Тенденции и направления развития социального предпринимательства в России



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2013


Грищенко Ю. И.,
к. э. н., аудитор, доцент кафедры
«Финансовый менеджмент» Финансового
университета при Правительстве РФ

Детские сады на дому, дома престарелых, дайвинг-клубы для инвалидов, швейные ателье… Эти и другие виды бизнеса будут развивать в России социальные предприниматели. К осени 2013 г. будут готовы поправки в федеральное законодательство о малом и среднем бизнесе, в котором впервые пропишут понятие «социальное предпринимательство», его критерии и приоритетные направления для бюджетного финансирования, стимулы для частных пожертвований и инвестиций [4].

Социальное предпринимательство – новое явление в российской практике. Опыт социального предпринимательства начал активно накапливаться с 1970–1980-х гг. ХХ в., появившись почти одновременно в разных точках мира с разными экономическими и социальными условиями.

Несмотря на то что термин «социальное предпринимательство» сравнительно новый, само явление имеет давнюю историю. Социальное предпринимательство в России уже существовало в конце XIX в. В дореволюционное время было открыто 142 Дома трудолюбия более чем в 20 губерниях. Здесь каждый нуждающийся (от одиноких матерей до бездомных) мог найти себе работу, получить приют и заботу. Идея домов трудолюбия впоследствии получила  распространение по всей России.

Социальное предпринимательство – это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости [7].

Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, смыслом которой является решение или смягчение социальных проблем.

Социальные предприятия – это бизнес, который не только стремится к решению проблемы инклюзии для всех людей или к более справедливому распределению прибыли, но и к созданию рабочих мест. У этого бизнеса основа – ответственность и долгосрочные распределение выгод. Поэтому социальное предприятие само по себе является конкурентным преимуществом [8].

Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности:
1) от первого оно отличается своими целями – направленностью на социальные изменения, разрешение социальных проблем;
2) от второй – коммерческим характером деятельности (цели достигаются не путем разовых финансовых вливаний, а посредством организации предпринимательской деятельности).

Критерии социального предприятия:
- социально ориентированная цель или миссия, ориентация на производство социального изменения, решение социальных проблем;
- предпринимательский характер: деятельность, приносящая доход и построенная на основе бизнес-технологий [6];
- инновации – применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;
- самоокупаемость и финансовая устойчивость – способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от  собственной деятельности;
- масштабируемость и тиражируемость – увеличение масштаба деятельности социального  предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия.

Организация социального предпринимательства отличается тем, что комбинирует коммерческие и некоммерческие формы работы, причем факт выбора той или иной организационной формы – ИП, ООО, кооператив, НКО, АНО.

Если некоммерческая организация, занимаясь коммерческой деятельностью, решает с ее помощью социальную проблему и если данная коммерческая деятельность отвечает вышеперечисленным критериям, такая деятельность полностью подпадает под определение социального предпринимательства.

Предприниматель выбирает организационно-правовую форму, опираясь исключительно на  соответствие ее преимуществ задачам организации и наличным ресурсам.

По данным анализа исследовательской группы ЦИРКОН в декабре 2012 – феврале 2013 г. социальные предприниматели реализовывали свою деятельность в организационно правовых формах коммерческого предприятия (ОАО, ЗАО, ООО) (30%), некоммерческой организации (общественная организация, движение, фонд, некоммерческое партнерство, АНО и т. д.) (31%) и как индивидуальный предприниматель (ИП) (26%). В табл. 1 представлены средние значения распределения источников финансирования деятельности для выборочной совокупности респондентов.


Таким образом, основным источником финансирования деятельности СП является собственная хозяйственная деятельность (доходы от предпринимательской деятельности) – ее доля среди всех источников доходов в среднем по выборке составила 58%, т. е. более половины. Доля этого источника в общей структуре поступлений существенно превышает доли всех других источников. Среди иных источников финансирования деятельности СП можно выделить относительно весомые – кредиты и займы (13%), взносы учредителей или членов и международные гранты (по 7%). Доли иных источников финансирования, включая бюджетные средства, частные пожертвования, поступления от бизнес-структур и НКО в среднем по выборке составляют 2–3%. [3]

В России в 2007 г. был основан первый фонд поддержки социального предпринимательства –  Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», а в 2011 г. при поддержке  Правительства РФ создана автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических  инициатив» (АСИ).

Комплексная поддержка фондом «Наше будущее» начинающих социальных предпринимателей   ключает:
- финансовую поддержку в виде грантов, займов и участия в уставном капитале;
- обучение и консультирование по актуальным вопросам их деятельности, включая бизнес-планирование;
- информационное обеспечение и продвижение;
- иные формы поддержки.

Каждый проект, поддержанный фондом, оценивается по ряду показателей эффективности:
- количество трудоустроенных человек;
- количество обученных человек;
- количество оказанных социальных услуг;
- количество произведенной продукции.

Таким образом, социальные предприниматели в России сегодня делятся на три категории:
1) представители специализированных предприятий;
2) некоммерческие и благотоворительные организации;
3) представители малого бизнеса, чья цель – не выгода, а решение проблем социально  незащищенных категорий граждан.

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов – автономная  некоммерческая организация, созданная Правительством РФ для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах. В структуре АСИ было выделено три основных направления деятельности:
1) «социальные проекты» – поддержка, создание и развитие социальных учреждений;
2) «новый бизнес» – оказание поддержки молодым талантливым предпринимателям;
3) «молодые профессионалы» – создание и поддержка профессиональных ассоциаций и объединений работников и др.

Основным нормативным документом, отражающим государственную поддержку социального предпринимательства в Российской Федерации, является приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Приказ дает возможность субъектам Российской Федерации стать территорией развития  социального предпринимательства и получить на это федеральное бюджетное финансирование.

Условие – субъект Российской Федерации должен взять на себя обязательства по созданию и развитию социального предпринимательства (статья 5.20).

Кроме прямой поддержки социальных предпринимателей Минэконом развития в приказе предлагает регионам создавать новый институт поддержки социального предпринимательства – центр инноваций социальной сферы.

Центр инноваций социальной сферы – структурное подразделение юридического лица или самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Центры инноваций социальной сферы обеспечивают решение следующих задач:
- продвижение и поддержка социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка и сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций;
- информационно-аналитическое и юридическое сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций;
- обмен опытом по поддержке социальных инициатив субъектов малого и среднего  предпринимательства;
- проведение семинаров, мастер-классов, практических и лекционных занятий по социальным  тематикам;
- организация деятельности школы социального предпринимательства.

Для работы социальных предприятий, действующих в форме некоммерческой организации, существенным шагом вперед стала Программа поддержки социально ориентированных НКО, разработанная на основе Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Данная программа предусматривает выделение на конкурсной основе государственного  финансирования некоммерческим организациям, занимающимся следующими видами  деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации [1].

Потребность социальных предпринимателей в государственной поддержке нашла подтверждение в ходе анализа ответов социальных предпринимателей на вопрос «Испытываете ли Вы как  социальный предприниматель потребность в поддержке Вашей деятельности со стороны государственных органов?» (рис. 1).

Существенное большинство – почти три четверти участников исследования – заявили, что нуждаются в поддержке со стороны госорганов и местного самоуправления.

Вопрос о формах поддержки, в которых нуждаются социальные предприниматели, был задан в открытом виде, т. е. респондентам предлагалось самостоятельно сформулировать свои пожелания, а не выбрать варианты из готового набора: «Испытываете ли Вы как социальный  предприниматель потребность в поддержке Вашей деятельности со стороны государственных органов или органов местного самоуправления? Если да, то в какой форме?» (табл. 2).

Основной формой поддержки со стороны государственных органов социальные предприниматели назвали финансовую поддержку: о потребности в этом виде поддержки заявили почти половина всех участников опроса.

Среди конкретных видов финансовой поддержки, озвученных респондентами, были названы:
- льготное кредитование;
- льготное налогообложение;
- льготы на оплату коммунальных услуг и аренду помещений;
- предоставление субсидий.

Несколько менее востребованными, однако также довольно важными для социальных предпринимателей (назвали около 20% респондентов) формами поддержки являются ресурсная и административная поддержка. В качестве ресурсной поддержки чаще всего респонденты нуждаются в предоставлении помещений в аренду для реализации деятельности социального предприятия. Административная поддержка означает для социальных предпринимателей правовое регулирование, а также развитие форм диалога между властью и социальными  предпринимателями, хотя некоторые из респондентов высказали пожелание к властям просто «не мешать им работать» [3].

Несмотря на государственную поддержку, социальное предпринимательство – деятельность, связанная с финансовым и предпринимательским риском. И благородная цель не является залогом финансовой устойчивости. Как и любой бизнес, социальное предприятие начинается с детального изучения социальной проблемы, знакомства с людьми, которые являются потенциальными «покупателями» социального товара или услуги. Начинающий социальный предприниматель, используя весь накопленный опыт, связи, знакомства, должен собрать как можно больше информации о выбранной сфере деятельности, чтобы его идея превратилась в четкую бизнес-концепцию.

При создании предприятия социальный предприниматель проходит тот же путь, что и коммерческий предприниматель: изучение проблемы, идея, коммерческая модель, изучение рынка, разработка прототипа продукта (концепции услуги), поиск партнеров, поиск  финансирования, разработка бизнес-плана, регистрация предприятия и начало деятельности. Отличие заключается в том, что для социального предпринимателя целью создания бизнеса является не извлечение прибыли, а решение социальной проблемы, и он готов значительную часть прибыли реинвестировать в предприятие [5].

Литература
1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
2. Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24 апреля 2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
3. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики, выполненный АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) в интересах Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в декабре 2012 – феврале 2013 г.
4. В России будут развивать социальное предпринимательство. – 2013. –
businesspskov.ru/news/70841.html
5. Зверева Н. О социальном предпринимательстве как источнике инансово-экономической
устойчивости российских негосударственных неком мерчеких организаций. –
nkozakon.ru/materials/365/
6. Общественная поддержка и доверие как фактор развития социального предпринимательства. – М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, 2008. –zircon.ru/russian/publication/4/081216.htm
7. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
8. innovus.biz/en/innonews/world/5556-new-european-policy/(J-M Barroso, President of the Commission; December 10, 2011).

14.04.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста