Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Учетная политика    Учетная политика для малого бизнеса на 2013 год

Учетная политика для малого бизнеса на 2013 год

Учетная политика для малого бизнеса на 2013 год

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №1 год - 2013

Антонова Н. И.,
эксперт БГ

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ о бухгалтерском учете обязывает все организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вести с 2013 г. бухгалтерский учет.

По объектам ОС и НМА у организаций малого бизнеса, применяющих УСНО, уже должна быть минимальная учетная политика. К этому обязывает ныне действующий Закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ о бухгалтерском учете.

Как известно, учетная политика организации должна применяться последовательно из года в год. Поэтому правила учета ОС и НМА, которые организация применяет в настоящее время, можно взять за основу и включить их отдельным разделом в учетную политику на 2013 год. При этом имеет смысл еще раз оценить, все ли устраивает в порядке бухгалтерского учета названных активов (критерии признания, способ начисления амортизации, сроки проведения инвентаризации и т. д.). Кроме того, следует проверить, все ли необходимые приложения разработаны к данному разделу: формы документов, регистры бухгалтерского учета и т. д.

При составлении учетной политики «упрощенцам» на 2013 г. целесообразно следовать требованиям, предъявляемым к данному документу уже новым Законом о бухгалтерском учете. В нем сказано, что при формировании учетной политики организация должна руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Среди основных документов: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» и т. д. Особо следует отметить ненормативные разъяснения рекомендательного характера. Одно из последних –  информация Минфина России № ПЗ-3/2010. В этом документе даны советы чиновников субъектам малого предпринимательства по организации ими бухгалтерского учета. Именно с данного документа «упрощенцам» стоит начать разработку учетной политики.

По мнению финансистов, учетная политика субъектов малого предпринимательства должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. Для этого не следует применять сложные бухгалтерские стандарты, а вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке даже в отношении тех ПБУ, которые такие субъекты применяют наряду с остальными. Кроме того, необходимо сократить количество применяемых синтетических счетов, а также составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (баланс и отчет о прибылях и убытках), ограничиваясь указанием наиболее важной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности компании.

Полный перечень того, что должна включать в себя учетная политика предприятия, приведен в п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Как следует из информации Минфина России № ПЗ-3/2010, субъекты малого предпринимательства, применяющие УСНО, вправе принять решение и:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов;
  • не проводить переоценку ОС и НМА в бухучете;
  • оценивать финансовые вложения в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (то есть по стоимости приобретения);
  • не отражать оценочные и условные обязательства, условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание);
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • отражать все расходы по займам в составе прочих текущих затрат организации.

Все перечисленные допущения являются правом представителя малого бизнеса, которым он может воспользоваться или нет, при этом свой выбор следует зафиксировать в учетной политике.

К сведению. Если в бухгалтерском законодательстве не определен способ отражения в учете той или иной нестандартной хозяйственной операции, то бухгалтер вправе обратиться за ответом к МСФО, которые уже официально переведены и опубликованы в России.

Для того, чтобы начать применение учетной политики, необходимо в бухгалтерском учете сформировать начальные остатки, так как в 2013 году организация будет начинать деятельность не с нуля, а уже имея активы и обязательства, а также накопленную прибыль или убыток. Наиболее простой и доступный способ определения начальных остатков – провести инвентаризацию. Если бухгалтер решил начать вести учет в переходном периоде, то данное мероприятие следует приурочить к началу этого периода. Кстати, по отдельным активам и обязательствам у бухгалтера есть информация и без проведения инвентаризации. На любую дату у «упрощенца» есть данные по ОС и НМА, по которым он ведет бухучет в обязательном порядке на основании норм  действующего пока Закона о бухгалтерском учете. Не составит труда определить остаток денежных средств по выпискам банков и кассовой книге организации. Если организация периодически проводит сверку по налогам, сборам и взносам, то это поможет оценить кредиторскую задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. По остальным обязательствам и активам целесообразно провести инвентаризацию не только для оценки стоимости, но и для ревизии фактического наличия имущества. Однако не все можно оценить в ходе ревизии активов и обязательств. Не получится определить этим способом такой важный показатель бухгалтерского баланса, как нераспределенная прибыль (убыток), без которого тоже не обойтись на начало 2013 года. Один из практичных способов определения данного показателя заключается в использовании сущности метода двойной записи. Все балансовые проводки в итоге должны дать равенство актива и пассива баланса. Поэтому, если в нем по документам и в ходе инвентаризации определены все активы и обязательства, методом подстановки и прямого вычисления несложно будет определить накопленную прибыль (убыток). На практике для корреспонденции с начальными остатками активов и пассивов выбирается некий вспомогательный счет. На нем подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, а их разница есть как раз сальдо счета 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)». Необходимость использования вспомогательного счета вызвана тем, что счет 84 корреспондирует не со всеми счетами, к тому же он используется для накопления и распределения прибыли, а не для формирования начальных остатков. Поэтому и вводится вспомогательный счет, который по окончании оценки всех активов и обязательств закрывается на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Пример. Торговой организацией (малое предприятие, применяющее УСНО) на основании документов и по итогам инвентаризации выявлены: основные средства на сумму 500 тыс. руб., по ним начислена амортизация – 300 тыс. руб., товары – 1 млн руб., денежные средства (на счетах в банках и в кассе) – 200 тыс. руб., дебиторская задолженность (по выданным авансам, проданным товарам) – 300 тыс. руб., кредиторская задолженность (по полученным авансам, приобретенным товарам) – 400 тыс. руб., задолженность по зарплате – 150 тыс. руб., по взносам во внебюджетные фонды – 60 тыс. руб., по единому налогу – 40 тыс. руб., уставный капитал – 50 тыс. руб.

По кредиту вспомогательный счет корреспондирует с активами (ОС, запасы, денежные средства, дебиторская задолженность). Кредитовый оборот составит 2 млн руб. (500 000 + 1 000 000 + 200 000 + 300 000). По дебету вспомогательный счет корреспондирует с пассивами – 1 млн руб. (300 000 + 400 000 + 150 000 + 60 000 + 40 000 + 50 000). Разница в 1 млн руб. есть кредитовый остаток вспомогательного счета, иначе говоря, прибыль торгового предприятия, накопленная до отчетной даты. Показатель вписывается в разд. III пассива баланса на дату формирования остатков активов и обязательств.

После проведенного подготовительного мероприятия можно переходить к непосредственному ведению бухучета, руководствуясь принятой учетной политикой.

Нет необходимости восстанавливать весь бухгалтерский учет компании «на упрощенке», так как новый Закон о бухгалтерском учете к этому не обязывает. Для заполнения баланса достаточно оценить входные остатки на отчетную дату (и указать их во II графе бухгалтерского баланса «На 31 декабря 2012 года»), а отчет о прибылях и убытках можно заполнить только по данным о доходах и расходах текущего периода.

Также по этой теме: