Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Юридический практикум    Особенности проведения территориальными органами Минюста России внеплановых проверок некоммерческих организаций

Особенности проведения территориальными органами Минюста России внеплановых проверок некоммерческих организаций

29.01.2016

Особенности проведения территориальными органами Минюста России внеплановых проверок некоммерческих организаций

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2012

Байдиева Ю. В.,
главный специалист-эксперт
 отдела по делам НКО
ГУ Минюста России
 по Свердловской области

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.07.2008 № 1079 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

Указанные функции осуществляются Минюстом России и его территориальными органами в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) и  Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент).

В соответствии с действующим законодательством проверки некоммерческих организаций могут быть плановыми и внеплановыми. Плановой является проверка, включенная в ежегодный план. Проверка, не включенная в ежегодный план, является внеплановой.

В течение 2011 г. в Закон № 7-ФЗ дважды вносились изменения, касающиеся оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций.

Так, с 1 августа 2011 г. основаниями для проведения внеплановых проверок Минюстом России (территориальными органами) некоммерческих организаций являлись:
1) истечение срока исполнения некоммерческой организацией выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации и несоответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами;
2) поступление в уполномоченный орган:
-  обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц уполномоченного  органа), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах,  свидетельствующих о признаках экстремизма в деятельности некоммерческих организаций;
-  представления избирательной комиссии о проведении проверки некоммерческой организации в соответствии с п. 13 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее – Закон № 67-ФЗ);
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

После того, как 28 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 16.11.2011 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 317-ФЗ), единственным основанием проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является поступление представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» и п. 13 ст. 59 Закона № 67-ФЗ.

Внеплановая проверка по основаниям, указанным в п. 4.2 ст. 32 Закона № 7-ФЗ (поступление представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с п. 4 ст. 35 Закона № 95-ФЗ и п. 13 ст. 59 Закона № 67-ФЗ), может быть проведена уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в виде выездной проверки.

Согласно п. 4.4. ст. 32 Закона № 7-ФЗ предварительное уведомление некоммерческой организации о проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в п. 4.2 настоящей статьи, не допускается.

Распоряжение о проведении внеплановой проверки некоммерческой организации должно быть издано не менее чем за 24 часа до даты начала проверки.

Некоммерческая организация уведомляется территориальным органом Минюста России о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Целью проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является проверка сведений, указанных в  представлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Задачами внеплановых проверок являются установление законности перечисления пожертвований в избирательные фонды политических партий и их региональных отделений.

Предметом проверки является соблюдение некоммерческими организациями ограничений на осуществление пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям.

Выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами Минюста России и его территориальных органов служебного удостоверения, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица некоммерческой организации, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя Минюста России или его территориальных органов о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель некоммерческой организации обязаны предоставить должностным лицам Минюста России и его территориальных органов, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые некоммерческой организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом № 294-ФЗ;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специалисты Минюста России или его территориальных органов перед началом проведения выездной проверки обязаны по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации ознакомить их с положениями административного регламента.

Административным регламентом установлен порядок проведения выездных проверок  некоммерческих организаций территориальными органами Минюста России, в соответствии с которым специалист, проводящий проверку, вручает руководителю некоммерческой организации (иному уполномоченному им лицу) под роспись заверенную печатью копию распоряжения о проведении проверки, определяет совместно с руководителем некоммерческой организации лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки, временной режим проверки. В ходе проведения проверки специалист, осуществляющий проверку, запрашивает и получает в рамках предмета проверки необходимые документы (информацию), требует письменные пояснения от представителей некоммерческой организации по вопросам, возникающим в ходе проверки; проводит рабочие встречи и совещания с руководителем некоммерческой организации для обсуждения предварительных результатов проверки, требующих получения дополнительных пояснений, и устранения возможных разногласий по существу выявленных нарушений в  деятельности некоммерческой организации. В ходе проведения внеплановой проверки  специалисты пользуются собственными техническими средствами.

Предоставляемые или изготовленные копии документов должны быть заверены подписями  руководителя (уполномоченного представителя) и оттиском печати некоммерческой организации. В случае отсутствия запрашиваемых документов руководитель (уполномоченное лицо) некоммерческой организации обязан предоставить письменное объяснение причин непредставления документов. В случае непредставления запрашиваемых документов должностным лицом территориального органа может быть составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проведенной проверки Минюст России или его территориальные органы составляют акт проверки. Основанием составления акта проверки является ее завершение в установленный срок. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. К экземпляру акта проверки, направляемому (вручаемому) некоммерческой организации, прилагаются копии документов, полученных от органов государственной власти, иных организаций, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения (за исключением документов ограниченного распространения). Один экземпляр акта вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации под расписку.

По окончании проверки должностные лица Минюста России или его территориальных органов обязаны осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок, обязанность ведения которого предусмотрена п. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ.

Вместе с тем в Закон № 7-ФЗ Федеральным законом от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» внесены изменения, вступающие в законную силу 21 ноября 2012 г.

Внесенные изменения касаются внеплановых проверок некоммерческих организаций,  выполняющих функции иностранного агента, основаниями для указанных проверок будут являться:
1) истечение содержащегося в предупреждении уполномоченного органа, ранее вынесенном некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, срока устранения нарушения;
2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о наличии в  деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, признаков экстремизма;
3) поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно статистике в 2010 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской  Федерации по Свердловской области (далее – Главное управление) было проведено 30 внеплановых проверок, в том числе: 13 – в рамках исполнения предписаний (предупреждений,  представлений) по результатам проведенной ранее проверки, 14 – по запросам иных  государственных органов (ГУВД, УФНС и др.), 3 проверки проведено совместно с органами прокуратуры.

В 2011 г. Главным управлением было проведено также 30 внеплановых проверок, в том числе 3 выездных проверки (по представлению избирательной комиссии Свердловской области и согласованию с прокуратурой Свердловской области). Из проведенных внеплановых проверок 20 было проведено в рамках исполнения предписаний (предупреждений, представлений) по результатам ранее проведенных проверок, 3 – по поручению прокуратуры Свердловской области, 7 – по иным основаниям, установленным законодательством.

В 2012 г. Главным управлением внеплановые проверки не проводились.

Таким образом, статистические данные указывают на то, что в связи с облегчением  государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций путем сокращения оснований для проведения внеплановых проверок для некоммерческих организаций был создан более мягкий климат для осуществления ими своей деятельности.

Однако хотелось бы отметить, что после вступления 21 ноября 2012 г. в силу изменений в Закон № 7-ФЗ контроль за деятельностью некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента, будет носить более жесткий характер, что приведет к увеличению числа проводимых территориальными органами Минюста России внеплановых проверок.

Также по этой теме: