Государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций в России



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2012


Грищенко Ю. И.,
к. э.н., аудитор

Ежегодно из федерального бюджета Российской Федерации выделяются средства на поддержку некоммерческих неправительственных организаций. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» начиная с 2013 г. Правительство РФ должно предусмотреть меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, является развитие институтов гражданского общества. При этом развитие институтов гражданского общества включено в состав задач  деятельности Минэкономразвития России. Одной из задач деятельности Министерства является поддержка благотворительной деятельности и волонтерства, которая реализуется в рамках Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р. Также важными направлениями являются содействие развитию благотворительной деятельности и добровольчества, развитие института социальной рекламы.

Государственная поддержка негосударственных некоммерческих организаций осуществляется по различным направлениям (см. табл. 1):
-  законодательная поддержка;
-  организационная поддержка;
-  экономическая поддержка.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ предусмотрена экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

В соответствии со ст. 31, 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» оказание экономической поддержки некоммерческим организациям осуществляется в различных формах, в том числе:
1) размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ);
2) предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим  организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также  поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и  добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным  некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов.

Основы регулирования предоставления финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Выделение бюджетных ассигнований социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в соответствии со следующими законодательными нормами:
1) статьями 69.1 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятым в развитие данных норм Федеральным законом № 94-ФЗ – как закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;
2) статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации – предоставление субсидий  юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным)  учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг;
3) статьей 69.1 и п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации – предоставление  субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
4) постановление Правительства РФ от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки  социально ориентированным некоммерческим организациям» и др.

В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012–2013 гг. Министерству экономического развития Российской Федерации были выделены средства в размере 880 млн руб. на реализацию мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. В том числе:
1) в размере 132 млн руб. – на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) в размере 48 млн руб. – на следующие мероприятия:
-  проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, включая мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а также мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций;
-  информационная поддержка реализации мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций;
-  организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов для предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям и бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, включая создание единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
3) в размере 100 млн руб. – на реализацию следующих мероприятий:
-  повышение квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных служащих по вопросам поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, отбираемых в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации;
-  методическое обеспечение организации обучения работников социально ориентированных некоммерческих организаций, государственных и муниципальных служащих в образовательных учреждениях;
-  организация и сопровождение дистанционного обучения работников социально  ориентированных некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных служащих по вопросам поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
-  проведение организационных и учебно-методических семинаров;
-  проведение ежегодно анализа эффективности реализации образовательных программ и  осуществление контроля качества подготовки работников социально ориентированных  некоммерческих организаций, государственных и муниципальных служащих (1).

Одна из эффективных форм поддержки некоммерческих организаций – предоставление субсидий.


(1) Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».


Субсидия некоммерческой организации – средства, предоставляемые из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе некоммерческой организации, на частичное возмещение затрат по реализации социально значимых функций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 713 из федерального бюджета  предоставляются субсидии на господдержку социально ориентированных некоммерческих организаций. Также из федерального бюджета выделяются субсидии регионам на реализацию программ поддержки последних. Направления поддержки социально ориентированных  некоммерческих организаций представлены на рисунке.

Средства, полученные в виде субсидии, носят целевой характер и не могут быть израсходованы на другие цели, поэтому необходимо нормативно закрепить полномочия по осуществлению контроля за целевым расходованием средств за соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.

В случаях нецелевого использования субсидия подлежит возврату в соответствующий бюджет.

В соответствии с Правилами 1 субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, выделяются на приоритетные направления:
1) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
2) повышение качества жизни людей пожилого возраста;
3) социальная адаптация инвалидов и их семей;
4) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
5) развитие межнационального сотрудничества.

Субсидии предоставляются по результатам конкурса, который осуществляется в порядке (2), установленном Министерством экономического развития Российской Федерации.


(1) Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 23.08.2011 № 713).
(2) Приказ Министерства экономического развития РФ от 08.09.2011 № 465 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».


Объявление о проведении конкурса размещается на официальном сайте (http://www.economy.
gov.ru) Минэкономразвития России в сети Интернет не позднее чем за 10 дней до начала срока приема заявок на участие в конкурсе и включает:
1) приказ Минэкономразвития России о проведении конкурса;
2) сроки приема заявок на участие в конкурсе;
3) время и место приема заявок на участие в конкурсе, почтовый адрес для направления заявок на участие в конкурсе;
4) контактные телефоны для получения консультаций по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе (1).

Для участия в конкурсе социально ориентированной некоммерческой организации необходимо представить в Минэкономразвития России заявку, которая должна включать:
1) заявление на участие в конкурсе (см. приложение на с. 48);
2) утвержденную программу социально ориентированной некоммерческой организации,  направленную на осуществление мероприятий;
3) копию отчетности за предыдущий финансовый год, представленной организацией в уполномоченный орган;
4) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями об организации, выданную не ранее чем за 3 месяца до начала срока приема заявок на участие в конкурсе;
5) копию устава организации, удостоверенную в установленном порядке.

В состав заявки на участие в конкурсе включается только одна программа социально  ориентированной некоммерческой организации.

Заявки, представленные участниками конкурса, оцениваются конкурсной комиссией по 100-балльной шкале по критериям и коэффициентам их значимости, в срок не более 30 дней после окончания срока приема заявок на участие в конкурсе (табл. 2). Результаты этой работы оформляются протоколом, в котором указывается рейтинг заявок, поданных участниками конкурса.

Рейтинг заявки на участие в конкурсе рассчитывается конкурсной комиссией путем сложения баллов по каждому критерию, умноженных на коэффициент значимости этого критерия.


Результаты конкурса (список победителей конкурса с указанием размеров субсидий из федерального бюджета) размещаются на сайте Минэкономразвития России в сети Интернет в срок не более 5 дней со дня их утверждения приказом Минэкономразвития России.

Конкурсный отбор социально ориентированных некоммерческих организаций на получение субсидии проводится ежегодно. Информация о конкурсах на 2013 г. будет публиковаться на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (1).

Таким образом, в целях обеспечения в 2012 г. государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, было выделено из федерального бюджета 1 000 000 тыс. руб. (2) на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным  организациям для реализации социально значимых проектов. Победителями отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета 2012 г. стали 48 некоммерческих организаций (3). Размер субсидий составил от 714 000 до 4 257 890 руб.

Следует отметить, что активная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется также в регионах (Саратовская, Пензенская, Архангельская, Самарская области и др.).

В Пензенской области по итогам конкурсов, проводимых в 2012 г., размер субсидий составил от 50 000 до 800 000 руб.

Отдельно следует отметить г. Санкт-Петербург и г. Москву. Комитет общественных связей города Москвы (mosportal.ru/konkurs/3/index.htm, kos.mos.ru/kos/ru/subsidii/o_26825) проводит отбор некоммерческих организаций, не являющихся государственными учреждениями города Москвы и муниципальными учреждениями (далее – организации), на получение субсидий. Отбор проводится в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 05.04.2011 № 109-ПП, от 29.09.2011 № 459-ПП.

В Санкт-Петербурге оказывается поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям (assembly.spb.ru, http://gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/konkurs-grantov-dlya-obshestvennyh-organizacij/и др.). согласно п. 6 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 № 153-41 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге». Конкурсный отбор социально ориентированных некоммерческих организаций на право предоставления субсидий проводится по различным приоритетным направлениям социальной поддержки населения, включая оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека. В бюджете Санкт-Петербурга на 2012 г. были предусмотрены средства в сумме 94 190 500 руб. в виде субсидий на возмещение затрат для социально ориентированных некоммерческих организаций по всем направлениям их возможной деятельности (п. 25.107 ведомственной структуры расходов бюджета).


(1) economy.gov.ru/minec/activity/sections/SocOrientnoncomOrg/indexnko
(2) Распоряжение Президента РФ от 03.05.2012 № 216-рп «Об обеспечении в 2012 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».
(3) economy.gov.ru/minec/activity/sections/socorientnoncomorg/doc20120925_05


Приложение
к Порядку конкурсного отбора для предоставления
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на реализацию программ поддержки
социально ориентированных некоммерческих организаций,
утв. приказом Министерства экономического развития РФ
от 08.09.2011 № 465

Представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации



20.11.2015

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста