Главная    Интернет-библиотека    Право    В помощь юрисконсульту    Проблемы применения новых требований к качеству топлива в условиях изменения технического регулирования в области оборота нефтепродуктов

Проблемы применения новых требований к качеству топлива в условиях изменения технического регулирования в области оборота нефтепродуктов

28.03.2014

Проблемы применения новых требований к качеству топлива в условиях изменения технического регулирования в области оборота нефтепродуктов

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №12 год - 2011

Гараева Н.С.,
Юрисконсульт
ООО «ЮрКон»,
г. Набережные Челны

Прежде чем говорить о требованиях к качеству нефтепродуктов, необходимо определить само понятия «нефтепродукт», для этого обратимся к официальному источнику, каковым является п. 3 технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 (далее – Технический регламент). Согласно указанному выше Техническому регламенту «нефтепродукт – это продукция, полученная при переработке углеводородсодержащего сырья». В Техническом регламенте даны виды нефтепродуктов (моторных топлив) по назначению, т. е. по направлению их использования в отраслях народного хозяйства и по принципу работы двигателя: авиационный бензин, автомобильный бензин, дизельное топливо, судовое топливо, топливо для реактивных двигателей, топочный мазут.

Правовые основы современной концепции технического регулирования заложены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании).

Основной целью технического регулирования, с одной стороны, является обеспечение безопасности таких интересов личности, общества и государства, как жизнь, здоровье, благоприятная окружающая среда, имущество.

С другой стороны, техническое регулирование в части установления обязательных требований к продукции представляет собой определенное ограничение свободы предпринимательской деятельности. Поэтому необходимо отметить следующее. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции
РФ). В свою очередь, единство экономического пространства обеспечивается тем, что установление правовых основ единого рынка относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ). Исходя из этого любые ограничения свободы предпринимательской деятельности, в том числе установление обязательных требований к продукции, должны быть едиными на всей территории России(1).

Законодательством субъектов Федерации в рамках обеспечения экологической безопасности устанавливаются требования к нефтепродуктам, несоответствие которым влечет запрет оборота данных нефтепродуктов на территории соответствующего субъекта. Принятие подобных норм основано на ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

Принятие норм об экологической безопасности субъектами Федерации вызвано необходимостью учета региональных особенностей. Необходимость регионального нормирования вызвана резкими различиями природно-климатических и ландшафтных условий, дифференциацией территорий по уровням антропогенного воздействия на окружающую среду, природно-восстановительным потенциалом территорий, удельной плотностью населения, а также уровнем загрязнения за предшествующий период в результате хозяйственной деятельности(2).

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 118 утвержден Технический регламент, о котором мы говорили выше. Это объясняется тем, что наряду с повышенным риском причинения вреда при использовании всех видов моторного топлива, указанных в Техническом регламенте, одним из оснований его разработки стало стремление государства модернизировать отечественную нефтеперерабатывающую промышленность и адекватно гармонизировать соответствующую область технического регулирования с западными стандартами.

Безопасность моторного топлива по смыслу Технического регламента обеспечивается, во-первых, совокупностью требований к характеристикам моторного топлива и, во-вторых, представлением информации об их качестве потребителям. Совокупность данных требований составляет важную часть режима оборота продукции, подпадающей под действие Регламента.

Принятие специализированного Технического регламента стало основой для формирования новой правовой реальности в области технического регулирования оборота моторного топлива в России. Новое законодательство способно значительно изменить отечественную нефтеперерабатывающую отрасль. Вышеуказанный документ призван защитить права потребителей, прежде всего возложив на производителей обязанности по соблюдению качественных характеристик выпускаемых
нефтепродуктов.


(1) Терещенко Л.К. Концепция правового обеспечения технического регулирования / Л.К. Терещенко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2006. – № 9. – С. 34.
(2) Нестерчук Ю.Н. Правовое регулирование технических и экологических требований к нефтепродуктам / Ю.Н. Нестерчук // Законодательство и экономика. – 2009. – № 10. – С. 59.


Сертификация является методом объективного контроля качества нефтепродуктов, ее соответствия установленным требованиям. Обязательная сертификация является также средством государственного контроля за безопасностью нефтепродуктов. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности нефтепродуктов.

Пунктом 3 Технического регламента установлено, что со дня вступления в силу Технического регламента осуществляется обязательное подтверждение соответствия в отношении выпускаемых в оборот на территории Российской Федерации автомобильного бензина и дизельного топлива. Это также подчеркивается письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 24 апреля 2009 г. № СП-101-32/2436 «Об обязательном подтверждении соответствия нефтепродуктов».

Каждая партия каждой марки продукции, находящаяся в обороте (за исключением розничной торговли), должна иметь паспорт продукции. Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), содержит наименование и марку продукции, сведения об изготовителе (продавце) продукции, включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные регламентом для данного вида  продукции, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа продукции, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок (п. 29 Технического регламента).

Обязательное подтверждение соответствия автомобильного бензина и дизельного топлива, полученных путем переработки углеводородсодержащего сырья, осуществляется в форме декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием независимой аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Порядок осуществления декларирования включает формирование заявителем технической документации (паспорт продукции, акт отбора пробы, документ об аккредитации лаборатории), проведение испытаний образца продукции независимой аккредитованной испытательной лабораторией и принятие заявителем декларации о соответствии автомобильного бензина и дизельного топлива установленным требованиям (п. 34 Технического регламента).

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств в качестве доказательных материалов используются техническая документация (паспорт продукции, документы об условиях хранения и транспортирования), результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) сертификат системы качества соответствия продукции (п. 36 Технического регламента). Срок действия декларации о соответствии составляет 3 года (п. 39 Технического регламента).

Полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия топлив требованиям Технического регламента, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в пределах, установленных Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 14 апреля 2010 г. № 244).

Одной из основных новелл в области требований к показателям топлива по Техническому регламенту является введение четырех «экологических классов автомобильной техники», для которой предназначены автомобильный бензин или дизельное топливо. При этом с каждым экологическим классом корреспондирует определенный набор качественных показателей моторного топлива (например, массовая доля серы). Введение такой категории позволило разработчикам выстроить поэтапную, до 2014 г., систему повышения требований к качеству топлива для автомобильной техники путем последовательного выведения из оборота бензина и дизельного топлива с более низкими качественными характеристиками (см. табл.).

Подобные потребности создают предпосылки для установления в законодательстве соответствующих правовых стимулов, которые призваны влиять на поведение субъектов предпринимательской деятельности (прежде всего нефтеперерабатывающие заводы) в желаемом для государства направлении(1). Государство могло бы выработать экономический механизм, стимулирующий нефтяные компании коренным образом модернизировать свои НПЗ и налаживать глубокую переработку нефти и выпуск высококачественных и экологически чистых моторных топлив(2).

Проблема очевидна, но почему же нефтяные компании так скромно инвестируют в нефтепереработку? Очевидная незаинтересованность нефтяных компаний в производстве высокотехнологичного топлива объясняется высокими издержками на его производство.

Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать дифференциация налогообложения по видам топлива: для высокотехнологичного оно должно быть менее обременительным, чем для менее качественного топлива. Это позволит предприятиям вкладывать средства в модернизацию заводов и заодно поможет решить еще одну проблему: улучшить экологическую ситуацию, так как более качественное топливо менее вредно для окружающей среды(3).


(1) Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / Малько А.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. – 2004. – С. 84.
(2) Дунюшкина Р. Как залить в бак евробензин? / Р. Дунюшкина, Л. Смирнова, Л. Степанова // Нефть России. – 2005. – № 10. – С. 35.
(3) Захаров В. Ценовая политика нефтяных корпораций в условиях современного российского рынка нефтепродуктов / В. Захаров, Ю. Герасина // Предпринимательство. – 2008. – № 7. – С. 29.


Также по этой теме: