Саморегулируемые организации оценщиков: анализ отрасли и тенденции развития



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2011


Демидов А. В.,
эксперт журнала

В оценочной деятельности институт саморегулирования, предусматривающий обязательное членство в саморегулируемых организациях (далее – СРО), введен с 1 января 2008 г. с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 157-ФЗ).

Введение механизмов саморегулирования в отрасли было во многом обусловлено  невозможностью обеспечения должного уровня контроля (надзора) со стороны государства.

В соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2008 г., оценочную деятельность вправе были осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие лицензии на осуществление оценочной деятельности. В случае отзыва лицензии у компании ее прежние учредители, в том числе лица, вписанные в отозванную лицензию, могли создать новое юридическое лицо в целях дальнейшего осуществления оценочной деятельности. Такая система государственного регулирования показала достаточно низкую эффективность с точки зрения осуществления контроля (надзора) за субъектами регулирования в случаях злоупотребления со стороны оценочных компаний.

Все это послужило основанием для внесения изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части передачи  государственных функций на уровень саморегулируемых организаций, смены субъекта  регулирования и введения института персональной имущественной ответственности оценщиков – физических лиц.

При этом законодателем был установлен достаточно длительный переходный период от лицензирования к саморегулированию. Так, лица, имевшие на 30 июня 2006 г. Лицензии на осуществление оценочной деятельности, были вправе осуществлять оценочную деятельность до 1 января 2008 г.

С 1 января 2008 г. рынок оценочных услуг полностью перешел от лицензирования к  саморегулированию, основанном на обязательном членстве оценщиков – физических лиц в СРО оценщиков.

Всего за период существования системы лицензирования было выдано порядка 15 тыс. лицензий, практически в каждую из которых было вписано по несколько человек (в соответствии с законодательством – не менее двух), т. е. на рынке оценки работало порядка 45 тыс. оценщиков. На настоящий момент количество специалистов, имеющих право заниматься оценочной деятельностью – являющихся членами СРО оценщиков и застраховавших свою ответственность, примерно в три раза меньше.

Таким образом, введение механизмов саморегулирования в оценочной деятельности помогло очистить рынок от недобросовестных и недостаточно компетентных участников, а также лиц, реально не осуществлявших деятельность.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы саморегулирования в оценочно деятельности, являются:
-  Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
-  Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о саморегулируемых организациях).

Согласно Закону об оценочной деятельности саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций  оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Некоммерческая организация вправе приобрести статус СРО оценщиков при условии  соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

1. Объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 300 оценщиков.
2. Наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в размере не менее 30 тыс. руб.
3. Наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений.
4. Наличие стандартов и правил оценочной деятельности.

Следует отметить, что в отличие от других саморегулируемых организаций СРО оценщиков не может быть реорганизована.

При рассмотрении механизмов саморегулирования в оценочной деятельности особое внимание следует обратить на обязанность СРО оценщиков по проведению экспертизы отчетов об оценке.

В целях осуществления экспертизы отчетов оценщиков Законом об оценочной деятельности предусмотрено формирование СРО оценщиков экспертного совета.

Экспертиза отчета об оценке в основном заказывается непосредственно заказчиком, проводится по решению суда или в силу требований норм законодательства. Целью такой экспертизы является проверка соответствия отчетов об оценке законодательству и федеральным стандартам оценки (в отдельных случаях – с подтверждением стоимости, определенной оценщиком), а результатом – выдача положительного или отрицательного экспертного заключения. Следует отметить, что экспертиза отчетов об оценке не является контрольной или дисциплинарной функцией.

Государственное регулирование деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, является Минэкономразвития России. Кроме того, Минэкономразвития России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности (Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437).

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению Единого государственного реестра СРО оценщиков, а также по осуществлению надзора за исполнением СРО оценщиков требований Закона об оценочной деятельности в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, является Росреестр.

Тенденции саморегулирования в оценочной деятельности

С момента перехода рынка оценочных услуг от лицензирования к саморегулированию количество оценщиков увеличилось в два с половиной раза и составило чуть более 16 тыс. человек (рис. 1).

На сегодняшний день в Единый государственный реестр СРО оценщиков включено девять саморегулируемых организаций оценщиков:
1) некоммерческое партнерство «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАОс» (НП СМАОс);
2) некоммерческое партнерство Ассоциации российских магистров оценки (НП «АРМО»);
3) общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» (ООО «РОО»);
4) некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «Сибирь» (НП «СОО «Сибирь»);
5) некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» (НП «МСО»);
6) некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов оценщиков» (НП «СРО «НКСО»);
7) межрегиональная саморегулируемая некоммерческая организация –Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» (НП «ОПЭО»);
8) некоммерческое партнерство «Сообщество профессионалов оценки» (НП «СПО»);
9) некоммерческое партнерство по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» (НП «Кадастр-оценка»).

Первые СРО оценщиков были зарегистрированы в течение переходного периода (второе полугодие 2007 г.) и имеют большее количество региональных филиалов и отделений по всей Российской Федерации по сравнению с объединениями «второй волны». Позже стали создаваться СРО оценщиков по региональному признаку, а впоследствии и СРО, объединяющие оценщиков, специализирующихся на определенном сегменте рынка.

На сегодняшний день более половины СРО оценщиков имеют филиалы и представительства в различных регионах Российской Федерации – общее число представительств равно 34, а общее число филиалов и отделений – 99. При этом наибольшее число филиалов и представительств приходится на Северо-Западный, Приволжский и Центральный федеральный округ. Кроме того, например, СРО НП «СМАОс» использует возможность назначения уполномоченных региональных представителей, действующих на основании доверенности на территориях отдельных регионов.

Развитие сектора услуг в области оценочной деятельности и повышение их качества неразрывно связаны с развитием методологической базы в области оценки, регулируемой, в том числе, стандартами оценки.

На сегодняшний день методологическая база в оценке формируется в большей степени на уровне федеральных стандартов оценки и методических указаний, утвержденных приказами Минэкономразвития России, и стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемыми организациями оценщиков. Лишь в незначительной степени некоторые методологические основы закреплены на уровне федерального законодательства. Такое распределение во многом призвано обеспечить гибкость методологии и ее способность изменяться на фоне быстро меняющихся рыночных условий, что в целом соответствует сложившейся международной практике.

Согласно ст. 22.1 Закона об оценочной деятельности одной из основных функций СРО оценщиков являются разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.

В свою очередь, в соответствии со ст. 15 Закона об оценочной деятельности оценщик обязан соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования Закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные СРО оценщиков, членом которой он является, а также соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков (далее – правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является.

Федеральными стандартами оценки определены требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, составлению отчетов об оценке, установлены общие понятия оценки и виды стоимостей. Методическими указаниями регламентированы вопросы методологии проведения работ по кадастровой оценке.

По итогам анализа стандартов и правил оценочной деятельности, разработанных различными СРО оценщиков и являющих собой наиболее гибкий по своей сути элемент регулирования методологии оценки, следует отметить, что большинство стандартов и правил оценочной деятельности носят технический характер.

В частности, из девяти СРО оценщиков только у трех имеются стандарты и правила оценочной деятельности, содержащие методологические положения по оценке отдельных видов объектов оценки (ценные бумаги, недвижимость, интеллектуальная собственность, машины и оборудование и т. п.). При этом следует отметить, что у вновь образованной СРО оценщиков «Некоммерческое партнерство по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» стандарты и правила оценочной деятельности фактически отсутствуют, а в качестве стандарта утверждены и действуют правила деловой и профессиональной этики.

Большинство СРО оценщиков при разработке стандартов и правил оценочной деятельности опираются на положения федеральных стандартов оценки. Только три из девяти СРО оценщиков при разработке стандартов и правил оценочной деятельности основывались на положениях международных стандартов оценки, остальные же в том или ином виде дублировали положения федеральных стандартов оценки. Следует также отметить, что у пяти из девяти СРО оценщиков действуют правила деловой и профессиональной этики.

Неоднозначность применения законодательства Российской Федерации в части стандартизации деятельности СРО оценщиков влечет необходимость законодательного закрепления дополнительных требований, являющихся обязательными для субъектов оценочной деятельности.

В целях стимулирования СРО оценщиков к разработке стандартов и правил оценочной деятельности представляется целесообразным внести изменения в Закон об оценочной деятельности, предусматривающие закрепление за национальным советом функции по выдаче предписаний СРО оценщиков по совершенствованию стандартов и правил оценочной  деятельности, разработанных соответствующей СРО оценщиков. При этом в Законе об оценочной деятельности представляется целесообразным предусмотреть положения, предотвращающие  навязывание отдельных положений стандартов и правил оценочной деятельности, разработанных доминирующими СРО оценщиков, другим СРО оценщиков.

Дополнительно следует отметить, что указанная схема разработки СРО оценщиков стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики в наибольшей степени соответствует международному опыту регулирования оценочной деятельности.

В частности, в большинстве развитых зарубежных стран в сфере оценочной деятельности применяется модель саморегулирования с минимальным вмешательством государства.

Наибольшую роль играют международные и национальные оценочные сообщества, которые разрабатывают стандарты и правила, регламентирующие деятельность всех членов указанных сообществ.

В качестве примера можно отметить следующие стандарты оценочной деятельности, разработанных международными сообществами оценщиков: Международные стандарты оценки (IVS), стандарты международной ассоциации налоговых оценщиков (IAAO), Американские  стандартах оценки (USPAP), Европейские стандарты оценки (TEGOVA), стандарты Королевского сообщества сертифицированных оценщиков (RICS) и др.

Учитывая относительно недавний переход оценочной деятельности Российской Федерации к саморегулированию, представляется целесообразным ориентироваться на существующую модель регулирования оценочной деятельности в Российской Федераций с уклоном на совершенствование методологии, осуществляемое СРО оценщиков на основании предписаний национального совета.

Механизмы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций оценщиков

Законом о саморегулируемых организациях предусмотрено право СРО применять один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
-  создание системы личного и (или) коллективного страхования;
-  формирование компенсационного фонда.
В части применения средств компенсационного фонда в оценочной деятельности используется механизм субсидиарной ответственности. Кроме того, в соответствии со ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности убытки, причиненные заказчику или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости обьекта оценки, указанной в отчете, подлежат возмещению в полном обьеме за счет имущества оценщика, причинившего своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.

Серьезные изменения в части механизмов страхования ответственности в оценочной  деятельности внесены вступившим в силу в 2007 г. Законом № 157-ФЗ, предусматривающим  переход оценочной деятельности на саморегулирование, а также вводящим определенные требования к условиям страхования гражданской ответственности, отсутствовавшим в предыдущих редакциях закона.

Основные изменения коснулись вопросов определения страхового случая, минимального размера страховой суммы, объекта страхования, размера страхового возмещения и срока действия договора страхования.

В соответствии со ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности не может быть менее 300 тыс. руб.

Следует отметить, что согласно опросу саморегулируемых организаций оценщиков, проведенному Минэкономразвития России, размер страховой суммы по договорам обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности превышает размер страховой суммы, установленный Законом об оценочной деятельности.

Так, согласно данным СРО МП «СМАОс»:
1) средний размер страховой суммы по договорам обязательного страхования ответственности оценщиков в 2009 г. составил 2140 тыс. руб.;
2) в 2010 г. максимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности оценщика составил 100 млн руб.

Также, по данным СРО МП «СМАОс», юридические лица, с которыми оценщики – члены партнерства заключили трудовые договоры, в большинстве случаев заключают договоры дополнительного страхования ответственности юридического лица. В соответствии с представленными данными максимальный размер страховой суммы по таким договорам составил в 2010 г. 1 млрд руб.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является  установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных СРО оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного реального ущерба, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

Эти изменения были положительно восприняты страховым сообществом, однако ряд требований к страхованию, установленных ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности, нуждается в доработке, в том числе:

1. Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации (четвертый абзац ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности).

Указанная норма устанавливает, что ущерб действиями оценщика должен быть причинен в течение периода действия договора страхования. Однако любой ущерб является следствием конкретных действий (бездействия) оценщика.

Как показывает практика, такие действия (бездействие) могут быть совершены как в течение срока действия договора страхования, так и до его начала. Но это, как правило, не находит отражения во многих договорах страхования, заключаемых страховыми компаниями, которые в целях привлечения клиентов стремятся любой ценой снизить страховую премию по договору и необоснованно, вопреки интересам оценщиков и саморегулируемых организаций (которым в случае неполучения выплаты страхового возмещения придется возмещать ущерб из компенсационного фонда), указывают в договорах страхования, что действия (бездействие) оценщика, приведшие к причинению ущерба, также должны произойти в течение периода действия договора страхования.

2. В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности (третий абзац статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности).

Такой подход к определению объема страхового возмещения в рамках договора обязательного страхования исключает возможность страхования расходов самого оценщика при урегулировании страхового случая (например, судебных расходов и расходов на проведение экспертизы), поскольку эти расходы не являются реальным ущербом заказчика и третьего лица.

В соответствии со ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности оценщик несет ответственность за причиненные убытки, которые согласно ст. 15 ГК РФ также включают в себя возмещение упущенной выгоды, которая не покрывается условиями договора обязательного страхования. Поэтому в случае необходимости ее компенсации выплата будет осуществляться из средств компенсационного фонда СРО оценщиков, членом которой является оценщик.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов после принятия новой редакции Закона об оценочной деятельности является вопрос: кто ответствен за возмещение убытков в случае, когда они были причинены оценщиком, работающим по трудовому договору с юридическим лицом?

Законом об оценочной деятельности предусмотрена возможность заключения договора на оценку с юридическим лицом, соответствующим ряду установленных требований. При этом оценка осуществляется оценщиком, с которым у юридического лица заключен трудовой договор. В соответствии с абз. 1 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности убытки,  причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

В соответствии с нормами гражданского законодательства в случае, если оценщик заключил трудовой договор с юридическим лицом, которое в свою очередь является исполнителем по договору на проведение оценки (должником), в соответствии со ст. 308 ГК РФ обязанности по данному договору возникают только у лиц, участвующих в нем в качестве сторон. В том числе ст. 393 ГК РФ предусмотрена обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Помимо вышеуказанного ст. 402 ГК РФ установлено, что действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

В соответствии с абз. 2 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.

Однако положения данного абзаца вносят неопределенность в механизм возмещения убытков исполнителем по договору, установленный нормами Гражданского кодекса.

На основании изложенного для приведения действующего законодательства в соответствие необходимо признать утратившим силу абз. 2 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности.

Данный вопрос имеет непосредственное отношение к страхованию ответственности и актуален также для страховщиков, так как юридические лица не обязаны страховать свою ответственность. Поэтому механизмы страхования не могут быть задействованы и соответственно возмещение убытков будет осуществляться юридическим лицом самостоятельно (если его гражданская ответственность не была застрахована в добровольном порядке) до тех пор, пока ответственным за причинение убытков не будет признан оценщик.

Следует отметить, что официальная информация о выплатах по договорам обязательного страхования ответственности отсутствует, поскольку такая информация является конфиденциальной и страховые компании не вправе ее разглашать.

Вместе с тем согласно данным, опубликованным в средствах массовой информации, одной из крупнейших в России страховых компаний была осуществлена выплата по договору страхования имущественной ответственности:

«По делу о банкротстве при продаже имущества предприятия-банкрота была привлечена застрахованная оценочная компания для оценки продаваемого имущества. После проведения оценки имущество предприятия было продано за цену, соответствующую оценке.

Полученные от реализации имущества деньги пошли на погашение задолженности перед кредиторами (полностью задолженность погасить не удалось).

Некоторое время спустя кредиторы подали исковое заявление о признании отчета об оценке недействительным в связи с серьезными нарушениями стандартов оценки, допущенными в отчете. Суд вплоть до кассации, учитывая результаты экспертизы отчета, признал отчет об оценке недействительным. После данного судебного решения кредиторы провели повторную ретро-оценку проданного имущества предприятия и подали иск о возмещении убытков к оценочной компании. Суд вплоть до кассации удовлетворил иск о возмещении убытков в размере 7 000 000 рублей».

В соответствии со ст. 24.8 Закона об оценочной деятельности размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать 600 тыс. руб.

Одновременно ст. 24.8 Закона об оценочной деятельности установлено, что основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением  арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.

Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к СРО оценщиков, членом которой является или являлся оценщик на момент причинения ущерба, только в случае совпадения следующих условий:

– для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;
– оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

Не допускается осуществление выплат за счет компенсационного фонда (в том числе возврат членам саморегулируемой организации оценщиков их взносов), за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заказчиками или третьими лицами.

На начало августа 2010 г. совокупный компенсационный фонд СРО оценщиков составил более 480 млн руб. Для сравнения, на 1 января 2009 г. он составлял чуть более 380 млн руб. Расширение совокупного фонда произошло, прежде всего, ввиду увеличения членов различных СРО, а также в результате появления новых саморегулируемых организаций оценщиков. На рис. 2 и 3 показаны динамика роста совокупного компенсационного фонда всех СРО оценщиков и распределение совокупного компенсационного фонда по СРО соответственно.

На сегодняшний день компенсационные фонды каждой СРО оценщиков сопоставимы с размером СРО оценщиков (см. рис. 3).

В целях сохранения и увеличения средств компенсационного фонда СРО оценщиков обязана заключить договор доверительного управления средствами фонда с управляющей компанией. Контроль за действиями управляющей компании в отношении средств компенационного фонда осуществляется специализированным депозитарием.

И управляющая компания, и депозитарий избираются по результатам конкурса, проводимого СРО оценщиков в порядке, установленном ее внутренними документами, средства компенсационного фонда размещаются управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, принятой СРО оценщиков.

Законом об оценочной деятельности установлен ряд ограничений на размещение средств компенсационного фонда. Так, не менее 40% этих средств должно быть размещено в государственные ценные бумаги Российской Федерации, не более 40% этих средств может быть размещено в обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, или в паи паевых инвестиционных фондов. При этом не допускается размещать более чем 5% средств компенсационного фонда в акции одного эмитента, а также размещать средства компенсационного фонда в векселя, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и в иностранные ценные бумаги.

Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда, направляется на пополнение этого фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий размещения таких средств.

Исходя из результатов проведенного Минэкономразвития России опроса СРО оценщиков и уполномоченного на осуществление контроля за СРО оценщиков органа исполнительной власти (Росреестра) информация о случаях выплат из компенсационного фонда отсутствует.

Учитывая изложенное, следует отметить, что механизм обеспечения имущественной ответственности в оценочной деятельности в достаточной мере урегулирован Законом об оценочной деятельности. Вместе с тем имеются пробелы регулирования при обязательном страховании имущественной ответственности оценщиков, в связи с чем представляется  необходимым совершенствование нормативной правовой базы в части:
-  уточнения лица, ответственного за возмещение убытков в случае, когда они были причинены оценщиком, работающим по трудовому договору с юридическим лицом;
-  приведения ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации: необходимо признать утратившим силу абз. 2 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности.

 

При подготовке материала использованы данные Минэкономразвития России.

25.04.2014

Также по этой теме: