Административная ответственность работодателя и иностранных работников за нарушение миграционного законодательства на территории РФ




Барков Э. А.,
Юрист

 

Как известно, незнание правовых обязанностей иностранными работниками и организациями, которые принимают таких граждан на работу, не освобождает нарушителей закона от ответственности и зачастую приводит к неблагоприятным последствиям. Известно, что административная ответственность – это применение мер административного наказания (штраф, административное приостановление деятельности компании, административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ) судьями и должностными лицами органов исполнительными власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов, предусмотренных административными нормами права. Согласно российскому законодательству иностранные компании и иностранные работники несут административную ответственность на территории России на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права. Необходимо понимать, что административная ответственность налагается на юридическое лицо судьей или должностным лицом в отношении каждого иностранного работника в отдельности. А значит, максимальные штрафы могут быть очень высокими. Величина штрафов регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Среди частых нарушений фигурирует нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности. Допущение иностранного работника к работе в отсутствие у работодателя разрешения на привлечение иностранных работников, если требуется в соответствии с законодательством, а также допущение иностранного работника к работе без разрешения на работу влечет наложение на работодателя штрафа от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей. В сложных ситуациях возможно административное приостановление деятельности компании до девяноста суток.

С приемом на работу, а также с увольнением иностранных работников связаны обязательные процедуры по уведомлению о том ряда органов государственной власти. При этом законом установлены конкретные временные рамки, в течение которых работодатель должен подать соответствующие уведомления в каждый из государственных органов. К примеру, работодатель обязуется подать уведомление о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина либо о расторжении трудового (гражданско-правового) договора в налоговый орган в течение 10 календарных дней. При приеме на работу и увольнении иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме, дополнительно необходимо уведомлять орган занятости населения и Федеральную Миграционную Службу (ФМС) в течение 3-х рабочих дней. Если речь идет о высококвалифицированных специалистах, работодатель обязуется ежеквартально, не позднее последнего дня месяца, который следует за отчетным кварталом, направлять в ФМС уведомление об исполнении обязательства по выплате такому сотруднику заработной платы, о предоставлении сотруднику отпуска без сохранения заработной платы на срок более одного месяца, а также о расторжении трудового (гражданско-правового) договора. Однако, как показывает судебная практика, штрафы налагаются не за превышение сроков, отведенных для указанных процедур, а за не уведомление государственных органов. Иногда работодатель сталкивается с нарушениями со стороны иностранного работника условий трудового (гражданско-правового) договора. Об этом, равно как и о досрочном расторжении договора, компания должна в обязательном порядке подать сведения в ФМС. Если же иностранец самовольно оставил место работы (или место пребывания), работодатель направляет соответствующие сведения в ФМС РФ.

По сравнению с не уведомлением государственных органов, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), равно как представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет за собой не столь суровую ответственность. В лучшем случае работодателю и работнику может быть сделано предупреждение. Но также может быть наложен административный штраф на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех до пяти тысяч рублей.

При кажущейся незначительности сумм штрафов их наложение может иметь неприятные последствия как для компании, так и для самого иностранца. Так, при неоднократных административных правонарушениях такому гражданину в дальнейшем может быть отказано в получении российской визы и разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности в РФ. Если речь идет о высококвалифицированных специалистах, их не соответствующее российскому закону поведение может бросить тень на деятельность его работодателя, которому Миграционной службой может быть отказано в дальнейшем привлечении как данного иностранного работника, так и иных высококвалифицированных специалистов в течение трех лет.

Также среди нарушений часто встречается нарушение правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ. Необходимо помнить, что, согласно Федеральному закону от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иностранные граждане при въезде в РФ вправе сами выбрать место пребывания и, соответственно, их постановки на миграционный учет по данному адресу. Местом пребывания может являться как адрес приглашающей компании, так и фактический адрес проживания. Если в течение 7-ми рабочих дней иностранец передал необходимые сведения принимающей стороне, она обязана выполнить установленные законом действия по регистрации иностранца по соответствующему месту пребывания. Неисполнение данной обязанности, а также превышение 7-ми дневного лимита времени, установленного для данной процедуры, влечет наложение административного штрафа на собственников жилого помещения в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. В свою очередь иностранному гражданину за нарушение правил въезда, режима пребывания, как и за нарушение правил осуществления трудовой деятельности, применяются санкции в виде штрафа от двух до пяти тысяч рублей, а за грубые нарушения должностным лицом государственного исполнительного органа может быть подано ходатайство в суд о применении наказания в виде административного выдворения иностранца за пределы РФ. Например, иностранный гражданин, прибывший в РФ в безвизовом режиме, может находиться на территории России с частными целями с действующей регистрацией по месту пребывания непрерывно до девяноста суток. Если в течение указанного периода данный гражданин не оформил разрешение на работу и не встал на миграционный учет по адресу работодателя, до истечения девяноста суток ему необходимо выехать из России. Превышение отведенного срока нахождения иностранца в РФ влечет за собой наложение штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей, а при значительной задержке на территории России без соответствующих оснований может повлечь применение наказания в виде административного выдворения за пределы РФ с последующими ограничениями в осуществлении трудовой деятельности на территории РФ.

Также не допускается нахождение прибывших в Россию по визе иностранных граждан после истечения срока действия визы. В противном случае к данному гражданину могут быть применены санкции, как для нарушивших правила пребывания в РФ граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме. Более того, приглашающая компания также несет ответственность за это и может подвергнуться наложению штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Подводя итог, обращаем внимание на то, что исполнительные органы государственной власти в сфере миграции ежегодно составляют план проверок компаний, приглашающих иностранцев с деловыми целями. Также осуществляются внеплановые проверки компаний, если государственным органом выявлены какие-либо административные нарушения со стороны иностранного гражданина или принимающей стороны.

Возмещение НДС при проведении экспортных операций

Механизм возмещения НДС четко прописан в статье 165 НК РФ. Для возмещения НДС налогоплательщик должен иметь на руках ряд документов, перечень которых строго прописан в вышеуказанной статье. При подтверждении права на нулевую ставку НДС, первое обстоятельство, которое придется доказывать, это сам факт перемещения товаров через границу России.

В том случае, если реализованный товар был вывезен из страны в таможенном режиме «экспорт», для обоснования применения нулевой ставки НДС, налогоплательщик будет представлять следующие документы: контракт, (или его копия); выписка из банка (или копия выписки): грузовая таможенная декларация, обязательно с отметками российского таможенного органа; копии транспортных, а также товаросопроводительных документов, которые, в свою очередь тоже должны быть заверены российскими таможенными органами и подтверждать вывоз товаров за пределы территории Российской федерации.

Зачем нужно такое обилие документов? Тем более, что собрать их весьма сложно. Такой детальный подход к вопросу возмещения НДС позволяет предупредить и свести к минимуму различного рода аферы и махинации направленные на уклонение от налогообложения. Все вышеперечисленные документы должны быть представлены одновременно, вместе с налоговой декларацией, и после этого они становятся предметом налоговой проверки, об этом говорится в тексте статьи 88 НК РФ.

Процесс возмещения НДС весьма непростой, помните, что помимо доказательства обоснованности его применения, налогоплательщик будет вынужден доказывать наличие и размер налоговых вычетов. А этот процесс также является весьма сложным и требует больших временных затрат. Право на налоговые вычеты по НДС регулируется статьей 171 НК РФ, из которой следует, что вычетам подлежат суммы, которые были уплачены на территории Российской Федерации, и целью которых была перепродажа или же использование в производственном процессе. То есть нам необходимо доказать и сам факт приобретения товаров (работ, услуг), для вышеуказанных целей, а так же сам факт уплаты НДС по соответствующим сделкам.

В завершении, для государства крайне важно правовое регулирование налогообложения экспортных операций. Если посмотреть с разных углов, то нулевая ставка по экспортным операциям помогает обеспечить справедливую конкуренцию в сфере международной торговли, а также облегчает и стимулирует экспорт товаров отечественного производства. Но, в то же время, данный закон влечет за собой возникновение всевозможных правонарушений и махинаций, осуществляемых путем выведения крупных активов из подналогообложения.

 

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста