Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Юридический практикум    Религиозные организации – правовые основы

Религиозные организации – правовые основы

30.05.2014

Религиозные организации – правовые основы

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2011

Колбасов В.,
Юрист

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулируется  Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести). Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями рассмотрим в данной статье.

Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и  религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И. В. Артемова и Д. А. Савина»).

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов  государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений  и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями.

Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации,  содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций; религиозные объединения, в свою очередь, не могут вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной частью государственных органов и учреждений, в том числе таких, как государственные школы, университеты, больницы, дошкольные учреждения.

Светскому характеру государства не противоречит факт его взаимодействия с религиозными организациями.

Кроме того, государство издает законы, обеспечивающие воплощение в жизнь свободы  вероисповеданий, и устанавливает ответственность за ее нарушение, оскорбление религиозных чувств граждан и таким образом гарантирует реализацию этих принципов.

Для учета интересов религиозных объединений по распоряжению Президента Российской  Федерации было разработано Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, утвержденное Распоряжением  Президента Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 357-рп.

В соответствии с данным Положением Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (далее – Совет) является консультативным органом,  осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

Основными функциями Совета являются:
- обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными  объединениями;
- содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания,  терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

В соответствии с возложенными на него функциями Совет решает следующие задачи:
- представляет Президенту Российской Федерации аналитические материалы и доклады,  рекомендации по вопросам политики Президента Российской Федерации в области  взаимоотношений государства и религиозных объединений;
- обсуждает проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающие взаимоотношения  государства и религиозных объединений, и готовит соответствующие предложения Президенту Российской Федерации;
- изучает проблемы, связанные с поддержанием межконфессионального диалога, достижением взаимной терпимости и уважения в отношениях между представителями различных  вероисповеданий;
- анализирует зарубежное законодательство и практику взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, поддерживает контакты с соответствующими структурами иностранных государств;
- публикует справочные и информационно-аналитические материалы по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Для осуществления своих функций Совет имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и организаций и их должностных лиц необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
- пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
- обращаться за получением информации к общественным и религиозным организациям;
- использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
- привлекать в установленном порядке к работе научные учреждения, отдельных ученых и специалистов, в том числе на договорных началах.

Совет вправе приглашать на свои заседания представителей религиозных объединений,  не входящих в его состав, а также представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, научных учреждений и организаций.

Совет взаимодействует с Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Комиссией по вопросам религиозных объединений при  Правительстве Российской Федерации.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;
- выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
- не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Запрещается создание религиозных объединений:
- в органах государственной власти;
- других государственных органах;
- государственных учреждениях;
- органах местного самоуправления;
- воинских частях;
- государственных и муниципальных организациях.

Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой в Законе о свободе совести признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих  последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской  Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (постановление ФАС Центрального округа от 16 апреля 2009 г. по делу № А36-3145/2008).

Правоспособность религиозной организации как юридического лица возникает в момент ее создания и прекращается в момент внесения записи о ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Право религиозной организации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Религиозная организация является организацией некоммерческой, то есть не имеющей извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющей полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.

Религиозная организация как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным  законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр  юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
1) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской  Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
3) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства  Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
4) в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
5) учредитель (учредители) неправомочен.

В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа.

Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой  регистрации могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести учредителями религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации (также смотрите письмо Минюста Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. «О применении законодательства о религиозных объединениях»).

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности  подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее  существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

В ст. 10 Закона о свободе совести определено, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

В уставе религиозной организации указываются, в частности:
- наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и, в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации, ее наименование;
- цели, задачи и основные формы деятельности;
- порядок создания и прекращения деятельности;
- структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
- источники образования денежных средств и иного имущества организации;
- порядок внесения изменений и дополнений в устав;
- порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
- другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных  организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.

Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

Религиозные организации имеют право:
1) основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного  почитания (паломничества);
2) проводить богослужения, совершать другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях;
3) проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии  осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.  (По вопросу, касающемуся проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, см.: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».);
4) производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций,  издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации;
5) осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;
6) создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации (постановление ФАС Московского округа от 2 июня 2006 г. № КА-А40/4810-06).

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
7) религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала (постановление ФАС Московского округа от 6 июля 2006 г. № КА-А40/5972-06).

Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения,  регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Что касается учреждений профессионального религиозного образования, то согласно п. 6 ст. 8 Закона о свободе совести они создаются централизованными религиозными организациями (см.: письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. «О применении  законодательства о религиозных объединениях»).

Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности;
8) религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о свободе совести религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными, не противоречащими закону способами.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 января 2004 г. по делу № Ф08-5117/2003).

Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Главным является признак безвозмездности, который отличает этот способ приобретения права собственности религиозными организациями от участия их в приватизации государственного и муниципального имущества. Безвозмездность обусловлена необходимостью восстановления исторической справедливости в отношении национализированного и изъятого имущества религиозных организаций советской властью, изменившейся государственной политикой в сфере конфессиональных отношений.

Согласно ст. 23 Закона о свободе совести религиозные организации вправе осуществлять  предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Статьей 117 ГК РФ установлено, что религиозные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.

Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде трудовым договором (контрактом) между религиозной организацией (работодателем) и работником.

На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде.

Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному  обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:
- по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
- по решению суда, в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, Закона о свободе совести и иных федеральных законов, либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);
- по решению суда, в случае неоднократного непредставления в регистрационные органы в установленные сроки сведений об изменениях в учредительных документах.

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:
- нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
- действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
- принуждение к разрушению семьи;
- посягательство на личность, права и свободы граждан;
- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и  психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
- склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
- воспрепятствование получению обязательного образования;
- принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
- воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
- побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Отсутствие ссылки на перечисленные выше основания ликвидации религиозной организации влечет отказ в удовлетворении заявления о ликвидации религиозной организации.

Так, Верховным Судом Российской Федерации в подтверждение правомерности отказа судом в таком заявлении было указано, что суд в решении правильно отметил, что в заявлении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу не указаны предусмотренные п. 2 ст. 14 Закона о свободе совести основания для ликвидации религиозной организации. Не были представлены заявителем и доказательства того, что ответчик неоднократно или грубо нарушал нормы Конституции Российской Федерации, Закона о свободе совести и иных федеральных законов либо систематически осуществлял деятельность, противоречащую целям создания религиозной организации (уставным целям), и решение суда о признании недействительной регистрации организации «Религиозное объединение мусульман Камчатской области», которое могло быть положено в основу ликвидации указанного религиозного объединения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 60-Г04-3).

В соответствии со ст. 26 Закона о свободе совести нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 148 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Установленная ст. 148 УК РФ ответственность не связывается со способом действия, которое может выражаться в незаконном запрещении деятельности религиозной организации или  проведения религиозных обрядов, осуществляться путем физического воздействия, незаконного закрытия, разрушения, повреждения культовых зданий.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие свободу совести и вероисповеданий, что гарантирует реализацию положений ст. 28 Конституции Российской Федерации.

Под незаконным воспрепятствованием нужно понимать, к примеру, незаконное закрытие любого культового здания либо сооружения (церкви, синагоги, мечети, молельного дома и другие), мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Это может быть также и срыв регулярной церковной службы, запрещение проведения  религиозного обряда, а также физическое воспрепятствование его проведению или незаконный отказ в регистрации религиозных организаций.

Преступление будет считаться оконченным с момента совершения деяния, незаконно  препятствующего осуществлению права гражданина на свободу совести и вероисповедания.

Уголовная ответственность за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением предусмотрена специально ст. 239 УК РФ, а потому воспрепятствование отправлению изуверских обрядов, осуществляемых запрещенными религиозными актами, не образует состава рассматриваемого преступления.

Также отмечаем, что ст. 136 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Административная ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях установлена ст. 5.26 КОАП РФ.

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, влечет наложение административного штрафа на граждан в  размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до восьмисот рублей.

Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Также по этой теме: