Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    МСФО    Балансовая политика в системе международных стандартов учета

Балансовая политика в системе международных стандартов учета

22.06.2016

Балансовая политика в системе международных стандартов учета

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №15 год - 2015

С. Н. Щадилова,
консультант-аудитор

Под «балансовой политикой» в бухгалтерском учете понимается такое переоформление баланса (в рамках существующих законов и при соблюдении национальных принципов составления годового отчета), при котором бухгалтеры меняют структуру капитала и размер прибыли. Это делается для того чтобы оказать влияние на его основные показатели.

В международной практике часто есть возможность улучшить отчетность компаний путем некоторых манипуляций, но только в определенных рамках сложившейся практики или законодательства страны.

Как правило, целью балансовой политики является преднамеренное занижение размера прибылей (например, ускоренная амортизация), чтобы уменьшить бремя налогов или величину дивидендов акционерам и тем самым расширить резервный капитал. Однако нередко руководство  предприятия, наоборот, умышленно увеличивает размер прибылей в балансе, чтобы не показывать плохое финансовое состояние предприятия. Просто завысить прибыль на бумаге нельзя, поэтому обычно это достигается путем некоторых манипуляций:
– возможной ликвидации скрытых резервов;
– методом завышения оценки выпуска готовой продукции или складских запасов сырья;
– отказа от формирования необходимого резервного капитала для покрытия сомнительных долгов дебиторов и т. д.

Например, банки частенько предпочитают отражать в своем балансе высокие ликвидные средства, которые они накапливают именно на день составления баланса. Такой прием именуется  «декорацией витрин» (в английском языке это так называемый Window-dressing).

Предметом балансовой политики всегда является баланс-externus (экстернбаланс или внешний баланс), то есть баланс, составляемый специально для публикации. Это тот единственный отчетный документ, с которым могут ознакомиться акционеры, кредиторы, сотрудники предприятия, журналисты и общественность, т. е. он открыт и не является коммерческой тайной.

Внутренние балансы и отчетность по прибылям и убыткам составляются по другим критериям – это очень точные и не подлежащие внешнему оглашению документы. Они не обязательно соответствуют тому, что требуют от них налоговые законы: как правило, внутренние балансы отражают истинное финансовое положение предприятия и служат информацией для руководства при разработке будущих действий по развитию бизнеса. Их главная цель – анализ ликвидности, поскольку предприятия гибнут скорее от нехватки ликвидных (свободных) средств, чем по другим причинам. Сейчас при неустойчивом состоянии экономики во многих странах, в том числе и в России, это особенно актуально!

Вот несколько конкретных примеров того, как это может применяться на практике:
1. Основной акционер предприятия, владеющий, как правило, всей закрытой информацией «из первых рук» (из подчиненной ему бухгалтерии), в годы с высокой прибылью старается умышленно ухудшить итоги баланса, для того чтобы снизился курс акций фирмы, и он смог бы закупить на бирже больше акций, тем самым существенно увеличив свою долю в капитале предприятия. Напротив, в годы неудачной деятельности, т. е. низкой прибыли, основной акционер может требовать от руководства бухгалтерии приукрашивать баланс с тем, чтобы продавать свои акции без убытков по высокому курсу.
2. Менеджеры предприятия часто пользуются всемирно осуждаемой практикой спекулировать акциями своего же предприятия. Поскольку баланс составляется внутренним руководством и только затем утверждается наблюдательным советом, эта категория сотрудников путем преднамеренного завышения или занижения данных баланса может без особого труда влиять на динамику биржевого курса акций, принося их держателям желаемый эффект.
3. С позиции руководства предприятия не считается целесообразным в «хорошие» годы показывать всю полученную прибыль и тем самым информировать о ней акционеров и общественность. Во-первых, это даст слишком высокие показатели для сравнения с будущими годами, когда по различным причинам невозможно будет добиться столь же высоких результатов. (Как вы помните по тексту предыдущей статьи, посвященной тонкостям учетной политики, все эти годовые результаты должны сравниваться с предыдущими данными отчетности для характеристики перспектив деятельности – это принцип сопоставимости информации). Во-вторых, путем утаивания прибылей можно создать скрытые резервы, необходимые для обеспечения большей маневренности при составлении балансов в «плохие» годы – это так называемая и часто применяемая подушка безопасности.

Заметим, кстати, что репутации компаний будут находиться в меньшей опасности, если балансы из года в год равномерно отражают полученную прибыль, а не ее резкие колебания, которые приводят к мыслям о нестабильности определенной компании, а ведь именно стабильность – залог хорошей репутации на рынке акций, об этом нельзя забывать!

К балансовой политике также частенько прибегают, когда речь заходит о получении банковского кредита на более выгодных условиях или во время ведения переговоров о повышении цен, заработной платы, по мере необходимости «приукрашивая» баланс в том или ином направлении.

Меры балансовой политики подразделяются на те, которые можно принимать за день до составления баланса, и те, которые допускается принимать только после дня составления баланса.

Элементы балансовой политики за день до составления баланса:
– перемещение прибылей в другие регионы для ее сокрытия;
– блокирование (или выведение из игры) мелких акционеров;
– поддержание или повышение кредитоспособности;
– досрочное составление баланса, т. е. переход на следующий «балансовый год», например, когда в ближайшей перспективе предвидятся резкие изменения в финансовом положении предприятия (по правилам МСФО периодом отчетности не обязательно является календарный год – он выбирается в учетной политике исходя из особенностей подвижности реального состояния и выгодности компании);
– осуществление капиталовложений (и амортизации);
– отсрочка введения в эксплуатацию новых цехов или оборудования;
– продажа ненужного оборудования (реализация скрытых резервов: если балансовая стоимость ниже реализуемой продажной цены, то налицо явная выгода);
– ускорение или замедление (торможение) выписки счетов-фактур (фактурирования);
– по возможности, проведение дисконтирования векселей, инкассирование требований – это тоже виртуальная или реальная прибыль.

Особые меры, принимаемые в рамках международных концернов:
– перемещение прибыли в страны с невысоким налоговым бременем;
– перемещение ликвидных средств на те предприятия, где эти средства нужны для составления соответствующего выгодного баланса;

Для достижения перечисленных выше целей:
1) осуществляются поставки товаров и готовой продукции предприятиям внутри своего же концерна;
2) устанавливаются расчетные (условные) цены;
3) осуществляется срочная продажа патентов, лицензий и ценных бумаг;
4) включается процесс перевода ликвидных средств «на сторону»;
5) проводится передача невыгодных сделок тем предприятиям концерна, которые не должны публиковать свой годовой отчет в этом периоде;
6) приобретается ненужное оборудование или другое имущество для расширения списка имеющегося у компании капитала;
7) заключаются коммерческие и финансовые контракты или происходит отказ от существующих (даже если при этом возникают убытки в виде штрафов и неустоек);
8) разукрупняются предприятия для разделения на более или менее рентабельные – это принесет видимость успешной деятельности;
9) фирмы налаживают взаимное сотрудничество при проведении балансовой политики, т. е. учитывают взаимные возможности ее коррекции.

Элементы балансовой политики, применяемые после составления баланса:
– все виды списания и амортизации: линейные, прогрессивные, регрессивные, досрочные, готовых изделий, запасов, требований и тому подобные действия;
– повышение балансовой стоимости оборотных и основных средств различными путями  (переоценка, условная модернизация);
– всевозможные отчисления (по сомнительным требованиям, неясным обязательствам, пенсиям, выходным пособиям, непредусмотренным или аварийным ремонтным работам, внезапным капиталовложениям, невозмещенным, но уже израсходованным средствам (когда, как правило, стоимость приобретения имущества выше первоначальных цен), текущим финансовым и торговым сделкам, по всем видам налогов;
– оценка текущего имущества, прежде всего материалов, сырья, готовых изделий и  полуфабрикатов по наиболее выгодной в данной ситуации цене;
– перенос скрытых резервов на другие периоды деятельности фирмы.

При этом нельзя забывать, что методы проведения в жизнь балансовой политики во многом зависят от законодательства конкретной страны, а в системе МСФО национальные (особенно налоговые) законы приоритетны и без всякой возможной коррекции! Например, в Австрии и Швейцарии национальное законодательство предоставляет более широкие, чем в ФРГ, возможности, где действуют весьма жесткие правила защиты интересов кредиторов (к примеру, это запрет на формирование скрытых резервов – все резервы должны быть описаны и представлены в отчетности). В США описанная выше методика считается вполне приемлемой, но при проведении широкого аудита она обязательно будет отражена в отчете специалистов – аудиторов, которые поставят акцент на скрытых желаниях фирмы и таким образом в некотором смысле констатируют о ее возможном неблагополучии в будущем.

Общая схема мер в рамках ведения балансовой политики

1. Политика оценки запасов и готовой продукции (в рамках торгового и налогового права) – нужно выбрать оптимальную, т. е. что выгоднее: прибедняться или хвастаться.

2. Политика прибыли. Прибыль по торговому праву не обязательно соответствует прибыли по налоговому праву (это принцип «коммерческой осторожности» – он широко используется в ФРГ и Австрии. Сюда относятся: амортизация, приписки и т. п.).

3. Политика дивидендов. Прибыль по балансу не обязательно должна соответствовать  распределяемой прибыли ввиду того, что вполне возможно произвести:
а) перенос прибылей предыдущего года в настоящий (текущий) баланс;
б) ликвидацию ранее созданных резервов;
в) перенести убытки предыдущего года в настоящий баланс;
г) отчисления в резервный капитал, чтобы не показать реальной прибыли.

4. Политика в области расшифровки баланса и его структуры. Она заключается в  демонстрации или сокрытии ликвидности, более или менее подробной расшифровке доходов и расходов и тому подобные манипуляции – выбираются те позиции, которые в данный момент соответствуют интересам предприятия.

5. Политика по вопросу информации: предоставление или, наоборот, непредоставление дополнительной информации акционерам, журналистам, общественности и т. д. (официальные документы отчетности – баланс и отчет по прибыли – предоставляются обязательно, они являются во всех мировых системах учета официально открытыми).

6. Политика по вопросу выбора дня, на который составляется баланс.
Обычно выбирается день, в который самый высокий уровень ликвидных средств и незначительное количество непроданной готовой продукции – такой баланс предпочтительнее, т. к. выглядит успешнее).

Что же касается времени предъявления или публикации баланса, то, например, рекомендуется поспешить и успеть сделать хороший баланс перед эмиссией новых акций – тогда выгода будет налицо.

Технические приемы ведения балансовой политики в части учета прибыли заключаются в:
– перенесении прибылей на более поздний срок (досрочное занесение их в счета затрат и расходов или включение доходов в счета с задержками);
– перенесении прибылей на более ранний срок (включение затрат и расходов в счета с задержкой или досрочное занесение в счета доходов.

Как видите, хороший бухгалтер имеет возможность «выправить» отчетность в соответствии со своими целями, но при этом он должен всегда находиться в рамках законодательства, которое дает, как правило, для внешней отчетности только некоторые и часто небольшие возможности для маневра.

В российском учете с его жестким налоговым законодательством для тех же целей можно применить очень малое количество подобных ухищрений, но все-таки кое-что тоже имеется. Частью вышеизложенных методов не пренебрегают наши крупные компании – это выявляется при аудите.

Все это вы можете почувствовать и, соответственно, применять на своем опыте – если он имеется именно у вас, просим поделиться с нами. Пишите – ждем!

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы