Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Кадры    Примирительные процедуры при коллективных трудовых спорах

Примирительные процедуры при коллективных трудовых спорах

04.10.2013

Примирительные процедуры при коллективных трудовых спорах

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2011

Чашина О. Ю.,
эксперт журнала

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Цивилизованное разрешение этого вида трудовых конфликтов регламентируется гл. 61 Трудового кодекса РФ.

Процедура разрешения коллективного трудового спора включает в себя две основных стадии:

  • примирительные процедуры;
  • забастовку (читайте в следующем номере журнала. – Примеч. ред.).

Действующее законодательство закрепляет обязательность использования примирительных процедур в процессе защиты своих прав трудовыми коллективами, поэтому игнорирование предзабастовочных мероприятий ведет к незаконности самой забастовки.

Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Приведенное определение является легальным и закреплено в ч. 2 ст. 398 ТК РФ.

Примирительные процедуры являются обязательным этапом любого коллективного трудового спора. На практике их проведение и тем более оформление вызывает значительные трудности у обеих сторон коллективных трудовых споров (трудового коллектива и работодателя). Характерно, что наибольшие организационные затруднения испытывают именно представители трудовых коллективов, которые, в отличие от работодателя, могут не иметь в своем распоряжении квалифицированных юристов. Формальные ошибки и юридические погрешности в проведении примирительных процедур часто становятся основанием для признания незаконными как достигнутых трудовыми коллективами результатов коллективных трудовых споров и переговоров, так и забастовок (1). Несмотря на это в настоящее время прикладные рекомендации для сторон коллективных трудовых споров, содержащие четкие и ясные рекомендации по процедуре проведения примирительных процедур, практически отсутствуют. Предлагаемая статья имеет целью восполнить этот недостаток.


(1) См., например: Шарков Ф. И. Как защититься от недобросовестных забастовщиков? // Трудовое  право. – 2008. – № 5.


Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов (ч. 1 ст. 401 ТК РФ):

  • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора (ч. 3 ст. 401 ТК РФ).

В п. 6 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией (утв. постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 57 (1), далее – Рекомендации об организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией) разъясняется, что моментом начала коллективного трудового спора считается:

  • на уровне организации – день письменного сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) по истечении трех рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;
  • на уровне выше организации – день письменного сообщения решения представителей работодателей (объединений работодателей) об отклонении всех или части требований профессиональных союзов (их объединений) или несообщение представителями работодателей (объединений работодателей) по истечении одного месяца со дня получения требований от профессиональных союзов (их объединений) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения.

Стороны коллективного трудового спора пользуются своими правами, предоставленными им как ч. 3 ст. 401 ТК РФ, так и иными нормами гл. 61 ТК РФ, через своих представителей. Интересы работников организации при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Представителем работодателя при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие объединения работодателей (пп. 11–14 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией).

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах (ч. 4 ст. 401 ТК РФ).

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора (ч. 5 ст. 401 ТК РФ).


(1) Бюллетень Минтруда РФ. – 2002.– № 8.


Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (ч. 1 ст. 405 ТК РФ).

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (ч. 2 ст. 405 ТК РФ).

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом (ч. 2 ст. 401 ТК РФ).

Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта РФ и т. д. (абз. 3 п. 5 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией).

До начала формирования примирительной комиссии представителям трудового коллектива необходимо обратиться к работодателю с требованиями, образующими предмет трудового спора.

Дата вручения требований работодателю (представителям работодателей) должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.

Если работодатель в установленный срок не сообщил своего решения представительному органу работников, то представителю работников следует направить руководителю организации предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.

Если работодатель отклонил требования работников, одновременно с письменным уведомлением об этом он направляет представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.

Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить им о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Если представители работодателей (объединений работодателей) в установленный срок не сообщают своего решения профессиональным союзам (их объединениям), то профессиональным союзам (их объединениям) следует направить представителям работодателей (объединений работодателей) предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны профессиональных союзов (их объединений).

Если представители работодателей (объединений работодателей) отклонили требования профессиональных союзов (их объединений), одновременно с письменным уведомлением об этом они направляют представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателей (объединений работодателей) (пп. 8–10 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией).

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 402 ТК РФ).

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников (см. приложение 11 в разделе «Деловые бумаги»). Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников (ч. 2 ст. 402 ТК РФ).

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе (ч. 3 ст. 402 ТК РФ).

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров (п. 15 Рекомендаций об  организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией).

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе (ч. 4 ст. 402 ТК РФ).

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ч. 5 ст. 402 ТК РФ).

Минимум таких условий закреплен в п. 22 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией. Это:

  • помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника);
  • информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований;
  • гарантии членам примирительной комиссии не ниже предусмотренных законодательством РФ.

Регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией. В ходе рассмотрения коллективного трудового спора стороны предоставляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора.

Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время (п. 18 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией).

В соответствии с п. 24 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией члены примирительной комиссии имеют право:

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
  • в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон;
  • предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;
  • подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом (ч. 6 ст. 402 ТК РФ).

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии (ч. 7 ст. 402 ТК РФ).

Форма протокола заседания примирительной комиссии утверждена постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 57 (см. приложение 8 в разделе «Деловые бумаги»). При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража (ч. 8 ст. 402 ТК РФ).

В п. 19 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС примирительной комиссией разъясняется, что если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон, примерная форма которого предусмотрена приложением № 2 к названным Рекомендациям (см. приложение 9 в разделе «Деловые бумаги»), в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража).

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража (ч. 1 ст. 403 ТК РФ).

Государственным органом, о котором идет речь в ч. 1 ст. 403 ТК РФ, является Федеральная служба по труду и занятости (на федеральном уровне) либо соответствующие службы, создаваемые при администрациях районов, городов.

В п. 4 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника (утв. постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 58 (1), далее – Рекомендации об организации работы по рассмотрению КТС с участием посредника) разъясняется, что главная функция посредника – оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

К личности посредника определенных требований не предъявляется. Согласно п. 6 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС с участием посредника посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы


(1) Бюллетень Минтруда РФ. – № 8. – 2002.


в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров (п. 7 Рекомендации об организации работы по рассмотрению КТС с участием посредника). В п. 8 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС с участием посредника разъясняется, что соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого предусмотрена приложением № 1 к указанным Рекомендациям (см. приложение 5 в разделе «Деловые бумаги»).

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон. Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника (ч. 2 ст. 403 ТК РФ).

Согласно п. 9 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС с участием посредника отмечается, что вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

Правовой статус посредника в коллективном трудовом споре основан на положениях ч. 3 ст. 403 ТК РФ и пп. 12, 13 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС с участием посредника. Специальный правовой статус посредника складывается из комплекса его прав и обязанностей.

Посредник имеет право:

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;
  • в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
  • подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий (ч. 4 ст. 403 ТК РФ).

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон на основании п. 10 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС с участием посредника.

Процедуре оформления письменных итогов примирительной процедуры с участием посредника посвящен п. 11 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению КТС с участием посредника. В соответствии с этим пунктом согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением № 2 к указанным Рекомендациям (см. приложение 6 в разделе «Деловые бумаги»), и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением № 3 к указанным Рекомендациям (см. приложение 7 в разделе «Деловые бумаги»), в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж (ч. 1 ст. 406 ТК РФ).

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (ч. 1 ст. 404 ТК РФ).

В п. 3 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (утв. постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 59 (1), далее – Рекомендации об организации работы в трудовом арбитраже) разъясняется, что при рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

  • уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;
  • недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней;
  • рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством РФ запрещено или ограничено проведение забастовок;
  • недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником (ч. 2 ст. 404 ТК РФ).

Государственным органом, о котором идет речь в ч. 2 ст. 404 ТК РФ, является Федеральная служба по труду и занятости. На федеральном уровне – Федеральная служба по труду и занятости (п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (в ред. от 08.08.2009) (2). На уровне муниципальных образований (городов, районов и т. п.) – это соответствующие службы, создаваемые при администрациях районов, городов.

Сведения о кандидатах в трудовые арбитры содержатся в списке, ведущемся Службой по вопросам формирования трудового арбитража.

Согласно п. 7 Рекомендаций об организации работы в трудовом арбитраже указанная служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами,


(1) Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 8.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 28.– Ст. 2901.


рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. Они должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров. Списки пересматриваются ежегодно. В них могут быть включены руководители, специалисты (экономисты, юристы и т. п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов. В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре, подлежащем рассмотрению.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров (ч. 3 ст. 404 ТК РФ).

В п. 7 Рекомендаций об организации работы в трудовом арбитраже разъясняется, что решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и Службы, примерная форма которого предусмотрена приложением № 1 к этим же Рекомендациям (см. приложение 1 в разделе «Деловые бумаги»).

Протокол подписывается представителями сторон и Службы по вопросам формирования трудового арбитража. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража. В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и Службой по вопросам формирования трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания (ч. 4 ст. 404 ТК РФ).

Согласно абз. 2 п. 11 Рекомендаций об организации работы в трудовом арбитраже в случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора (ч. 5 ст. 404 ТК РФ).

Согласно пп. 12, 13 Рекомендаций об организации работы в трудовом арбитраже процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Службой при создании трудового арбитража (см. приложение 2 в разделе «Деловые бумаги»).

Регламентом могут быть установлены:

  • продолжительность ежедневных заседаний;
  • правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств;
  • очередность объяснений лиц, представляющих стороны по существу спора;
  • возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т. д. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:
  • изучение документов и материалов, представленных сторонами;
  • заслушивание представителей сторон;
  • заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;
  • разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора. В п. 15 Рекомендаций об организации работы в трудовом арбитраже разъясняется, что для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями. Трудовые арбитры имеют право:
  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
  • заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;
  • приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;
  • требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
  • предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
  • информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме (ч. 6 ст. 404 ТК РФ).

В соответствии с п. 14 Рекомендаций об организации работы в трудовом арбитраже рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в  соответствии с действующим законодательством РФ, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам. Рекомендации трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража, примерная форма которого предусмотрена приложением № 2 к названным Рекомендациям (см. приложение 3 в разделе «Деловые бумаги»). В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

В случаях когда в соответствии с частями первой и второй ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (ч. 7 ст. 404 ТК РФ).

В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй ст. 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена (ч. 2 ст. 406 ТК РФ).

Также по этой теме: