Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Управление и экономика    Финансовое состояние некоммерческой организации: оценка и анализ

Финансовое состояние некоммерческой организации: оценка и анализ

26.08.2016

Финансовое состояние некоммерческой организации: оценка и анализ

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №2 год - 2013

Грищенко Ю. И.,
к. э.н., аудитор

Возросшая конкуренция за ресурсы, оценка эффективности расходования средств доноров, в том числе полученных из государственного бюджета, приводят к необходимости оценки и анализа финансового состояния некоммерческих организаций.

Анализ финансового состояния некоммерческой организации позволяет выявить сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.

В отличие от коммерческих предприятий анализ эффективности работы некоммерческих организаций носит двойственный характер. Помимо экономической оценки, большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации.

Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение
и использование финансовых ресурсов.

Общая оценка финансового состояния некоммерческой организации осуществляется с помощью следующих аналитических процедур:
¦ экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности (табл. 1);
¦ углубленный финансовый анализ.


Цель экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности организации состоит в получении оперативной, наглядной и достоверной информации о ее финансовом благополучии.

Предварительную оценку финансового состояния некоммерческой организации можно сделать на основе горизонтального и вертикального анализа баланса исполнения сметы доходов и расходов.

Как правило, основными формами бухгалтерской отчетности некоммерческой организации  являются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительная записка и отчет о целевом использовании полученных средств.

Отличительной особенностью баланса некоммерческой организации является то, что даже при активной деятельности может иметь место «пустой баланс».

Например, когда полученные целевые средства независимо от их размера полностью израсходованы в течение отчетного года или основные средства могли не приобретаться, материалы полностью списаны на проведение целевых мероприятий, заработная плата или не начислялась, так как в организации работали волонтеры, или начислена и выплачена до окончания финансового года, налоги перечислены в бюджет. Таким образом, для успешного анализа деятельности некоммерческой организации необходимо рассмотреть такой документ, как отчет о целевом использовании полученных средств.

Отметим, что выводы, которые можно сделать при анализе статей баланса и отчета о целевом использовании полученных средств, могут быть противоположны анализу коммерческой фирмы. Так, увеличение валюты баланса может говорить не только о приращении стоимости имущества некоммерческой организации, но и о несвоевременном или неполном расходовании целевых средств. Увеличение оборотов в отчете о целевом использовании полученных средств не позволяет делать прогнозов на последующие периоды, т. к. организация в следующем году, может быть, просто не сможет получить никакого целевого финансирования.

Цель углубленного анализа – подробная характеристика имущественного и финансового положения организации, оценка его текущих финансовых результатов и прогноз на будущий период.

Углубленный анализ деятельности некоммерческой организации предполагает расчет системы аналитических коэффициентов, позволяющих получить представление о следующих сторонах деятельности организации:
¦ оценка имущественного состояния;
¦ оценка деловой активности (оборачиваемости);
¦ оценка эффективности деятельности некоммерческой организации.

Показатели оценки имущественного состояния

1. Коэффициент износа основных средств – характеризует степень износа основных средств в целом по организации:

где  – коэффициент износа основных средств;
И – величина износа основных средств на конец (начало) года;
 – стоимость основных средств на конец (начало) года.
2. Коэффициент обновления основных средств, показывающий долю поступивших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанный на конец года:

где  – стоимость основных средств, поступивших в течение года;

  • – стоимость основных средств на конец года.

3. Коэффициент выбытия основных средств, показывающий долю выбывших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанный на конец года:

где  – стоимость основных средств, выбывших в течение года;
 – стоимость основных средств на конец года.

В качестве дополнительных показателей имущественного состояния некоммерческой организации могут использоваться показатели качественной структуры имущества, выражающиеся в коэффициентах удельного веса видов имущества в общей структуре основных средств.

Показатели деловой активности
Деловая активность – это результативность работы организации относительно величины авансированных ресурсов.

Деловая активность организации в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости (табл. 2).

4. Коэффициент общей оборачиваемости капитала отражает скорость оборота (количество оборотов за период) всего капитала организации. Рост коэффициента общей оборачиваемости капитала означает ускорение кругооборота средств организации или инфляционный рост, а снижение – замедление кругооборота средств организации.

5. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных).

Фондоотдача – отношение суммы поступивших средств из всех источников за год к средней стоимости основных средств в течение года.

Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств и оценивается как положительная тенденция. При этом основные средства, ввиду своего износа, постоянно уменьшают свою стоимость, но рост фондоотдачи, полученный исключительно вследствие изнашиваемости основных средств, нельзя считать положительной тенденцией.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность:

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год;
Д – средняя величина дебиторской задолженности за год.

Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, привлеченных в кредиторскую задолженность:

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год;

  • – средняя величина кредиторской задолженности за год.
  •  

Лучше, когда оборачиваемость кредиторской задолженности немного ниже оборачиваемости дебиторской задолженности. Некоммерческая организация тогда имеет возможность использовать чужие «бесплатные» деньги, однако если организация вовремя не будет погашать свою  задолженность, это грозит потерей репутации.

Финансовая устойчивость

Финансовые ресурсы являются неотъемлемым компонентом минимального фактора роста некоммерческого сектора экономики. Залогом стабильности положения организации служит ее финансовая устойчивость, то есть такое состояние финансов, которое гарантирует его постоянную платежеспособность. Такой хозяйствующий субъект за счет собственных средств покрывает вложенные в активы средства, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Финансовая устойчивость – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внешней и внутренней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. Финансовая устойчивость отражает стабильность характеристик, полученных при анализе финансового состояния предприятия в свете долгосрочной перспективы, и связана с общей структурой финансов и зависимостью предприятия от кредиторов и инвесторов.

В некоммерческих организациях уставный капитал отсутствует, а получение прибыли не является целью, поэтому для некоммерческих организаций понятие финансовой устойчивости очень размыто, так как устойчивости можно достичь, опираясь только на собственные средства. Для коммерческих, существующих на свои средства организаций таковыми являются уставный  капитал и прибыль; отсюда по формуле (табл. 3) рассчитывается коэффициент финансовой устойчивости, или стабильности.

К основным показателям, характеризующим финансовую устойчивость (структуру капитала) некоммерческой организации, относят:
¦ коэффициент капитализации
¦ коэффициент финансовой независимости
¦ коэффициент финансирования
¦ коэффициент финансовой устойчивости

Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, то есть долю тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время. Если величина коэффициента колеблется в пределах 80–90% и имеет положительную тенденцию, то финансовое положение организации является устойчивым.

Факторы, определяющие финансовую устойчивость некоммерческих организаций, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы, оказывающие существенное влияние на деятельность некоммерческой организации, можно разделить на: политикоправовые, экономические, социокультурные и технико-технологические (табл. 4).

В каждой из этих четырех групп в качестве главных факторов, оказывающих наибольшее влияние, необходимо выделить:

¦ политическую деятельность федеральных, региональных и местных органов власти, законодательное регулирование деятельности НКО в РФ, налоговую политику (среди политико-правовых факторов);
¦ уровень и качество жизни населения, социальную дифференциацию населения, традиции, обычаи, привычки и социальную активность населения (среди социокультурных);
¦ официальный прожиточный минимум, уровень конкуренции, развитость рыночной  инфраструктуры и направления инвестиционной политики (среди экономических факторов);
¦ компьютерную грамотность, возможность подключения к Интернету и другим средствам связи, уровень развития соответствующей техники и технологии (среди технико-технологических факторов).

К внутренним факторам, оказывающим существенное влияние на деятельность некоммерческой организации, можно отнести:
¦ объем и структуру деятельности некоммерческой организации;
¦ качество и конкурентоспособность услуг;
¦ ресурсы, потенциал коммерческой организации;
¦ результаты предпринимательской деятельности.

Также одним из существенных показателей устойчивости некоммерческой организации является динамика количества проектов во времени: сколько их выполняется, количество поданных заявок (насколько организация активна в фандрайзинге), одновременно ли начинаются все проекты или же поэтапно, – то есть продумывает ли некоммерческая организация динамику своего развития, притока средств. Так, при выполнении только одного проекта положение будет неустойчивым, поскольку по завершении проекта может не остается средств не только на какую-либо деятельность, но и на то, чтобы наполнять свой административный бюджет и поддерживать организацию на плаву.

Коэффициент финансовой устойчивости НКО:

где В – величина фондов и средств целевого назначения;
 – сумма заемных средств на конец (начало) года;
И – величина износа основных средств на конец (начало) года;
Б – валюта баланса на конец года.

Таким образом, важнейшими резервами в повышении финансовой устойчивости некоммерческих организаций являются:
¦ формирование финансовой политики, соответствующей специфике деятельности организации;
¦ разработка процедур финансового планирования, позволяющих диверсифицировать источники финансовых ресурсов, и направления их использования с целью получения дополнительных доходов при реализации уставных целей;
¦ совершенствование системы финансово-организационных отношений по поддержке общественно значимых проектов на федеральном и региональном уровнях.

Оценка эффективности деятельности некоммерческой организации

Высшим критерием деятельности любой организации является результативность.

Некоммерческие организации существуют ради достижения результатов в изменениях отдельных индивидов и общества в целом. Однако результативность является также и одной из самых трудных проблем для руководителя некоммерческой организации.

Оценку эффективности деятельности организации можно производить не только для платных услуг, но и для проектов, выполняемых на гранты. Это весомый показатель при принятии решений о будущих направлениях деятельности некоммерческой организации.

Для некоммерческой организации эффективность деятельности можно определить как  относительный эффект, результативность целевого проекта или программы. Поскольку основной итог деятельности некоммерческой организации – количество потребителей некоммерческих услуг, а значительную часть поступлений в некоммерческую организацию составляют целевые поступления, то показатель эффективности деятельности некоммерческой организации можно рассчитать по формуле

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год;
Р – расходы по проекту.

Данный показатель удовлетворяет общим требованиям, предъявляемым к показателю  эффективности. Учтен полезный эффект (результат) деятельности некоммерческой организации в виде общей суммы поступлений по отношению к целевым расходам. Соотносимые величины  выражены в стоимостной форме, следовательно, соблюдено требование размерности, что делает его универсальным для сопоставления результатов деятельности различных некоммерческих организаций.

Эффективность деятельности некоммерческой организации может характеризовать ее позиция (изменение позиции) в независимом рейтинге некоммерческих организаций соответствующего профиля, организаторами которых выступают рейтинговые агентства, средства массовой информации, органы управления образованием, социологические центры и т. п.

Также оценка эффективности деятельности некоммерческой организации связана с такими документами, как смета или бюджет. Анализ проводится по данным отчета об исполнении сметы расходов некоммерческой организации путем сопоставления сумм фактически выделенных средств с кассовыми расходами, произведенными организацией за весь отчетный период (табл. 5).

Анализ выполнения сметы:
1. Отклонение фактических расходов от плановых: 9 622 433 – 8 930 627 = 691 806 руб. (перерасход).
2. Темп роста расходов:

где  – фактические и плановые расходы по смете.

Таким образом, темп роста фактических расходов составил 7,75%.

Важными объектами анализа расходов некоммерческой организации являются:
¦ состав и структура расходов;
¦ изменение расходов за отчетный период;
¦ определение факторов, обусловливающих отклонения фактических расходов от предусмотренных в смете.

По данным исполнения сметы и отчета о расходовании средств можно определить величину плановых и фактических расходов, произведенных некоммерческой организацией:

где  – остатки денежных средств учреждения на начало года;
Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год;

  • – остатки денежных средств учреждения на конец года.

В отличие от коммерческих предприятий анализ эффективности работы некоммерческих  организаций носит двойственный характер. Помимо экономической оценки, большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации.

Результативность – высший критерий деятельности любой организации. Каждая некоммерческая организация существует ради достижения результатов в изменениях отдельных индивидов и общества в целом. Коммерческие организации обычно определяют результативность работы в виде финансовых показателей, а некоммерческие – в степени достижения основных целей деятельности организации. Одним из таких результатов является социальный индекс Вайсброда, коэффициент социальной рентабельности.

Социальный индекс (индекс общественности) – PI (publicness index) был введен американским ученым Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в  некоммерческих организациях. Согласно Вайсброду, индекс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции». Он рассчитывается по формуле:

PI = Доходы от выпуска общественных благ/ Доходы от выпуска частных благ. (10)

Доходы от создания общественных благ – это благотворительные вклады, гранты,  государственные дотации и т. п. К выпуску частных благ относится реализация товаров, услуг и работ, а также членские и спонсорские взносы. В качестве единиц измерения индекса выступают его абсолютные значения. Социальный индекс принимает значения от 0 до бесконечности. Индекс равен нулю в коммерческих организациях культуры, которые полностью существуют за счет выпуска частных благ, т. е. взносов своих членов или средств от реализации потребительских товаров и услуг. Бесконечно большие значения социального индекса характерны для  некоммерческих организаций культуры, занимающихся исключительно созданием чистых общественных благ, т. е. вся деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов. В связи с этим данные структуры финансируются только за счет благотворительных вкладов, пожертвований, грантов и субсидий.

Социальный индекс можно использовать для оценки уровня самофинансирования организаций культуры. Если индекс равен нулю, то организация культуры находится на полном  самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования некоммерческой организации.

Коэффициент социальной рентабельности SR – рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта:

 

В отличие от показателя экономической рентабельности, коэффициент социальной  рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в сфере материального производства и т. д.

На практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы отбираемых проектов часто используют данный показатель.

Литература
1. Бочаров В. В. Финансовый анализ. Краткий курс. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
2. Батурина М. В. Отчетность некоммерческих организаций как форма контроля их деятельности // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. – № 12.
3. Волгунина В. Н. Особенности анализа финансового состояния некоммерческой организации // Некоммерческие организации в России. – 2011. – № 3.
4. Друкер Ф. П. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика: пер. с англ. – М.: И. Д. Вильямс, 2007.
5. Гусарова Л. В. Анализ деятельности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет. – 2010. – № 1.
6. Новгородов П. А. Теоретические аспекты исследования финансовой устойчивости  хозяйствующих субъектов // Ползуновский вестник. – 2005. – № 1.
7. Панасенко С. В. Сценарные варианты стратегии развития некоммерческих организаций на среднесрочную перспективу // Сборник научных трудов СевКавГТУ. – 2007. – № 5.
8. Шекова Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебник. – Лань, 2004.


Также по этой теме: