Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Управление и экономика    Саморегулируемые организации строительного комплекса: анализ отрасли и тенденции развития

Саморегулируемые организации строительного комплекса: анализ отрасли и тенденции развития

24.01.2014

Саморегулируемые организации строительного комплекса: анализ отрасли и тенденции развития

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2011

Демидов А. В.,
эксперт журнала

Институт саморегулирования с обязательным членством в строительном комплексе введен с принятием Федерального закона от 22 июля 2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Введение механизмов саморегулирования преследовало цели дебюрократизации строительного сектора, в первую очередь, замены недостаточно эффективной системы лицензирования строительной деятельности, не обеспечивавшей качественного отбора фирм, действующих в строительной сфере, и характеризовавшейся значительным числом коррупционных правонарушений, отсутствием возможности организации реального контроля за лицензиатами со стороны уполномоченных органов власти, развитием практики продажи «под ключ» лицензированных строительных организаций и одновременного повышения качества строительства зданий и сооружений за счет развития механизмов стандартизации, а также создания механизмов обеспечения имущественной ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями осуществляемых работ.

Вопросы отмены процедуры лицензирования в строительной деятельности и ее замены механизмами саморегулирования проходили широкое обсуждение в течение достаточно продолжительного промежутка времени и к концу 2007 г., с выходом Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», приобрели достаточно четкие нормативные очертания. Для целей обеспечения поступательного перехода от прямого государственного регулирования отрасли к регулированию «корпоративному» законодательством был предусмотрен переходный период: в течение всего 2009 г. предприятиям строительного сектора предоставлялась возможность осуществления деятельности как на основании ранее выданных строительных лицензий, так и на основании выданных саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов строительства.

С 1 января 2010 г. осуществление работ по инженерным изысканиями, проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, капитальногму строительству, влияющих на безопасность объектов капитального строительства стало возможным только при наличии у исполнителя работ допуска, выданного саморегулируемой организацией.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы саморегулирования в строительном комплексе, являются:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

Необходимо отметить, что рынок строительного комплекса, в рамках которого на момент принятия решения о переходе к модели саморегулирования функционировало порядка 250 тысяч предприятий различных организационно-правовых форм, характеризуется значительной степенью неоднородности, в первую очередь, за счет существования в рамках отрасли целого ряда видов работ определенной специфики.

Указанное обстоятельство во многом предопределило формирование модели саморегулирования в строительном комплексе в том виде, в котором она существует в настоящее время. Сложившаяся система саморегулирования, в отличие от всех иных отраслевых систем, применяющихся в настоящее время в Российской Федерации, является двухуровневой: само по себе членство в саморегулируемой организации является необходимым, однако недостаточным условием выхода на рынок – фактическим основанием для начала осуществления работ в области инженерных изысканий, проектирования и строительства является наличие выданного саморегулируемой организацией допуска к отдельным видам таких работ.

Важнейшими подзаконными актами, регламентирующими вопросы выдачи саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к осуществлению работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, являются:
- постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов»;
- приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 24 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, коорые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации саморегулируемой организацией строительного комплекса признается некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и/или юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим обязательным требованиям:

1. Объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и/или юридических лиц.
2. Наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям:

1. Объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц.
2. Наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 1 млн руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Градостроительный кодекс Российской Федерации внесены дополнения, устанавливающие специальные требования по размеру взносов в компенсационный фонд для организаций, осуществляющих деятельность в области организации работ по подготовке проектной документации и строительству.

В соответствии с внесенными изменениями размер взноса в компенсационный фонд таких организаций может варьировать от 150 тыс. руб. до 4,5 млн руб. при организации работ в области подготовки проектной документации и от 300 тыс. руб. до 30 млн руб. при организации работ в области строительства.

Кроме того, в обоих из случаев предусматривается наличие следующих документов саморегулируемой организации:
- документа, устанавливающего условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- документа, устанавливающего правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов  саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

По данным на начало 2011 г. общее число саморегулируемых организаций в строительном комплексе составляет 421 организацию, среди которых 231 образована в сфере строительства, 162 – подготовки проектной документации, 28 – проведения инженерных изысканий.

Большая часть указанных организаций создана во второй половине 2009 г. в целях приведения сферы строительства в соответствиетребованиям законодательства, вступавшим в силу с 1 января 2010 г., и в настоящее время динамика регистрации саморегулируемых организаций в сфере строительства остается положительной.

По информации Национального объединения саморегулируемых организаций строителей (НОСТРОЙ) общее число организаций – членов строительных СРО составляет 85 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей.

С учетом расчетного числа членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования общее число членов саморегулируемых организаций строительного комплекса составляет не более 100 тысяч организаций и индивидуальных  предпринимателей. Вместе с тем следует отметить, что получить достаточно точную оценку общего количества членов саморегулируемых организаций строительного комплекса достаточно затруднительно, во-первых, ввиду того, что сама по себе численность участников каждой отдельной СРО подвержена рыночной флуктуации (как правило, в сторону увеличения числа членов), а во-вторых, в связи с тем, что целый ряд организаций строительного комплекса являются одновременно членами нескольких СРО, и, соответственно, может возникать проблема «двойного счета». При этом даже в условиях наличия указанной доли неопределенности характер воздействия института  саморегулирования на степень «очищения» рынка может быть оценен вполне однозначно.

Общий объем сформированных участниками рынка – членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительства компенсационных фондов по минимальным (расчетным) оценкам составляет около 20 млрд руб. Вместе с тем указанная оценка представляется скорее заниженной в связи с принятыми в 2010 г. изменениями нормативной правовой базы в части формирования компенсационных фондов саморегулируемых организаций, в соответствии с которыми размер взноса одного члена СРО может достигать 4,5 млн руб. – для организаций в области архитектурно-строительного проектирования и 30 млн руб. – в области строительства.

В отличие от заложенной Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и использованной также в рамках иных отраслевых законов логики приобретение специальной правоспособности (т. е. возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства) происходит для представителей строительного комплекса не в связи со вступлением в саморегулируемую организацию как таковым, а только после прохождения дополнительной административной процедуры – получения допуска на отдельные виды работ от СРО.

Уже сам по себе подход вызывает целый ряд вопросов, поскольку в соответствии с использованной нормативно-правовой моделью предприниматель (организация) принуждается к вступлению в саморегулируемую организации и, соответственно, к уплате целого ряда обязательных платежей, однако осуществление указанных действий само по себе еще ничего предпринимателю не гарантирует.

Более того, для целей выдачи свидетельств о допуске на определенные виды работ общим собранием членов должен быть утвержден перечень таких видов работ, т. е. на практике может складываться ситуация, в которой виды работ, представляющие интерес для одного из членов саморегулируемой организации, не будут поддержаны общим собранием членов и, соответственно, не будут включены в перечень видов работ, на которые данной СРО выдаются свидетельства о допуске, т. е. индивидуальный предприниматель или организация, понеся существенные временные и материальные затраты, в итоге может так и не получить доступа к осуществлению предпринимательской деятельности.

Это подтверждается, в том числе, и тем, что на сегодняшний день значительное число компаний в сфере строительства одновременно имеют допуски на различные виды работ, выданные разными СРО, увеличивая, тем самым, собственные затраты в несколько раз. Законодательство не ограничивает возможность вступления в более чем одну саморегулируемую организацию, вопрос дублирования вынесен уже на уровень выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ – иметь несколько выданных разными СРО свидетельств о допуске на один и тот же вид работ запрещается.

Указанный подход является прямым следствием выбранной для целей внедрения механизмов саморегулирования в строительном комплексе модели, допускающей объединение участников рынка в рамках саморегулируемых организаций не в соответствии с отраслевой принадлежностью, видами деятельности или специализацией, а без учета вообще каких-либо «профессиональных» признаков и разграничившей лишь сферы инженерных изысканий, проектирования и, собственно, строительства. Фактически в рамках использованной модели была обеспечена возможность вхождения в состав СРО организаций, несопоставимых как по содержанию и числу видов выполняемых работ, так и, что вполне логично, по уровню риска, сопутствующего их реализации, т. е., был нарушен основной принцип создания саморегулируемых организаций, заложенный в рамках базовой модели саморегулирования.

Нарушение принципа «отраслевого» единства в рамках саморегулируемых организаций строительного комплекса привело к возникновению целого ряда трудноразрешимых проблем, затрагивающих практически все важнейшие сферы функционирования саморегулируемых организаций и ограничивающих возможности влияния института саморегулирования на повышение регулятивных и деловых процессов в сфере строительства.

Согласно ч. 2 ст. 55.5. Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций – документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ. Специальных требований к содержанию стандартов саморегулируемой организации в сфере строительства, за исключением описания ряда допустимых и недопустимых для включения в стандарты элементов, законом не предусмотрено.

Кроме того, помимо отмеченных выше обязательных правил контроля, СРО также вправе разрабатывать и утверждать иные правила саморегулирования – документы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

На практике установление требования по формуле «вправе» приводит к отсутствию действенных стимулов к разработке саморегулируемыми организациями собственных стандартов, разрабатываемые в инициативном порядке документы либо попросту воспроизводят положения (и недостатки) существующих нормативных документов, что случается сравнительно редко, либо, в большинстве случаев, носят формальный характер, например:
– Стандарт «Порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены стандартов»;
– Стандарт «Общие требования к выполнению работ».

Как правило, подобные документы невелики по объему (3–4 с.), содержат достаточно расплывчатые требования, большинство из которых является прямым следствием законодательства, но никак не уточняют его, и относительно слабо связаны с предметом стандартизации строительной отрасли в целом и, тем более, спецификой отдельных предметных областей или видов работ. Таким образом, система саморегулирования в строительной отрасли в настоящее время функционирует в условиях фактического отсутствия разработанных саморегулируемыми организациями стандартов, регулирующих вопросы качества и безопасности осуществляемых предприятиями отрасли работ, т. е. не достигается одна из первоочередных целей введения саморегулирования.

Вместе с тем в настоящее время на уровне Национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий ведется активная работа по модернизации существующих нормативных документов, в том числе, по актуализации устаревших СНиП, создаются специализированные комиссии по ценообразованию, разрабатывающие новые сметы и нормативы на строительство и разработку проектной документации.

Тем не менее в рамках существующего правового поля нормативные документы, разрабатываемые национальными объединениями, могут носить не более чем рекомендательный характер.

По мнению участников рынка, указанные тенденции имеют под собой достаточно веские основания: СРО в рамках реализованной в Градостроительном кодексе Российской Федерации модели создаются в виде многопрофильных организаций, членский состав которых серьезно различается между собой, соответственно, задачей каждой отдельной саморегулируемой организации в случае принятия на себя обязательства по разработке стандартов может являться разработка целого ряда (до нескольких десятков) таких документов, для чего не у каждой из них найдутся необходимые ресурсы. Кроме того, при разработке стандартов в рамках отдельных СРО возникает проблема их дальнейшей увязки, ввиду того, что фактически строительство в широком смысле включает в себя в качестве звеньев единого технологического процесса и работы по инженерным изысканиям, и проектирование и строительно-монтажные работы.

Тем самым задача разработки отраслевых стандартов в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий фактически переадресована на более высокий, в сравнении с плоскостью отдельных СРО, уровень Национальных объединений саморегулируемых организаций.

Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов (согласно ст. 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации) осуществляется на предмет соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, также сформулированных в виде формальных условий по наличию определенного набора документов, площадей, оборудования и штата, а соблюдение требований именно в части обеспечения необходимого уровня безопасности (соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) саморегулируемая организация проверять вправе, но не обязана.

За несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия (ст. 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В качестве мер дисциплинарного воздействия могут применяться:
- вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;
- вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
- приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
- прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
- исключение из членов саморегулируемой организации.

На практике контроль в саморегулируемых организациях осуществляется в виде документарных (фактически подача декларации о соответствии) и выездных проверок. Проверяется в первую очередь соответствие формальным признакам, необходимым для членства в СРО и получения допуска к соответствующим видам работ. При этом в рамках интервью с отдельными представителями саморегулируемых организаций строительного комплекса отмечено, что в ряде СРО результативность выездных проверок достаточно высока – в порядка 50% случаев выявлялось несоответствие членов СРО установленным требованиям.

Среди негативных черт практики контроля саморегулируемых организаций за своими членами участники рынка строительства указывают на уже проявляющуюся коррупционную составляющую в ходе проведения проверок, а также отсутствие (недостаточность) возможностей по осуществлению контроля за качеством работ, проводимых членами СРО.

Согласно ст. 55.14 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация вправе рассматривать жалобы на действия своих членов. Жалобы на действия членов саморегулируемой организации и обращения, поступившие в саморегулируемую организацию, подлежат рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня их поступления, если законодательством Российской Федерации не установлен меньший срок. Решение, принятое по результатам рассмотрения этой жалобы или этого обращения, направляется лицу, их направившему.

На практике при отдельных СРО формально созданы третейские суды, разработаны необходимые для осуществления ими деятельности по урегулированию споров документы, подготовлены тексты третейских поправок, однако наработанная практика применения указанного механизма до настоящего момента отсутствует.

Значительная доля барьеров для предприятий малого и среднего бизнеса в сфере строительства возникает в настоящее время в связи с применением норм приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В указанном Приказе определен перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, требующий, как по мнению экспертов, так и по мнению представителей бизнеса и саморегулируемых организаций в сфере строительства, существенной корректировки. Во-первых, сам состав указанных в перечне работ требует пересмотра в связи с тем, что на практике отдельные из них не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства, а во-вторых, по факту членство в национальном объединении для СРО также является «платным» ввиду необходимости осуществления соответствующих членских взносов. В настоящее время указанные взносы зависят от численности членов саморегулируемой организации, за каждого члена приходится вносить 3–5 тыс. руб. ежемесячно.

Новая проблема для развития саморегулирования в строительном комплексе возникла в связи с введением Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы, в соответствии с которой порядок установления саморегулируемыми организациями требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам и порядок определения саморегулируемых организаций, обладающих правом выдачи свидетельств о допуске к указанным работам, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Во-первых, указанное обстоятельство повлекло за собой риск отмены Ростехнадзором действующих допусков на осуществление работ, оказывающих влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, поскольку формально принятие указанной нормы создало неопределенность в части установления требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным видам работ.

Во-вторых, введенное изменение характеризуется значительным негативным потенциалом с точки зрения воздействия на строительную отрасль в целом, в первую очередь, в части создания условий для монополизации отдельных сегментов рынка.

В целях совершенствования нормативной правовой базы саморегулирования в строительном комплексе и сложившейся правоприменительной практики необходимым представляется проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
1. В части разработки стандартов профессиональной деятельности строительных организаций рассмотреть возможность законодательного закрепления за национальными объединениями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительства функции по разработке отраслевых федеральных стандартов, т. е. реализации двухуровневой системы профессиональных стандартов, в том числе:
- федеральных стандартов;
- стандартов саморегулируемых организаций.

В соответствии с предложенной моделью, разработка и утверждение федеральных стандартов осуществляется национальным объединением СРО в соответствии с программой разработки, утверждаемой по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный орган в той или иной форме «одобряет» федеральные стандарты. До принятия национальным объединением (советом) федеральных стандартов, а также в случае невыполнения программы разработки федеральных стандартов уполномоченный орган вправе утвердить такие стандарты своим решением.

При этом в отношении федеральных стандартов могут быть предусмотрены различные схемы:
- утверждение федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с привлечением к разработке национального объединения (совета) СРО;
- делегирование полномочия по утверждению федеральных стандартов национальным объединением (советом) СРО, сопровождающееся установлением срока принятия федеральных стандартов, по истечении которого указанное полномочие может быть отозвано;
- утверждение федеральных стандартов национальным объединением (советом) и одобрение федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральные стандарты подлежат обязательной оценке регулирующего воздействия в установленном порядке.

В сфере технического регулирования в результате применения федеральных стандартов на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований соответствующих технических регламентов.

В свою очередь, саморегулируемые организации вправе принимать собственные стандарты, устанавливающие требования, условно относимые к «качеству», а также в добровольном порядке использовать инфраструктуру национальной системы аккредитации.
2. В части совершенствования механизмов обеспечения имущественной ответственности саморегулируемых организаций осуществить:
- оценку целесообразности применения механизмов в целом и особенностей формирования компенсационных фондов саморегулируемыхорганизаций;
- проработку вопросов, связанных с установлением размеров взноса в компенсационный фонд в зависимости от количества осуществляемых видов деятельности, потенциального уровня рисков и иных значимых факторов;
- уточнение порядка размещения и использования средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, обеспечение прозрачности управления средствами компенсационных фондов СРО;
- внесение поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе предусматривающих ответственность СРО и их должностных лиц за нарушение обязанностей, установленных федеральными законами и федеральными стандартами;
- установление максимально допустимого размера (доли) выплаты из компенсационного фонда по одному случаю причинения ущерба;
- уточнение порядка пополнения компенсационного фонда в случае осуществления  саморегулируемой организацией выплат по обязательствам своих членов;
- оценку необходимости установления минимальных требований по страхованию имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций;
- проведение разъяснительной работы, направленной на повышение информированности потребителей услуг членов СРО, в том числе в части осуществления выплат из компенсационного фонда.

3. В части совершенствования механизмов государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций:
- устранить действующий «уведомительный» порядок регистрации саморегулируемых организаций как не обеспечивающий необходимый уровень безопасности;
- провести уточнение норм законодательства, регулирующих вопросы осуществления государственного контроля за саморегулируемыми организациями уполномоченным органом.

4. В части совершенствования механизмов контроля саморегулируемых организаций за деятельностью своих членов:
- подготовка поправок в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающих уточнение положений, устанавливающих порядок и предмет контроля указанных организаций, а также рассмотрение возможных вариантов организации системы контроля.

5. В части развития механизмов внесудебного урегулирования споров в саморегулируемых организациях:
- проработка вопросов, связанных с созданием третейских судов на уровне национальных объединений саморегулируемых организаций строительного комплекса и закреплением на уровне отдельных саморегулируемых организаций процедуры медиации.

6. В части уточнения прав и обязанностей национальных объединений саморегулируемых организаций строительного комплекса:
- проработка вопросов, связанных с делегированием функции по установлению порядка выдачи саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, наряду с задачей по разработке отраслевых федеральных стандартов, на уровень национальных объединений саморегулируемых организаций строительного комплекса;
- оценка обоснованности сложившегося порядка финансирования национальных объединений саморегулируемых организаций, разработка мер по обеспечению их финансовой прозрачности.

При подготовке материала использованы данные Минэкономразвития России

Также по этой теме: