Главная    Интернет-библиотека    Право    В помощь юрисконсульту    Правовые аспекты процедуры приемки товара

Правовые аспекты процедуры приемки товара

24.04.2015

Правовые аспекты процедуры приемки товара

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №5 год - 2011

Семёнова Е. А.,
заместитель директора по правовым вопросам
некоммерческого партнерства
«Исследовательский центр права «ЮРВЕДЪ»

Обязанность совершить необходимые действия для обеспечения приемки поступившего товара возложена на организацию-покупателя п. 1 ст. 454, ст. 513 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее по тексту – ГК РФ)(1).

Приемка товара производится в целях проверки соответствия количества и качества поступившего товара данным, указанным в транспортных и расчетных документах, выявления и фиксирования фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для последующего возмещения убытков.

В зависимости от базиса поставки товара различаются:
– приемка покупателем (получателем) товаров непосредственно от поставщика (продавца) в месте его нахождения либо на своем складе;
– приемка товаров от органов транспорта или связи.

В силу п. 1, 2 ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Источниками правового регулирования приемки товаров в самом общем виде являются ст. 474–480 ГК РФ.

Частично сохранили юридическую силу и могут применяться в части, не противоречащей ГК РФ, Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25.07.1988 № 8882.

Порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6, Инструкцией о порядке приемки продукции


(1) Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
(2) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. – 1988. – № 11.


производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7(1), может применяться только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. Об этом четко сказано в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»(2).

Судебная практика придерживается разъяснений ВАС РФ.

Например, арбитры отклонили довод заявителя кассационной жалобы о том, что исходя из положений ст. 469, 513 Гражданского кодекса Российской Федерации по сложившимся обычаям делового оборота хозяйствующие субъекты осуществляют приемку товара в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7, и сделали вывод об отсутствии правовых оснований для применения Инструкции № П-7, поскольку между сторонами имеет место разовая сделка купли-продажи, в которой не указаны условия о применении названной Инструкции (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2010 по делу № А33–523/2010)(3). Другой пример.

В постановлении ФАС Московского округа от 26.08.2011 № КА-А40/ 9287–11 по делу № А40–93609/10–26–813 отмечено, что стороны при заключении государственного контракта предусмотрели применение к возникшим между ними правоотношениям положений Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7, поэтому истец должен был доказать факт поставки товара со стороны ответчика с недостатками исключительно при соблюдении положений вышеуказанной Инструкции(4).

Вопрос о целесообразности использования при приемке товара Инструкций № П-6, П-7 достаточно дискуссионен.

С одной стороны, применение данных «правовых долгожителей» удобно, поскольку в них подробно регламентированы порядок и сроки приемки товаров, формы актов, что избавляет покупателя и поставщика от необходимости каждый раз прописывать процедуру приемки при заключении договора.

Недостатком Инструкций является наличие «подводных камней» в виде коротких сроков приемки товара, привлечения к приемке представителя общественности, компетентность которого при судебном разбирательстве может быть поставлена под сомнение, двухэтапности приемки на стадии входного контроля (до вызова представителя поставщика и после), необходимости обращения в бюро товарных экспертиз и т. д.

Сложившаяся судебная практика показывает, что несоблюдение покупателем даже несущественных формальностей, определенных Инструкциями, рассматривается как повод для признания факта поставки товара с недостачей либо некачественного товара недоказанным.


(1) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. – 1975. – № 2.
(2) Экономика и жизнь. – 1998. – № 6.
(3) Документ размещен в СПС «Консультант +».
(4) Там же.


Так, в постановлении от 25.12.2009 г. по делу № А43–8514/2009 ФАС Волго-Вятского округа указал, что представленные истцом в обоснование своих требований акты от 05.11.2008 и от 01.12.2008 об отборе проб и протоколы испытаний от 05.11.2008 и от 01.12.2008 об установлении ненадлежащего качества щебня составлены с грубыми нарушениями Инструкции № П-7, а именно:
– в нарушение п. 27 Инструкции № П-7 в акте от 22.02.2008 об отборе проб отсутствовали сведения об отправителе продукции, о транспортной и железнодорожной накладных, на основании которых получен товар, отсутствовали номера вагонов, из которых производился отбор проб, отсутствовали доказательства того, что представитель незаинтересованной организации действовал на основании доверенности;
– в нарушение п. 29 Инструкции № П-7 в актах отсутствовали сведения о времени начала и окончания приемки(1).

Цитата из постановления ФАС Уральского округа от 06.10.2010 № Ф09–8190/ 10-С3 по делу № А07–25869/2009: «…В соответствии с п. 4.1 договора приемка товара по количеству производится с соблюдением правил Инструкции о порядке приемки товара производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству от 15.06.1965 № П-6, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР (с последующими изменениями).

Кроме того, суды установили, что акты от 18.06.2009 № 1, от 19.06.2009 № 2, от 18.06.2009 № 665, от 19.06.2009 № 666 составлены истцом с нарушением п. 9, 11, 17а, 25, 27 Инструкции от 15.06.1965 № П-6.

Согласно п. 11 Инструкции от 15.06.1965 № П-6 приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.

Документы, подтверждающие полномочия членов приемочной комиссии, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, судами установлено, что в нарушение п. 25 Инструкции от 15.06.1965 № П-6 акты приемки не содержат следующие сведения: причины несвоевременной приемки, время их возникновения и устранения (п. 25 (б); время доставки продукции на склад получателя (п. 25 (з), условия хранения груза на складе получателя до приемки (п. 25 (к)»(2).

Оптимальным вариантом представляется тот, когда стороны договора вместо ссылок на Инструкции № П-6, П-7 предусматривают использование определенных, действительно полезных пунктов, таких, как место проведения приемки, сроки приемки, содержание актов приемки и др.

В случае, если порядок проверки качества товаров предусмотрен ГОСТами, Техническими регламентами или Техническими условиями на данный вид продукции, то осуществляемая покупателем проверка наряду с общими правилами приемки должна соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (п. 1 ст. 474 ГК РФ, п. 14 постановления ВАС РФ от 22.10.1997 № 18).


(1) Документ размещен в СПС «Консультант +».
(2) Там же.


Например, ГОСТ Р 51136–98 «Стекла защитные многослойные», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 11.02.1998  № 18, обязывает при приемке проверять геометрические размеры, форму стекол, их оптические характеристики, контролировать пороки внешнего вида (трещины, пузыри, царапины), испытывать стекло на тепло-, водо-, морозостойкость, светостойкость, пулестойкость, ударостойкость(1).

Следует иметь в виду, что результаты приемки товара, проведенной с нарушением требований стандартов, не признаются судом в качестве доказательства поставки ненадлежащего товара.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 30.01.2007 № Ф04– 9261/2006 (30381-А03–12) по делу № А03–14885/05–25 делает следующие выводы: «…Что касается представленных истцом в доказательство поставки некачественной муки вышеупомянутого протокола лабораторных испытаний № 160, анализной карточки муки от 14.04.2005 Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации по Алтайскому краю, протокола испытаний ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет» от 22.04.2005 № 223, то суд, руководствуясь требованиями ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключил их из числа доказательств.

При оценке названных документов суд сделал вывод, что они не содержат указаний на то, каким образом отобраны пробы муки, в них отсутствуют протоколы отбора проб муки. При таких обстоятельствах суд посчитал, что эти документы не соответствуют правилам приемки муки, установленным ГОСТом 27668 –88.

В договоре поставки стороны оговорили, что подлежащая поставке мука должна отвечать требованиям ГОСТа 7045–90. Поскольку п. 3.1 ГОСТа 7045–90 установлено, что отбор проб и правила приемки производятся по ГОСТу 27668–88, то истец должен был представить предусмотренные ГОСТом 27668–88 (п. 1.2, 2.2) доказательства приемки и отбора проб для определения качества муки»(2).

При приемке товара необходимо выполнить требование ст. 48(3) ГК РФ, согласно которому покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора поставки об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, то в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

В случае несоблюдения покупателем сроков продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о замене брака на товар, соответствующий условиям договора, некомплектного товара комплектным, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара.

Примеры тому содержатся в постановлениях ФАС ЗСО от 13.10.2009 № А67–5008/2008, ФАС МО от 25.01.2010 № КГ-А40/14674–09, от 20.04.2009 № КГ-А41/2944–09, ФАС ВВО от 19.10.2010 № А11–12811/2009, от 18.12.2009 № А29–3061/2009, ФАС ДВО от 21.06.2010 № Ф03–4012/20103.

В силу п. 3 ст. 513 ГК РФ при получении товаров от транспортной организации покупатель обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.


(1) ИПК Издательство стандартов № 1998.
(2) Документ размещен в СПС «Консультант +».
(3) Там же.


Порядок приемки товара от перевозчиков и организаций связи регламентируют:
– Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ(1);
– Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ(2);
– Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ(3);
– Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ(4);
– Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ(5);
– Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ(6);
– Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.05 г. № 221(7).

При приемке груза от органов транспорта получатель обязан установить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности, проверить:
– состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, исправность запорно-пломбировочных устройств на них;
– наличие и исправность пломб отправителя или пункта отправления, оттиски на них;
– соответствие наименования груза и транспорт ной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе, наличие маркировки груза, исправность тары.

Пленум ВАС РФ постановлением от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснил многие важные положения, регулирующие правила участия перевозчика в приемке грузов грузополучателем(8).

При этом в п. 26 Постановления подтверждено, что перевозчик обязан проверить на железнодорожной станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест только в случаях, перечисленных в ст. 41 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Таким образом, в случае прибытия груза:
– в неисправных вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций;
– с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;
– с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;


(1) Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 170.
(2) Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.
(3) Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 11. – Ст. 1001.
(4) Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2207.
(5) Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 46. – Ст. 5555.
(6) Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3697.
(7) Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 17. – Ст. 1556.
(8) Вестник ВАС РФ. – 2006. – № 1.


– с нарушением срока доставки скоропортящегося груза или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
– если погрузка обеспечивалась перевозчиком;
– при выдаче груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования, получатель вправе потребовать от органов транспорта участия в проверке состояния груза, выдачи груза по количеству мест или весу.

Если при такой проверке будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены в пути следования, перевозчик в соответствии со ст. 42 Устава железнодорожного транспорта РФ обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом и их формы утверждены приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 451.

В случае уклонения уполномоченного перевозчиком лица от составления и выдачи коммерческого акта или оформлении его с нарушением установленных требований грузополучатель должен обратиться в письменном виде к перевозчику в сроки, установленные ст. 119 Устава (в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов – в течение одних суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки). Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на это заявление.

Во всех прочих ситуациях (при своевременной доставке груза без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения) по просьбе грузополучателя в соответствии с отдельным договором перевозчик может принимать участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров на соответствующем виде транспорта, например п. 38 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Коммерческий акт и другие документы при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что недостача либо повреждение товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, служат основанием имущественной ответственности перевозчика.

В то же время несоблюдение получателем правил приемки товара от транспортной организации может повлечь отказ в удовлетворении требований о взыскании убытков. Это находит отражение в материалах конкретных судебных дел. Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 26.11.2008 № Ф10–5268/08 по делу № А36–236/2008 отмечается, что, оценив представленные доказательства, суды трех инстанций пришли к выводу о недоказанности истцом совокупности элементов, необходимых для удовлетворения требований о взыскании убытков.

(1) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – № 46.

Согласно ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в случае прибытия груза с несоответствием наименования, массы, количества мест данным, указанным в перевозочных документах, а также в случае повреждения груза грузополучатель обязан потребовать от железной дороги составления коммерческого акта.

На истце как грузополучателе лежала обязанность принять от перевозчика груз с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта, проверить соответствие продукции сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах.

В нарушение вышеназванных норм ОАО «Завод точного литья» выдачу груза с участием представителя железной дороги и составления коммерческого акта от железной дороги не потребовало. Более того, приняло груз от перевозчика без претензии по количеству(1).

Статьей 513 ГК РФ не установлено, какие последствия для покупателя могут возникнуть при приемке товара с нарушением установленного порядка. Однако нарушение порядка приемки товара рассматривается судами как основание для отказа во взыскании убытков.

В целях минимизации рисков, связанных с ненадлежащей поставкой, и обеспечением защиты в суде своих претензий сторонам необходимо уже на стадии заключения договора позаботиться об урегулировании порядка приемки продукции. Какие правила приемки поставленной продукции будут выбраны покупателем и поставщиком – зависит от многих факторов.

В первую очередь форма проверки качественных характеристик и количества товара зависит от его вида. Например, метраж ткани определяется на специальном промерочном столе; количество плодоовощной продукции – на поверенных и клейменных весах. При приемке станков проверяется их работоспособность, швейных изделий – устанавливаются артикул, модель, тип ткани.

Во-вторых, сроки и способы приемки товара определяются технической оснащенностью службы входного контроля покупателя и квалификацией ее работников. Не последнюю роль играют характер сложившихся между поставщиком и покупателем хозяйственных связей, а также базис поставки.

Требования, предъявляемые к качеству, могут содержаться в конструкторской или технической документации на товар.

Если товар поставляется по образцам, то поставщик должен представить их покупателю. Образцы-эталоны служат основным критерием для определения качества, комплектности, ассортимента изделий.

Формируя условия договора в целях сохранности продукции и товаров при поставках и создания условий для правильной их приемки получателем, стороны могут установить обязанность отправителя обеспечить:
а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
б) точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т. п.);
в) вложение в каждое тарное место предусмотренного стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами или договором документа (упаковочного ярлыка, кипной карты и т. п.), свидетельствующего о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте;


(1) Документ размещен в СПС «Консультант +».


г) четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке;
д) отгрузку продукции, прошедшей в установленном порядке проверку по качеству,
е) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления;
ж) систематическое осуществление контроля за работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов.

Порядок приемки товаров по количеству может определяться в договоре путем включения в него определенных условий, например, изложенного ниже содержания. «Приемка товаров по количеству производится по маркировке, транспортным и сопроводительным документам отправителя в следующем порядке:
по количеству тарных мест в момент получения товаров от Поставщика при доставке продукции Поставщиком или выборке Покупателем, либо в момент вскрытия опломбированных или разгрузки неопломбированных транспортных средств при доставке органом транспорта;
– по количеству товарных единиц в каждом тарном месте при вскрытии упаковки на складе Покупателя.

В момент передачи Поставщиком или органом транспорта по количеству единиц в каждом тарном месте принимаются товары:
переданные (поступившие) без упаковки или тары;
в открытой упаковке или таре либо в поврежденной упаковке или таре;

Отсутствие транспортных и сопроводительных документов не приостанавливает приемку товаров».

Нелишним будет определить, что при возникновении разногласий в оценке качества товара заинтересованная сторона имеет право представить его на экспертизу компетентной организации, специализирующейся на определении качества, и что расходы на ее проведение относятся на виновную сторону.

Стороны вправе установить в договоре срок приемки товара по качеству, порядок и сроки вызова представителя поставщика для участия в приемке, условия осуществления покупателем односторонней приемки.

На практике нередко возникает вопрос: чем должен руководствоваться покупатель, когда порядок приемки товара не установлен договором?

Исходя из смысла п. 2 ст. 474 ГК РФ проверка качества товара в таких случаях должна производиться в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору.

Судебная практика признает, что Инструкции № П-6 и П-7 могут применяться как обычаи делового оборота.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2008 по делу № А56–47642/2007 указано: «…Поскольку в договоре поставки условия о сроке осмотра изделия на предмет комплектности отсутствуют, суды руководствовались Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 № П-7 в редакции постановлений Госарбитража СССР от 29.12.1973 № 81, от 14.11.1974 № 98, с изменениями, внесенными постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 18, применив предусмотренный в ней порядок приемки в качестве обычая делового оборота»(1).

Результаты приемки товаров оформляются актом.
Актировать фактическое состояние поступившей продукции и отступлений от договорных условий покупатель может:
– по форме, определенной Инструкциями № П-6, П-7;
– по согласованной сторонами договора форме;
– по принятой у покупателя форме;
– по форме № ТОРГ-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132(2).

При оформлении акта особое внимание необходимо уделять не только форме, но и его содержанию.

Неправильно составленные документы в случае спора по условиям исполнения договора не принимаются судом в качестве доказательства.

Пример из арбитражной практики. В постановлении от 12.03.2010 по делу № А53–13811/2009 ФАС Северо-Кавказского округа указал следующее: «…Из содержания приемных актов следует, что товар принимался комбинатом полистно, в связи с чем расхождение в маркировках на листах фанеры и на упаковке не могло не обнаружиться в 2007 году при приемке товара. В актах, представленных истцом, отражено, что в 2009 году производилась проверка товара разных поставщиков. Акты не позволяют достоверно установить, что поставленная обществом продукция при приемке и хранении на складе комбината была индивидуализирована и исключалось ее смешение с продукцией других поставщиков либо продукцией, поставленной в другие периоды»(3).


(1) Документ размещен в СПС «Консультант +».
(2) Финансовая газета. – 1999. – № 5.
(3) Документ размещен в СПС «Консультант +».


Также по этой теме: