Начисления и расчеты в товариществе собственников жилья по индивидуальным приборам учета воды




И. С. Зуйков,
к. э. н., эксперт «БГ»

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Наиболее распространенным видом измерительного прибора в помещениях (квартирах) ТСЖ является индивидуальный прибор учета (далее – ИПУ), которым согласно п. 2 Правил № 354 считается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

В данной статье мы будем исходить из того, что ИПУ воды установлены и введены в эксплуатацию согласно требованиям Правил № 354. При этом за рамки рассмотрения нами вынесен порядок измерения потребленной воды жилым помещением в коммунальной квартире, в жилом доме (части жилого дома) или домовладении. Кроме того, не будет затронут вопрос начисления платы за воду, предоставленную потребителю в жилом помещении при отсутствии индивидуального прибора учета холодной и горячей воды, поскольку, согласно п. 42 Правил № 354, размер такой платы определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Также не рассматриваются случаи несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам (регулируется п. 62 Правил № 354) и самостоятельного производства исполнителем коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения.

Согласно подп. «ж» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания ИПУ, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.), и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. В случаях и сроки, которые определены решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания ИПУ, заносить полученные показания в журнал учета показаний ИПУ и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

На наш взгляд, по данному вопросу необходимо провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (не путать с общим собранием членов ТСЖ) в порядке, предусмотренном главой 6 ЖК РФ, на котором следует, как минимум, утвердить:
– ежемесячное представление отчетности по ИПУ в заблаговременно указываемые исполнителем (ТСЖ) на доске объявлений сроки;
– форму отчетности по ИПУ.

Возможность передачи показаний ИПУ по телефону, сети Интернет и др. весьма заманчива, но практика показывает, что собственники помещений (далее – потребители воды) предпочитают составлять отчетность на бумажных носителях в 2-х экземплярах, один из которых получает исполнитель (ТСЖ), а другой, с отметкой исполнителя, остается у собственника. Такой порядок позволяет избежать ненужных споров в будущем, а также позволяет потребителю отслеживать правильность перенесения стоимости потребленной и отведенной воды, израсходованного на подогрев воды теплоносителя из формы отчетности по ИПУ в квитанцию на оплату коммунальных услуг.

Примечание
Даже если осуществляется подогрев воды, в квитанции на оплату коммунальных услуг слово «подогрев» не должно фигурировать, поскольку известен случай наложения штрафа за проставление в квитанции слова «подогрев» вместо словосочетания «горячее водоснабжение».

Прежде чем привести заполненную отчетную форму по ИПУ за октябрь 2015 г., необходимо отметить, что согласно п. 36 Правил № 354 расчет размера платы за такие коммунальные услуги, как горячее водоснабжение (далее – ГВС), холодное водоснабжение (далее – ХВС) и водоотведение (далее – ВО) производится в порядке, установленном в Приложении № 2 к этим правилам.

Расчетный период для оплаты услуг ГВС, ХВС и ВО равен календарному месяцу (п. 37 Правил № 354). Размер платы за эти услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов), с учетом надбавок в случае их установления (абз. 1 п. 38 Правил № 354).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по ГВС рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (абз. 6 п. 38 Правил № 354).

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (абз. 8 п. 38 Правил № 354).

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном ИПУ, определяется исходя из показаний такого прибора учета за месяц (пп. 37, 42 Правил № 354).

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям ИПУ холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии ИПУ – из норматива водоотведения (п. 42 Правил № 354).

Также условимся, что рассматривается закрытая система ГВС однодомного ТСЖ, установлены тарифы: ХВС – 22,11 руб., ГВС (подогрев) – 73,66 руб., водоотведение – 22,61 руб. Конструктивная особенность квартиры такова, что в ней имеются два стояка (горячей и холодной воды) на кухне и два в ванной комнате.

Примечание
При закрытой системе ГВС вода к МКД поступает холодной, а в бойлерной подогревается. Система весьма распространена, поскольку, в отличие от открытой системы ГВС, для подачи в МКД фактически подогревается питьевая вода.

Ниже приведена отчетная форма по ИПУ, представляемая такой квартирой.

По заполнению вышеприведенной формы необходимо дать несколько пояснений:
– данные, заполняемые потребителем воды, выделены курсивом;
– для получения количества потребленных кубических метров воды из конечных показаний вычитаются начальные;
– поскольку система ГВС закрытая, то за всю поступившую и отведенную воду (в том числе подогретую) ТСЖ расплачивается с водоснабжающей организацией по тарифам на холодную воду и водоотведение (22,11 и 22,61 руб.), а за подогрев – с теплоснабжающей организацией (73,66 руб.). Вот почему показатель холодной воды равен 16 куб. м (11 + 5), а горячей (подогретой) воды – 5 куб. м.

Примечание
В несколько упрощенном виде отличие открытой системы ГВС от закрытой наилучшим образом можно продемонстрировать с использованием вышеприведенного примера. Оно заключается в тарифе ГВС. Если бы в примере рассматривалась открытая система ГВС, то тариф был бы не 73,66 руб., а 95,77 руб. (22,11 + 73,66), и подсчет производился быследующим образом:

11 куб. м × 22,11 руб. + 5 куб. м × 95,77 руб. + 16 куб. м × 22,61 руб. = 243,21 + 478,85 + 361,76 = 1083,82 руб.

Как можно увидеть, в МКД подано и отведено 16 куб. м воды вообще, при этом  водоснабжающей организации будет уплачено за 11 куб. м поставленной воды и за 16 куб. м отведенной, а теплоснабжающей – за 5 куб. м уже не подогретой, а горячей воды.

Теперь допустим, что потребитель воды по каким-либо причинам производит замену ИПУ. В этом случае, согласно п. 81 (13) Правил № 354 исполнитель (ТСЖ) извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. Что касается отчетности потребителя воды, то в ближайший для представления отчетности срок он представляет два отчета, по «старому» (снятому) ИПУ и по «новому» (установленному) ИПУ.

Нами уже упоминалось, что исполнитель обязан проводить проверки состояния указанных  приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. В этой связи отметим, что в силу подп. «г» п. 32 Правил № 354 исполнитель (ТСЖ) вправе осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях ИПУ, установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти ИПУ, а также проверку состояния указанных ИПУ. А вот согласно подп. «б» п. 82 этих же правил исполнитель (ТСЖ) уже обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ИПУ. Порядок осуществления данной проверки изложен в п. 84 Правил № 354. Думается, что этот порядок с полным соблюдением процедуры следует применять к тем собственникам, которые не допускают обследовать их ИПУ добровольно или после допуска не соглашаются с выявленной разницей в показаниях ИПУ. Поэтому для фиксации показаний при посещении квартир можно использовать ведомость, образец которой приведен ниже. Разумеется, данная ведомость подойдет не всем многоквартирным домам, поэтому ее можно изменить с учетом конструктивных особенностей организации водоснабжения в конкретном многоквартирном доме.

Примечание
В случае отсутствия жильцов в квартире или при отказе допустить к обследованию, кроме проставления даты события, необходимо, например, отметить: «Нет дома», «Не допускает» и др. Данная ведомость позволит выявить тех собственников, которые уклоняются от проверки достоверности снятия показаний, и с ними уже необходимо будет работать в строгом соответствии с процедурой, установленной в п. 84 Правил № 354.

Теперь рассмотрим случаи, когда исполнителем не получены или не могут быть получены показания ИПУ.

Приведем пример расчета платы за воду из исчисленного среднемесячного объема потребления воды потребителем и сообщения об этом собственнику, не предоставившему расчет стоимости потребленной и отведенной воды, израсходованного на подогрев воды теплоносителя (далее – Расчет).

Допустим, что в квартире № 82 не четыре, как в примере, приведенном выше, а два водосчетчика (по числу стояков). Собственник этой квартиры, Петров Петр Петрович, расчет за октябрь 2015 г. в установленный срок не представил.

За предыдущие 6 месяцев объем потребления холодной воды по ежемесячным расчетам за период апрель–сентябрь 2015 составил 4, 6, 5, 12, 5, 5 куб. м, горячей воды – 4, 6, 4, 5, 6, 5 куб. м соответственно. Начальные показания ИПУ: холодной воды – 00272, горячей воды – 00276.

Ниже приводится примерный текст письма на имя собственника кв. 82, с которым его необходимо ознакомить под роспись либо выслать это письмо заказным порядком с уведомлением о вручении.

В несколько измененном виде письмо может составляться и применительно к другим случаям.

По истечении соответственно 2, 3 и 6 расчетных периодов плата за коммунальную услугу, предоставленную в помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством РФ Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил № 354). Проще говоря, плата рассчитывается в том же порядке, что и для квартир, не оснащенных ИПУ (водосчетчиками).

Теперь дополнительная информация, касающаяся полугодовой проверки.

При недопуске двух и более раз потребителем в занимаемое им помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ, проверки достоверности представленных сведений о показаниях ИПУ и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к ИПУ плата за коммунальные услуги также рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов (п. 60 (2) Правил № 354).

Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях ИПУ, в том числе проверки их состояния, будет установлено, что ИПУ находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого ИПУ и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные коммунальные услуги либо уведомление о размере платы, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых в ходе проверки показаний проверяемого ИПУ. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка (п. 61 Правил
№ 354).

26.10.2016

Также по этой теме: