Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Государственное управление    Развитие НДС как рычаг государственного регулирования экономики

Развитие НДС как рычаг государственного регулирования экономики

25.06.2015

Развитие НДС как рычаг государственного регулирования экономики

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2010

Кацыка А.В.,
заместитель главного
редактора журнала
«Консультант бухгалтера»

Одним из важнейших рычагов государственного регулирования экономики является управление налоговой системой. Отлаженный механизм управления способствует формированию доходной части бюджета на должном уровне.

На сегодняшний день к числу бюджетообразующих налогов относятся:
- налог на прибыль организаций. В 2008 г. его доля в консолидированном бюджете(1) составила 31,6%;
- налог на добычу полезных ископаемых – 21,5%;
- налог на доходы физических лиц – 21,0%;
- налог на добавленную стоимость – 12,6%.

Изменения законодательства, затрагивающие любой из вышеперечисленных налогов, могут оказать как положительное влияние на размер его поступления в бюджет, так и негативное. Последние несколько лет широко обсуждается, например, судьба НДС. Среди возможностей развития НДС в России озвучена и отмена НДС с одновременным введением альтернативного налога.

Ряд авторов [1] считает, что НДС стоит не реформировать, а полностью отменить, так как он препятствует развитию бизнеса. Альтернативой НДС в их представлении выступает налог с продаж (НСП) со ставкой 10% или дифференцированный по видам товаров [4].

В силу экономического содержания НДС, поступление данного налога в бюджет носит регулярный характер, так как добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения продукции (рис. 1).

В отличие от НДС налог с продаж подразумевает налогообложение только операций по реализации продукции физическим лицам (рис. 2). В связи с этим налоговые платежи поступают в доходы государства лишь на самой последней стадии движения товара.

При этом налогоплательщиками НСП будут являться организации розничной торговли, в том числе и те, которые в настоящий момент не признаются налогоплательщиками НДС, например организации, находящиеся на упрощённой системе налогообложения. Замена НДС налогом с продаж будет способствовать увеличению их налогового бремени.


(1) Российской Федерации. – Ред.


Таким образом, чем больше промежуточных этапов между производством и реализацией товара конечному потребителю, тем позже НСП поступит в бюджет.

Замена НДС налогом с продаж экономически может быть целесообразна только в случае, если сумма НДС, подлежащая к уплате в бюджет, будет меньше или равна величине подлежащего к уплате НСП, то есть если верно неравенство НДСупл ? НСП.

Подобная ситуация возможна, если сумма вычетов по НДС будет равна или превысит 8% от величины налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%.

Данное утверждение подтверждается расчётами.

Пусть НБ18 – налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%, а НБ10 – налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10%. Тогда сумма НДС,  начисленного по реализации товаров (работ, услуг) по итогам налогового периода НДС, будет выглядеть как НБ18 ? 18/100 + НБ10 ? 10/100. Формула расчёта суммы НДС к уплате будут выглядеть как НДСупл = (НБ18 ? 18/100 + НБ10 ? 10/100) – НДСвыч.

Объект налогообложения по НДС аналогичен объекту налогообложения по НСП.

Учитывая размер предлагаемой ставки налога в 10%, запишем НПС = (НБ18 + НБ10) ? 10/100. Подставляя полученные данные в неравенство, получим:
(НБ18 ? 18/100 + НБ10 ? 10/100) – НДСвыч ? (НБ18+ НБ10) ? 10/100;
НБ18 ? 18/100 + НБ10 ? 10/100 – НДСвыч ? НБ18 ? 10/100 + НБ10 ? 10/100;
–НДСвыч ? НБ18 ? 10/100 + НБ10 ? 10/100 – НБ18 ? 18/100 – НБ10 ? 10/100;
–НДСвыч ? НБ18 ? 10/100 – НБ18 ? 18/100;
НДСвыч ? НБ18 ? 18/100 – НБ18 ? 10/100;
НДСвыч ? 0,18НБ18 ? (– 0,10НБ18); НДСвыч ? 0,08НБ18.

Очевидно, что замена НДС на налог с продаж будет экономически целесообразна только в том случае, если на протяжении (по моему мнению, не менее 5 лет) сумма вычетов по НДС превысит 8% от величины налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%.

В противном случае потери бюджета при замене НДС на налог с продаж окажутся невосполнимыми. Налоговое препятствие для бизнеса, на мой взгляд, кроется не в самом налоге на добавленную стоимость, а в его сложном администрировании. Более того, «…возврат к налогу с продаж – это шаг назад. НДС – более прогрессивный налог и более справедливый, потому что его платят все, а не только конечный потребитель. А налог с продаж платится только в торговле, и он перекладывается на плечи конечного потребителя. В этом случае в безусловном выигрыше оказываются производители.

Между тем замена НДС на 10% налог с продаж приведёт к значительным выпадающим доходам бюджета. От налога с продаж можно рассчитывать максимум на 200 млрд руб., в то время как сейчас доход от НДС составляет 1 трлн руб.» [3].

Применение НДС имеет ряд преимуществ по сравнению с налогом с продаж.

Во-первых, НДС является базовым источником налоговых поступлений. Данный налог обеспечивает более 1/3 доходов федерального бюджета России. Во-вторых, НДС экономически нейтрален. Данным налогом облагаются как товары, так и услуги; НДС также имеет более широкую базу налогообложения, а следовательно, не искажает потребительского выбора. НДС нейтрален по отношению к выбору между инвестированием и потреблением. В-третьих, НДС не подрывает конкурентоспособности экспортных товаров, так как не является частью экспортных издержек(1). В-четвёртых, взимание НДС с использованием счетов-фактур легче  администрируется. Система счетов-фактур для учёта НДС обеспечивает базу для контроля. В-пятых, суть НДС понятнее, так как данный налог действует на территории Российской Федерации более шестнадцати лет [2].

Учитывая, что в условиях финансового кризиса важно своевременное пополнение  государственного бюджета, проблема повышения эффективности управления налоговой системой как никогда актуальна. Поэтому нужно детально рассматривать все последствия замены одного налога другим и руководствоваться принципом рациональности.


(1) Условие верное только при нормальном функционировании системы возмещения НДС экспортёрам.


Литература
1. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д.С. Львова. – М.: Экономика, 1999.
2. Фадеев Д.Е. К вопросу о способах реформирования косвенного налогообложения // Налоговые споры: теория и практика. – 2007. – № 12.
3. Акиндинова Н., Березинская О., Осипова О. Снижение НДС до 13%: непростые последствия простых решений: [Электронная версия]. – Режим доступа: vedi.ru/industry/ind0705_r.html.
4. www.rian.ru (сайт «РИА-Новости»).

Также по этой теме: