Ликвидация ТСЖ

23.01.2014

Ликвидация ТСЖ

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2011

Чашин А. Н.,
эксперт журнала

Если созданное ТСЖ не оправдало возложенных на него жильцами многоквартирного дома надежд, его можно ликвидировать. Ликвидация предполагает последовательное прохождение следующей процедуры.

Уведомление о внеочередном общем собрании
Принятие решения о ликвидации ТСЖ относится к исключительной компетенции общего собрания его членов. Для принятия решения необходимо созвать внеочередное общее собрание. Созыв собрания начинается с направления каждому из членов ТСЖ уведомления.

Порядок создания
Автономная некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в порядке, установленном гл. 3 Закона о некоммерческих организациях.

Она имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Такая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Автономная некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами; вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом); имеет печать с полным наименованием на русском языке; может пользоваться штампами и бланками со своим наименованием, а также зарегистрировать в установленном порядке эмблему (ст. 3 Закона о некоммерческих организациях).

Проведение общего собрания
Перед открытием общего собрания участников ТСЖ проводится регистрация прибывших.



Уведомление налогового органа о принятии решения о ликвидации
Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Уведомление оформляется по форме Р15001 (см. приложение 1).

После этого согласно ч. 2 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ регистрирующий орган (налоговая инспекция) вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (ТСЖ) находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо или государственная регистрация  юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Уведомление налогового органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора)
Согласно ч. 3 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган (налоговую инспекцию) о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии оформляется по форме Р15002 (см. приложение 2).

Объявление о ликвидации
Согласно п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. № САЭ-3–09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Для оформления публикации необходимо скачать программу «электронная заявка» на сайте журнала www.vestnik-gosreg.ru.

С даты публикации объявления о ликвидации ТСЖ следует ждать не менее двух месяцев. Этот срок дается для того, чтобы кредиторы могли предъявить свои претензии к имуществу ликвидируемого товарищества.

Составление промежуточного ликвидационного баланса
Согласно п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Понятия промежуточного ликвидационного баланса действующее законодательство не содержит, равно как и хотя бы каких-либо малейших ориентиров того, как этот документ должен выглядеть. Поэтому практика идет по наипростейшему пути. Фактически промежуточный ликвидационный баланс – это обыкновенный бухгалтерский баланс, к названию которого добавлены слова «промежуточный ликвидационный».

Уведомление налогового органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган (налоговую инспекцию) о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса оформляется по форме Р15003 (см. приложение 3).

К этому заявлению необходимо приложить промежуточный ликвидационный баланс.

Расчеты с кредиторами
Согласно п. 3 ст. 63 Гражданского кодекса РФ если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Такой порядок установлен гл. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 21 апреля 2011 г.).

Согласно п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно ст. 64 Гражданского кодекса РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
-  в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
-  во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
-  в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
-  в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Составление ликвидационного баланса
Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Как и в случае с промежуточным ликвидационным балансом, ликвидационный баланс – это обычный бухгалтерский баланс, к названию которого добавлено слово «ликвидационный».

Территориальный орган Пенсионного фонда
Согласно п. «г» ч. 1 ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2010 г.) и в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ (в ред. от 11 июля 2011 г.).

В статьях законов, на которые делается ссылка в п. «г» ч. 1 ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ, предусматривается раскрытие следующей информации о застрахованных лицах в целях пенсионного страхования:
-  страховой номер;
-  фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;
-  дата рождения;
-  место рождения;
-  пол;
-  адрес постоянного места жительства;
-  серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа;
-  гражданство;
-  страховой номер индивидуального лицевого счета;
-  дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дата заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
-  дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дата прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
-  периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
-  сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
-  сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
-  другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
-  суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
-  периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы;
-  сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у работодателя застрахованных лиц.

Таким образом, в территориальный орган ПФ РФ необходимо подать документы по формам отчетности, установленным постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению» (в ред. от 24 марта 2011 г.).

Госпошлина
Для окончательного формирования комплекта документов осталось только оплатить гос пошлину за регистрацию ликвидации ТСЖ. Размер госпошлины составляет 800 руб. Реквизиты для оплаты госпошлины можно узнать в налоговом органе по месту регистрации ТСЖ или на официальном сайте этого органа. Госпошлина за регистрацию ликвидации юридического лица оплачивается через банк.

Налоговая инспекция
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
-  подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р16001 (см. приложение 4);
-  ликвидационный баланс;
-  документ об уплате государственной пошлины;
-  документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Также по этой теме: