Главная    Интернет-библиотека    Право    Уголовные дела    Новый подход к сути поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и возможные его последствия

Новый подход к сути поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и возможные его последствия

06.03.2015

Новый подход к сути поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и возможные его последствия

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №5 год - 2012

Рыжаков А. П.,
заслуженный работник высшей школы РФ,
профессор ТФ МЮИ

Изменения в восприятии нашим законодателем общественной опасности преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, в том числе связанных с неуплатой налогов и сборов, достигли того уровня, который привел к трансформации содержания некоторых устоявшихся институтов уголовно-процессуального закона. Так, Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ «О внесении изменения в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены принципиальные изменения в наши представления о поводе и фактических основаниях не только для возбуждения уголовного дела, но и для начала уголовного процесса.

Что все же произошло? А вот что. Статья 140 УПК РФ дополнена новой частью (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ), согласно которой «поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». Чтобы понять, почему мы полагаем, что данное «совершенствование» закона затронуло суть таких правовых явлений, как повод и фактическое основание для возбуждения уголовного дела и для начала уголовного процесса, скажем несколько слов о том, что они собой представляли до этого нововведения.

Уголовный процесс, а вместе с ним и деятельность, осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при наличии к тому повода и основания – повода и фактического основания для начала уголовного процесса. Причем поводы к началу уголовного процесса ничем не отличаются от поводов для возбуждения уголовного дела.

Повод для начала уголовного процесса и соответственно повод для возбуждения уголовного дела – это первый источник осведомленности следователя (дознавателя и др.(1)) о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях такового), содержащем уголовно и процессуально значимые признаки объективной стороны состава какого-либо преступления.


(1) Здесь и далее термином «следователь (дознаватель и др.)», если иное специально не оговорено, подменяется целая группа субъектов уголовного процесса, состоящая из дознавателя, начальника подразделения дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и руководителя (члена) следственной группы (группы дознавателей).


До вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 407-ФЗ поводами для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса) были:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган  предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Законом урегулирован специфический порядок приема трех первых разновидностей названных поводов для возбуждения уголовного дела (поводов для начала уголовного процесса).

По общему правилу заявления о преступлении как поводы для возбуждения уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ) представляют собой адресованное органам, правомочным осуществлять уголовно-процессуальную деятельность (в том числе возбуждать уголовное дело) по искомому факту, устное или письменное реализованное лично отдельно взятым физическим лицом сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.

Устное заявление уже после начала уголовного процесса заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Устное сообщение о преступлении, сделанное при производстве следственного (судебного) действия, заносится в протокол следственного действия (судебного заседания). Заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, предусмотренная ст. 306 УК РФ. В протоколе делается отметка об этом, которая удостоверяется подписью заявителя (ст. 141 УПК РФ).

В заявлениях о преступлении, выступающих в качестве повода для возбуждения уголовного дела, должны содержаться конкретные сведения, указывающие на подготовку или совершение (сейчас либо в прошлом) преступления. При этом по уголовным делам публичного обвинения не требуется, чтобы заявитель высказал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности.

Явка с повинной (п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ) – это добровольное личное обращение к следователю (дознавателю и др.) гражданина с заявлением о совершенном им и неизвестном органам предварительного расследования преступлении. Заявление может быть и о готовящемся преступном деянии (приготовлении или покушении), основные результаты которого еще не наступили. Явка с повинной не может быть по телефону или иным средствам связи. Чтобы явка с повинной имела место, лицо должно непосредственно (воочию) обратиться к следователю (дознавателю и др.).

К числу сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ), принято было относить любые письменные сообщения от любых предприятий, учреждений, организаций (в том числе общественных), опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также факты непосредственного обнаружения следователем (дознавателем и др.) уголовно и процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления.

Письменное сообщение о преступлении предполагает наличие в нем сведений (время, место совершения и т. д.) о фактах, имеющих признаки объективной стороны состава преступления. К сообщению разрешается прилагать имеющиеся в распоряжении предприятия (учреждения и т. п.) материалы о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Однако данные материалы могут быть переданы и в качестве самостоятельных документов. Именно таким источником информации является то сообщение, о котором упоминается в ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, т. е. поступившие из налогового органа материалы о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. Предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела следует именовать также направляемые в органы предварительного расследования протоколы собраний организаций (выписки из таковых), на которых обсуждались факты правонарушений.

Принятие полученного из иных источников сообщения о совершенном или готовящемся преступлении оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В данном рапорте указываются: кому он адресован, данные о лице, его составившем (должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы), ссылка на ст. 143 УПК РФ, подробное изложение признаков общественно опасного деяния и признаков общественно опасных последствий (если таковые выявлены), а также источника получения указанных сведений.

Рапорт подписывается лицом, его составившим. Оформления сообщения, о котором сообщается в рапорте, закон не требует. Однако, если таковое имело место, оно может быть приобщено к материалам проверки сообщения о преступлении.

Сейчас к числу поводов для возбуждения уголовного дела, а значит, и поводов для начала уголовного процесса также отнесено постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ) [5].

Дополнение ст. 140 УПК РФ ч. 1.1, с одной стороны, не прибавляет к ранее существовавшему перечню поводов для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса) новых разновидностей. С другой стороны, вычленяет специфический подвид сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников, – материалы о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, которые направлены в орган предварительного расследования налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Последние являются единственно возможным поводом как для возбуждения уголовного дела, так и для начала уголовного процесса в отношении общественно опасных деяний с признаками объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. То есть только в нем могут содержаться фактические основания как для возбуждения уголовного дела, так и для начала уголовного процесса в отношении деяния, содержащего уголовно и процессуально значимые признаки состава преступления, предусмотренные ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ.

Поступившие из налогового органа рассматриваемые материалы – это специальный повод – источник осведомленности не о любом («каком-либо», как указано выше в нашем определении повода для возбуждения уголовного дела) преступлении, а только о том, состав которого предусмотрен ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. Причем дополнение ст. 140 УПК РФ ч. 1.1 одновременно лишило заявления о преступлении, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников, постановления прокуроров о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании и даже явки с повинной возможности считаться (становиться) поводом не только для возбуждения уголовного дела, но и для начала уголовного процесса по любому преступлению. Указанные поводы для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса) стали источниками осведомленности следователя (дознавателя и др.) о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях такового), содержащем уголовно и процессуально значимые признаки объективной стороны состава не любого преступления, а лишь какого-либо преступления помимо предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ.

В настоящее время у признаков объективной стороны разных составов преступлений отличаться могут и поводы для возбуждения. Таким образом, законодатель не только усложнил процедуру возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ. Под видом расширения числа поводов для возбуждения уголовного дела, по сути, им сокращена область покрытия выявленных признаков объективной стороны состава преступления действовавшей ранее системы поводов для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса). Помимо этого в уголовно-процессуальное правоприменение введены особые фактические основания для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса), которые будут отсутствовать, если об их наличии орган предварительного следствия узнал не от налогового органа.

В настоящее время, после вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 407-ФЗ, не только прокурор, выявивший соответствующее преступление, не имеет собственных средств, позволяющих ему инициировать производство предварительного расследования по факту совершения преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. Само лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, явившись с повинной, не сможет поднять вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела. В этой связи его явка с повинной может быть не зарегистрирована. Как следствие тому явившийся с повинной лишается возможности на документальное подтверждение наличия факта его явки с повинной, который согласно п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ признается смягчающим наказание обстоятельством.

Не менее значим тот факт, что Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ ущемлены возможности прокуратуры (прокурора). Мало того, что после вступления в силу Федерального закона от 05.07.2007 № 87-ФЗ прокурор был лишен права возбуждения уголовных дел, теперь орган предварительного расследования может не реагировать и на его постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, если в них сообщается о таком преступлении в сфере экономической деятельности, как преступление, предусмотренное ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ.

Есть и другие следствия из данного новшества. Лицо, заявившее о совершении преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, лишается уголовно-процессуальных прав заявителя. Существенно затруднена его возможность воспользоваться и правами, которые предусмотрены ведомственными нормативными актами и касаются порядка приема и регистрации заявления о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. Так как его заявление о такого рода преступлении не является поводом для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса), скорее всего, поступившее в следственный орган (следственное подразделение) системы Следственного комитета РФ соответствующее заявление не будет зарегистрировано как заявление о преступлении, как следствие тому заявителю не будет выдан талон-уведомление, ему не сообщат о принятом по его заявлению о преступлении решении.

После вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 407-ФЗ, если следователю (дознавателю и др.) поступило заявление, явка с повинной о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, либо любой иной повод для возбуждения по такого рода факту помимо материала, направленного налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах, орган предварительного расследования не только не вправе возбуждать уголовное дело (так как отсутствует предусмотренный законом повод для возбуждения уголовного дела), но и не должен принимать такое заявление (сообщение) о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, и производить по нему предварительную проверку.

Остается открытым вопрос о регистрации подобного рода заявлений о происшествии. В системе Следственного комитета РФ они вполне на законных основаниях могут не регистрироваться. Там регистрации подлежат лишь заявления (сообщения) о преступлении. А тот факт, что до получения от налогового органа материала о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, орган предварительного расследования не имеет повода для возбуждения уголовного дела, вполне последовательно расценивать следующим образом – до поступления указанного материала формально нет и самого преступления, предусмотренного ст. 198–199.2 УК РФ. Как до поступления заявления о преступлении частного обвинения (возбуждения уголовного дела руководителем следственного органа, следователем либо с согласия прокурора дознавателем в порядке ч. 4 ст. 20 УПК РФ) не т преступления, так и в случае с получением следователем (дознавателем и др.) лишенного уголовно-процессуального значения источника информации о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, не будет не только повода для возбуждения уголовного дела, по сути, не будет и самого преступления.

В системе же органов внутренних дел регистрации подлежат сообщения о происшествиях. В случае же поступления не от налогового органа заявления (сообщения) о предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ преступлении сообщение о происшествии все же имело место. Соответственно оно и подлежит регистрации. Иначе говоря, в разных ведомствах неодинаково урегулированы порядок, условия и т. п. регистрации рассматриваемого вида сообщений о преступлении.

Возникает и другой вопрос. Можно ли прекратить уголовное дело по ч. 1.1 ст. 140 УК РФ, если уголовное дело, к примеру, было возбуждено по постановлению прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании лица за совершение преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, – в связи с отсутствием надлежащего повода для возбуждения уголовного дела? Нет, нельзя. В данном случае ч. 1.1. ст. 140 УК РФ предусмотрено не основание прекращения уголовного дела (отказа в возбуждении уголовного дела), а основание отказа от начала уголовного процесса.

Если же вопреки данному требованию уголовное дело все же было возбуждено, думается, ни следователь (дознаватель и др.), ни прокурор, ни даже суд не вправе прекратить данное уголовное дело в связи всего-навсего с наличием предусмотренного ч. 1.1 ст. 140 УК РФ (и нарушенного ранее) правила. Также не могут быть основанием прекращения уголовного дела выявленные в ходе предварительного расследования нарушения, имевшие место при оформлении заявления о преступлении или любого иного повода для возбуждения уголовного дела. Хотя в подобного рода ситуациях органу предварительного расследования мы бы рекомендовали инициировать направление ему налоговым органом материала (письма) о совершении преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. Чтобы в уголовном деле, пусть и с запозданием, но все же появился предусмотренный законом документ, который согласно ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ может быть поводом для возбуждения указанного рода уголовных дел.

Так происходит, когда в сообщении о преступлении упомянуты признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. Но следователю (дознавателю и др.) сообщается не всегда об одном преступлении. Как он должен поступить, если в заявлении наряду с признаками преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, упоминается и о другом преступлении? Если сообщение поступило не от налогового органа, нельзя возбуждать уголовное дело по факту, к примеру, сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенного собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ), даже если о таком преступлении сообщается в заявлении о другом преступлении.

В искомой ситуации следователем (дознавателем и др.) принимается решение по заявлению о втором преступлении; наличие в заявлении информации о совершенном преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, просто игнорируется. По данному факту даже не надо выносить постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Не обязан следователь (дознаватель и др.) информировать о данном обстоятельстве и налоговые органы. Хотя, разумеется, может это сделать. Получается, ни органы дознания, ни даже органы предварительно го следствия не властны, если этого по какой-либо причине «не хотят» налоговые органы, возбудить соответствующее уголовное дело и в случае бесспорного совершения преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. Таким образом, как бы внеся лишь «незначительные» изменения в систему поводов для возбуждения уголовного дела,  законодатель, по сути, добавил в закон и практику его применения новое «обстоятельство,  исключающее преступность деяния». Между тем рассматриваемое преступление остается общественно опасным и тогда, когда о нем не поступает сообщения от налогового органа. Да и УК РФ не предусматривает такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, как отсутствие материала о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, направленного органу предварительного расследования налоговым органом в соответствии с законодательством о налогах и сборах (отсутствие законного повода для возбуждения уголовного дела).

Введение в действие рассматриваемого правового положения идет вразрез с принципом публичности российского уголовного процесса. Сообразно с таковым государство принимает на себя обязанность возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, независимо от условий, при которых последнее имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострадавшего (потерпевшего) или какого-либо иного лица. В принципе публичности выражается государственное начало уголовного процесса, суть которого в том, что защита общества и граждан от преступных посягательств является важной и ответственной обязанностью правоохранительных органов, а не делом самих граждан [1, с. 151].

Этот принцип пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностных лиц), осуществляющие уголовное преследование.

На стадии возбуждения уголовного дела, в частности, он проявляется в обязанности следователя (дознавателя и др.) принять, рассмотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом  преступлении. Согласно ч. 2 ст. 21 УПК РФ в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь (дознаватель и др.) принимает предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

В настоящее же время органы предварительного расследования лишаются законных оснований реагировать предусмотренным данным принципом способом на факт выявленного (обнаруженного) преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. В искомой ситуации они могут лишь просить налоговые органы «сообщить» им о данном преступлении. Что же делать, если преступление совершено руководством самих этих налоговых органов, их родственниками, друзьями и т. п., и по этой причине налоговый орган не сообщает о преступлении? Если буквально толковать закрепленное в ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ правило, в приведенной ситуации законодателем не предусмотрено законных средств возбуждения уголовного дела в отношении лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 198–199.1 или 199.2 УКРФ.

Но что же именно нам раскрывает этимология использованных в ч. 1.1. ст. 140 УПК РФ выражений? В ней речь идет о «преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2» УК РФ. В этой связи следует пояснить, что же это за «преступления» и как должен поступить орган предварительного расследования в случае поступления к нему заявления (сообщения) об общественно опасном деянии, содержащем уголовно и процессуально значимые признаки преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, когда неясно еще, является ли это деяние преступлением?

Отвечая на первый вопрос, заметим, что преступления, о которых идет речь в ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, это:
– уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений,  совершенное в крупном или особо крупном размере (ст. 198 УК РФ);
– уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном, особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору (ст. 199 УК РФ);
– неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном или особо крупном размере (ст. 199.1 УК РФ);
– сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального  предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным  предпринимателем в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ).

По второму вопросу хотелось бы заметить следующее. Даже если, к примеру, имело место невиновное поведение с уголовно и процессуально значимыми признаками объективной стороны одного из составов преступления, предусмотренного ст. 198–199.2 УК РФ, т. е. преступления не было, уголовный процесс по данному факту может быть начат лишь в случае получения следователем следственного органа (следственного подразделения) Следственного комитета РФ соответствующего материала от налогового органа в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Иначе говоря, в случае поступления в орган предварительного расследования не из налогового органа заявления (сообщения) об общественно опасном деянии, содержащем уголовно и процессуально значимые признаки преступления, предусмотренного ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, когда еще неясно, является ли это деяние преступлением, следователь (дознаватель и др.) не имеет право принять таковое, рассмотреть и тем более разрешить.

Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, служат только материалы, направленные «налоговыми органами». В этой связи необходимо определиться с самим понятием «налоговый орган» и с системой данных учреждений.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ систему налоговых органов составляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных  платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также несущим функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов считается Федеральная налоговая служба (ФНС России) [4].

А территориальными налоговыми органами (территориальными органами Федеральной налоговой службы) являются:
– инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (п. 1 Положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня [2]);
– межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (п. 1 Положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам [2]);
– межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (п. 1 Положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных [2]);
– межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу (п. 1 Положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу [2]);
– управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (п. 1 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации [2]).

Любое из указанных учреждений в лице соответствующих должностных лиц в пределах своей компетенции и с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах при наличии к тому оснований может направить материал для возбуждения уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ.

НК РФ предписывает налоговым органам направлять соответствующие материалы «в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2» УК РФ (п. 3 ст. 32 НК РФ), т. е. не в орган внутренних дел, и не какому-то другому органу дознания. Следственными же органами, которым подследственно производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, в соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ являются следователи следственных органов (следственных подразделений) Следственного комитета РФ. Именно руководителям этих учреждений (следственных органов, следственных подразделений) налоговыми органами и должны направляться материалы о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ.

В этой связи представляется небезупречным предусмотренное Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок [3] направление налоговыми органами материалов о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, в органы внутренних дел. Ни самим органам внутренних дел, ни следователям органов внутренних дел не подследственно производство предварительного расследования в полном объеме по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ. Поэтому, думается, соответствующие положения указанной Инструкции в настоящее время не действуют и могут лишь учитываться при подготовке материала для направления его в следственный орган (следственное подразделение) Следственного комитета РФ.

По аналогии с положениями, закрепленными в Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, и в связи с тем, что таковые одобрены руководством Федеральной налоговой службы РФ, при выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, налоговыми органами в состав материалов, направляемых руководителю следственного органа (следственного подразделения) Следственного комитета РФ, следует включать следующие документы:
1) копии объяснений физического лица по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки);
2) документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки физическое лицо должно было представить налоговому органу налоговую декларацию;
3) копии документов, на основании которых можно сделать вывод о включении физическим лицом в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;
4) копию акта налоговой проверки с необходимыми приложениями;
5) копию возражений по акту налоговой проверки;
6) копию решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
7) при обжаловании принятого решения налогового органа до момента его вступления в силу – копию апелляционной жалобы и копию решения по ней;
8) при обжаловании вступившего в законную силу решения налогового органа – копию жалобы, копию решения по жалобе, а при наличии судебного разбирательства – копии судебных решений (определений);
9) копию требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налогоплательщику (налоговому агенту) данного требования;
10) копии налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы;
11) копии документов, связанных с мерами принудительного взыскания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ, о реструктуризации задолженности, приостановлении операций по счетам в банках налогоплательщиков (налогового агента), а также взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента);
12) справку о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты неуплаты (неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо  неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления) их налогоплательщиком (налоговым агентом) (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате (исчислению, удержанию и перечислению в бюджет);
13) акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком или налоговым агентом (односторонние акты сверки взаиморасчетов – в случаях неявки налогоплательщика или налогового агента по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам);
14) сведения об имеющихся банковских счетах налогоплательщиков (налоговых агентов) с момента возникновения задолженности;
15) иные документы, позволяющие предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления.

При выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих уголовно и процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, налоговыми органами в состав материалов, направляемых руководителю следственного органа (следственного подразделения) Следственного комитета РФ, включаются документы, указанные выше в п. 4–15 перечня документов, направляемых при выявлении признаков преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, а также:
1) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
2) копии объяснений должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

При выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих уголовно и процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, налоговыми органами в состав материалов, направляемых руководителю следственного органа (следственного подразделения) Следственного комитета РФ, включаются документы, указанные в п. 4–15 перечня документов, направляемых при выявлении признаков преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, а также:
1) копии документов, подтверждающих факты неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления сумм налогов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению налоговым агентом;
2) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогового агента в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
3) копии объяснений должностных лиц налогового агента по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

При выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих уголовно и процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, налоговыми органами в состав материалов, направляемых руководителю следственного органа (следственного подразделения) Следственного комитета РФ, включаются документы, указанные в п. 4–15 перечня документов, направляемых при выявлении признаков преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, а также:
1) копии документов, подтверждающих факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов;
2) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
3) копии объяснений должностных лиц организации или индивидуального предпринимателя по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки);
4) справка о том, за какие проверяемые периоды и на какие суммы выявлены факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя.

В случае наличия дополнительной информации о сокрытии имущества от описи и ареста, непредставления сведений о месте нахождения имущества, в том числе неотражение данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильного указания его местонахождения, фиктивной передачи правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности в аренду, сокрытии имущества у третьих лиц, переоформлении имущества на третьих лиц, территориальный налоговый орган направляет указанные сведения с приложением соответствующих документов руководителю следственного органа (следственного подразделения) Следственного комитета РФ.

При оформлении материалов, подлежащих направлению руководителю следственного органа (следственного подразделения) Следственного комитета РФ, копии документов налоговые органы должны заверять подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и скреплять печатью.

Но поводом для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса) согласно ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ являются лишь материалы, которые «направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». Каков же порядок направления таковых, предусмотренный законодательством о налогах и сборах или, иначе, предусмотренный НК РФ?

Проведенный нами анализ законодательства показал следующее. Выявивший недоимку налоговый орган сначала направляет налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) требование об уплате налога – извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В случае если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить  материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Предусмотренный новой частью (ч. 1.1) ст. 140 УПК РФ повод для возбуждения уголовного дела имеет место лишь в случае соблюдения налоговыми органами указанного порядка направления руководителю следственного органа (следственного подразделения) Следственного комитета РФ материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ. Направление соответствующих материалов в орган внутренних дел идет вразрез с требованиями п. 3 ст. 32 НК РФ, а значит, не соответствует законодательству о налогах и сборах. Получается, что направленный налоговым органом в орган внутренних дел материал о преступлении, предусмотренном ст. 198–199.1 или ст. 199.2 УК РФ, также не может быть поводом для возбуждения уголовного дела и не содержит фактических оснований принятия искомого процессуального решения.

Литература
1. Курс советского уголовного процесса. Общая часть/под ред. А. Д. Бойкова и И. И. Карпеца. – М.: Юрид. лит., 1989. – 640 с.
2. Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы: приказ Министерства финансов РФ от 9 августа 2005 года № 101 н//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 38.
3. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года//Российская газета. – 2009. – 16 сентября.
4. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506//Собр. Законодательства РФ. – 2004. – № 40. – Ст. 3961.
5. Рыжаков А. П. Комментарий к ст. 20 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». – [Электронный ресурс].

Также по этой теме: