Главная    Интернет-библиотека    Право    Актуальное законодательство    Новое в правовой основе организации и деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Новое в правовой основе организации и деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

24.07.2015

Новое в правовой основе организации и деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №6 год - 2012

Рыжаков А.П.,
заслуженный работник высшей школы РФ,
профессор ТФ МЮИ

Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи стали самостоятельными органами судейского сообщества в Российской Федерации (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). Состав членов данных экзаменационных комиссий, порядок их избрания и замены выбывших в период между съездами (конференциями) судей, организация и порядок работы строго определены Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Расширены цели, стоящие перед экзаменационными комиссиями по приему квалификационного экзамена на должность судьи (п. 2.1 ст. 5 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»). Освобождены от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи заслуженные юристы Российской Федерации, имеющие ученую степень доктора юридических наук либо кандидата юридических наук (п. 5 и подп. 6 п. 6 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). И это еще не все изменения, внесенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи» в организацию и деятельность экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Однако обо всем по порядку.

Существенным изменениям и дополнениям Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 388-ФЗ подверг прежде всего Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

В частности, п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» дополнен двумя новыми видами органов судейского сообщества: Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Одновременно существенно упрочен статус экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Они стали самостоятельными органами судейского сообщества в Российской Федерации. Напомним, ранее экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи создавались и действовали при соответствующих квалификационных коллегиях судей.

Новые (взамен выбывших) члены экзаменационных комиссий в настоящее время избираются, а не утверждаются. Причем в период между съездами (конференциями) избрание членов экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи вместо выбывших осуществляется не квалификационной коллегией судей, а соответствующим советом судей (подп. 3.1 п. 1, подп. 4 п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

Состав членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи строго определен новой статьей закона – ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Согласно этой же норме права состав членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи определяется конференциями судей в соответствии с регламентами данных конференций с учетом необходимости представительства в этих комиссиях судей соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, и представителей общероссийских общественных объединений юристов.

Ранее же количественный состав экзаменационной комиссии устанавливался соответствующей квалификационной коллегией судей в пределах норм численности, установленных п. 2.3 Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

В настоящее время, так же как обычно было до этого, экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются из числа судей, иных правоведов, а равно преподавателей юридических дисциплин.

Причем количество судей по должности в составе экзаменационной комиссии должно составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии. В чем же отличие?

В п. 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» законодатель более четко определил состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи в сравнении с теми положениями, которые были закреплены в Положении об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи (п. 2.2 и 2.3). Три четверти этого состава должны состоять не просто из наиболее опытных (требование об избрании в состав рассматриваемых комиссий наиболее опытных судей, думается, действует и в настоящее время) судей по должности. Это должны быть как судьи судов общей юрисдикции, так и судьи арбитражных судов. Причем среди членов экзаменационной комиссии число судей судов общей юрисдикции должно быть равно количеству судей арбитражных судов, если, конечно, на территории субъекта Российской Федерации  достаточно судей арбитражных судов.

Иначе в силу вступает правило, закрепленное в п. 2 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», – представительство судей различных судов в составе экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи определяется регламентом данной экзаменационной комиссии.

В ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» более четко определен также состав одной четверти «правоведов» и «преподавателей юридических дисциплин», которые могут стать членами экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Таковыми могут быть только:
– преподаватели юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющие ученую степень по юридической специальности;
– научные работники, имеющие ученую степень по юридической специальности;
– представители общероссийских общественных объединений юристов.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующие моменты. Не могут быть членами рассматриваемых комиссий иные правоведы, к примеру, юрисконсульты, адвокаты и т. п., не подпадающие ни под одну из указанных групп юристов.

Преподавателями юридических дисциплин образовательных учреждений высшего  профессионального образования, научными работниками могут быть только лица, состоящие на соответствующей должности по основному месту работы либо по совместительству.

Под представителями общероссийских общественных объединений юристов подразумеваются представители прежде всего общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Хотя это могут быть члены и других общероссийских общественных объединений юристов. Но обязательно общероссийских, а не межрегиональных и тем более не региональных общественных объединений.

В этой связи, к примеру, межрегиональная общественная правозащитная благотворительная организация «Комитет за гражданские права» не вправе предложить своих представителей в качестве кандидатов в члены экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

И еще одно уточнение. Не только научные работники должны иметь ученую степень кандидата юридических наук и (или) доктора юридических наук. Предложенные в качестве кандидатов в члены экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи преподаватели юридических дисциплин образовательных учреждений высшего  профессионального образования также должны иметь ученую степень по юридической специальности. Представители же общероссийских общественных объединений, чья кандидатура в члены экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи рассматривается делегатами Всероссийского съезда судей либо делегатами конференции судей субъектов Российской Федерации, вполне могут быть и неостепененными.

Количество и состав членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи строго регламентированы п. 5 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Делегаты Всероссийского съезда судей избирают ровно 21 члена Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Ими должно быть избрано:
– восемь судей по должности судов общей юрисдикции;
– восемь судей арбитражных судов по должности;
– один представитель общероссийских общественных объединений юристов;
– четыре представителя образовательного учреждения высшего профессионального образования либо научной организации (научного учреждения).

Как было отмечено выше, указанные здесь представители образовательного учреждения должны являться преподающими юридические дисциплины (юридическую дисциплину) представителями профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения высшего профессионального образования. Они также должны иметь ученую степень по юридической специальности.

Рассматриваемыми представителями могут быть не только преподаватели, но и старшие преподаватели, доценты, профессора, заведующие (начальники) кафедр и их заместители. Думается, что руководством образовательного учреждения высшего профессионального образования в качестве кандидата в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи может быть предложен и иной являющийся кандидатом юридических наук и (или) доктором юридических наук сотрудник данного образовательного учреждения, преподающий юридическую дисциплину по совместительству.

Представителями научных учреждений, которые могут стать членами Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, также вправе выступить лишь научные работники, являющиеся кандидатами (докторами) юридических наук.

Количество и состав членов экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи определяется конференцией судей данного субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом работы конференции судей. Сам же регламент согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» заранее утверждается конференцией судей субъекта Российской Федерации.

Именно поэтому число и соотношение различных видов членов экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи в разных субъектах Российской Федерации могут различаться. Однако делегаты конференции судей субъекта Российской Федерации при определении состава членов экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи должны руководствоваться законом.

В этой связи они обязаны соблюсти прежде всего требование п 1 и 2 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Не являющихся судьями по должности членов экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи не может быть более чем 25% от общего числа членов данной комиссии.

И второе. При наличии такой возможности в составе экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи должно быть равное количество судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов.

Требования к представляемым в качестве кандидатов в члены экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи преподавателям юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научным работникам и представителям общероссийских общественных объединений юристов ничем не отличаются от тех, что предусмотрены для аналогичного рода кандидатов в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Поэтому повторять их не стоит.

Члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи избираются в ходе трех собраний. Голосование делегатов во всех трех случаях происходит тайно. Соответственно оно должно быть организовано так, чтобы невозможно было установить, кто из делегатов за какую кандидатуру проголосовал.

Последовательность проведения собраний законодателем не определена. Поэтому проведение голосования можно начинать с любой группы кандидатов в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Таких групп три:
– судьи судов общей юрисдикции;
– судьи арбитражных судов;
– не являющиеся судьями кандидаты в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Все собрания проходят раздельно. Причем только на собрании, где избираются кандидаты в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи из числа преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, и представителей общероссийских общественных объединений юристов, в голосовании принимают участие все делегаты Всероссийского съезда судей.

В процессе же избрания членов Высшей экзаменационной комиссии по приему  квалификационного экзамена на должность судьи из числа судей федеральных судов общей юрисдикции принимают участие лишь делегаты от судей судов общей юрисдикции. Соответственно судей арбитражных судов избирают членами Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи делегаты от судей арбитражных судов.

В п. 8 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» закреплено правило, согласно которому в процедуре избрания судей (как из числа судей судов общей юрисдикции, так из числа судей арбитражных судов) членами Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи должно принять участие не менее половины делегатов съезда от судей соответствующих судов. То есть кворум будет иметь место, только когда в голосовании за кандидатуры членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи из числа судей судов общей юрисдикции приняло участие более половины делегатов Всероссийского съезда судей, являющихся по должности судьями судов общей юрисдикции (вне зависимости от того, в каком именно суде общей юрисдикции они работают). И соответственно решение о выборе членов  Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи из числа судей арбитражных судов правомочны принять лишь не менее половины делегатов Всероссийского съезда судей, являющихся по должности судьями арбитражных судов.

Законодатель ничего не сказал о необходимости участия определенного количества делегатов в голосовании по кандидатурам членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи из числа кандидатов, не являющихся судьями. Соответственно не только в данном голосовании принимают участие все делегаты Всероссийского съезда судей, вне зависимости от того, судьями какого суда они являются. Безразлично, сколько делегатов смогло воспользоваться своим правом на голосование. Голосование за такого рода кандидатуры в члены Высшей экзаменационной комиссии осуществляется один раз. И членами Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи становятся те из кандидатов, за которых проголосовало большее количество делегатов.

Об этом ничего не сказано в п. 8 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Между тем, применительно к выбору членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи из числа судей  законодатель определил считать избранными тех, кто получил наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании. Мы позволили данный порядок переведения являющегося судьей кандидата в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи в иное качество – наделения его  соответствующим статусом (статусом члена Высшей экзаменационной комиссии) –  распространить и на не являющихся судьями кандидатов в члены той же самой комиссии.

Кандидатов в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи должно быть не менее 42. Соответственно не менее 16 кандидатов из числа судей судов общей юрисдикции, не менее 16 кандидатов из числа судей арбитражных судов, не менее 8 кандидатов из числа представителей образовательных и научных учреждений и не менее 2 представителей общероссийских общественных объединений юристов. Представление большего количества кандидатов в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему  квалификационного экзамена на должность судьи допустимо.

Представления на кандидатуры судей судов общей юрисдикции подписывает Председатель Верховного Суда РФ. Представления на кандидатуры судей арбитражных судов – Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. И тот, и другой также вправе представить делегатам Всероссийского съезда судей кандидатуры членов Высшей экзаменационной комиссии, не являющихся судьями. Однако данные кандидатуры должны отвечать предъявляемым к такого рода кандидатам требованиям.

Делегаты конференций судей субъектов Российской Федерации избирают членов  экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации также тайным голосованием, но уже на одном собрании судей (делегатов), а не в ходе трех, как это делается в ходе Всероссийского съезда судей. В голосовании принимают участие все присутствующие делегаты конференций судей субъектов Российской Федерации.

Порядок определения избранных членов экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации аналогичен тому, что предусмотрен подп. 1 п. 8 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» для являющихся судьями кандидатов в члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании. Причем законодатель не устанавливает какого-либо требования, касающегося количества (процентного состава от общего количества) делегатов, принявших участие в голосовании. «Малое» число делегатов, принявших участие в голосовании, не может быть причиной признания итогов голосования недействительными. Данные правила действуют в случае, если конференцией судей и (или) ее регламентом не установлен иной порядок избрания членов данной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации.

Число членов экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации определяется заранее конференцией судей и (или) ее регламентом. Между тем три четверти таковых должны составлять судьи. Причем на каждую должность члена экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации представляется не менее двух кандидатов.

Предусмотренные п. 12 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» основания досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии одинаково касаются как членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, так и членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации.

Причем два основания прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии (первое и третье) одинаковы, вне зависимости от того, является ли последний судьей по должности:
– инициатива члена экзаменационной комиссии;
– отсутствие члена экзаменационной комиссии на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин.

Полномочия судьи – члена экзаменационной комиссии могут быть досрочно прекращены также «в случае совершения им дисциплинарного проступка», а не являющегося судьей члена экзаменационной комиссии – в случае совершения им преступления или административного правонарушения, установленного вступившим в законную силу актом уполномоченного органа.

Последние из перечисленных (в списках п. 12 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» они значатся вторыми) основания досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии у судей и не являющихся судьями членов экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, по сути, аналогичны.

Наименование соответствующего основания применительно к статусу судьи отличается от наименования основания досрочного прекращения полномочий не являющегося судьей члена экзаменационной комиссии в связи с тем, что судья не может продолжать работать на должности судьи, а значит, и остаться членом экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи после вступления в законную силу в отношении него  обвинительного приговора.

Преподаватель же юридической дисциплины образовательного учреждения высшего профессионального образования, научный работник, а равно представитель общероссийского общественного объединения юристов, мог бы остаться членом экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и после вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора, если бы его полномочия не подлежали досрочному прекращению в соответствии с требованиями, закрепленными в п. 12 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

А теперь несколько слов о каждом из оснований досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Первым таким основанием законодатель называет собственную инициативу члена экзаменационной комиссии.

«По инициативе члена экзаменационной комиссии» означает, что именно член экзаменационной комиссии выступил с почином досрочного прекращения собственных полномочий,  обусловленных его членством в экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Его инициатива имеет место только тогда, когда именно он первым по своей доброй воле без какого-либо к тому принуждения заявил о желании досрочного прекращения соответствующих своих полномочий.

Член экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи с просьбой о досрочном прекращении собственных полномочий может обратиться напрямую к съезду (конференции) судей, а в период между съездами (конференциями) судей – в соответствующий совет судей. Такое обращение может иметь место в любой момент, пока лицо является членом экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, то есть с момента его избрания таковым до прекращения полномочий в связи с истечением срока полномочий экзаменационной комиссии.

Следующее основание досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, которое нами будет проанализировано, – отсутствие члена экзаменационной комиссии на ее заседаниях в течение четырех месяцев без уважительных причин.

Уважительными причинами отсутствия члена экзаменационной комиссии на соответствующих заседаниях, в частности, могут быть признаны:
1) невозможность явки вследствие стихийного бедствия, катастрофы;
2) болезнь, реально лишающая члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи возможности явиться на заседание;
3) смерть близких родственников члена экзаменационной комиссии по приему  квалификационного экзамена на должность судьи в период проведения заседания комиссии;
4) болезнь члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними;
5) несвоевременное получение либо неполучение сообщения о проведении заседания экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
6) длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта;
7) иные не зависящие от члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи существенные обстоятельства, лишающие его возможности явиться на заседание данной комиссии.

Самостоятельным основанием досрочного прекращения полномочий являющегося по должности судьей члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи является совершение им дисциплинарного проступка.

Согласно же ч. 1 ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 11 Кодекса судейской этики, утвержденного VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г., дисциплинарным проступком судьи является нарушение норм Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», а также положений Кодекса судейской этики. Соответственно, к примеру, если судья принял участие в политической акции (демонстрации, шествии и т. п.), им нарушено требование ч. 5 ст. 8 Кодекса судейской этики. Это дисциплинарный проступок. Если такой судья был членом экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, его полномочия как члена этой комиссии могут быть досрочно прекращены.

Самостоятельным основанием досрочного прекращения полномочий не являющегося судьей члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи является совершение им преступления или административного правонарушения, установленного вступившим в законную силу актом уполномоченного органа. По общему правилу совершение гражданином преступления «устанавливается» вступившим в законную силу обвинительным приговором. Между тем формулировка п. 12 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» позволяет к числу вступивших в законную силу актов уполномоченного органа, которым устанавливается совершение преступления, отнести и постановления следователя (дознавателя и др.(1)), суда о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим члена экзаменационной комиссии основаниям.

В п. 12 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» говорится, что при наличии предусмотренных здесь оснований полномочия члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи «могут быть досрочно прекращены». Получается, на съезд (конференцию) судей, а в период между съездами (конференциями) судей на соответствующие советы судей законодателем не возлагается обязанности досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи даже при наличии предусмотренных в п. 12 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» оснований.

Принятие соответствующего решения – это право съезда (конференции) судей, а в период между съездами (конференциями) судей – соответствующих советов судей. Лишь одно основание досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии по приему  квалификационного экзамена на должность судьи, думается, должно порождать у съезда  (конференции) судей, а в период между съездами (конференциями) судей у соответствующих советов судей обязанность досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии.


(1) Здесь и далее термином «следователь (дознаватель и др.)», если иное специально не оговорено, подменяется целая группа субъектов уголовного процесса, состоящая из дознавателя, начальника подразделения дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, а равно руководителя следственной группы (группы дознавателей), если иное специально не оговорено.


Таким основанием является вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Не может быть (продолжать оставаться) членом экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи лицо, от имени государства провозглашенное виновным в совершении преступления.

В п. 13 ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» закреплен порядок наделения полномочиями председателя экзаменационной комиссии, его заместителей и секретаря экзаменационной комиссии.

Председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии члены экзаменационной комиссии избирают из состава членов соответствующей комиссии. Председателем экзаменационной комиссии и заместителем (заместителями) председателя экзаменационной комиссии обычно избираются судьи по должности. Причем, если председатель экзаменационной комиссии судья общей юрисдикции, хорошо было бы, чтобы его заместителем был избран судья арбитражного суда. Между тем закон не запрещает как председателем экзаменационной комиссии, так и его заместителем (заместителями) избирать любых других членов экзаменационной комиссии. Члены экзаменационной комиссии простым большинством голосов сами решают, кто именно будет председателем таковой, а кто заместителем председателя экзаменационной комиссии. Они же решают, каким образом будет проходить голосование за данные кандидатуры: тайно или открыто.

Секретарь экзаменационной комиссии не входит в число членов экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, подлежащих избранию. Соответственно он не является членом экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, статус которого описан в ст. 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Он не избирается, а назначается. И не съездом (конференцией) судей или советом судей, а руководством Судебного департамента при Верховном Суде РФ либо соответствующего территориального органа, входящего в систему органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Изменения в п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» уравняли сроки действия полномочий советов судей субъектов Российской Федерации с Советом судей РФ, а равно квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации со сроком действия полномочий Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Раньше советы судей субъектов Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации избирались на два года. Сейчас Совет судей РФ, советы судей субъектов Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, а также такие новые органы судейского сообщества, как Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации (раньше они были при соответствующих квалификационных коллегиях), избираются на четыре года. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» дополнен новой главой (гл. III.1), посвященной полномочиям экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи и порядку проведения такого экзамена.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Высшая экзаменационная комиссия принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей РФ. И соответственно экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.

На Высшую экзаменационную комиссию законодатель также возложил общее методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Методические указания Высшей экзаменационной комиссии являются обязательными как для экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, так и для самой Высшей экзаменационной комиссии. Члены Высшей экзаменационной комиссии не должны нарушать положений, закрепленных в собственных методических указаниях, соблюдение которых они требуют от членов  экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации.

Высшая экзаменационная комиссия утверждает регламенты экзаменационных комиссий.

Важное практическое значение имеет закрепленное в п. 1 ст. 26.2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» положение, согласно которому работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии.

Председатель экзаменационной комиссии:
– рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы;
– организует проверку представленных претендентом документов;
– назначает дату и время сдачи экзамена;
– подписывает удостоверение о сдаче кандидатом экзамена, протокол заседания экзаменационной комиссии и другие документы, связанные с работой комиссии;
– организует обобщение результатов работы экзаменационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности;
– реализует иные полномочия.

Исходя из смысла закрепленного в п. 1 ст. 26.2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» по поручению председателя экзаменационной комиссии часть указанных видов деятельности может осуществлять заместитель председателя  экзаменационной комиссии либо иной член данной комиссии, которому это поручено.

Согласно п. 2 ст. 26.2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» экзаменационная комиссия правомочна принимать квалификационный экзамен на должность судьи при наличии не менее половины ее состава. Причем судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на квалификационном экзамене членов комиссии. Таким образом, если на заседании экзаменационной комиссии отсутствует более чем половина ее членов либо когда среди присутствующих членов экзаменационной комиссии больше тех, кто не является судьей, заседание комиссии должно быть отложено.

Статья 26.2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» посвящена основным положениям, определяющим порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи. Все остальные моменты, касающиеся данного вида деятельности квалификационной комиссии, устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий.

Экзаменационные билеты для приема экзамена у кандидатов на должность судьи разрабатываются Высшей экзаменационной комиссией по согласованию с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда.

Они должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. Теоретические вопросы экзаменационного билета не могут быть по одной и той же отрасли права. Однако задачи и письменные задания могут быть сформулированы так, чтобы лучше раскрыть знания кандидата в определенной юридической сфере. Соответственно они вполне могут быть по той же отрасли права, что и теоретический вопрос. Причем законодатель не запретил также, чтобы два вопроса судебной практики были по одной и той же отрасли права.

Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с проставленными оценками. По общему правилу удостоверение о результатах квалификационного экзамена подписывает председатель экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Между тем исходя из закрепленного в п. 1 ст. 26.2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» данное полномочие председатель экзаменационной комиссии может делегировать одному из своих заместителей либо иному члену экзаменационной комиссии.

Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена.

Указанные три года исчисляются со дня сдачи квалификационного экзамена и в тех случаях, когда имела место задержка с выдачей кандидату удостоверения о результатах квалификационного экзамена.

Сведения о ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председателем экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии. Свое право (обязанность) подписать протокол о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена ни председатель экзаменационной комиссии, ни секретарь экзаменационной комиссии никому другому делегировать не вправе. Только ими может быть подписан данный документ.

Другое дело выписка из протокола о сдаче квалификационного экзамена кандидатом на должность судьи. Выписка и подлинник – это разные документы. Законодатель не определил в законе, кто от лица экзаменационной комиссии должен подписывать выписку из протокола о сдаче экзамена кандидатом на должность. Соответственно ее может подписать как председатель экзаменационной комиссии, так и по поручению последнего заместитель председателя экзаменационной комиссии либо иной член экзаменационной комиссии.

Иногда кандидат в судьи не сдает квалификационный экзамен. В этом случае он может обратиться в экзаменационную комиссию с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена через определенное время. Согласно п. 7 ст. 26.3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» повторное обращение в экзаменационную комиссию с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена возможно по прошествии шести месяцев после дня, в который кандидат ранее пытался сдать квалификационный экзамен.

Проведение квалификационного экзамена, с момента которого исчисляется шестимесячный срок, завершается не в день окончания приема экзаменов у всех претендентов (если квалификационные экзамены принимались несколько дней), а в день приема экзамена у конкретного кандидата в судьи.

Согласно п. 8 ст. 26.3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» отказ кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи должен быть мотивирован и оформлен в письменном виде.

Бездействие, выразившееся в неоформлении решения об отказе кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, так же как и письменное решение об отказе кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена, могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции в соответствии с подсудностью, установленной п. 1 ст. 26.4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Кандидат на должность судьи вправе обжаловать решение экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение десяти дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи вне зависимости от того, сколько времени прошло с того дня, когда кандидат пытался сдать соответствующий экзамен.

Обжаловать решение экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи в судебном порядке вправе только кандидат на должность судьи. Если соответствующее заявление в суд подано неуполномоченным на то лицом, к примеру, организацией, судья отказывает в принятии заявления на основании ст. 248 или п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Причем решения экзаменационных комиссий, касающиеся оценки знаний кандидатов на должность судьи, могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры вынесения этих решений либо по основаниям нарушения иных касающихся проведения квалификационного экзамена требований.

Кандидат на должность судьи вправе обжаловать решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также действия (бездействие) экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

Решения Высшей экзаменационной комиссии обжалуются в Верховный Суд РФ. Решения экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Дела об оспаривании решений экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.

Неопределенность в вопросе размера вознаграждения, причитающегося не являющимся судьями членам экзаменационных комиссий членам за их участие в работе данных комиссий, привела законодателя к решению о необходимости дополнения Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ст 28.1. Ранее в соответствии с правилами абз. 2 п. 6.2 Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи расчет оплаты труда иных, помимо судей, членов экзаменационной комиссии производился в соответствии с нормативными правовыми актами на основании договоров возмездного оказания услуг.

Сейчас этот институт имеет более четко выраженную и определенную правовую основу. Согласно ст. 28.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» не являющимся судьями членам экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи должны быть произведены следующие выплаты:
1) вознаграждение за участие в работе экзаменационной комиссии;
2) возмещение расходов, связанных с направлением их в служебную командировку для участия в работе экзаменационных комиссий;
3) выплаты, обусловленные имеющимися у данных членов комиссии гарантиями и   компенсациями, предоставляемыми по основному месту работы в соответствии с трудовым законодательством.

Первые две группы сумм являющимся членами экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи преподавателям юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научным работникам, имеющим ученую степень по юридической специальности и представителям общероссийских общественных объединений юристов должны быть выплачены в порядке и в размерах, устанавливаемых Правительством РФ. Между тем пока еще данный порядок и размер выплат Правительством РФ не определены.

Также по этой теме: