С чего начинается предпринимательская деятельность в России



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №8 год - 2010


аспирант РГТЭУ

Перед тем как решить заняться предпринимательской деятельностью, нужно понимать несколько основополагающих моментов, касающихся не только выбора формы управления своим бизнесом, но также и его «размера», то есть если вы собираетесь организовать небольшую торговую площадку продовольственными или непродовольственными товарами (при этом работая самостоятельно или еще нанимая одного работника), то логичным будет избрать наиболее простую форму управления, но если же речь идет о какой-либо более серьезной и структурно осложненной деятельности, где будете участвовать не только вы и ваш единственный работник, но также поставщики, подрядчики, разного рода контрагенты, будет множество точек сбыта, то в данном случае форма управления должна быть более продуманной, дающей более широкий круг возможностей, а также имеющей отличительные особенности (ведь каждый предприниматель является уникальным и старается выставить себя в индивидуально определенном виде).

При этом необходимо четко понимать финансовую и налоговую составляющую. Это касается уяснения внутренних процессов и особенностей той или иной деятельности: с чего вы будете получать прибыль, должны будете платить налоги и пр. Простым примером для сравнения может послужить организация по предоставлению услуг, с одной стороны, и организация, занимающаяся продажей брелоков, с другой стороны. Первая получает доход от производства услуг (от мозговой деятельности), где, как таковая, расходная часть отсутствует. Здесь очевидным будет выбор упрощенной системы налогообложения в размере 6% с получаемого дохода (гл. 26.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). Во втором случае организация закупает брелоки и перепродает их в своем регионе с наценкой – здесь, либо упрощенная в виде 15% от разницы между доходом и фактически понесенным расходом, либо так называемая вмененная система налогообложения, при которой налоговая база исчисляется исходя из площади занимаемого вами помещения (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, Глава 26.3 НК РФ), либо общая система налогообложения, в которую включаются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и пр. налоги (зависит от объемов, с которыми придется работать, однако, как правило, общий режим налогообложения применяется крупными организациями и предприятиями, его применение в малой организации просто-напросто невыгодно).

Возвращаясь к управлению своим бизнесом, обратим внимание на наиболее распространенные формы существования, которые закреплены в законе. Главными «фаворитами» являются: общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) и индивидуальный предприниматель (далее – ИП). Статья 23 Гражданского кодекса РФ (далее см. ГК РФ) гласит, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

В соответствии со ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

– жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

– земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в предыдущем абзаце, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

– предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

– имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

– используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

– семена, необходимые для очередного посева;

– продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

– топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

– средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

– призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Таким образом, ИП должен ответственно вести свою деятельность, чтобы на его имущество, помимо того, которое указано выше, не было произведено взысканий со стороны государственных органов. Логическое построение законодательной мысли, выражающееся в возложении прямой ответственности за свою деятельность на гражданина, вполне оправданно и понятно.

Что же касается обществ с ограниченной ответственностью, то ситуация отлична от предыдущей. Юридическим лицом в целом на основании положений ст. 48 ГК РФ признается организация, которая имеет (в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении) обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Конкретная формулировка ООО указана в ст. 87 ГК РФ: это общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» минимальный размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей. Если в обществе, например, два участника, то они отвечают по обязательствам, возникшим у общества в рамках номинальной стоимости доли каждого участника, допустим, по пять тысяч рублей на каждого. Однако субсидиарную ответственность несет единоличный исполнительный орган общества (Генеральный директор или просто Директор) в рамках осуществляемой им деятельности по руководству обществом, то есть в случае наличия доказанной вины может быть обращено взыскание на личное имущество последнего. Особенности порядка обращения взыскания на имущество организации регулируются Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и другими нормативными правовыми актами.

Немного разобравшись с ответственностью, перейдем к моменту государственной регистрации. Что это за процесс и какими документами регулируется его порядок? ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет государственную регистрацию как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уполномоченным органом по осуществлению функций государственной регистрации рассматриваемых нами субъектов является Федеральная налоговая служба, которая выступает в качестве территориальной инспекции того или иного субъекта (области, края).

В соответствии со ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию взимается государственная пошлина:
– за государственную регистрацию юридического лица (того же ООО) – 4000 (четыре тысячи) рублей;
– за государственную регистрацию в качестве ИП – 800 (восемьсот) рублей.

О сроках и месте государственной регистрации. Ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет, что пятидневный срок является максимальным для осуществления функций по государственной регистрации. Государственная регистрация ООО будет проходить по месту его нахождения, то есть по тому адресу, который Вы определяете самостоятельно. Если, например, Вы сняли офис или другое помещение в одном из городов Московской области, то и государственная регистрация будет проходить в Инспекции Федеральной налоговой службы того же города. Регистрация ИП происходит по месту его постоянной регистрации.

При государственной регистрации вновь создаваемого ООО на основании ст. 12 Федерального закона, указанного в предыдущем абзаце, в регистрирующий орган представляются:
– подписанное заявителем заявление по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти (данные формы заявлений можно найти на интернет-ресурсе Федеральной налоговой службы, потому что в настоящее время формы не утверждены, а только рекомендованы), в данном случае это заявление под названием «№ Р11001 Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании». Также существует приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя», где подробно описано как заполнить каждый раздел указанного заявления (простановка прочерков в незаполняемых полях, указание каких сведений и в каком количестве, кто должен быть заявителем и пр.);
– решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это документ, в котором должны быть отражены сведения в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: о наименовании, адресе (месте нахождения), размере уставного капитала, сведения об участниках и пр.;
– учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). В случае с ООО единственным учредительным документов является его устав.

– выписка из Реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя (если такие присутствуют);

– документ об уплате государственной пошлины (квитанция об оплате).

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 333.24 НК РФ, а также с подп. 10 п. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за свидетельствование подлинности подписи уплачивается пошлина (подлинность свидетельствуется на заявлении, что подтверждает ваше волеизъявление):
– на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц) – 100 (сто) рублей;
– на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридического лица (с каждого лица, на каждом документе) – 200 (двести) рублей.

На практике же тарифы, установленные законом, увеличиваются чуть ли не в геометрической прогрессии, приблизительно в 10 (десять) раз (относится к Москве и Московской области). Это связано с тем, что у нотариусов имеются правомочия по установлению дополнительных ставок на техническую работу (сшивка, проверка и пр.), да и вообще глава «Финансовое обеспечение деятельности нотариусов» состоит всего из двух статей.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать других документов, кроме тех, которые указаны в законе.

Пункт 2 ст. 52 ГК РФ определяет, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Перечень видов деятельности можно просмотреть в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС. Ред. 1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454-ст), где виды деятельности упорядочены в разделы и имеют специальную нумерацию. Код каждого выбранного вами вида деятельности будет вписываться в заявление о государственной регистрации.

При государственной регистрации гражданина РФ в качестве ИП предоставляются следующие документы (ст. 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):
– подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. В данном случае это заявление – «№ 21001 Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя», а порядок заполнения регулируется теми же методическими рекомендациями, что упоминались выше.
– копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (паспорт гражданина РФ);

– документ об уплате государственной пошлины.

Перечень видов деятельности определяется посредством ОКВЭД, прочих документов для государственной регистрации не требуется.

На основании постановления Совета Министров – Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» в целях обеспечения информационной связи с Единым государственным регистром предприятий и организаций установить порядок, при котором органы, осуществляющие регистрацию предприятий и всех других юридических лиц, сообщают сведения о регистрации в органы государственной статистики. На основании указанного документа возникает необходимость вставать на учет в органы государственной статистики и получать письмо утвержденного образца, без которого во многих кредитных организациях вам могут отказать в открытии счета.

Также в соответствии со ст. 6, 28 Федеральный закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов – организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
1) об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности;
2) о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);
3) о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Таким образом, после проведения процедуры государственной регистрации необходимо встать на учет во внебюджетные фонды, а также уведомить таковые об имеющихся счетах в банках.
Ст. 23 НК РФ также устанавливает обязанность письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
– об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
– обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
– обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
– о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ст. 14. 25 Кодекса об административных правонарушениях). Однако за несвоевременное предоставление сведений в фонды ответственность не установлена, но думается, что это дело времени.

Подводя итоги перед опробированными системами государственной регистрации малого и среднего бизнеса, хотелось бы добавить, что остались открытыми вопросы о государственной регистрации с участием иностранного элемента, а также пострегистрационные процедуры, касающиеся получения лицензий на отдельные виды деятельности, включая процедуры получения прочих разрешений от других контролирующих органов, таких как Пожарная служба, СЭС и пр. Как мы видим, даже процесс «на старте» для неподготовленного может отнять довольно большое количество времени и сил. С одной стороны, процесс государственной регистрации не должен быть слишком простым и незамысловатым ввиду того, что граждане по незнанию могут попасть не только в долговую «яму», но и попутно заработать ряд нервных переживаний, что не является целью законодателя. С другой стороны, отдельные стадии этого процесса следует роботизировать, отдельные – придать человеческому фактору, чтобы не было формальных отказов, чтобы прослеживалась личностная заинтересованность государства в нужном, правильном и объективном исходе в каждом конкретном случае. Это должно реализовываться, например, посредством разработки программ по подготовке кадров на местах, а также с помощью других современных инструментов.

Глядя на результаты административных реформ и почти двадцатилетний демократический опыт, становится ясно, что: на сегодняшний день «золотая середина» процесса государственной регистрации не найдена; остается много недостатков и отголосков социализма; управленческая сторона требует рационализации и вытеснения формализма, а также прочих негативных качеств, имеющих, мягко говоря, криминальный оттенок; гражданам требуется понимание и забота со стороны государственных органов, а не роль арбитра или судьи, нужен поиск компромисса, а не наказание виновных.

1.СЗ РФ от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3824.

2. СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301.

3. СЗ РФ от 18 ноября 2002 г. № 46. Ст. 4532.

4. СЗ РФ от 8 октября 2007 г. № 41. Ст. 4849.

5. СЗ РФ от 13 августа 2001 г. № 33 (Часть I). Ст. 3431.

6. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993г. № 7, Ст. 572.

7. СЗ РФ от 12 января 1998 г. № 2. Ст. 225.

8. СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (Часть I). Ст. 1

Также по этой теме: