Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Наш комментарий    Аудит эффективности деятельности некоммерческих организаций

Аудит эффективности деятельности некоммерческих организаций

27.02.2015

Аудит эффективности деятельности некоммерческих организаций

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №3 год - 2012

Грищенко А. В.,
главный редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Одной из основных задач органов внешнего государственного финансового контроля, т. е. Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ, является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей соответствующих бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению. По причине отклонений и нарушений в процессе исполнения бюджета необходимо применять аудит эффективности в системе государственного финансового контроля.

Аудит эффективности является более сложным видом финансового контроля использования государственных средств по сравнению с внутренним аудитом и имеет свою, принципиально отличающуюся технологию проведения. Предметом контроля эффективности деятельности некоммерческих организаций являются:
-  бюджетные средства;
-  средства внебюджетных фондов;
-  государственная собственность;
-  кредитные ресурсы и заемные средства;
-  налоговые и другие льготы;
-  результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), принадлежащие государству на праве собственности.

Аудит эффективности представляет собой проверки деятельности органов государственной власти и других распорядителей и получателей государственных средств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и задач.

Аудит эффективности – это разновидность финансового контроля государственных средств, осуществляемого для определения эффективности их использования (приложение 2). В зависимости от целей проверки может даваться оценка эффективности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, государственной собственности, кредитных ресурсов и заемных средств, а также интеллектуальной собственности, принадлежащей государству.

Объектами проверки являются органы государственной власти Российской Федерации, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств, бюджетные учреждения и иные организации, получающие бюджетные средства (в том числе некоммерческие организации), федеральные и региональные органы, использующие средства государственных внебюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собственностью, государственные унитарные и казенные предприятия.

Объектами проверки должны быть и субъекты экономической деятельности, использующие государственные средства и/или имеющие предоставленные законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества, а также получившие финансовые и имущественные гарантии и поручительства соответствующих органов исполнительной власти в качестве обеспечения сделок. Особенностью аудита эффективности является то, что объектами проверок могут быть организации, предприятия и учреждения, а также социальные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных средств. Например, для определения эффективности бюджетных расходов на обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями объектами проверки должны быть не только государственные органы и предприятия, которые используют эти средства, но и общественные организации инвалидов или непосредственно сами инвалиды, получившие протезно-ортопедические изделия или нуждающиеся в них. Результаты проверки, полученные посредством обследования положения инвалидов, проведения анкетирования и опросов, могут дать дополнительные доказательства для более объективной оценки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на решение данной проблемы.

Предметом аудита эффективности является деятельность проверяемой некоммерческой организации по использованию государственных средств, которая имеет двойственный характер. Ее можно рассматривать, с одной стороны, как функциональную деятельность, которая связана с выполнением возложенных на данную организацию функций и решением поставленных перед ней задач, с другой – как производственную или экономическую деятельность, которая характеризуется материальными, трудовыми и финансовыми затратами на осуществление функциональной деятельности.

Исходя из двойственного характера деятельности некоммерческой организации следует разделять и различать результаты этой деятельности. Следствием производственной или экономической деятельности являются прямые результаты в виде продукта деятельности, т. е. то, что было получено в результате использовании, государственных средств – субсидий. Следствием функциональной деятельности организации являются конечные социальные результаты, которые характеризуют последствия для общества выполнения органами государственной власти и другими получателями государственных средств возложенных на них функций и задач, т. е. конечные социальные результаты показывают, как использование государственных средств проверяемой некоммерческой организацией оказало влияние на удовлетворение потребностей тех, в чьих интересах оно осуществлялось.

В процессе аудита эффективности должна проверяться как производственная, так и функциональная деятельность некоммерческой организации и, соответственно, оцениваться ее прямые и конечные социальные результаты. Оценка тех или иных достигнутых результатов осуществляется путем их сравнения с критериями оценки эффективности, выбранными в соответствии с целями проверки, и на этой основе определяется эффективность использования государственных средств.

Эффективное использование государственных средств может достигаться за счет более совершенной системы управления, включающей, в частности, оптимальную организационную структуру, четкое определение приоритетов и задач ее деятельности, применение современных информационных технологий, эффективное планирование и контроль использования материальных и людских ресурсов и т. п.

Результативность характеризуется степенью соответствия фактических результатов  деятельности проверяемой организации запланированным результатам и, исходя из их  двойственности, также должна определяться с двух сторон – производственной и социальной. Оценить производственную результативность достаточно просто в отношении прямых  результатов деятельности (например, в количественном измерении).

Более трудной задачей и сложной процедурой является оценка социальной результативности, которая связана с определением конечного социального эффекта для общества в целом и определенной части населения, полученного в результате выполнения проверяемой  некоммерческой организацией возложенных на нее функций и задач. Для этого необходимо наличие совокупности конкретных и количественно измеримых показателей, отражающих выполнение той или иной функции или задачи, а также характеризующих запланированные социальные результаты. Отсутствие таких показателей требует проведения дополнительной работы по выбору критериев, на основе которых можно было бы оценить социальную результативность использования государственных средств.

Обычно в таких случаях применяют относительные показатели (например, доля инвалидов, вернувшихся к активной социальной жизни с помощью протезно-ортопедических изделий). В качестве показателей социальной результативности можно использовать степень  удовлетворенности потребителя оказанной услугой, реализуемой программой, деятельностью  государственного органа или организации, информацию о которой получают путем проведения социологических опросов. Динамика этих показателей за определенный период служит основанием для определения социального эффекта использования государственных средств в тех или иных сферах.

Кроме того, надо учитывать, что социальный эффект не всегда связан с деятельностью проверяемой некоммерческой организации, он может быть получен в результате влияния внешних факторов, степень и характер воздействия которых нередко бывает трудно определить.

Определение социальной результативности является одной из главных задач аудита  эффективности и должно быть составной частью проведения любой проверки эффективности. Без оценки социального эффекта нельзя сделать однозначные выводы об уровне эффективности использования государственных средств.

Таким образом, содержание аудита эффективности деятельности некоммерческих организаций заключается в проведении определенных процедур получения доказательств, необходимых для формирования заключения контрольно-счетного органа относительно экономности,  продуктивности и результативности использования государственных средств их получателями – некоммерческими организациями. Хотя осуществление этих процедур и получение доказательств носит субъективный характер, определяемый конкретными действиями и суждениями членов группы проверяющих, профессиональное и четкое выполнение ими установленных правил проведения аудита эффективности позволяет обеспечить объективную основу для формирования заключения по его результатам.

Следует подчеркнуть, что при проведении аудита эффективности не ставится задача дать общую оценку эффективности работы получателя государственных средств, поскольку: во-первых, практически невозможно найти приемлемый способ такой оценки из-за сложности и разнообразия сфер их деятельности; во-вторых, в процессе аудита эффективности, как правило, проводится анализ выполнения видов деятельности некоммерческих организаций, поставленных перед ними целей и задач; в-третьих, по результатам аудита эффективности должны разрабатываться конкретные рекомендации по повышению эффективности использования государственных средств проверяемыми объектами.

Аудит эффективности выполняет двоякую задачу. С одной стороны, заключения и выводы по его результатам, содержащие оценки эффективности использования государственных средств, дают информацию законодательным органам об уровне качества управления государственными ресурсами, способствуют повышению ответственности, прозрачности и подотчетности в работе органов государственной власти и получателей государственных средств, т. е. результаты аудита эффективности являются одним из инструментов законодательных органов в осуществлении действенного парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. С другой стороны, результаты аудита эффективности помогают руководителям не только проверенных, но и других государственных органов и некоммерческих организаций внедрять в их деятельность современные методы работы, повышать качество управления государственными средствами. Это приводит к более высокой социальной результативности использования государственных средств и тем самым способствует более эффективному решению значимых для общества социально-экономических проблем.

Аудит эффективности деятельности некоммерческих организаций должен проводиться в три основных этапа:
-  планирование проверки;
-  осуществление проверки;
-  подготовка отчета о результатах проверки.

Сроки проведения аудита эффективности и соотношение затрат времени между его этапами зависят, прежде всего, от предмета, целей и масштаба каждой конкретной проверки, а также от объема финансовых ресурсов и количества специалистов, выделенных для ее проведения.

На каждом этапе аудита эффективности должны проводиться определенные обязательные процедуры, результаты которых фиксируются в соответствующих документах и рабочих материалах. Рассмотрим содержание этапов проведения аудита эффективности, которое представлено на рис. 1.

На первом этапе аудита эффективности некоммерческих организаций осуществляется планирование, задачей которого является выбор конкретных тем и объектов аудита  эффективности на очередной год на основе стратегического (или перспективного) плана работы контрольно-счетного органа, определяющего потенциальные сферы аудита эффективности на пять лет.

Составляется годовой план проверок эффективности и одновременно вносятся дополнения и уточнения в стратегический план на следующий пятилетний срок.

Для того чтобы подготовить программу проведения аудита эффективности, проводится  предварительное изучение объектов проверки, по результатам которого определяются цели и вопросы проверки, критерии оценки эффективности и методы ее проведения. Составляется рабочий план проведения проверки, в котором определяются конкретные задания членам группы проверяющих в соответствии с программой проведения проверки.

На втором этапе проводится сбор информации и фактических данных, необходимых для получения аудиторских доказательств. Составляются документы, фиксирующие результаты проверки, и на их основе осуществляется подготовка заключений, выводов и рекомендаций.

Завершают аудит эффективности (третий этап) подготовка и утверждение отчета о его результатах. Отчет о результатах аудита эффективности контрольно-счетный орган направляет в законодательный орган и, при необходимости, в Правительство. Выводы и рекомендации по результатам аудита эффективности направляются проверенным и вышестоящим организациям.

При планировании аудита эффективности деятельности некоммерческих организаций следует учитывать, что его проведение требует значительно больших по объему процедур, затрат времени и ресурсов по сравнению с проверками законности и целевого использования бюджетных средств. Это обусловлено тем, что для аудита эффективности необходимо выбирать наиболее общественно значимые и крупные сферы расходования средств, результаты проверок которых должны способствовать более эффективному их использованию в интересах общества.

Таким образом, аудит эффективности деятельности некоммерческих организаций представляет собой проверки получения субсидий в целях определения эффективности использования некоммерческими организациями субсидий, полученных для выполнения возложенных на них функций и задач.

Также по этой теме: