Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Наш комментарий    Результаты контрольной работы налоговых органов по проверке коммерческих и некоммерческих организаций города Москвы за 2011 год

Результаты контрольной работы налоговых органов по проверке коммерческих и некоммерческих организаций города Москвы за 2011 год

15.01.2016

Результаты контрольной работы налоговых органов по проверке коммерческих и некоммерческих организаций города Москвы за 2011 год

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2012

Грищенко А. В.,
главный редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Александров А. В.,
аспирант кафедры
общественных финансов,
бухгалтерского учета и аудита
Московского городского университета
управления Правительства Москвы

Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля.

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля. Она позволяет наиболее полно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение  налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государство недополучает суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.

При проведении налоговых проверок должностные лица налоговых органов руководствуются Налоговым кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями по проведению налоговых проверок, утверждаемыми ФНС России.

Целью камеральной и выездной налоговой проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Проанализируем и сравним результативность выездных и камеральных проверок и иные основные показатели контрольной работы налоговых органов в г. Москве.

Для начала необходимо проанализировать общие поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации от города Москвы.

Из табл. 1 видно, что основная доля налоговых поступлений по-прежнему формируется за счет НДС и налога на прибыль организации.

Более подробно проанализируем результаты контрольной работы налоговых органов города Москвы.

За 2011 г. по результатам контрольной работы дополнительно начислено 83,3 млрд руб., это на 41,6 млрд руб. или на 33,3% ниже уровня прошлого года. Снижение обусловлено уменьшением доначислений по выездным проверкам (на 39,6 млрд руб.).

Сумма дополнительно начисленных платежей в бюджеты всех уровней по результатам выездных и камеральных налоговых проверок за 2011 г. составила (без учета пеней) 68,5 млрд руб., в том числе:
– по выездным проверкам – 56,3 млрд руб., на 39,6 млрд руб. меньше, чем за 2010 г.;
– по камеральным проверкам – 12,2 млрд руб., на 0,7 млрд руб. меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Экономические показатели свидетельствуют о том, что сохраняется тенденция превалирования в общих результатах роли выездного налогового контроля – 67,5%.

Общее количество выездных налоговых проверок снизилось на 323 единицы и составило 5750, из них по организациям – на 92 проверки (5484), по физическим лицам – на 231 проверку (266).

По выездным налоговым проверкам организаций дополнительно начислено 55,6 млрд руб. Эффективность одной результативной проверки организаций снизилась с 17,5 до 10,5 млн руб.

Улучшились результаты контрольных мероприятий, проведенных в отношении  налогоплательщиков – физических лиц. Сумма доначислений составила 656 млн руб., темп роста – 108%. Эффективность одной результативной проверки физического лица увеличилась в 2 раза и составила 2,6 млн руб.

Фактическая численность сотрудников отделов выездных налоговых проверок уменьшилась на 63 единицы и составила 1682 человека, при этом нагрузка на одного сотрудника отдела выездных налоговых проверок снизилась с 3,5 до 3,4 проверки.

Мероприятиями камерального контроля в 2011 г., включая пени, дополнительно начислено 27 млрд руб., что на 1,9 млрд меньше, чем в 2010 г., в том числе доначисления по камеральным проверкам снизились на 0,7 млрд руб. и составили 12,2 млрд руб.

Пени за несвоевременную уплату текущих платежей уменьшились на 1,2 млрд руб. и составили 14,8 млрд руб.

В большей мере снижение доначислений по камеральным проверкам сложилось вследствие уменьшения доначислений по ЕСН и страховым взносам в связи с передачей функции администрирования этих налогов в Пенсионный Фонд РФ (с 553 до 12 млн руб.).

Эффективность одной результативной камеральной проверки снизилась со 128 до 87 тыс. руб.

В 2011 г. проведено более 272 тыс. камеральных проверок, в ходе которых использованы  дополнительные документы, объяснения и сведения, выявлены нарушения по 23 тысячам  проверок, результативность проверок снизилась с 14,7 до 8,5%.

Доначисления по углубленным проверкам снизились на 0,8 млрд руб. и составили 6 млрд руб., эффективность одной углубленной результативной проверки составила 258,4 тыс. руб.

Фактическая численность сотрудников отделов камеральных проверок уменьшилась на 63 единицы и составила 2713 человек, при этом нагрузка на одного сотрудника отдела камеральных проверок относительно прошлого года снизилась c 1971 до 1594 проверок.

В системе камерального контроля доминирует аналитическая составляющая, направленная на профилактику налоговых правонарушений, результатом которой является своевременное поступление налогов в бюджет без отвлечения времени и сил на судебные разбирательства.

В результате аналитической работы инспекций города Москвы налогоплательщиками:
1. Увеличены суммы налоговых обязательств на 13,5 млрд руб., темп роста – 62,4%.
2. Уменьшен убыток по налогу на прибыль, заявленный в целях налогообложения, на 63,6 млрд руб., темп роста – 109,1%.
3. Уменьшен к возмещению НДС на 5,5 млрд руб., темп роста составил 33,6%.
4. Сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения (c учетом восстановленного), по результатам налоговых проверок увеличилась на 13,9 млрд руб. и составила 38,2 млрд руб.

Снижены суммы уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов с 36,4 до 28,1 млрд руб., темп роста составил 77,3%, что обусловливает положительную тенденцию работы налоговых органов.

При этом темп роста сумм уменьшенных платежей по решениям судебных органов снизился на 43,3 процентных пункта и составил 56,7%, по решениям вышестоящих налоговых органов увеличился на 46,1 процентных пункта (146,1%).

Сумма уменьшенных платежей по выездному контролю составила 22,4 млрд руб., темп роста – 75,3%, по камеральным проверкам – 5,7 млрд руб., темп роста – 76,5%.

Основные причины роста уменьшенных платежей – отсутствие надлежащей доказательной базы (56,5% общей суммы уменьшенных платежей), неправильное применение налоговым органом норм налогового законодательства (30,8%), нарушения установленных процедур (2,6%) и технические ошибки (0,1%).

Задача сбора качественной доказательной базы продолжает оставаться приоритетным  направлением контрольной работы, а нарушения в порядке составления форм документов и соблюдении процессуальных сроков являются недопустимыми.

В 2011 г. по вопросу обоснованности возмещения НДС проведено 25,6 тысячи налоговых  проверок, из них с нарушениями 6 тысяч, результативность проверок составила 23,5%.

По камеральным проверкам сумма отказанного к возмещению НДС составила 17,8 млрд руб., или 100,4% общей суммы отказанного к возмещению НДС, по выездным проверкам – 0,6 млрд руб., или 56,5%.

Сумма НДС, признанная к возмещению вышестоящими и судебными органами после того, как налоговыми органами в соответствии с принятыми ими решениями заявленные к возмещению суммы НДС были признаны необоснованными, снизилась более чем в 2 раза и составила 9,3 млрд руб.

Проведенный анализ показал, что по итогам 2011 г. налоговые органы города Москвы не обеспечили повышения эффективности контрольной работы. Налоговые органы обязаны осуществлять на постоянной основе мероприятия по дальнейшему совершенствованию форм и методов контроля за правильностью исчисления налоговых платежей и своевременностью их поступления в соответствующие бюджеты.

Необходимо усиливать контрольную работу налоговых органов, так как в ее организации и проведении имеются недостатки и нарушения.

Налоговыми органами г. Москвы не полностью мобилизованы имеющиеся резервы и возможности для повышения эффективности контрольной работы. Значит, необходимо совершенствовать механизм налогового контроля, разработать новые научно-методологические подходы к процессу налогового контроля.

Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям/Под ред. Г. Ю. Касьяновой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: АБАК, 2011. – 784 с.
2. Качур О. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009.
3. r77.nalog.ru «Сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности».

Также по этой теме: