Главная    Интернет-библиотека    Право    Уголовные дела    Совершенствование деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на объектах оборонно-промышленного комплекса

Совершенствование деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на объектах оборонно-промышленного комплекса

05.12.2014

Совершенствование деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на объектах оборонно-промышленного комплекса

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №4 год - 2012

Паненков А.А.,
старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского
надзора и укрепления законности в сфере федеральной
безопасности, межнациональных отношений и противодействия
экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ,
почетный работник прокуратуры РФ

 

Одним из важнейших средств обеспечения национальной безопасности являются вооруженные силы, в целом оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития ОПК, разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающих России роль великой державы мира.

Необходимость такого понимания и реальных действий политического руководства страны обусловлено также действиями западных стран, и прежде всего США, стремящихся изменить баланс вооруженных сил в свою пользу как на Западе, так и на южных границах России(1).

Сегодня ОПК России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества.

Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 (с изменениями на 19.11.2007). В данном перечне числится более 1700 наименований, в том числе: федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП), осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, открытые акционерные общества (ОАО), акции которых находятся в федеральной собственности. ОПК состоит из нескольких отраслей: авиационная и ракетно-космическая промышленность, промышленность боеприпасов и спецхимии, промышленность вооружений и средств связи, радиопромышленность, электронная и судостроительная промышленность, межотраслевые структуры и предприятия.


(1) Курс повышения квалификации специалистов и руководителей промышленных предприятий. «Государственное управление в оборонно-промышленном комплексе России». http://government.fizteh.ru/defense-education/f_4th1m6-arpghs4ri4u. 06.11.2011.


В настоящее время в России приняли и начали воплощать в жизнь Государственную программу вооружений (ГПВ) на 2011–2020 гг. На реализацию программы собираются выделить 23 трлн руб. Будет проведена модернизация (она уже началась) самолетов дальней авиации – Ту-22 М3, Ту-95 МС, Ту-160. Идет процесс создания нового ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). В 2009 г. научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы начаты фирмой «Туполев». В 2012 г. должны представить аванпроект, а окончательный проект – в 2015 г., после начнутся работы по строительству опытного образца. На 2020 г. намечено начало испытаний, в 2025 г. самолет примут на вооружение. На вооружение войск Западного военного округа в 2011 г. поставили первые 6 бомбардировщиков Су-34. В настоящее время есть заказ на 32 Су-34, а к 2015 г. их число планируют довести до 70 единиц. По словам главкома ВВС Александра Зелина, до 2021 г. примут на вооружение 120 бомбардировщиков Су-34. Поставкой этих самолетов занимается Новосибирское авиационное объединение им. Чкалова. В 2011 г. был завершен подписанный в 2009 г. контракт на поставку 12 новых истребителей Су-27 СМ3. На ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» закончили строительство первого опытного образца глубокомодернизированного тяжелого ВТС (военно-транспортного самолета) Ил-76. Ранее Ил-76 собирали в Ташкенте. В ближайшее время собираются построить еще два самолета для   испытаний. МО России собирается в рамках ГПВ принять на вооружение до 2020 г. несколько десятков самолетов «изделия 476» (Ил-476) (1).

Успешно завершены испытания головной многоцелевой АПЛ «Северодвинск», построенной в рамках проекта 885 «Ясень». В 2012 г. ее должны принять на вооружение. Строится заложенная в 2009 г. вторая подлодка проекта – «Казань», всего собираются построить не менее 5 субмарин. Идет модернизация АПЛ проекта 949 А «Антей». В конце ноября 2011 г. северодвинское предприятие «Звездочка» завершило ремонт и модернизацию субмарины К-119 «Воронеж». Начали работу над К-410 «Смоленск». АПЛ проекта «Антей» собираются перевооружить с «Гранитов» на «Ониксы» и «Калибры»(2). Росатом получил задачу в ближайшие годы построить столько же энергоблоков, сколько было создано за все существование атомной отрасли в СССР.


(1) В 2011 г. произошел публичный дебют перспективного авиационного комплекса пятого поколения (ПАК ФА). Это событие произошло на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. Первый самолет подняли в воздух в 2010 г., сейчас в испытаниях участвуют 3 самолета. Это будет базовый самолет истребительной авиации не только Российской Федерации, но и Индии. МО России подписало контракт на поставку 55 учебно-боевых самолетов Як-130. Они должны поступить на вооружение ВВС России до конца 2015 г. А Государственная программа вооружений РФ на 2011–2020 гг. предусматривает покупку 65 Як-130. Остальные 10 машин, видимо, будут куплены после 2015 г. и поступят в ВВС до 2017 г. Спецстрой в Ейске ведет строительство нового военного аэродрома, на нем будет располагаться тренажерный комплекс НИТКА, предназначенный для обучения летчиков-палубников. Аэродром планируют построить в 2012 г., а полигон в целом – к 2013 г. По ГПВ 2011–2020 гг. в состав ВС планируют принять 1,15 тыс. вертолетов. С начала 2011 г. армейская авиация ВВС России получила более 100 новых вертолетов (среди них – Ми-28 Н «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор», Ми-8 АМТШ, Ми-8 МТВ5, Ка-226, Ми-26 и «Ансат»). Еще около 70 машин были отремонтированы и модернизированы.
(2) В 2011 г. был заключен контракт с французской государственной компанией военного кораблестроения DCNS о строительстве вертолетоносцев «Мистраль». Планируют, что первый корабль Россия получит в 2014 г., второй – в 2015 г., корпуса третьего и четвертого кораблей будут построены в России, скорее всего на Северодвинском «Севмашпредприятии». Как бы плохо ни относились люди к этому проекту, к тому, что большие деньги уйдут во Францию, все же лучше иметь четыре 21 000-тонных вертолетоносца, чем не иметь. К тому же для кораблей в России будут построены вертолеты – авиагруппа вертолетоносца составляет 16 единиц (предположительно – это будут 8 Ка-52 К и 8 Ка-29). В Новороссийске идет расширение военно-морской базы. По словам главы Спецстроя РФ Григория Нагинского, при необходимости в 2014 г. Черноморский флот можно будет перебазировать из Севастополя в Новороссийск.


Но имеются отрицательные моменты, системные ошибки. России необходимо нравственное телевидение, кино. Большая часть нынешнего ТВ погружает сознание человека в инферно-гедонизм, разврат, попсу. Вместо высокой культуры – дегенеративные суррогаты. К Путину уже обращались по этому поводу: люди устали. Так, 8 декабря 2011 г. кинорежиссер Станислав Говорухин возглавил предвыборный штаб Путина и спросил: «Когда кино и телевидение прекратят калечить души людей?

Я уже не говорю про это проклятое ЕГЭ». Недаром многие люди уже практически не смотрят ТВ, скачивают через Интернет советские фильмы и мультфильмы.

Определенная цензура и контроль в сфере СМИ жизненно важны для воспитания психически здоровых детей, молодежи, поддержания нормального «климата» в стране. России надо ужесточать миграционную политику. Ситуация в этой сфере не выдерживает никакой критики. В последние 20 лет практически шел процесс замещения коренного населения мигрантами. Нет целостной программы отрезвления населения. Наркотикам, алкоголю, табаку нет места в будущем, это дурманы, которые разрушают психику, дух и тело человека. Нет цельной демографической программы, направленной на рост численности коренного населения. Есть только отдельные положительные моменты. Думается, что большую роль в увеличении населения РФ сыграла бы жилищная программа как часть большой демографической программы.

В России следует развивать усадебно-ландшафтную малоэтажную урбанизацию (см. наработки Ю. Крупнова), для этого у нас есть все условия. Понятно, что это не все отрицательные моменты, их очень много. Можно написать не одну книгу. Но без решения этих вопросов устойчивую великую державу не построить(1).

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин сказал: «…Нужно обновлять сам оборонно-промышленный комплекс… У нас есть хорошая база, кадровый потенциал. Системы вооружения, которые мы будем производить, должны быть не только современными, они должны быть перспективными. Я хочу подчеркнуть еще раз: и Государственная программа вооружений на 2011–2020 гг., и наши планы по обновлению ОПК, промышленности в целом – вещи, абсолютно связанные друг с другом… Нам предстоит провести коренную модернизацию большинства предприятий и холдингов страны. В общей сложности речь идет о модернизации 1700 предприятий… За десятилетие мы должны будем вложить в оборонный комплекс около 3 трлн руб. – колоссальные деньги»(2).


(1) Самсонов Александр. Что должно стать безусловным стратегическим приоритетом России в ближайшем будущем? http://topwar.ru/9721-nekotorye-itogi-2011-goda-opros-chto-dolzhno-stat-bezuslovnym-strategicheskim-prioritetom-rossii-v-blizhayshem-buduschem.html. 22.01.2012.
(2) 7 октября 13:00.Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам оборонно-промышленного комплекса.  http://premier.gov.ru/events/news/16656/. 07.10.2011. 18:30.
«В проекте федерального бюджета на 2012–2014 гг. мы предусмотрели уже необходимые средства на техническое перевооружение предприятий ОПК. В общей сложности на «трехлетку» мы заложили 440 млрд руб. Как только идут крупные вложения в оборонную промышленность, это косвенным образом, так или иначе, всегда отражается на общем технологическом уровне всей экономики, стимулирует развитие высокотехнологичных отраслей, в том числе через систему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Именно поэтому около 20% от общего объема финансирования предусмотрено на проведение НИОКР (научно-сследовательских и опытно-конструкторских работ). Среди других важнейших направлений – модернизация ракетно-космической, авиационной, судостроительной промышленности, производства систем связи и управления, а также создание электронной компонентной базы, без чего вообще создать современное оружие мы не сможем. Все, что касается принципиальных вопросов, повторяю, согласовано, в том числе проведено через Военно-промышленную комиссию. …Показательно, что в прошлом году 75% инвестиций в предприятия ОПК было направлено на приобретение нового оборудования. Это хороший показатель того, что руководители предприятий, отрасли в целом понимают, о чем идет речь, и действуют в абсолютно правильном направлении. Запущена специальная программа по подготовке и поощрению лучших молодых специалистов…»


Основным законом, регулирующим основы существования и функционирования оборонно-промышленного комплекса РФ, является Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».

Остановимся на ряде ключевых государственных структур в системе ОПК.

Департамент оборонно-промышленного комплекса. Важна деятельность департамента оборонно-промышленного комплекса (ДОПК), который является структурным подразделением Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (МПЭ РФ).

Федеральное космическое агентство. Федеральное космическое агентство  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур.

Федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств. Согласно Указу Президента от 05.02.2007 № 119 «О Фе деральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств», в ведении Правительства РФ планируется образовать новый федеральный орган исполнительной власти – Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ. Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации является постоянно действующим органом, осуществляющим организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

На пути успешного развития ОПК России могут встать организованная преступность и ее наиболее опасные сегменты – преступления террористического характера.

Прогноз на 2012 г.: причинный комплекс преступлений террористического характера на Северном Кавказе в 2010–2011 гг. существенно не изменился. Опросы населения, сотрудников правоохранительных органов, осужденных за террористические преступления в 2005–2011 гг. подтвердили это. Руководством России принимались энергичные меры по нейтрализации этого причинного комплекса: создан новый Северо-Кавказский федеральный округ, происходили улучшение социально-экономического положения населения, создание рабочих мест, ликвидация безработицы, пропаганда идей традиционного ислама и контрпропаганда идеям ваххабизма,  улучшение духовного воспитания молодежи, работа с родителями, дети которых примкнули к организованным преступным формированиям (ОПФ), борьба с коррупцией, клановостью в республиках Северного Кавказа.

По нашему мнению, не надо дожидаться очередного резонансного террористического акта, а действовать на опережение. В целях обеспечения режима безопасности особо важных и особо режимных объектов ОПК, выполнения государственной программы вооружения (ГПВ), действенного надзора и контроля за расходованием триллионов бюджетных средств на новые виды вооружений следует, безусловно, восстановить систему прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ОВД (теперь полиции) Восьмого Главного управления МВД Российской Федерации(1).

Важно предупреждать преступления террористического характера, включая террористические акты, и в первую очередь путем повышения эффективности оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности спецслужб России, улучшения агентурной работы и подрыва финансовых основ организованной преступной деятельности, включая террористическую.

В связи с отсутствием возможности перекрыть все внутренние и внешние каналы и источники финансирования терроризма, незаконного оборота оружия, наркотиков силами правоохранительных органов и спецслужб России, а также пресечь проникновение на территорию России эмиссаров международных террористических организаций и наемников, через которых поступает основная часть финансовых средств из-за рубежа, следует прогнозировать активизацию участников организованных преступных формирований (ОПФ) даже зимой 2012 г.: использование «смертников», в том числе на автомобилях, груженных взрывчатыми веществами, поиск и нанесение ударов организаторами террористической деятельности (в том числе за рубежом) по наиболее уязвимым местам, включая объекты ОПК и атомные станции, могильники радиоактивных отходов (например, под г. Грозным), расширение географии террористических актов и террористической активности на другие субъекты РФ.

Поскольку причинные комплексы терроризма в 2010–2011 гг. в СКФО полностью нейтрализовать не удалось, то резонансные террористические акты, к сожалению, уже имели место в январе 2011 г.: в Республике Дагестан, в городе Хасавюрте, произошло два террористических акта (14 и 26 января 2011 г.), в результате которых погибли семь человек и еще 17 получили ранения, а также подрыв самодельного взрывного устройства «террористом-смертником» в аэропорту  «Домодедово» Московской области, в результате которого погибли 36 и получили ранения 180 человек. Представитель Следственного комитета Российской Федерации сообщил о том, что 31 декабря 2010 г. готовились самоподрывы двух женщин-«смертниц» в г. Москве (за 2010 г. были предотвращены 66 преступлений террористического характера). 14 февраля 2011 г. примерно в 19 часов военнослужащие в/ч 7629 внутренних войск МВД России, дислоцированной непосредственно в здании администрации села Губден Карабудахкентского района Республики Дагестан, несшие там службу, подверглись террористической атаке со стороны «террористки-смертницы», и в тот же день примерно в 22 часа 40 минут при подъезде к стационарному посту милиции у с. Губден взорвалась легковая машина «Лада-Приора» с «террористом-смертником». Всего в результате произведенных подрывов погибли три сотрудника милиции, 27 человек получили ранения различной степени тяжести(2).


(1) См.: Морозов О.И. Спасибо за службу. – М.: Издательство «Щит», 2000.
(2) По данным фактам возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 205, 317, 222, 223, 167 УК РФ (террористический акт, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, незаконный оборот и изготовление оружия, умышленное уничтожение имущества).


Серьезные боестолкновения в Чеченской Республике начались в январе 2012 г. в лесном массиве недалеко от селений Тезен-Кала и Дышне-Ведено. По официальным данным, погибли четыре сотрудника чеченских правоохранительных органов – трое из батальона внутренних войск «Юг» и один из райотдела полиции. Кроме того, 14 участников операции были ранены. В следственном управлении СК РФ по Чеченской Республике по факту гибели военнослужащих возбуждено уголовное дело по ст. 317 и 222 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и незаконный оборот оружия). По мнению военных, вылазки, подобные той, что была совершена под Ведено, могут повториться. «Чечня в последние годы по сравнению с соседними республиками выглядит оазисом спокойствия, и боевики, скорее всего, получив хорошую финансовую подпитку, хотят нарушить эту благостную картину, а заодно и продемонстрировать свою состоятельность», – сказал представитель военного командования(1).

К сожалению, не удается полностью перекрыть внутренние источники и каналы финансирования организованной террористической деятельности в России. 22 февраля 2011 г. директор ФСБ России А.В. Бортников на заседании Национального антитеррористического комитета отметил, что «…резко обострилась ситуация в Кабардино-Балкарской Республике… Бандиты уже не ограничиваются денежными поборами с предпринимателей, они предъявляют финансовые требования к руководителям органов власти…»(2).

Не стоит забывать о том, что в том случае, если стоимость нефти упадет до 60 долл. за баррель, российская экономика будет вынуждена пережить 1,5–2%-ное сокращение. По словам министра экономического развития Э. Набиуллиной, нефть по 60 долл. является истинным «стресс-тестом». В том случае, если цена нефти установится на среднегодовой отметке 80 долл., экономика России будет расти с темпами около 2% в год(3).

Воссоздание Второго управления Генеральной прокуратуры (или любого другого управления, которое контролирует и координирует деятельность всех прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах) Российской Федерации является требованием времени, отвечает интересам национальной безопасности России и обусловлено следующим причинным комплексом:

1. Специфика отраслей и подотраслей ОПК, включая Росатом, требующая выработки общих и специфических подходов на уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации (а не прокуратур субъектов России) в целях эффективного решения возникающих проблем и подготовки и внесения актов прокурорского реагирования.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин обоснованно утверждает: «…Создание прочного научно-технического задела для разработки инновационных технологий в оборонке является для нас одним из ключевых приоритетов… Основным инструментом для решения этих задач должна стать федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской


1 Муса Мурадов. Чеченских силовиков заманили в спецоперацию. Впервые за последнее время в республике произошли серьезные боестолкновения. http://www.kommersant.ru/doc/1848038?NodesID=6.11.01.2012
2 Дмитрий Медведев провел во Владикавказе заседание Национального антитеррористического комитета. 22 февраля 2011 г., 16:00. Владикавказ. Выдержки из стенографического отчета о заседании Национального антитеррористического комитета. Директор ФСБ России А.В. Бортников.
3 Убийственное заявление Набиуллиной об экономическом крахе России. (По материалам сайта lenta.ru) http://beta.novoteka.ru/?s=politics#nnn15152062. 12.01.2012.


Федерации на период до 2020 года»(1). «В ближайшие 5–10 лет мы должны практически полностью перевооружить нашу армию и флот. Будем привлекать к этой работе не только предприятия оборонки, но и промышленные, инжиниринговые компании из гражданского сектора. И в этом смысле считаю возросший гособоронзаказ одним из важнейших инструментов модернизации как самого ОПК, так и всей экономики России. Вы знаете, что наряду с принятой программой по вооружению принята триллионная программа – не 1 трлн, а 3 трлн заложили в обновление нашего ОПК, – для того чтобы мы могли с вами надежно и на перспективу обеспечить безопасность и суверенитет нашей Родины…»(2).

«В 2011 году на закупку и модернизацию техники, вооружения, на НИОКР по оборонной тематике выделена беспрецедентная цифра денежных средств. В современной России таких денег мы еще никогда не выделяли – чтобы на год было 750 млрд рублей!.. Или, если мы говорим об оборонке, должны предоставлять Вооруженным Силам такую технику, которая соответствовала бы сегодняшним потребностям и позволяла бы нам уверенно себя чувствовать в случае возникновения любых вооруженных конфликтов – локальных либо глобальных»(3).

2. Необходимо централизованное руководство всеми прокуратурами по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в целях оперативного реагирования на новые вызовы и угрозы, включая террористические (внутренние и международные). Создание вновь в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации Второго управления является достойным ответом на рост угроз ядерного терроризма во всем мире. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отнес предотвращение угрозы ядерного терроризма к одним из приоритетов, на которых, по его мнению, следует сосредоточиться международному сообществу в 2011 г.(4) Президент США на Саммите по ядерной безопасности 13 апреля 2010 г. сказал о том, что «…небольшое количество плутония, размером с яблоко, способно убить сотни тысяч людей. Террористы пытаются получить доступ к этому оружию…»(5).

Несмотря на принятые в 2010–2011 гг. правоохранительными органами и спецслужбами России меры по борьбе с терроризмом и его финансированием, избежать резонансных террористических актов не удалось. Террористические акты, повлекшие массовую гибель и ранения мирных граждан, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих произошли в Республике Дагестан (8 преступлений) и Чеченской Республике (4), Ставропольском крае (2), 24 января 2011 г. в московском метро. 25 января 2011 г. на коллегии ФСБ России Президент Российской Феде рации Д.А. Медведев подчеркнул, что «терроризм остается главной угрозой безопасности нашего государства, главной угрозой для России, для всех наших граждан».

Несмотря на то что преступления террористического характера составляли всего три сотые процента в структуре преступности России, они представляли очень большую общественную опасность и вызывали огромный общественный резонанс.


(1) Путин В.В. На совещании по вопросам оборонно-промышленного комплекса, 7 октября 2011 г. «О развитии Вооруженных Сил».
(2) Путин В.В. На ХII съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия», 24 сентября. 9 сентября 2011 г. «О развитии Вооруженных Сил». http://premier.gov.ru/points/98/.04.11.2011
(3) Путин В.В. На совещании по вопросу размещения гособоронзаказа, 26 июля. 30 апреля 2011 г. «О развитии Вооруженных Сил». http://premier.gov.ru/points/98/.04.11.2011
(4) Иванов С.М. Новые шаги и инициативы мирового сообщества по предотвращению угрозы ядерного терроризма http://journal-neo.com/?q=ru/node/4296. 25.02.2011. 09.46.
(5) Барак Обама призвал сплотиться перед угрозой ядерного терроризма. Алекс Григорьев. Вторник, 13 апреля 2010. http://www.voanews.com/russian/news/Summit-Update-safety-2010-04-13-90742599.html. 25.02.2011. 10.00.


В 2011 г. произошел рост на 7,1% зарегистрированных преступлений террористического характера (622 против 581 преступления в 2010 г., удельный вес в структуре преступности увеличился с 0,02 до 0,03% соответственно). Как и ранее, наибольшее их количество – 576 преступлений против 464 в 2010 г. (рост на 24,1%, удельный вес в структуре преступности 0,62 и 0,80% соответственно) – произошло в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). На первом месте по числу зарегистрированных преступлений террористического характера в России стала Республика Дагестан, где в 2011 г. было зарегистрировано 220 преступлений террористического характера против 63 в 2010 г. (рост на 249,2%, удельный вес в структуре преступности 0,54 и 1,75% соответственно). Несмотря на снижение в 2011 г. на 31,9% преступлений террористического характера (218 против 320 преступлений в 2010 г. – удельный вес в структуре преступности 5,12 и 6,99% соответственно) в Чеченской Республике, она была на втором месте после Республики Дагестан по числу зарегистрированных преступлений и на первом месте по удельному весу преступлений террористического характера в структуре преступлений (5,12%).

В связи с реформированием правоохранительной системы России, сложностью сбора доказательств по уголовным делам террористического характера, низкой эффективностью деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, отсутствием достаточного уровня координации и взаимодействия следственных подразделений с субъектами оперативно-розыскной деятельности произошло снижение числа выявленных лиц, совершивших преступления террористического характера: в 2011 г. было выявлено 377 лиц, или снижение на 6,2% (2010 г. – 402 лица, снижение на 22,8%, против 521 лица в 2009 г.). В то же время увеличилось число предварительно расследованных преступлений и направленных в суд уголовных дел: в 2011 г. предварительно расследовано преступлений террористического характера – 428, или рост на 4,4% (2010 г. – 410, снижение на 22,6%), из которых 240, рост на 1,7% (2010 г. – 236, снижение на 10,3%) направлены в суд с обвинительным заключением, приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ – 21 (2010 г. – 42) уголовных дела, по п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ – 96 дел (2010 г. – 76). По оконченным и приостановленным уголовным делам террористического характера в России размер причиненного материального ущерба (в тыс. руб.) составил в 2011 г. – 01 (2010 г. – 16 тыс. руб.), всего погибших от преступных посягательств в 2011 г. 97 лиц, или рост на 83%, лиц, которым причинен в результате преступления тяжкий вред, – 32, или рост на 100%.

3. Необходимость оперативного реагирования на нарушения прав человека и гражданина, трудовых прав на предприятиях ОПК, в закрытых административно-территориальных объектах (ЗАТО).

4. Рост террористических угроз со стороны международных террористических организаций (МТО), включая Аль-Каиду, «Кавказский эмират» Д. Умарова и других. Следует знать, что «Кавказский эмират» – это не эфемерная слабая организация, а международная террористическая организация, имеющая иерархо-сетевой характер и зарубежные связи.

В период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 16 по 29 мая 2011 г. было организовано и проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетии, Чеченской Республики и Республики Дагестан по актуальным вопросам борьбы с финансирование терроризма (БФТ). Всего обработано


(1) Согласно отчету январь-декабрь 2011 г. Ф.494 КН.11 по преступлениям террористического характера.


235 анкет на 30 июня 2011 г.1 В ходе анкетирования 16–29 мая 2011 г. по проблемам борьбы с финансированием терроризма сотрудников прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студентов в Республике Ингушетия 178 (75,7%) 2 респондентов, в Чеченской Республике – 44 (18,7%) 3, в Республике Дагестан – 13 (5,5%) 4, всего 235 респондентов, были получены интересные результаты.

Например, на вопрос о том, влияет ли лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров (или лицо, которое придет ему на смену) на криминальную ситуацию в Республике, в том числе финансирование терроризма, респонденты ответили следующим образом: да – 131 (58,7%), нет – 64 (28,7%), иное – 28 (12,6%).

На вопрос о том, согласны ли Вы с такой программой борьбы с терроризмом:

1. Внести изменения в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ следующего содержания: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, за исключением случаев совершения преступлений террористического характера».

2. Принять Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью».

3. Ввести изменения в ФЗ о выплате вознаграждения за информацию о финансировании терроризма.

4. Ввести изменения в ФЗ и не выдавать трупы лиц, совершивших любое преступление террористического характера. 5. Объявить амнистию (или обеспечить необходимую охрану) лицам,  финансировавшим терроризм под угрозой убийства, в том числе близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований террористического характера. Что можете еще добавить? Ответы респондентов распределились следующим образом: Да – 143 (67,8%), нет – 47 (22,3%), иное – 21 (10,0%). Ответили 211 лиц. Обеспечение безопасности особо важных и особо режимных объектов ОПК и Росатома в России имеет свою специфику. По нашему мнению, в целях обеспечения  всесторонней безопасности особо важных и особо режимных объектов ОПК следует вновь восстановить централизованную систему прокурорского надзора во главе со Вторым управлением Генеральной прокуратуры РФ и систему ОВД Восьмого Главного управления МВД России, которые десятилетиями обеспечивали на поднадзорных и подведомственных объектах не только режим секретности, но и действенный прокурорский надзор и контроль.

5. Ликвидация промежуточного звена – прокуратур субъектов РФ – для принятия быстрых и эффективных управленческих решений непосредственно Вторым управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и повышения эффективности деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (прокуратуры ОРО).


(1) Обобщение анкет БФТ произвела младший научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса В.И. Ефимова.
(2) Отдел ФСИН (Респ. Ингушетия) –10 (4,3%), УФСКН по Респ. Ингушетия – 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на –6 (2,6%), Джейрахская прокуратура – 2 (0,9%), прокуратура г. Карабулак –5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Респ. Ингушетия) –22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на – 6 (2,6%), ОМОН МВД (Респ. Ингушетия) – 12 (5,1%), ВОГ МВД России в Респ. Ингушетия – 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Респ. Ингушетия) – 14 (6,0%), УФСБ (Респ. Ингушетия) – 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Респ. Ингушетии – 24 (10,2%), Совет Безопасности (Респ. Ингушетия) – 5 (2,1%), военный следственный отдел (Респ. Ингушетия) – 5 (2,1%), военная прокуратура Респ. Ингушетии – 6 (2,6%).
(3) Аппарат прокуратуры (Респ. Чеченская), гор. (рай) прокуроры – 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Респ. Чеченская) – 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Респ. Чеченская) – 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Респ. Чеченская) – 3 (1,3%).
(4) Студенты (Респ. Дагестан) – 13 (5,5%).


6. Восстановление вертикально интегрированных систем прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Восьмого Главного управления МВД России (ОВД на режимных объектах – ОВДРО) не только решает вопросы укрепления национальной безопасности, но и идет в русле Концепции противодействия терроризму, Военной доктрины России.

7. Незамедлительное принятие дополнительных и исчерпывающих мер прокурорского реагирования по профилактике и нейтрализации реальных террористических угроз объектам и предприятиям ОПК и Росатома. Ядерный терроризм может заключаться не только в создании или похищении ядерного заряда. Потенциально террористы могут применить «грязную» атомную бомбу (обычное взрывное устройство в совокупности с радиоактивными материалами неоружейных кондиций), атаковать АЭС или иной ядерный центр (например, хранилище  радиоактивных отходов) и иные акты саботажа1. Вызывают много вопросов иранская ядерная  программа, а также стремление некоторых лидеров международных террористических организаций получить «грязную атомную бомбу». Специалисты определяют ядерный терроризм как применение или угрозу применения экстремистскими группами или организациями ядерного оружия или радиоактивных материалов для достижения определенных политических или экономических целей(2).

8. В настоящее время прокуратуры ОРО не осуществляют надзор за военнослужащими ВВ МВД России, которые обеспечивают охрану и безопасность ЗАТО, режимных и особо режимных объектов ОПК (эти объекты поднадзорны военной прокуратуре). Достаточно вспомнить возгорание лесов вокруг атомной подводной лодки (АПЛ) «Екатеринбург» 29 декабря 2011 г. после 16.00 в п. Росляково на территории плавучего ремонтного дока судоремонтного завода (по данным Минобороны, во время проведения огневых работ произошло воспламенение деревянных строительных лесов, смонтированных вокруг лодки, возгорание перекинулось на легкий внешний корпус3) или факт воспламенения на АПЛ «Гепард» 14 января 2012 г.4.

В связи с реформированием военной прокуратуры может быть целесообразно все поднадзорные предприятия и обеспечивающие охрану и безопасность части и подразделения ВВ МВД России приказом Генерального прокурора Российской Федерации передать под надзор прокуратурам ОРО. Это будет логично.


(1) Барак Обама призвал сплотиться перед угрозой ядерного терроризма. Алекс Григорьев, 13 апреля 2010. http://www.voanews.com/russian/news/Summit-Update-safety-2010-04-13-90742599.html. 25.02.2011.
(2) Владимир Белоус, директор Центра международных и стратегических исследований «РАУ-Университета», профессор Академии военных наук, генерал-майор в отставке. 26.12.2000. http://www.nasledie.ru/voenpol/14_21/article.php?art=28. 25.02.2011.
(3) Шойгу: пожар на АПЛ «Екатеринбург» локализован. http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2011/12/30/n_2151981.shtml. 22.01.2012.
(4) Военные признали факт возгорания на АПЛ «Гепард». МОСКВА, 19 января 2012. «На атомной подводной лодке «Гепард» пожара не было, «имел место лишь факт воспламенения», заявил «Интерфаксу» начальник прессслужбы Западного военного округа полковник Андрей Бобрун. По его словам, «согласно инструкции была включена система ЛОХ (лодочная объемная химическая), которая реагирует даже на незначительное изменение температуры в отсеке (помещении) АПЛ». «Ущерба нет, данный случай не классифицируется как пожар», – заявил Бобрун. 14 января на 10-м судоремонтном заводе в Александровске во время технической обработки механизмов четвертого отсека атомной подлодки «Гепард» произошло возгорание спиртовых паров. Система  пожаротушения сработала автоматически, человеческих жертв удалось избежать, но нанесенный субмарине урон пока еще только подсчитывают. По сведениям газеты, главное военное  следственное управление по Мурманской области уже провело по факту возгорания проверку и пришло к выводам, что оно произошло по вине гражданского работника, а не военнослужащего». http://www.rosbalt.ru/federal/2012/01/19/934920.html. 22.01.2012.


Для выполнения указанных системных профилактических мер прокуратурами ОРО необходим координирующий центр в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, которым может стать Второе управление.

Учитывая изложенное, все правоохранительные органы и спецслужбы России должны быть готовы к отражению реальных террористических атак на особо важные и особо режимные объекты оборонно-промышленного и атомного комплекса России. К сожалению, мы уже имеем печальный опыт реформирования МВД России в отношении милиции на транспорте (взрыв в аэропорту Домодедово 24 января 2011 г.). Следует сделать правильные выводы.

Предложения:
1. В целях укрепления национальной безопасности, предупреждения потенциально возможных террористических актов на особо важных и особо режимных объектах оборонно-промышленного и атомного комплексов следует восстановить систему отделов полиции Восьмого Главного управления МВД России (с 1 января 2010 г. переподчиненных МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации) и вертикально-структурированную систему прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Эти специализированные правоохранительные органы положительно зарекомендовали себя не только в советское время, но и после распада СССР. В данном случае специализация Восьмого Главка МВД России и Второго управления Генеральной прокуратуры РФ являлись синонимом профессионализма и эффективности деятельности указанных правоохранительных органов по обеспечению не только режима секретности, но и нейтрализации новых угроз и вызовов, будучи непосредственно подчиненными МВД России и Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Эти преобразования не повлекут никаких дополнительных материальных затрат, так как будут происходить в рамках штатной численности личного состава МВД России и работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2. Восстановление вертикально интегрированных систем Восьмого главного управления МВД России(1) и Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации соответствует требованиям Стратегии национальной безопасности России, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Государственной программе вооружений, Федеральному закону «Об обороне».

Восьмое Главное управление МВД России и централизованная система прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры РФ (в настоящее время прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах находятся в структуре областных, краевых и республиканских прокуратур, которые напрямую не подчиняются Генеральной прокуратуре РФ) смогут обеспечить необходимый уровень безопасности подведомственных и поднадзорных особо важных и особо режимных объектов. Последствия террористических атак на объекты ОПК, ракетно-ядерного комплекса, атомных электростанций, ЗАТО могут иметь катастрофические последствия для государства.

3. Организованная террористическая деятельность является только сегментом организованной преступности. Необходимо принятие комплексного федерального закона «О борьбе с организованной преступностью», подготовленного в НИИ Акаде мии Генеральной прокуратуры Российской Федерации под руководством профессора А.И. Долговой. Принятие этого закона также качественно улучшит борьбу с преступлениями террористического характера.


(1) Куликов С. Криминал в реакторном зале. http://vpk-news.ru/. 19.03.2011.


4. Восстановление вертикально интегрированных систем прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Восьмого Главного управления МВД России (ОВД на режимных объектах – ОВДРО) не только решает вопросы укрепления национальной безопасности, но и идет в русле Военной доктрины России, поставит надежный заслон коррупционным проявлениям на режимных и особо режимных объектах ОПК и Росатома, куда вкладываются триллионы бюджетных рублей.

Только при повышении координации и взаимодействия между всеми правоохранительными органами и спецслужбами России, совершенствовании организационно-штатной структуры правоохранительных органов (в том числе Генеральной прокуратуры Российской Федерации) и спецслужб России, эффективном международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом и его финансированием, активной помощи руководителей субъектов, улучшении социально-экономического положения жителей дотационных республик возможно реальное предотвращение террористических атак на особо важные и особо режимные объекты России и ускоренное развитие отечественного ОПК.

Также по этой теме: