Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Юридический практикум    Национально-культурные автономии: создание, государственная регистрация, правовая основа деятельности

Национально-культурные автономии: создание, государственная регистрация, правовая основа деятельности

23.09.2016

Национально-культурные автономии: создание, государственная регистрация, правовая основа деятельности

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №2 год - 2013

Романова Т. О. ,
ведущий специалист-эксперт отдела
по делам некоммерческих организаций
Главного управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Свердловской области

Как известно, в современном мире нет одноэтнических государств. Напротив, во всех странах живут люди разных национальностей. Они нередко расселены по территории страны, часто не имеют устойчивых связей, не осознают себя как определенный этнический коллектив. Когда этнос разрознен, не составляет компактной группы, создание территориальной автономии невозможно, да и в самих территориальных автономиях тоже живут представители разных этносов.

В этих условиях на первый план сама жизнь выдвигает проблемы национально-культурной автономии, которая обеспечивает развитие разрозненно живущих этносов. Национально-культурная автономия – это организационная форма этнического самосознания в особых условиях расселения этноса.

Правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации зарождались в международно-правовых актах, касающихся прав человека. Рассмотрим, каким образом национальные проблемы нашли свое отражение в различных источниках права.

Всеобщая декларация прав человека (1948) и явившаяся естественным ее продолжением  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) затрагивают вопросы защиты прав национальных меньшинств лишь косвенно. В частности, в них устанавливаются общие стандарты осуществления странами политики в области прав человека, в том числе и в сфере национальных отношений. Прямых регламентирующих норм, касающихся данной сферы, в рассматриваемых актах не было. Однако в них закреплялась неотъемлемость этих прав независимо от расы, национальности, вероисповедания. Данные нормы создали в международном праве тот фундамент, на котором сформировались более конкретизированные положения, направленные на защиту национальных меньшинств.

Для Российской Федерации интерес представляет Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Конвенция закрепляет признание и  гарантирование лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, права и свободы в соответствии с международными стандартами в области прав человека, а также обязанность принять меры для недопущения дискриминации граждан по признаку их принадлежности к национальному меньшинству.

Положения, связанные с регулированием межнациональных отношений, содержатся в Конституции Российской Федерации. Этнический фактор обусловливает многие положения Основного закона. Уже в преамбуле содержится исходная формулировка о многонациональном народе Российской Федерации.

Очень важны конституционные положения, обеспечивающие одинаковый правовой статус представителей различных этнических групп, населяющих территорию страны (ч. 2 ст. 19), а также нормы, препятствующие разжиганию этнических конфликтов (ч. 2 ст. 29).

Кроме того, в Конституции содержится положение о том, что каждый вправе самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26), а также декларировано право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Помимо этого, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными нормами и принципами  международного права (ст. 69). Положения Конституции Российской Федерации получили дальнейшее развитие в законодательных актах: Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее – ФЗ «О национально-культурной автономии»); Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Согласно ст. 1 ФЗ «О национально-культурной автономии» под национально-культурной автономией в Российской Федерации понимается форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения.

Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Создание национально-культурной автономии осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О национально-культурной автономии», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ «Об общественных объединениях») и иными федеральными законами.

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.

Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Местная национально-культурная автономия учреждается на собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленных ФЗ «Об общественных объединениях» особенностей, затрагивающих порядок регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации)  общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти,  уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется  уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» органом, принимающим решение о государственной регистрации общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, является Минюст России, его территориальные органы.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается Минюстом России.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом Минюста России по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом Минюста России в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента от 13.10.2004 № 1313 на Минюст России  возложена обязанность по ведению реестра национально-культурных автономий, который  является открытым для всеобщего ознакомления и размещен на сайте Минюста России: miniust.ru

Рассматривая порядок регистрации национально-культурных автономий, следует обратиться к ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку согласно ст. 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с  законодательством Российской Федерации, а именно в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях». Статья 21 данного закона определяет перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации общественного объединения. Эти документы необходимо представить в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с действующим законодательством, орган юстиции, регистрирующий  общественные объединения, в том числе и национально-культурные автономии, в месячный срок обязан рассмотреть заявление и принять решение: зарегистрировать общественное объединение и выдать свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной  регистрации общественного объединения и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что в случае отказа в государственной регистрации национально-культурной автономии заявителям должно быть сообщено об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации национально-культурной автономии, а также уклонение от ее осуществления могут быть обжалованы в суд. Это право прямо предоставлено Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Следует отметить, что Федеральным законом «О национально-культурной автономии» установлено, что помимо документов, перечисленных в статье 21 ФЗ «Об общественных объединениях», для государственной регистрации национально-культурных автономий должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации регистрирующий орган (ФНС России, ее территориальные органы) в соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.

Документом, удостоверяющим государственную регистрацию национально-культурной  автономии и внесение сведений о регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц, является свидетельство о государственной регистрации.

В настоящее время выявилась тенденция увеличения числа этнических общностей граждан, желающих приобрести статус национально-культурной автономии. Количество  зарегистрированных органами юстиции национально-культурных автономий различных уровней свидетельствует об огромном значении этой формы национально-культурного самоопределения граждан Российской Федерации. Так, по состоянию на 1 декабря 2012 г. в реестре национально-культурных автономий содержатся сведения в отношении 979 национально-культурных автономий, в том числе в отношении федеральных – 16, региональных – 243, местных – 720.

Также по этой теме: