Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Управление и экономика    Этапы становления некоммерческих организаций в России

Этапы становления некоммерческих организаций в России

28.08.2015

Этапы становления некоммерческих организаций в России

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2012

Грищенко Ю. И.,
к. э. н, аудитор

В современных условиях возрастает роль и значение некоммерческих организаций, включая общественные объединения, оказывающие серьезное воздействие не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику государства. Некоммерческие организации (часто используется термин «третий сектор») существовали уже много веков назад. Это были в основном общественные и религиозные организации – общественные движения, учреждения, партии, союзы, молодежные, детские объединения и другие.

Некоммерческие организации занимают существенную нишу во всестороннем развитии государства как центра экономических и социальных отношений. История становления некоммерческих организаций России непосредственно связана с историей России.

С учетом особенностей временных эпох автор можно выделить восемь этапов в истории становления некоммерческих организаций в России:

1 этап – древние века – до XVI в. Зарождение некоммерческих организаций на основе племенных традиций. В древние века выработанные в процессе общения людей этические нормы закреплялись в традициях, которые впоследствии были сформулированы в виде религиозных догматов – заповедей. Затем долгое время формировались отдельные общины, сообщества, а также общественные движения.

Благотворительность на Руси стала активно развиваться с принятием христианства и носила религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига (во второй половине XV в.), в результате восстановления централизованной российской государственности, появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых – помощь немощным и наиболее нуждающимся.

2 этап – XVI в. Попытки законодательного оформления существования некоммерческих  организаций. До середины XVI в. не ощущалась необходимость нормативно-правового  регулирования некоммерческих организаций. В это время начался период развития  благотворительности в России. При Иоанне Грозном в 1551 г. в постановлении Стоглавого собора «попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него».

Собор признает необходимым регулировать обязанности общества через закон, однако  систематическая законодательная деятельность в этой области все-таки еще не сложилась.

3 этап – время царствования императрицы Екатерины II (1762–1796). Выделение  негосударственного сектора социальных отношений. Важным событием данной эпохи является появление негосударственных организаций, не являющихся компонентом института церкви.

Указом от 1775 г. в русском законодательстве был закреплен основной принцип общественного призрения: на сельские и городские общины и приходы была возложена обязанность кормить своих бедных, не допуская их до нищенства, а на полицейские власти – наблюдать за исполнением закона. В 1785 г. создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора.

4 этап – середина XVIII в. – 1861 г. Становление общественных объединений институционального характера, осуществляющих благотворительные виды деятельности.

Филантропическая и просветительская деятельность продолжилась и после смерти Екатерины II: супруга Павла I – Мария Федоровна в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В 1854 г. эти благотворительные заведения были объединены в «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ). В 1904 г. ВУИМ включало 140 учебных заведений. Императорский Воспитательный дом, 55 домов призрения, 47 лечебниц и больниц, 376 приютов, 298 попечительских детских приютов, 2 попечительства о слепых и глухонемых (включающих 44 учебных заведения, 16 домов призрения и 17 лечебниц, 31 благотворительное общество).

5 этап – 1861–1917 гг. Становление некоммерческих организаций.

В Москве к концу XIX в. насчитывалось около 500 частных и благотворительных организаций, но они были разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Это приводило к дублированию деятельности, неравномерному распределению усилий. 28 апреля 1886 г. состоялся первый съезд благотворительной общественности. В 1900 г. начал работать Московский государственный благотворительный совет, задачами которого были разработка необходимых мер по согласованию и объединению деятельности городского попечительства с деятельностью всех благотворительных учреждений столицы (сословных, общественных и частных, а также приходских попечительств), выяснение возможности для развития благотворительности в Москве и разработка общих вопросов, касающихся постановки приходских попечительств.

Манифестом 17 октября 1905 г. законодательно было оформлено создание добровольных организаций. Революционное движение, набирающее свои силы в России того времени, использовало данные организации для проведения собраний. К 1910 г. в России было уже 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений.

6 этап – 1917–1980 гг. Период застоя в развитии некоммерческих организаций в России. После 1917 г., в условиях абсолютного доминирования государственной собственности, третьему сектору, по существу, не находилось места в экономике.

После Февральской революции в Петрограде возникали «самочинные демократические  организации», следившие за распределением жилья, снабжением продуктами, топливом, одеждой, создавались детские площадки, школы грамоты, культурно-просветительские организации. К началу 1918 г. были созданы Наркомат государственного призрения и Наркомат социального обеспечения, которым были переданы все полномочия в области общественного призрения и декретами которых были ликвидированы почти все крупные дореволюционные благотворительные организации. Параллельно работе органов власти по формированию механизма контроля и надзора за добровольными объединениями граждан наблюдался рост их числа и разнообразия по сферам и видам деятельности: научнотехнические, культурно-просветительские, национальные, по работе с детьми и подростками и другие. В этот период отмечается формирование массовых объединений, связанных с советской властью.

Как отмечают исследователи, первым нормативным актом в этой области было постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 6 января 1930 г. «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» и положение «О добровольных обществах и союзах», утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 г. Однако законодательство о «некоммерческих организациях» не развивалось и остановилось на форме «общественных организаций».

Необходимо выделить, что понятие «некоммерческие общественные организации» появилось в 1932 г., данный факт нашел отражение в Собрании Узаконений РСФСР 1933 г. выпуска. В советское время круг общественных организаций сократился до минимума, оставшиеся организации были глубоко политизированы, и не всегда членство в них носило добровольный характер, а их деятельность сводилась к решению политических задач, примерами могут служить КПСС, ВЦСПС, комсомол, ДОСААФ и др.

В тот период не существовало спонсорства, пожертвований. Поэтому за годы советской власти была остановлена история существования ряда некоммерческих организаций, занимавшихся в досоветской России благотворительностью, культурно-просветительской, филантропической деятельностью и объединявших значительную часть населения, был утрачен опыт работы в таких организациях, а также нарушена связь между обществом и общественными организациями, что существенно повлияло на развитие экономики страны.

В конце 50-х – начале 60-х гг. произошел новый подъем общественной активности в сферах науки, культуры, образования. Например, с 60-х гг. в стране начало формироваться своего рода единое молодежное пространство, в рамках которого наряду с официальными институциональными форумами получали развитие различные самодеятельные инициативы социального характера. Однако официально работа в общественной организации рассматривалась как форма проведения досуга, где «массы» под руководством профессионалов приобщались к культуре.

По мере ослабления социального контроля по всей стране широко распространялись объединения граждан, находившие компромисс с государственными органами или имевшие влияние на партийный аппарат. К концу 70-х гг. насчитывалось пять видов общественных структур,  остающихся под контролем бюрократической системы государства.
1. Комсомол, имевший право представлять интересы всей молодежи.
2. Профсоюзы, организованные по отраслям народного хозяйства.
3. Кооперации, включая колхозы и распределительные кооперативы, которые, согласно  Конституции, также рассматривались в качестве общественных объединений.
4. Творческие союзы (писателей, композиторов, архитекторов, художников, кинематографистов и т. д.), которым предоставлялись определенные привилегии в распределении жилья, отпусков и пенсий.
5. Добровольные объединения, начиная с тех, которые финансировались непосредственно партией (например, общество «Знание», Комитет советских женщин), и завершая низовыми добровольными обществами (Добровольное общество охраны природы, Общество охраны памятников истории и т. п.).

7 этап – 1980–1995 гг. Возрождение «реального» третьего сектора. Экономический кризис, сопровождавший становление рыночной экономики, сделал остродефицитными средства и время, которые граждане могли бы отдавать третьему сектору.

Определенный выход накопленный потенциал гражданских инициатив получил после провозглашения в нашей стране «перестройки» и ее атрибутов – демократии, гласности, плюрализма, свободы и т. д. Так, до середины 80-х гг. в стране не было ни одного экологического клуба, а к концу 80-х гг. их число достигало несколько десятков; возникали сотни молодежных жилищных комплексов, подростковых, семейных клубов, групп милосердия и т. д. В 1960 г. в стране была создана одна студенческая дружина охраны природы, в 1970 г. – 11, в 1985 г. – 96, в 1987 г. – 121.

Первые шаги в области институционализации организаций некоммерческого сектора в России относятся к октябрю 1990 г., когда был принят закон СССР «Об общественных объединениях». Данный закон, впервые в истории СССР, заменил существующий до того разрешительный порядок формирования общественных организаций на регистрационный, тем самым предоставив широкие возможности для развития некоммерческих организаций. Однако данный закон носил предельно общий характер и не определял основные формы деятельности общественных объединений, что привело к возникновению большого числа неясностей в работе некоммерческого сектора.

8 этап 1995 г. – начало 2000 гг. Формирование российской системы законодательства о некоммерческих организациях. До 1995 г. на территории России действовал Закон СССР «Об общественных объединениях» (принятый в октябре 1990 г.), в дальнейшем на его основе был разработан одноименный Закон РФ, который вступил в действие 22 мая 1995 г.

Данный закон регламентировал 5 возможных форм общественных объединений, включая такие экзотические, как орган общественной самодеятельности. Следует также выделить Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который рассматривал религиозные объединения в качестве одного из видов общественных организаций и устанавливал для них сходный порядок создания и деятельности.

Для решения назревших проблем в 1995–1996 гг. был выпущен ряд законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. Основы деятельности некоммерческого сектора на территории России заложил Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях», вступивший в силу 12 января 1996 г. Также к блоку новых законов относятся Федеральные законы «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и новый закон «Об общественных объединениях». Данные законы можно рассматривать как базовые, определяющие основные понятия для различных направлений деятельности некоммерческого сектора. Принятие данных законов привело к быстрому развитию неприбыльной сферы в стране.

Со времени начала в России радикальных социально-экономических реформ и особенно после принятия в 1996 г. Федерального закона «О некоммерческих организациях» численность организаций третьего сектора постоянно росла. В этот период началось создание на официальной правовой базе сети социально-культурных учреждений и фондов – школ, театров, домов призрения, библиотек, музеев – в том числе через привлечение имущественных и финансовых вкладов учредителей (граждан и частных коммерческих предприятий, банков и др.). Только за 90-е гг. число зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций в России составило почти 275 тыс., а по состоянию на начало 2000 г. в нашей стране было официально зарегистрировано около 485 тыс. некоммерческих организаций.

Кроме перечисленных документов, отдельные виды некоммерческой деятельности регулируются Законами РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. Законодательством достаточно подробно определена деятельность некоммерческих организаций в сфере образования, науки и культуры (например, в Законе РФ «Об образовании», редакция от 13 января 1996 г.).

Следует отметить, что к концу 1990-х годов определилась тенденция к сокращению форм и методов государственной поддержки некоммерческого сектора, а также к сужению областей их применения, что было обусловлено рядом причин (ухудшением финансового положения государства, наличием фактов злоупотреблений и неправомерного присвоения льгот  некоммерческими организациями и т. п.) как объективного, так и субъективно-политического характера. В результате это выразилось в государственной политике ограничения налоговых льгот (в основном по налогу на прибыль, что заметно ухудшило положение некоммерческих организаций.

9 этап –2002 г. – до настоящего времени. С введением в действие с 1 января 2002 г. 25 главы Налогового кодекса РФ (часть 2), в соответствии с которой были отменены практически все существовавшие льготы по налогу на прибыль в отношении как самих некоммерческих организаций, так и их инвесторов. С этого момента российское налоговое законодательство последовательно двигалось по пути дальнейшего сокращения налоговых льгот (при одновременном постепенном снижении ставок налогов).

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций – социально ориентированные некоммерческие организации. К таким видам деятельности отнесены: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов; беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных и т. д.

С 1 января 2011 г. начался очередной этап реформы государственных (муниципальных)  учреждений, предусматривающий жесткое ориентирование порядка использования ими бюджетных средств на достижение конечного результата их финансово-хозяйственной  деятельности, определяемого утверждаемыми для них вышестоящими органами государственными (муниципальными) заданиями, а также распределение этих учреждений на три основные организационно-правовые формы в зависимости от порядка получения и использования ими бюджетных средств (создан новый тип учреждений – казенные, бюджетные и автономные учреждения).

Таким образом, развитие некоммерческого сектора в России происходит под воздействием национальных особенностей. Также для некоммерческого сектора России характерны тенденции быстрого роста и усиливающегося влияния на развитие национальной экономики. По состоянию на 1 января 2012 г. в Российской Федерации зарегистрировано 219 152 некоммерческие организации, из которых:
-  108 736 (49,6%) общественных объединений;
-  24 624 (11%) религиозных организаций и 5 представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации;
-  85 185 (38,9%) некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм;
-  7 политических партий, 565 их региональных и 20 иных (местных, первичных) отделений.

Литература
1. Гарнов И. Основные изменения системы бухгалтерского учета государственных  (муниципальных) учреждений в 2011 г. //Финансовая газета. – 2011. – № 13.
2. Карпун К. М. Публичный статус некоммерческих организаций // Юридический мир. – 2010. – № 8.
3. Кошкина М. В., Мишарин В. В. Фискальные методы государственного регулирования экономики некоммерческого сектора культуры и искусств // Некоммерческие организации в России. – 2010. – № 3.
4. Созарукова Г. А. Становление и развитие бухгалтерского учета в некоммерческой
общественной организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2009. – № 2.
5. Терновая О. «Третий сектор» в России: тенденции развития // ЭЖ-Юрист, 2010. – № 38.
6. soc-work.ru/article/24

Также по этой теме: