Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Управление и экономика    Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: анализ отрасли и тенденции развития

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: анализ отрасли и тенденции развития

18.10.2013

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: анализ отрасли и тенденции развития

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2011

Демидов А. В.,
эксперт журнала

Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих в России существует с декабря 2002 г., с момента вступления в силу третьего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Именно тогда впервые в современной России государственное лицензирование и государственный контроль профессиональной деятельности были заменены механизмом саморегулирования. В статье проведен анализ отрасли и дана оценка тенденциям развития саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих в настоящее время осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности), Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» и требованиями иных нормативных правовых актов. До принятия действующего Закона о несостоятельности деятельность в качестве управляющих по законам о несостоятельности 1992 и 1998 гг. подлежала лицензированию, которое осуществлялось уполномоченным органом власти (Минимущество, ФУДН, затем ФСФО).

За восемь лет существования институт саморегулирования в сфере деятельности арбитражных управляющих постоянно совершенствовался, нормы законодательства дополнялись и детализировались, что в целом свидетельствует о положительной динамике его развития. Так, появились новые способы обеспечения имущественной и иной ответственности арбитражных управляющих, способы контроля деятельности, как арбитражных управляющих, так и саморегулируемых организаций, введены дополнительные требования к повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих. Указанный процесс продолжается и сегодня.

Характерными чертами современного саморегулирования деятельности арбитражных управляющих является существование достаточно большого количества саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (всего 43 организации) с количеством арбитражных управляющих, незначительно превышающим 100 членов. При этом деятельность многих саморегулируемых организаций имеет межрегиональный характер, созданы соответствующие региональные отделения и представительства.

Например, у некоммерческого партнерства «Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» имеется 26 представительств в субъектах Российской Федерации, у некоммерческого партнерства «Союз менеджеров и антикризисных управляющих» действуют 45 представителей в регионах России, у некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Альянс» число региональных отделений составляет более 40.

Следует отметить, что при наличии объективных различий между существующими СРО арбитражных управляющих сложившийся порядок выбора уполномоченным органом (ФНС России) саморегулируемых организаций для назначения арбитражных управляющих в делах о банкротстве направлен на равномерное распределение процедур банкротства между саморегулируемыми организациями без учета конкурентных преимуществ, величины саморегулируемой организации и других характеристик.

В целях повышения прозрачности деятельности саморегулируемых организаций в 2008 г. введена обязанность саморегулируемых организаций по раскрытию на сайте в сети Интернет информации, касающейся состава членов, механизмов обеспечения ответственности, организационной структуры, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих.

Со дня введения саморегулирования деятельности арбитражных управляющих и до настоящего времени деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляяющих регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Отдельные вопросы деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, не урегулированные Законом о несостоятельности, регламентируются Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Согласно действующей редакции Закона о несостоятельности, арбитражный управляющий должен являться членом саморегулируемой организации, что в целом соответствует существующему международному опыту. Несмотря на то, что за рубежом не всегда предусматривается членство в организациях непосредственно специалистов в сфере банкротства, как правило, устанавливается требование о членстве в специализированных общественных организациях лиц, имеющих право осуществлять управление в ходе дела о банкротстве (адвокаты, бухгалтеры, аудиторы).

Таким образом, в настоящее время создание стимулов к добросовестному проведению процедур банкротства реализуется не только благодаря непосредственным требованиям к профессии (высшее образование, обучение по специальной программе, стажировка, опыт руководящей работы, отсутствие дисквалификации и судимости), но и посредством механизмов материальной ответственности (страхование ответственности, дополнительная страховка в зависимости от размера активов должника, компенсационный фонд), а также за счет вознаграждения, зависящего от результатов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 366 «Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов» утверждены правила проведения СРО арбитражных управляющих проверок в отношении своих членов. Кроме того, утверждены нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения проверок деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, порядок размещения и расходования средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, порядок ведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестра арбитражных управляющих, порядок оформления допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих.

В 2008 г. в Закон о банкротстве внесены изменения, существенным образом затронувшие правовое положение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В частности:

  1. установлены обязательные требования к органам управления и специализированным органам саморегулируемых организаций;
  2. скорректированы условия членства в СРО арбитражных управляющих;
  3. детально сформулированы требования к формированию и расходованию средств  компенсационного фонда;
  4. установлены требования по раскрытию информации о деятельности СРО арбитражных управляющих.

Поправки 2008 г. ввели в законодательство о банкротстве понятие «федеральные стандарты деятельности арбитражных управляющих» – правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом.

Также предусмотрено создание Национального объединения СРО арбитражных управляющих, на которое возлагаются полномочия по разработке федеральных стандартов, представлению интересов СРО арбитражных управляющих, в том числе при взаимодействии с государственными органами.

Следует также отметить, что с 1 января 2011 г. введен статус арбитражного управляющего как субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой. Соответственно, с указанного момента перестала являться обязательной регистрация арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно внесенным изменениям доработки требует и подзаконная нормативная база. В соответствии с переходными положениями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ до принятия необходимых нормативных правовых актов и федеральных стандартов регулирующим органом продолжают действовать ранее утвержденные нормативные правовые акты.

Минэкономразвития России продолжает работу по утверждению подзаконных нормативных актов в данной сфере.

Утверждены следующие акты Минэкономразвития России:

  • приказ Минэкономразвития России от 7 декабря 2009 г. № 502 «О размере вознаграждения арбитражного управляющего при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в отношении стратегических предприятий и организаций»;
  • приказ Минэкономразвития России от 10 декабря 2009 г. № 517 «Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих»;
  • приказ Минэкономразвития России от 23 апреля 2010 г. № 148 «Об утверждении Порядка ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, Формы выписки из данного реестра и Порядка обеспечения свободного доступа к таким сведениям заинтересованных в их получении лиц»;
  • приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. № 402 «О Порядке возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику»;
  • приказ Минэкономразвития России от 8 июля 2010 г. № 284 «О порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

Подлежат разработке и утверждению нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения сводного государственного реестра арбитражных управляющих, порядок контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих, утверждаемые приказами Минэкономразвития России. Кроме того, подлежат разработке и утверждению федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Особое место среди федеральных стандартов должен занять федеральный стандарт, посвященный кодексу этики арбитражных управляющих как физических лиц – субъектов профессионального сообщества. Соответствующий проект уже был рассмотрен на общем собрании членов Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в сентябре 2010 г. и по итогам его доработки поступил на утверждение в регулирующий орган (Минэкономразвития России).

В соответствии с Законом о несостоятельности некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с момента включения сведений о ней в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Ведение указанного реестра обеспечивает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющая также и контрольные полномочия в отношении саморегулируемых организаций указанной сферы.

Для включения сведений о саморегулируемой организации в указанный реестр она должна отвечать следующим установленным Законом о несостоятельности обязательным требованиям:

  • соответствие не менее чем 100 ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
  • участие ее членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
  • наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены ст. 25.1 Закона о несостоятельности (банкротстве);
  • наличие разработанных в соответствии с требованиями Закона о несостоятельности и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
  • создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют установленным законом требованиям.

Таким образом, сформированная на сегодняшний день законодательная база представляет собой целостную, соответствующую международному опыту систему федеральных законов, регламентирующую ключевые аспекты саморегулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих, включая систему имущественной ответственности, порядок утверждения стандартов и правил, компетенцию органов управления саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и т. п.

Вместе с тем существующая законодательная база подлежит дальнейшей конкретизации как на подзаконном уровне (подзаконные акты, федеральные стандарты), так и на уровне федеральных законов (в части административной ответственности арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их должностных лиц, конкретизации положений о контроле за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих).

На сегодняшний день в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих внесены сведения о 43 саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, объединяющих свыше 7 тысяч арбитражных управляющих. В июле 2009 г. в качестве национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих зарегистрирован Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (рис. 1).

Общая численность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих характеризуется относительной стабильностью.

По истечении года со дня введения саморегулирования общее количество саморегулируемых организаций арбитражных управляющих составило 38 организаций (в 2002 г. в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих были внесены сведения о 9 саморегулируемых организациях, в 2003 г. – еще о 29 саморегулируемых организациях), в 2004–2010 гг. в реестр были внесены сведения о 9 саморегулируемых организациях и национальном объединении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

При этом за все указанные годы из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих были исключены сведения о 5 саморегулируемых организациях (дважды в 2005 г., а также в 2006 и 2009 гг. по добровольному решению на основании обращения руководителя, в 2007 г. – по решению суда).

На сегодняшний день наиболее крупными саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, исходя из размера компенсационного фонда, количества региональных представительств и количества членов по состоянию на август 2010 г., являются некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Меркурий», некоммерческое партнерство «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа», некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Альянс», некоммерческое партнерство «Объединение арбитражных управляющих «Авангард».

Размер единовременных вступительных взносов в зависимости от конкретной СРО колеблется в среднем от 15 до 55 тыс. руб., размер ежемесячных членских взносов – от 30 до 60 тыс. руб. в год, размер целевых взносов (в том числе на проведение аккредитации) – в среднем от 5 до 30 тыс. руб. в год. В ряде саморегулируемых организаций вступительные и целевые взносы отсутствуют.

В отдельных саморегулируемых организациях вступительный взнос при переходе из другой саморегулируемой организации значительно ниже, чем при первичном вступлении, и составляет 5 тыс. руб. Кроме того, размеры взносов в ряде саморегулируемых организаций могут быть дифференцированы – например, зависеть от размера полученного арбитражным управляющим вознаграждения за проведение процедуры банкротства, в том числе от дополнительного вознаграждения.

Пунктом 2 ст. 22 Закона о несостоятельности предусмотрено наличие у саморегулируемой организации арбитражных управляющих разработанных в соответствии с требованиями Закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих.

Функции по утверждению стандартов и правил профессиональной деятельности членов  саморегулируемых организаций возложены на коллегиальные органы управления саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В частности, коллегиальными органами управления саморегулируемых организаций арбитражных управляющих утверждаются такие правила профессиональной деятельности, как:

  • правила деловой этики арбитражных управляющих – членов саморегулируемой организации;
  • правила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • правила представления информации членами саморегулируемой организации в форме отчетов.

Качество утвержденных СРО арбитражных управляющих и действующих на сегодняшний день стандартов и правил можно оценить как приемлемое, в то же время набор указанных правил достаточно разнороден и может существенно различаться в зависимости от конкретной саморегулируемой организации. Следует также отметить, что стандарты и правила саморегулируемых организаций арбитражных управляющих не всегда регулируют именно профессиональную деятельность арбитражных управляющих и зачастую касаются деятельности непосредственно самой саморегулируемой организации.

В отдельных случаях стандарты и правила представляют собой единый документ, регулирующий все необходимые сферы профессиональной деятельности арбитражных управляющих, в других – такие стандарты и правила представляют собой множество документов, каждый из которых регулирует лишь достаточно узкую сферу отношений, возникающих в результате осуществления арбитражными управляющими своей профессиональной деятельности.

Указанное отсутствие единообразия в утвержденных стандартах и правилах вносит неясность при определении и оценке конкретных норм, которыми должен руководствоваться арбитражный управляющий, являющийся членом той или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Ситуацию призваны улучшить нормы закона о несостоятельности, предусматривающие разработку профессиональным сообществом единых федеральных стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих и самих саморегулируемых организаций, подлежащих в последующем утверждению регулирующим органом.

В настоящее время проекты федеральных стандартов активно обсуждаются представителями саморегулируемых организаций в рамках национального объединения, а также на научно-практических конференциях и семинарах, рассматриваются предложения заинтересованных организаций.

Наличие федеральных стандартов не означает отсутствие у СРО арбитражных управляющих собственных стандартов, не противоречащих федеральным. В этой связи представляется целесообразным на уровне Национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих выработать единые подходы (рекомендации) по видам стандартов и правил, утверждаемых саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, а также по их содержанию.

Закон о несостоятельности устанавливает следующие требования к членам СРО арбитражных управляющих: страхование ответственности (на 3 млн руб. в год независимо от исполнения обязанностей и дополнительная страховка в зависимости от размера активов должника), взносы в компенсационный фонд (не менее 50 тыс. руб. на одного члена СРО).

Имущественная ответственность саморегулируемой организации арбитражных управляющих в случаях причинения ущерба участвующим в деле о банкротстве лицам или иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей носит субсидиарный характер, в том числе с возможностью предъявления страховщиком регрессного требования к арбитражному управляющему в отдельных случаях и возможностью возмещения убытков посредством выплаты из компенсационного саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая возникает у лица после осуществления страховой выплаты страховщиком или получения отказа арбитражного управляющего от удовлетворения требования.

Объектами страхования ответственности арбитражного управляющего по договору обязательного страхования являются имущественные интересы управляющего, связанные с его обязанностью возместить убытки лицам, участвующим в деле, или иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением управляющим возложенных на него обязанностей.

Требования к обеспечению ответственности существенным образом скорректированы поправками, внесенными в Закон о несостоятельности 30 декабря 2008 г., в том числе установлены требования к договору страхования, перечень страховых случаев, основания и порядок выплат из компенсационного фонда (рис. 2).

Члены саморегулируемых организаций вправе заключать договоры обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего лишь со страховыми организациями, аккредитованными саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. В указанных целях саморегулируемыми организациями утверждаются внутренние документы, устанавливающие порядок аккредитации организаций и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве. Аккредитация при саморегулируемых организациях является срочной, и в большинстве случаев период действия аккредитации составляет один год.

Анализ статистики, описывающей развитие механизмов страхования ответственности арбитражных управляющих, указывает на положительную динамику как общего количества заключенных договоров, так и количества заявленных страховых случаев и случаев, по которым произведены выплаты.

Так, в период с начала действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» за 2003 г. было заключено 128 договоров страхования. К 2009 г. указанная цифра увеличилась более чем в 10 раз и составила 1955 договоров. Общее количество заключенных в период 2002–2010 гг. договоров страхования ответственности арбитражного управляющего на сегодняшний день составляет 8340 договоров (1).

В среднем величина страховых взносов обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих колеблется от 3 до 15 тыс. руб., а размер страховых выплат по договору страхования ответственности арбитражного управляющего составляет 3 млн руб (рис. 3).

Если в 2003 г. отмечен лишь один страховой случай (произведена выплата в сумме 9 тыс. руб.), в 2005 г. таких страховых случаев было два (по обоим произведены выплаты на общую сумму 8,7 тыс. руб.), в 2007 г. – 15 страховых случаев (по 12 из них производились страховые выплаты на общую сумму 339,3 тыс. руб.), в 2008 г. заявлено 9 страховых случаев, по двум из них произведены выплаты на общую сумму 1023,107 тыс. руб. Всего за период с 2002 по 2010 г. заявлено 44 страховых случая, по 17 случаям произведены выплаты на общую сумму 1380,107 тыс. руб.

Страхование ответственности и формирование компенсационного фонда саморегулируемых организаций арбитражных управляющих являются двумя взаимодополняющими элементами механизма обеспечения имущественной ответственности и возмещения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Следует отметить, что с учетом наметившейся тенденции увеличения количества дел о банкротстве, а также количества заявленных страховых случаев и сумм произведенных страховых выплат, наличие такого способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций, как компенсационный фонд, является необходимым механизмом покрытия причиненных убытков, дополняющим систему страхования ответственности членов саморегулируемой организации.


(1) По данным Всероссийского союза страховщиков, включающим статистику по страховым организациям, являющимся членами Союза.


Формирование компенсационного фонда в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о несостоятельности является обязательным требованием к саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Действующей редакцией Закона о банкротстве не предусмотрено требований к размеру компенсационного фонда саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Однако исходя из минимального взноса в компенсационный фонд и минимального количества членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих размер компенсационного фонда на сегодняшний день не может составлять менее 5 млн руб. При этом зачастую стоимость активов должников, в отношении которых применяется процедура в деле о банкротстве, и требований кредиторов исчисляется десятками миллионов рублей.

Поправками 2008 г. введена обязанность саморегулируемых организаций осуществлять размещение средств компенсационных фондов в целях их сохранения и прироста. Размещение средств компенсационных фондов и их инвестирование осуществляются управляющими компаниями, а контроль за размещением средств осуществляется специализированными депозитариями, отобранными на конкурсной основе.

К настоящему времени саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих приняты внутренние нормативные документы, устанавливающие правила проведения конкурса по отбору управляющей компании (а также специализированного депозитария) для заключения с ней договора доверительного управления средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Вместе с тем у некоторых саморегулируемых организаций арбитражных управляющих конкурсные мероприятия по отбору управляющих компаний для заключения с ней договора доверительного управления средствами компенсационного фонда еще не завершены.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены ограничения по распоряжению средствами компенсационных фондов. Расходование средств компенсационных фондов не допускается, за исключением случаев осуществления выплат в связи с взысканием убытков. При этом для осуществления компенсационных выплат законом устанавливается ряд требований и условий. Кроме того, законом предусмотрено, что по одному случаю причинения убытков не может быть осуществлена компенсационная выплата, размер которой превышает 25% размера компенсационного фонда.

В качестве примера решений о выплате из компенсационного фонда саморегулируемых организаций арбитражных управляющих можно привести решение Арбитражного суда Хабаровского края по делу № A73-1979/2009 от 20 мая 2009 г., в соответствии с которым из компенсационного фонда некоммерческого партнерства «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» взысканы убытки в размере 457 633,4 руб., причиненные арбитражным управляющим – членом данной саморегулируемой организации при исполнении им обязанностей в деле о банкротстве. С членов некоммерческого партнерства «Кузбасская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» также взысканы убытки в размере 437 884 руб. и 2 500 000 руб., которые возмещены из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации(1). С некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Северная столица» взыскано 5 815 486 руб. в счет возмещения вреда, причиненного арбитражным управляющим в деле о банкротстве(2).


(1) Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 августа 2009 г. по делу № А27-6661/2009. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 октября 2009 г. по делу № А27-14686/2009.
(2) Решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2008 г. по делу № А13-575/2008.


Данные факты свидетельствуют о начале формирования положительной практики в части обращения взыскания на средства компенсационного фонда саморегулируемых организаций, что подтверждает развитие механизмов имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций.

Статистические данные последних лет показывают в подавляющем большинстве случаев рост размера компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Так, в 2002 г. суммарный размер компенсационных фондов всех саморегулируемых организаций составлял 48,1 млн руб., уже в 2003-м аналогичный показатель составил около 160 млн руб., в 2004-м – 317,7 млн руб. Показывая постоянно растущую динамику, в 2010 г. размер всех компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих составил (по данным на август 2010 г.) свыше 429 млн руб. В то же время следует отметить, что максимально возможный размер выплат из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих прямо пропорционально зависит от размера компенсационного фонда с учетом максимального размера выплаты, установленной законодательством.

В этой связи представителями профессионального сообщества арбитражных управляющих обоснованно предлагается повысить уровень ответственности арбитражных управляющих и обеспечить действенный механизм возмещения убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве посредством увеличения минимального размера компенсационного фонда.

В частности, некоторыми участниками рынка предлагается установить минимальный размер компенсационного фонда, равный 20 млн руб.

Увеличение размера компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих позволит увеличить максимальный размер компенсационной выплаты применительно к одному случаю причинения убытков не менее чем до 5 млн руб., что позволит приблизить степень ответственности арбитражных управляющих за неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве к реальной ситуации.


При подготовке материала использованы данные Минэкономразвития России


Также по этой теме: