон № 21-ФЗ не предусматривает необходимость расчета «переходящих» пособий за период с 1 января 2013 г. по новым правилам. В связи с этим, если страховой случай начался до 31 декабря 2012 г. включительно, расчет пособий должен производиться по правилам, которые применялись в 2012 г.

Если же страховой случай начался 1 января 2013 г. или позднее, пособия должны быть исчислены исключительно по новым правилам.

Пример 9
Предположим, что сотруднице организации с 15 декабря 2012 г. предоставлен отпуск по беременности и родам в период с 15 декабря 2012 г. по 3 мая 2013 г. включительно.

В данном случае расчет пособия следует производить по правилам, принятым в 2012 г., а именно:

  1. по заявлению сотрудницы согласно методике, применявшейся до 2011 г., – за 12 календарных месяцев, предшествующих декабрю 2012 г., то есть за период с 1 декабря 2011 г. по 30 ноября 2012 г.;
  2. по правилам, применявшимся с 2011 г., – за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится начало страхового случая, и делением среднего заработкана 730. По условиям примера расчета пособия следует произвести за 2010 и 2011 гг. путем деления учитываемого заработка на 730.

Пособие за период с 1 января по 3 мая 2013 г. по правилам, принятым с 2013 г., пересчитываться не должно, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

Пример 10
Воспользуемся условиями примера 9 и предположим, что сотруднице отпуск по беременности и родам предоставлен с 15 января 2013 г.

Расчет пособия должен быть произведен по правилам, принятым с 2013 г., – за 2 предшествующих календарных года (2011 и 2012 гг.) и делением учитываемого заработка на количество календарных дней, приходящихся на период, в течение которого за сотрудницей сохранялись выплаты и вознаграждения, на которые начисляются страховые взносы в ФСС России.

Можно предположить, что до конца 2012 г. или даже в 2013 г. законодатель предусмотрит необходимость перерасчета переходящих пособий по новым правилам и необходимость осуществления соответствующей доплаты.

Пример 11
Воспользуемся условиями примера 9 и предположим, что из расчета правил 2010 г. сумма дневного пособия по беременности и родам составила 945 руб. Всего сумма пособия составила 132 300 руб. (945 руб. . 140 календарных дней). На период с 1 января по 3 мая 2013 г. приходится 123 календарных дня отпуска по беременности и родам.

Если законодатель определит необходимость перерасчета переходящих с 2012 г. на 2013 г. пособий по социальному страхованию, организации необходимо будет пересчитать сумму пособия по беременности и родам по правилам 2012 г., то есть из расчета заработка за 2 календарных года и делением его на количество календарных дней за расчетный период.

Действия организации в таком случае будут следующие:

  1. если сумма дневного пособия составит 876 руб., то есть меньше, чем рассчитано в 2012 г., – перерасчет не производится;
  2. если сумма дневного пособия составит 1020 руб., то есть больше, чем сумма пособия, исчисленного в 2012 г., – необходимо будет доплатить сумму пособия. Сумма доплатысоставит 9225 руб. ((1020 руб. – 945 руб.) . 123 календарных дня).

В случае необходимости перерасчета «переходящих» пособий следует обратить внимание и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Если такая обязанность работодателей будет законодательно закреплена, «перешедшие» на 2013 г. пособия по уходу за ребенком должны быть пересчитаны. Если по новым правилам сумма пособия составит большее значение, с января 2013 г. скорее всего придется установить новый размер данной выплаты.

Пособия на детей в очередной раз будут проиндексированы
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособия на детей подлежат ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Размеры индексации определяются исходя из установленного данным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

Необходимость ежегодной индексации пособий установлена с 1 января 2008 г., и за это время индексация проводилась в следующем порядке:

  • с 1 января 2008 г. – в 1,085 раза;
  • с 1 июля 2008 г. – в 1,0185 раза;
  • с 1 января 2009 г. – в 1,13 раза;
  • с 1 января 2010 г. – в 1,10 раза;
  • с 1 января 2011 г. – в 1,065 раза;
  • с 1 января 2012 г. – в 1,06 раза.

С 2013 г. индексация пособий запланирована на 5,5%, что предусмотрено проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». С учетом указанных индексаций суммы пособий в соответствующие периоды составляли (составляют):

 

В местностях, где предусмотрены районные коэффициенты (коэффициенты) к заработной плате, приведенные значения пособий увеличиваются на значение районного коэффициента  (коэффициента). При этом надбавки за стаж работы в соответствующих местностях на пособия не начисляются. Исключение составляет применяемый с 1 января 2010 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком, – он един для всех работодателей и на значение районного коэффициента не корректируется. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое может быть назначено лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т. д.) составляет: с 1 января 2010 г. – 8241 руб. 64 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2011 г. – 8777 руб. 35 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2012 г. – 9303 руб. 99 коп. (плюс районный коэффициент), и с 1 января 2013 г. скорее всего составит 9815 руб. 71 коп. (плюс районный коэффициент).

Также по этой теме: