Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Учетная политика    Учетная политика в 2013 году

Учетная политика в 2013 году

Учетная политика в 2013 году

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №17 год - 2012

Сафарова Елена,
консультант в области права,
налогообложения и управления бизнесом,
автор книг

 

Новый ФЗ от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» внес некоторые изменения в отношении правил, касающихся Учетных политик организаций. Они связаны с новым  определением этого понятия, порядком формирования Учетных политик организаций для целей бухгалтерского учета и состава Приложений к этим документам.

Бухгалтерские стандарты

Тем не менее, начать рассмотрение вопросов, связанных с Учетными политиками, следует с абсолютно нового для российского законодательства понятия, введенного ФЗ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, – бухгалтерских стандартов.

Стандарт бухгалтерского учета согласно новому ФЗ о бухгалтерском учете – документ в области регулирования бухгалтерского учета, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения такого учета.

Эти стандарты делятся на:

  • международные

В частности:

  • Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);
  • Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP);
  • Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP);
  • федеральные

Этот вид стандартов устанавливает:

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;
  • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;
  • требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;
  • План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);
  • состав, содержание и порядок формирования информации, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, образцы форм такой отчетности, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;
  • состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;
  • упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства;
  • федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности;
  • отраслевые

Эти стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности.

  • стандарты конкретного экономического субъекта
    Этот вид стандартов разрабатывается экономическим субъектом самостоятельно, с учетом международных, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета.

Бухгалтерские стандарты и учетная политика

Необходимо обратить внимание, что все перечисленные выше стандарты не должны  противоречить ФЗ № 402-ФЗ. В случае обнаружения расхождений, необходимо руководствоваться федеральным законом. Таким образом, следует предположить, что, вводя понятие бухгалтерских стандартов, законодатель хотел привести ведение бухгалтерского учета на территории РФ к единообразию и общему пониманию правил и способов применения норм действующего законодательства в области бухгалтерского учета.

Появление в законодательстве понятия бухгалтерских стандартов сыграло важную роль для изменения законодательства в сфере Учетной политики. Во многом это, конечно, связано с внедрением МСФО и попытками его сближения с российским бухгалтерским учетом. Но основным, как это можно заметить из текста нового ФЗ № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, здесь является появление федеральных стандартов. Вероятно, следует предположить, что законодатель пытается свести к минимуму понятие бухгалтерского суждения. Дело в том, что в основном налоговые споры вытекают как раз из различного понимания правил ведения бухгалтерского и налогового учета между организациями и налоговыми органами. Следовательно, если в законодательстве появятся документы, устанавливающие единые стандарты для всех, то и количество споров должно уменьшиться в разы.

Судить о том, удалась эта попытка или нет, разумеется, можно будет только после того, как названные выше стандарты – федеральные и отраслевые – будут разработаны. Вполне вероятно, что и их текст, как текст ФЗ № 129-ФЗ, который будет действовать до конца текущего года, ФЗ № 402-ФЗ, который вступит в силу с 2013 г., а также НК РФ, также будет допускать двойную трактовку.

Также существует мнение, что через некоторое время бухгалтерские стандарты полностью заменят Учетные политики организаций для целей бухгалтерского учета. И стоит отметить, что понятие «стандарт бухгалтерского учета конкретного экономического субъекта» действительно очень близко к понятию Учетной политики. А именно:

  • разрабатывается организацией самостоятельно на основании норм действующего законодательства и с учетом норм международных стандартов бухгалтерского учета;
  • содержит правила, которыми руководствуется конкретный экономический субъект при ведении бухгалтерского учета;
  • подписывается руководителем экономического субъекта;
  • при наличии у организации филиалов рекомендуется применять единый стандарт бухгалтерского учета для них и для головной организации.

Но необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ предусмотрел ст. 8, которая посвящена понятию, правилам формирования, применения и изменения Учетной политики целиком. Следовательно, полной замены в ближайшее время не предвидится.

ФЗ № 402: новое понятие Учетной политики

В ФЗ № 129-ФЗ определения понятия Учетная политика не было. Следовательно, то определение, которое дано законодателем в п. 1 ст. 8 ФЗ № 402-ФЗ, на сегодняшний день единственное. Учетная политика по правилам этой нормы закона – совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом.

Обратите внимание, что речь по-прежнему идет о способах ведения бухгалтерского учета, что предполагает, разумеется, не только выбор тех способов, которые четко прописаны в действующем законодательстве и зависят только от индивидуальных особенностей конкретного экономического субъекта, но и о двойном толковании норм закона, что предполагает возможность применения бухгалтерского суждения.

ФЗ № 402: новые правила формирования

ФЗ № 402-ФЗ в ст. 8 установил правила формирования Учетной политики организации для целей бухгалтерского учете, отличные от тех, которые предусматривал ФЗ № 129-ФЗ. Необходимость этого изменения в основном связана с появлением понятия федеральных бухгалтерских стандартов, что видно из приведенных ниже правил. А именно:

  • учетная политика формируется экономическим субъектом самостоятельно, на основании действующего законодательства РФ, а также федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Также необходимо отметить, что в случае, если конкретная ситуация, с которой столкнется организация, не предусмотрена названными стандартами, экономический субъект может обратиться к международным стандартам бухгалтерского учета;
  • при формировании учетной политики относительно конкретного объекта бухгалтерского учета способ его ведения необходимо выбирать из способов, которые допущены в федеральных стандартах. Обратите внимание на четкое указание закона: приоритетом при выборе способов ведения бухгалтерского учета являются федеральные стандарты;
  • если для конкретного объекта способ ведения бухгалтерского учета не установлен федеральными стандартами, то организация может разработать его самостоятельно, исходя из норм действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов. Также, разумеется, организация может попробовать найти необходимые правила в международных стандартах, но только в той части, в которой они не противоречат федеральным и отраслевым.

Обратите внимание на перечисленные выше правила. Они имеют большое значение для решения вопроса о возможной замене Учетных политик стандартами бухгалтерского учета, так как основным их «лозунгом» является необходимость руководствоваться или непосредственно федеральными стандартами, или принципами, в них заложенными.

Также стоит отметить, что и все остальные стандарты, за исключением международных, должны формироваться только с учетом федеральных, а международные могут действовать только в той части, которая федеральным стандартам не противоречит.

ФЗ № 402-ФЗ: Приложения к учетной политике

ФЗ № 402-ФЗ вводит новое требование для формирования приложений к Учетной политике организации. Теперь руководитель экономического субъекта должен утвердить следующий перечень приложений:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и документов внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие документы, которые необходимы конкретному экономическому субъекту для организации бухгалтерского учета.

Здесь важно отметить, что новое законодательство не предусматривает обязательного применения экономическими субъектами ряда унифицированных форм документов. В частности, это касается форм первичных учетных документов. Теперь такие формы экономические субъекты  разрабатывают самостоятельно. Между тем, для того чтобы не было нарушено документальное единообразие в целом, можно порекомендовать организациям все-таки брать за основу унифицированные формы документов, которые существовали ранее.

Также по этой теме: