Главная    Интернет-библиотека    Право    Уголовные дела    Новеллы института надзорного обжалования в уголовном процессе

Новеллы института надзорного обжалования в уголовном процессе

Новеллы института надзорного обжалования в уголовном процессе

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №1 год - 2011

Денисенко Д.В.,
Магаданский филиал ГОУ ВПО
«Московская государственная
юридическая академия им. О.Е. Кутафина»

1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»(1). Данный закон признает утратившей силу гл. 48 УПК РФ «Производство в надзорной инстанции» и вместо нее вводит гл. 48.1 «Производство в суде надзорной инстанции».

В гл. 48.1 указывается, что надзорные жалобы могут подаваться только в Президиум Верховного Суда РФ. Таким образом, такие судебные инстанции, как президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, президиум окружного (флотского) военного суда, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, из процесса надзорного производства исключены.

В действующей редакции УПК РФ определен круг субъектов, имеющих право обжаловать вступившее в законную силу решение суда. Таковыми являются: подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, прокурор, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители в части, касающейся гражданского иска.

С 2013 г. помимо перечисленных лиц данным правом наделяются также частный обвинитель, иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, а также генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор субъекта РФ,  приравненный к нему военный прокурор и их заместители.

Некоторые изменения претерпело содержание надзорной жалобы и представления (табл. 1).


(1) Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 45.


Срок обжалования в надзорном порядке установлен в один год (ст. 412.2 УПК РФ), тогда как действующая гл. 48 УПК РФ право подачи надзорной жалобы сроком не ограничивает.

Действующая и новая редакции УПК РФ одинаково предусматривают недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, за исключением случаев, в которых пересмотр допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены нарушения закона.

Федеральным законом № 433 введены основания возвращения надзорных жалобы и представления без рассмотрения по существу, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям содержания;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;
  4. поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил, установленных ч. 3 ст. 412.1 УПК РФ.

Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Как в действующей редакции, так и с 2013 г., рассмотрев жалобу или представление, судья выносит решение либо об отказе в передаче надзорной жалобы на рассмотрение, либо о передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение.

Новой редакцией определено содержание постановления об отказе в передаче надзорных жалобы или представления, а также содержание постановления о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения. Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы или представления на дальнейшее рассмотрение согласно ст. 412.7 УПК РФ должно содержать следующие сведения:

  1. дату и место вынесения постановления;
  2. фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
  3. данные о лице, подавшем жалобу, представление;
  4. указание на судебные решения, которые обжалуются;
  5. мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Постановление о передаче надзорных жалобы или представления с уголовным делом для рассмотрения согласно ст. 412.8 УПК РФ должно содержать следующие сведения:

  1. дату и место вынесения постановления;
  2. фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
  3. данные о лице, подавшем жалобу, представление;
  4. указание на судебные решения, которые обжалуются;
  5. изложение содержания дела, по которому приняты судебные решения;
  6. мотивы для передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
  7. предложения судьи, вынесшего постановление.

Изменение процессуальных сроков рассмотрения надзорной жалобы представлены в табл. 2.

Новым законом введены два новых вида решения суда при рассмотрении надзорных жалобы и представления. Суд надзорной инстанции с 1 января 2013 г. вправе:

  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии к тому оснований;
  • оставить надзорные жалобу или представление без рассмотрения по существу при наличии оснований для их возвращения.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.

Таким образом, суд надзорной инстанции с 1 января 2013 г. не вправе отменить решения нижестоящих судов по причине несоответствия выводов, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции, а также за несправедливостью приговора.

Как видим, с 1 января 2013 г. надзорное производство подвергается существенной модернизации.

Дополнения и изменения коснулись практически всех аспектов при рассмотрении дела в надзорной инстанции. Так:

  • расширен перечень субъектов уголовного процесса, уполномоченных на инициацию надзорного производства;
  • увеличены сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления;
  • законодательно закреплены требования к содержанию постановлений об отказе в рассмотрении надзорных жалобы, представления и о передаче их на рассмотрение судом надзорной инстанции;
  • сокращен перечень судов, уполномоченных пересматривать судебные решения в надзорном порядке;
  • модифицирован порядок рассмотрения жалобы, представления;
  • исключены некоторые основания отмены судебного решения в надзорном порядке;
  • расширен перечень видов процессуальных решений, принимаемых судом надзорной инстанции по итогам пересмотра дела.

Также по этой теме: