Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Образовательный курс финансового управляющего    Образовательный курс финансового управляющего. Часть 2

Образовательный курс финансового управляющего. Часть 2

Образовательный курс финансового управляющего. Часть 2

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2001

1. Финансовый рынок в рыночной экономике.

     1.3.      Рынок ценных бумаг.

2. Система работы на финансовом рынке.

     2.1.2.   Анализ фундаментальных факторов, влияющих на курс акций.

---------------------

1. Финансовый рынок в рыночной экономике

1.3. Рынок ценных бумаг

В экономической литературе рынок ценных бумаг (фондовый рынок) принято структурировать по нескольким признакам.

В классическом понимании рынок ценных бумаг образуют:

— долевые ценные бумаги, подтверждающие участие их владельцев в капитале акционерного общества и дающие им право на часть прибыли общества;

— долговые ценные бумаги, подтверждающие факт ссуды денежных средств и дающие право на участие в прибыли заемщика особо оговоренным способом.

Структуризация рынка ценных бумаг проводится на выделении двух основных сил, выступающих на стороне предложения ценных бумаг:

государства в лице национального правительства или местных органов власти;

частного бизнеса (прежде всего акционерных обществ).

Рынок ценных бумаг принято разделять:

на первичный рынок, охватывающий продажи ценных бумаг их первым владельцам;

— вторичный рынок, на котором обращаются ценные бумаги, прошедшие первичный рынок.

Виды ценных бумаг

Ценная бумага — свидетельство собственности на капитал, право распоряжения, которым передано на временной или постоянной основе другим лицам за право участия в прибыли, производимой данным капиталом. Это документ, содержащий какое-либо имущественное право, реализация которого возможна при его предъявлении.

Акция предстает как ценная долевая бумага, подтверждающая участие ее владельца в капитале акционерного общества и дающая ему право на часть прибыли этого общества. Акция рассматривается как титул собственности, с одной стороны, и как право на доход, именуемый дивидендом, — с другой.

Капитал акционерного общества — это сумма паев, или произведение числа акций на цену акций. Цена, уплачиваемая за акцию при образовании общества, выражает стоимость единичного пая и называется номинальной стоимостью акции. Она практически не имеет никакого значения для дальнейшего движения акции на рынке.

Инвесторы не вправе требовать у акционерного общества возвращения внесенных сумм. Это позволяет акционерному обществу свободно распоряжаться капиталом, не опасаясь того, что акционерам придется возвращать вклад.

Инвестор — лицо (юридическое или физическое), покупающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет.

Эмитент — лицо (юридическое или физическое), выпускающее ценные бумаги в расчете на получение за них определенной суммы капитала и несущее от своего имени обязательства по ценным бумагам.

Вложение средств в покупку акций считается одним из самых рискованных способов размещения капитала. В случае ликвидации общества и возникновения притязаний на его активы держатель акции может претендовать на долю имущества лишь после расчетов общества с кредиторами, с персоналом по оплате труда и с государством по уплате налогов.

Ключевые черты акции — право голоса, участие в управлении компанией и получение части прибыли пропорционально количеству имеющихся акций.

Акционерное общество (АО) может быть закрытым и открытым. Единственное различие между ними состоит в том, что акции закрытого АО могут переходить из рук в руки только с согласия большинства других акционеров.

Сущность акции показана нами на примере обыкновенной акции. Но существуют также привилегированные акции. Привилегией является фиксированный размер дивидендов и преимущественное право на активы компании при ликвидации. Акционеры, владеющие привилегированными акциями, не имеют права голоса при голосовании на собрании акционеров, за исключением некоторых случаев.

Долговые ценные бумаги

Долговую ценную бумагу характеризуют две черты:

— она является обязательством, гарантирующим, во-первых, возвращение на определенную дату суммы, внесенной при выпуске ценной бумаги;

— во-вторых, выплату регулярного фиксированного процента за пользование привлеченными средствами.

Долговые бумаги на национальном рынке представлены частным бизнесом, правительством или местными органами власти, а также иностранными заемщиками.

Облигация — долговая ценная бумага, подтверждающая факт ссуды владельцем денежных средств эмитенту и дающая право на участие в прибыли эмитента особо оговоренным способом (обычно в виде получения фиксированного ежегодного процента от стоимости выпуска или от номинальной стоимости облигации).

Статус держателя облигации предполагает роль кредитора, а не собственника.    

Облигация не предоставляет права ее владельцу на управление компанией. Она более надежна — инвестиции в долговые ценные бумаги лучше защищены по сравнению с инвестициями в акции, так как задолженность перед владельцами облигаций компании в случае ее ликвидации погашается до начала удовлетворения притязаний держателей акций.

Облигации могут выпускать все предприятия вне зависимости от их организационно-правовой формы. Облигации компаний по степени надежности уступают долговым обязательствам государства, но в то же время предполагают более высокий уровень дохода.

Облигации могут обеспечиваться материальными активами и выпуском ценных бумаг. В этом случае юридический документ — закладная, до момента урегулирования отношения по обязательствам находится у кредитора. При выпуске закладных облигаций большую роль играет сторона, обеспечивающая интересы держателя облигаций и выступающая гарантом их соблюдения.

Эмитент при выпуске облигаций может застраховаться на случай, когда ему придется за пользование заемными средствами платить больший процент, чем это делают другие эмитенты долговых обязательств (например, коммерческие банки стали привлекать депозиты под меньший процент, чем ранее). Выходом из подобной ситуации могла бы стать оговорка, касающаяся права отзыва облигаций. В этом случае подразумевается право досрочного погашения своих обязательств эмитентом с выплатой сверх номинальной стоимости определенной премии за доставленные инвестору неудобства.

Выпуск конвертируемых облигаций представляет собой сочетание элементов долгового обязательства и долевого участия в собственности компании. Покупатель конвертируемой облигации может обменять ее в дальнейшем на выпускаемые обыкновенные акции той же компании. При этом инвестор является будущим собственником АО благодаря свойству конверсии и сохраняет на определенный период времени статус кредитора и все гарантии защиты.

Финансирование программ правительства и деятельность местных органов власти в условиях рыночной экономики значительно расширяет диапазон форм долговых обязательств.

Местные органы власти выпускают муниципальные облигации для финансирования своей деятельности или осуществления определенных проектов. Муниципальные облигации могут обеспечиваться налоговыми сборами или будущими поступлениями за услуги, оказываемые в рамках осуществленного проекта.

Статус эмитента тем выше, чем меньше вероятность его банкротства. Считается, что наибольший запас прочности у государства и, следовательно, его долговые обязательства являются самыми надежными. Платой за надежность является сравнительно меньший процент, чем по ценным бумагам других эмитентов. Государство выпускает ценные бумаги для уменьшения дефицита бюджета, реализации государственных программ.

Вексель — ценная бумага, представляющая собой простое и ничем не обусловленное предложение (или обещание) уплатить определенную денежную сумму. Вексель является письменным обязательством и дает право его держателю требовать от должника уплаты денежной суммы, обозначенной на векселе.

Вексель может быть простым или переводным.

Простой вексель — есть обещание уплатить определенную сумму. Этот вексель выписывает, как правило, должник и передает кредитору.

Переводной вексель (тратта), напротив, выписывается кредитором (векселедателем) и является предложением к должнику (плательщику) об уплате определенной суммы. Переводной вексель, полученный плательщиком, должен быть акцептован либо опротестован. Акцепт отмечается на переводном векселе плательщиком. Акцепт означает согласие уплатить определенную сумму. Если плательщик не согласен уплатить определенную сумму, он составляет протест.

Если плательщик поставил акцепт на переводном векселе, он становится обязанным по данному векселю (акцептантом), так же, как и плательщик по простому векселю (обязан уплатить определенную сумму). Акцептом, в частности, может служить просто подпись плательщика на лицевой стороне переводного векселя.

Если в векселе суммы платежа указаны несколько раз и эти суммы различны, то:

вексель имеет силу на сумму, указанную прописью;

вексель имеет силу на меньшую из сумм, указанных прописью (если все суммы указаны цифрами, вексель имеет силу на меньшую сумму).

Индоссамент — специальная передаточная надпись, совершаемая на оборотной стороне векселя. Посредством данной надписи осуществляется передача векселя. Лицо, передающее вексель, называется индоссантом, получающее вексель — ремитентом.

Аваль — специальное вексельное поручительство, посредством которого полностью или частично гарантируется платеж. Лицо, совершающее аваль (авалист), принимает на себя всю ответственность за выполнение обязательств акцептантом, векселедателем или индоссантом. Аваль оформляется гарантийной надписью авалиста.

Депозитный (сберегательный) сертификат — это письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, подтверждающее право вкладчика на получение по истечении определенного срока суммы депозита (сберегательного вклада) и процентов по нему.

В зависимости от того, кто является бенифициаром (вкладчиком) — юридическое или физическое лицо, — различают соответственно депозитный сертификат и сберегательный сертификат.

Частным лицам не запрещено выпускать векселя и производные ценные бумаги.

Производной ценной бумагой называется такая ценная бумага, владелец которой имеет право на покупку или продажу акций и облигаций. Сертификат акции производной ценной бумагой не является. Типичный пример производной ценной бумаги — опцион.

Первичное размещение ценных бумаг (выпуск), или первичный рынок ценных бумаг, — это продажа эмитированных ценных бумаг их первым держателям, осуществляемая по единой цене. Цель эмитента при выпуске ценных бумаг –привлечение капитала.

Выпуск акций осуществляется:

при учреждении акционерного общества. В этом случае уставный капитал распределяется между учредителями полностью. Наличие в момент учреждения акционерного общества акций, предполагаемых к размещению путем подписки (публичной продажи), не допускается.

при увеличении размеров уставного капитала.

Формы выпуска ценных бумаг:

частное размещение (без регистрации проспекта эмиссии) среди заранее известного ограниченного круга инвесторов (до 100 включительно) во все времена обращения данных ценных бумаг и на сумму не более установленного законодательством минимума;

открытая продажа (с регистрацией проспекта эмиссии) среди потенциально неограниченного круга инвесторов или на сумму, превышающую установленную законодательством;

В случае, если круг инвесторов ценных бумаг одного вида, выпущенных ранее путем частного размещения, предполагается расширить сверх установленного числа инвесторов либо в случае дополнительного выпуска ценных бумаг того же вида, если общий объем средств от их реализации превысит определенную сумму, установленную законодательством, необходимо зарегистрировать проспект эмиссии в порядке, предусмотренном для открытой продажи.

Государственной регистрации подлежит выпуск акций и облигаций всех эмитентов.

В момент учреждения акционерного общества первичная эмиссия акций осуществляется только в форме закрытого размещения.

Вторичное обращение ценных бумаг, или вторичный рынок ценных бумаг,это последующая за первичным размещением торговля ценными бумагами, осуществляемая по курсовой стоимости. Если первичное размещение связано с «неорганизованным» (внебиржевым) рынком, то вторичный рынок подразумевает осуществление как внебиржевого рынка, так и «организованного» (биржевого) рынка.

Основные различия между внебиржевым рынком и фондовой биржей состоят в следующем:

на внебиржевом рынке отсутствует единый финансовый центр и четко выраженные границы; сделки заключаются разбросанными по всей территории инвестиционно-финансовыми фирмами и финансовыми посредниками по телефонной и компьютерной сети;

внебиржевой рынок (в отличие от биржевого) не устанавливает жесткого набора требований к торгующим лицам и объектам торговли, не вводит единых правил заключения сделок;

на внебиржевом рынке стоимость ценных бумаг определяется переговорными процессами продавца с покупателем один на один; фондовой биржей курсовая стоимость ценной бумаги формируется широким кругом продавцов и покупателей.

Важнейший элемент биржевой фондовой торговли — механизм допуска ценных бумаг на фондовую биржу — листинг. Многие компании, выпустившие на финансовый рынок свои ценные бумаги, стремятся включить их в реестр фондовых ценностей (котировочные списки) бирж. Это диктуется следующими двумя основными преимуществами, которые предоставляют торговля именно списочными ценными бумагами.

Во-первых, регистрация ценной бумаги предполагает определенный набор требований, предъявляемых к эмитенту со стороны биржи, что создает престиж и привлекает внимание широкого круга инвесторов.

Во-вторых, регулярность биржевой отчетности на страницах деловой прессы позволяет лучше информировать владельцев ценных бумаг о тенденциях стоимости и доходности и привлекает новых покупателей, и ведет к установлению ликвидного рынка списочного выпуска.

Эмитент ищет пути тесного сотрудничества с фондовой биржей, если предполагаемые выгоды от этого компенсируют издержки, связанные с выплатой единовременного (регистрационного) и ежегодных (поддержания в хорошем состоянии списка ценных бумаг) сборов, а также с необходимостью публичного раскрытия информации об изменениях в экономическом и юридическом положении компании, прямо или косвенно влияющих на стоимость ценных бумаг или доходов по ним.

Инвестиционные институты

Виды инвестиционных институтов.

Инвестиционными институтами называются предприятия (институты), видом деятельности которых является осуществление операций с ценными бумагами. Под термином «инвестирование» на Западе понимается вложение капиталов в ценные бумаги, поэтому институты, работающие на рынке ценных бумаг, называются инвестиционными:

— инвестиционный консультант (вид деятельности — оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг);

— финансовый брокер (совершение сделок за счет и по поручению клиента);

— инвестиционная компания (котирование ценных бумаг, операции с ними);

— инвестиционный фонд (аккумуляция средств посредством выпуска акций и вложение их от своего имени в ценные бумаги).

Для всех инвестиционных институтов — функционирование на рынке ценных бумаг исключительный вид деятельности. Лицензия инвестиционного института может быть отозвана, если в течение последнего финансового года этот институт более 50 % доходов получил от других видов деятельности.

Инвестиционный институт должен обладать правом юридического лица (инвестиционным консультантом может быть и физическое лицо). Организационно-правовая форма инвестиционных институтов — любая, разрешенная законодательством. В РФ, кроме инвестиционного фонда, инвестиционный институт обязательно должен быть создан в форме открытого акционерного общества.

Инвестиционные институты могут сочетать один вид деятельности на рынке ценных бумаг с другим.

Инвестиционный фонд не имеет права совмещать свою деятельность с другими видами деятельности на рынке ценных бумаг.

Существуют ограничения на деятельность инвестиционных компаний. Они могут формировать свои ресурсы только за счет средств учредителей и эмиссии ценных бумаг и не имеют права привлекать средства населения. Инвестиционные фонды, напротив, имеют право привлекать средства населения, но на их деятельность наложены значительные ограничения.

В качестве управляющих инвестиционных фондов могут выступать банки, страховые компании, финансовые брокеры. Их дополнительное лицензирование в качестве управляющих компаниями не требуется.

2. Система работы на финансовом рынке

2.1.2. Анализ фундаментальных факторов, влияющих на курс акций

На курс акций влияет целый комплекс разнообразных факторов, среди которых важнейшим является будущая динамика. Последняя, однако, не может быть предсказана с большой долей вероятности, поэтому прогнозы развития рынка ценных бумаг всегда имеют чисто спекулятивный характер.

Курсообразующие факторы рынка акций можно сгруппировать по следующим основным признакам:

1.              Макроэкономические факторы: развитие конъюнктуры рынка, экономический рост, динамика цен, инвестиционный спрос, потребительский спрос, внешняя торговля, валютный курс.

2.              Микроэкономические факторы: динамика прибыли общества, дивидендная политика, прогноз рентабельности в будущем периоде, уровень издержек, степень загрузки заказами, менеджмент, возможности сбыта.

3.              Факторы рынка капиталов: ликвидность инвестиций, ставка процента по облигациям, доходность по иностранным инвестициям, налогообложение инвесторов.

4.              Рыночно-технические факторы: покупка для поддержания курса, скупка для получения контрольного пакета акций, повышение курсов после сильного снижения курса, спекулятивные манипуляции.

5.              Политические факторы: бюджетная политика, налоговая политика, социальная политика, экологический фактор.

6.              Психологические факторы: настроения участников рынка (эмоции, страх, оптимизм и т.д.).

Фундаментальный анализ рынка акций — это способ определения целесообразности покупки и обоснованности цены акций, основанный на данных, которые могут быть получены из балансов, сравнения счетов прибылей и убытков и других источников информации.

Фундаментальный анализ начинается с отраслевого анализа, т.е. отбирают отрасли, которые могут дать наилучшие результаты за отдельный промежуток времени (12-24 месяца). В этих отраслях устанавливаются компании-лидеры.

Отрасли делятся на типы в зависимости от стадии развития (хотя некоторые из них такой типизации не подлежат). Различают нарождающиеся, растущие, цикличные, спекулятивные и увядающие отрасли.

Нарождающиеся отрасли не всегда доступны инвесторам, желающим приобрести акции. Они могут находиться в собственности немногих частных корпораций, не выпускаущих акции на рынок. Или новый продукт может быть лишь одним из множества товаров, производимых диверсифицированной фирмой. Со временем нарождающаяся отрасль может превратиться в любую из перечисленных выше отраслей.

Для растущих отраслей характерно постоянное и опережающее по сравнению с другими отраслями увеличение продаж и прибыли. Компании таких отраслей называются компаниями роста, а их акции — акциями роста. Для последних характерен высокий, выше среднего, темп роста за несколько лет. Простое повышение цены еще не делает акции акциями роста. Повышение цены должно базироваться на постоянных факторах: более высокой норме прибыли, растущей стоимости активов, растущем оборотном капитале и т.п.

Акциям роста, или компаниям роста, обычно присущи следующие черты:

высокий уровень дохода на инвестированный капитал;

образование нераспределенной прибыли для инвестирования в основные фонды;

умелый и агрессивный менеджмент;

широкие возможности для роста выручки.

Компания роста должна иметь более высокую, чем в среднем, доходность в расчете на инвестированный капитал за ряд лет и перспективу сохранения такого положения и в будущем. Для компании роста характерно увеличение стоимостного и физического объема продаж при твердом контроле над издержками.

Если весь доход компании роста выплачивается акционерам или если количество обращающихся акций расширяется путем внешнего финансирования так же быстро, как поступления, то увеличение продаж и выручки может и не принести выгод роста существующим акционерам. Поэтому компании роста часто финансируют свою экспансию в основном из внутренних источников, что подразумевает весьма консервативную политику в отношении выплаты дивидендов. В сочетании с желанием инвесторов платить больше за ценные бумаги, обещающие удорожание капитала, такая политика делает акции компаний роста низкодоходными.

Молодые отрасли часто развиваются более высокими темпами, чем зрелые. Когда отрасль проходит пик своего развития, ценовая конкуренция ужесточается и норма прибыли падает.

Если компания принадлежит к трудоемкой отрасли, то ее большой «фонд» заработной платы может затруднять растущую выплату дивидендов. Но если компания имеет низкую трудоемкость, то растущий доход, когда его не разбавляют выпуском акций, обеспечивает высокую выручку в расчете на одну акцию.

Стабильными называются отрасли, в которых продажи и выручка относительно стабильны и отличаются устойчивостью даже в период рецессий. Эта стабильность, однако, не гарантирует иммунитета от снижения цены акций, хотя снижение может быть и не таким заметным. Компании стабильных отраслей имеют достаточно внутренних резервов, чтобы пережить трудные времена. Полезно различать следующие наиболее общие категории акций стабильных отраслей: блю чип (синие корешки), оборонительные акции, доходные акции.

«Синие корешки» — это акции с наилучшими инвестиционными свойствами. Компании, чьи акции считаются «синими корешками», демонстрируют способность получать прибыль и выплачивать дивиденды даже в худшие времена. За этим стоят, как правило, монопольное положение на рынке, финансовая мощь и эффективный менеджмент. Такие компании часто имеют высокие темпы роста, но отличаются от компаний роста большими размерами и «закаленностью».

Оборонительными называются акции, на которые выплачиваются щедрые дивиденды. Амплитуда колебания цены доходных акций и потенциал роста капитала незначительны. Но не все акции с высоким уровнем дивидендов доходные. Так, высокий уровень дивидендов в данный момент может быть результатом существенного снижения цены акций в ожидании сокращения или необъявления дивидендов в будущем. Акции компаний коммунального хозяйства считаются одновременно «синими корешками», оборонительными и доходными.

Цикличные отрасли характеризуются особой чувствительностью выручки к деловому циклу. От цикличной отрасли следует отличать сезонную. Производство пива, например, является сезонной отраслью.

Хотя все инвестиции в обычные акции сопряжены с риском из-за колебания рыночной цены акций, есть отрасли, которые могут быть названы спекулятивными вследствие отсутствия надежной информации и вытекающего отсюда особого риска для инвесторов. Нередко спекулятивными являются нарождающиеся отрасли. Потенциал прибыльности здесь может быть очень высоким, что привлекает много новых производителей и делает первоначальный рост отрасли феноменальным. Но в результате следующей за тем конкуренции складывается окончательный рисунок отрасли, за рамками которого остаются многие компании. Только опытный эксперт может отважиться на предсказание того, какие компании возникнут в качестве лидеров отрасли.

Иногда спекулятивными именуются «пенсовые» акции младших компаний добывающей промышленности. Цена таких акций очень подвижна, и невозможно связать ее движение с действием какого-либо осязаемого фактора.

К увядающим относятся отрасли, применяющие устаревшую технологию или производящие устаревшую продукцию.

При выборе обычных акций важно знать состояние данной отрасли, т.е. провести отраслевой анализ. В результате эксперт получает информацию, с помощью которой можно оценить новые обстоятельства развития отрасли, как внутренние, так и внешние, с точки зрения их влияния на выручку компаний. Вот несколько примеров.

1. Выручка компаний, концентрирующихся на добыче и переработке сырья, в значительной степени зависит от цен на мировых рынках.

2. Если уровень процента возрастает, то траст-компании должны повышать процентные ставки по депозитам, чтобы привлекать новых вкладчиков. Но значительная часть их выручки — это фиксированные ставки по ипотечному кредиту. Отсюда снижение прибыли.

3. Деятельность некоторых компаний жестко регулируется правительством. Ревизия законодательства может отразиться в ту или иную сторону на прибыли таких компаний (коммерческие банки, финансовые и страховые компании и т.д.).

4. В некоторых отраслях важным фактором ценообразования является уровень загрузки мощностей. Когда, например, деревообрабатывающие компании расширяют производство, они вводят новые мощности, что может отрицательно сказаться на ценах и соответственно на выручке (особенно если новые мощности вводятся во время рецессии).

Для диверсифицированных компаний, конгломератов необходим межотраслевой анализ. После отраслевого анализа необходимо обследовать все крупнейшие компании данной отрасли. Анализ фирм делится на количественный и качественный: первый — это изучение публикуемой финансовой отчетности, второй — изучение таких неосязаемых факторов, как менеджмент. Рассмотрим в общих чертах проведения количественного анализа.

Следует изучить прежде всего сводку доходов. Способность компании расширять продажи (общую выручку) — важный индикатор. Например, тенденцию к их росту может отражать действие следующих факторов:

рост цен на продукцию;

рост объема производства;

внедрение новой продукции;

проникновение на новый рынок;

консолидация компании, приобретенной в ходе поглощения;

ввод новых мощностей или реализация программы диверсификации;

временное расширение продаж вследствие забастовки на конкурирующей компании;

агрессивное рекламирование продукции;

положительное влияние нового закона или правительственного постановления;

вход в фазу подъема делового цикла.

Располагая такими сведениями, эксперт может выделить основные причины изменения продаж и оценить влияние событий на деятельность компании в будущем.

Текущие расходы включают стоимость проданной продукции, издержки реализации и управления, прочие прямые расходы, необходимые для осуществления продаж. В них не входят процентные и налоговые платежи, а также амортизационные отчисления. Взяв текущие расходы в процентном отношении к продажам, мы узнаем их относительную динамику. Повышение этой пропорции означает, что компания не в состоянии держать текущие расходы под контролем, а это отрицательно сказывается на прибыли. Снижение данной пропорции означает увеличение рентабельности, что положительно влияет на прибыль.

Далее следует установить причины, которые оказывают влияние на данный показатель. Это могут быть:

стоимость реализованной продукции — основной элемент текущих затрат. Следовательно, главное влияние оказывает стоимость приобретенного сырья;

уровень загрузки мощностей. Как правило, чем ближе он к 100%, тем выше затратная эффективность: некоторые основные расходы, необходимые независимо от того, мал объем производства или велик, раскладываются на большее количество изделий;

расходы на модернизацию производства. Они могут повлечь за собой экономию текущих затрат;

внедрение новых продуктов — может повысить прибыльность;

издержки и проблемы, связанные с вводом новых мощностей, — могут отрицательно сказаться на прибыльности.

Прибыль до уплаты налогов, т.е. выручка от реализации продукции за вычетом всех предыдущих платежей, кроме налоговых. Ее надо также соотнести с продажами. Тенденция к росту данного показателя свидетельствует о лучшем контроле за текущими расходами и большей эффективности

Полезно сопоставить пропорцию текущих расходов с пропорцией прибыли до уплаты налогов. Если первая растет, а вторая падает, это означает пропорционально больший прирост процентных и/или амортизационных отчислений (последние, конечно, вычитаются при расчете прибыли до уплаты налогов).             

Анализируя эти показатели, можно вскрыть причину перемены тенденций. Повышение доли процента — нередко результат выплаты дохода на только что выпущенный облигационный заем, получения краткосрочной ссуды у банка или увеличения процентных платежей по облигациям с плавающим уровнем процента. Аналогичным образом можно выявить причину неожиданного увеличения амортизационных отчислений. Об изменениях в амортизационной политике компании говорится в пояснениях к финансовой отчетности.

Ставка налога. Если эта ставка ниже стандартной ставки налога на прибыль корпораций, то ее колебания влияют на выручку, распределяемую между акционерами. Поэтому надо установить причины пониженной ставки и будет ли она приносить выгоды в дальнейшем. Возврат к нормальной ставке отрицательно скажется на выручке.

Чистая прибыль отражает влияние всех отмеченных выше факторов. Анализ чистой прибыли за несколько лет позволяет сразу оценить, насколько эффективен менеджмент по части наращивания выручки.

Доход на акционерный капитал. Динамика этого показателя также указывает на эффективность менеджмента, но уже по части поддержания или повышения прибыльности в отношении акционерного капитала компании. Падение дохода на акционерный капитал означает снижение оперативной эффективности, акционеры обнаруживают, что их инвестиции используются менее производительно.

Поток наличных средств указывает на способность компании генерировать собственные фонды. При прочих равных условиях компания с крупным и возрастающим притоком наличных средств более способна финансировать свое развитие из внутренних источников, не прибегая к дополнительной эмиссии ценных бумаг, чем компания с небольшим и стабильным притоком. Увеличение выплаты дохода на ценные бумаги новых выпусков может негативно повлиять на приток наличности, тогда как эмиссия конвертируемых префакций и ордеров представляет собой потенциальное разводнение капитала с точки зрения обычных акционеров.

Выручка на одну обычную акцию (В/А). Повышение В/А предпочтительнее, поскольку оно благоприятно сказывается на рыночной цене рядовых акций. На практике рыночная цена отражает величину В/А в течение следующих 12-24 месяцев, а не текущего значения. Поэтому прогнозы В/А на предстоящие год-два — обычное дело. Из-за важности В/А эксперты постоянно следят за возможностью разводнения вследствие конверсии обращающихся конвертируемых префакций, использования ордеров, выпуска акций для работников компании и т.п.

И, наконец, нужно принять во внимание, как и сколько выплачивается дивидендов. Компания, дающая акционерам 40-60% выручки, считается типичной. Повышенный уровень выплаты (более 65%) может быть следствием таких причин, как:

стабильность выручки, обеспечивающая высокий уровень выплаты;

снижение выручки, что может означать предстоящее сокращение дивидендов;

истощение ресурсной базы компании;

выплата выручки контролирующим акционерам для финансирования их собственных операций.

Пониженный уровень выплаты может отражать действие таких факторов, как:

реинвестирование прибыли в дело;

рост выручки, означающий рост дивидендов в недалеком будущем;

циклический пик выручки, если компания стремится выплачивать одни и те же дивиденды в плохие и в хорошие времена;

намерение компании периодически выплачивать дивиденды в соответствии с притоком наличности.

После анализа сводки доходов изучают баланс компании, т.е. ее общее финансовое положение. Помимо стандартных пропорций, характеризующих финансовое положение компании, необходимо рассмотреть ее капитальную структуру, чтобы оценить эффект рычага на В/А. Эффект рычага в данном случае — это влияние фиксированных платежей (по облигациям и префакциям) на В/А. Рост или снижение дохода по указанным платежам оборачивается соответственно сверхпропорциональным ростом или снижением В/А. Такой эффект возникает, если в капитальной структуре имеются облигации и префакции, и он тем ощутимее, чем больше доля старших ценных бумаг. Рыночное «поведение» акций компаний, имеющих в своей капитализации префакции (или облигации), отличается большей нестабильностью.

Анализ капитализации позволяет:

оценить общее финансовое здоровье компании;

увидеть необходимость привлечения дополнительных средств и требуемый для этого тип ценных бумаг (например, обычные акции для компании с большой задолженностью);

установить необходимость нового выпуска ценных бумаг, чтобы рефинансировать приближающийся к моменту погашения крупный долг;

согласиться с необходимостью рефинансирования ретрактивного выпуска, если инвесторы намерены сдать акции;

понять, что конвертируемые ценные бумаги могут потенциально увеличить количество обращающихся обычных акций;

понять, что акции, идущие по цене ниже, чем рабочий капитал на одну акцию, могут быть недооцененными.

Далее следует провести качественный анализ, т.е. исследовать эффективность менеджмента — неосязаемую (не поддающуюся измерению) переменную. Это выясняется главным образом из контактов с персоналом компании.

После того как выбор акций завершен, необходим постоянный мониторинг компании, чтобы уловить отклонения от ситуации, побудившей выбрать данные акции. Особенно интересны в этом плане квартальные отчеты. Необходимо следить за общими экономическими тенденциями и движением делового цикла, а значит, и за изменениями в государственной политике. Все это влияет на психологию инвестора и, следовательно, на состояние фондового рынка.

Доминировавший ранее в Европе субстанциальный, или материальный, анализ сегодня все больше отступает на задний план, а пришедший ему на смену современный инвестиционный консалтинг ориентируется в основном на различные финансовые коэффициенты, показывающие привлекательность той или иной компании с точки зрения инвестирования, а именно:

рыночная капитализация компании;

балансовая стоимость акции;

прибыль на одну акцию;

дивиденды на одну акцию;

покрытие и выплаты дивидендов;

полная доходность акций;

текущая доходность акций;

кратное прибыли (курс к прибыли на одну акцию);

кратное балансовой стоимости (отношение курса акции к ее балансовой стоимости).

Капитализация компании. Рыночная капитализация является показателем размера компании. Поскольку общая стоимость акций компании увеличивается или уменьшается в зависимости от ее финансовых результатов, то капитализация помогает оценить эффективность ее деятельности за определенный период. Следует иметь в виду, что часто бывают случаи, когда компания имеет положительную динамику своего развития, а рыночная стоимость снижается. У капитализации есть и другие преимущества по сравнению с альтернативными критериями размера: она дает истинное значение веса банков и товарных групп, тогда как ранжирование по обороту искажает его; она также позволяет учитывать компании, понесшие убытки, которые исчезают из перечней с ранжированием по прибыли.

            Рыночная капитализация = Количество обыкновенных акций x Цена акции

Балансовая стоимость акций получается от деления величины собственного капитала компании (уставный капитал + резервы + чистая прибыль) на число обыкновенных акций в обращении. Метод определения балансовой стоимости акций исходит из допущения, что отношение собственного капитала к уставному капиталу должно примерно соответствовать соотношению курсовой стоимости одной акции к ее номинальной стоимости. Если курсовая стоимость акции значительно превышает исчисленную балансовую стоимость, тогда в данном акционерном обществе предполагается формирование скрытых резервов (не показанных в балансе собственных средств, которые могут возникнуть из-за слишком заниженной оценки активов). Тем самым от акции ожидается в будущем рост курса.

Когда развертывается дискуссия об эффективности деятельности какой-нибудь компании или о курсе ее акций, стороны наиболее часто прибегают к аргументам, подкрепляя их разными показателями, важнейший из которых — прибыль на одну акцию (EPS). Следует напомнить, что в очереди на получение части прибыли акционеры стоят последними. Прибыль, учитываемая в данном коэффициенте, берется после того, как все предыдущие «очередники» получили свои доли. Таким образом, в данном случае применяется прибыль после выплаты налогов, которая делится на число обыкновенных акций в обращении, и в результате получается значение коэффициента прибыли на одну акцию, т.е. та величина прибыли, которую получит акционер на каждую обыкновенную акцию.

Данный коэффициент нельзя применять для сравнения различных компаний, так как каждая из них выбирает собственную стратегию в определении числа акций, которые обращаются на рынке. Компания также может принять решение увеличивать или уменьшать число акций в обращении, что приводит к изменению показателя прибыли на одну акцию. Когда говорят об анализе данного коэффициента, то имеют в виду анализ изменения темпа роста прибыли на одну акцию. Но инвесторы учитывают не только темп роста прибыли на одну акцию, но и стабильность темпа. Им, как правило, не очень нравится, когда величина рассматриваемого коэффициента меняется слишком резко. Предпочтение часто отдается тем компаниям, у которых этот показатель растет стабильно, без резких колебаний.

По моему мнению, менеджмент компании имеет возможность манипулировать данным показателем, вводя в заблуждение неискушенных инвесторов, поэтому не стоит уделять повышенное внимание даже на положительную динамику темпа роста прибыли.

Дивиденды на одну акцию. Следует учитывать, что акционеры при выплате им дивидендов получают только часть причитающейся им прибыли. Остаток удерживается в компании и предназначен для расширения масштабов бизнеса и решения других задач.

Рассчитывается данный показатель путем деления общей суммы дивидендов на обыкновенные акции на число акций в обращении. Следует также иметь в виду, что при выплате наблюдается двойное налогообложение (первое — юридического лица (налог на прибыль) и второй раз налог платят получатели дивидендного дохода).

В России, пока многие менеджеры не хотят понимать, необходимость выплачивать дивиденды, если существует такая возможность.

Коэффициент покрытия дивидендов и выплаты дивидендов. Фактически два указанных коэффициента являются зеркальным отображением друг друга и поэтому информативны в одинаковой степени. Они оба выражают соотношение прибыли компании и выплаченных дивидендов. Для определения коэффициентов покрытия дивидендов необходимо разделить прибыль на одну акцию на дивиденды на одну акцию. Для вычисления коэффициента выплаты дивидендов надо поменять указанные показатели местами, т.е. разделить дивиденды на одну акцию на прибыль на одну акцию.

Покрытие дивидендов важно прежде всего тем, что позволяет судить о перспективах стабильности дивидендных выплат и об их увеличении:

— высокое покрытие (соответственно низкий коэффициент выплаты дивидендов) указывает на то, что дивиденды защищены от риска, т.е. они будут выплачены даже при неблагоприятном развитии событий, например, при снижении прибыли;

— высокое покрытие также свидетельствует о том, что компания проводит политику накопления прибыли (нераспределенной прибыли), что говорит о том, что ожидается рост масштабов деятельности.

Полная и текущая доходность акций. Доходность акций показывает доход в виде прибыли или дивиденда, выраженный в процентах от текущего курса акции. Оба показателя важны и для инвестора, и для самой компании.

Полная доходность показывает зависимость между прибылью на акцию и курсом акции. При неизменной величине прибыли на одну акцию, при увеличении рыночной стоимости акции — полная доходность снижается, а при снижении курса акции — увеличивается.

Текущая доходность акции — наиболее важный коэффициент, так как он показывает уровень текущей доходности, которую может получить инвестор, приобретая ту или иную акцию. Также можно сравнивать текущую доходность акции с доходностью, получаемую инвесторами по безрисковым финансовым инструментам. Рассчитывается путем деления суммы дивиденда на одну акцию на курс акции.

Кратное прибыли (P/E), или отношение курса акции к прибыли на одну акцию (его еще называют мультипликатором курса), — один из наиболее распространенных относительных показателей, применяемых для определения стоимости акций. Рассчитывается как деление курса акции на значение прибыли на одну акцию. Ответ можно трактовать следующим образом: коэффициент показывает, за сколько лет окупаются инвестиции в приобретение акции.

В то время как при вычислении коэффициента кратное прибыли в расчет принимаются прошлые показатели, его величина определяется ожиданиями инвесторов, которые в первую очередь заинтересованы в перспективах роста прибыли в будущем.

Преимущества высокого кратного прибыли существенны. Прежде всего богатство акционеров увеличивается пропорционально этому показателю. В этом случае компании удается привлечь новый капитал дешевле. Далее снижается возможность подвергнуться нежелательному поглощению другой компанией. И наоборот, у самой компании появляются возможности приобретения других компаний в благоприятных условиях, прибегая к обмену акциями, а не к оплате денежными средствами.

В России данный коэффициент по значительной части компаний находится на довольно низком уровне (уровне времен Великой депрессии в США в 30-х годах) и находится в пределах от 0,9 до 2.

Коэффициент кратное балансовой стоимости акции позволяет давать, может быть, самую обоснованную оценку общего положения компании на финансовом рынке. В нем как бы обобщаются отношения инвесторов к данной компании, мастерство ее менеджеров, ее прибыли, ликвидность и, главное, перспективы. Рассчитывается как отношение рыночной капитализации к собственному капиталу. Результат такого соотношения может быть равен единице, выше или ниже ее. На этот результат влияют оценки инвесторами эффективности управления компанией, показатели структур баланса, ликвидность и возможность роста. Если рассматриваемый коэффициент ниже единицы, это означает, что инвестиции акционеров утратили часть стоимости, т.е. они (точнее, их часть) истрачены зря. И это не останется без внимания заинтересованных лиц: они начнут выходить из игры (или не входить в нее, если говорить о новых инвесторах), так как не ожидают, что будущие доходы превысят текущие инвестиции в компанию.

При анализе кратного балансовой стоимости акции следует выяснить:

— отражает ли акционерный капитал реальную стоимость активов?

— не связана ли данная рыночная оценка акций с максимально высокой или максимально низкой фазой рынка капитала?

Существует мнения аналитиков, что высокий коэффициент кратного балансовой стоимости акции может быть результатом искусственного снижения стоимости собственного капитала в балансе, например, за счет исключения репутации из активов стоимости.

Считается, что минимальным порогом коэффициента кратное балансовой стоимости акции является 1,0. Компания считается привлекательной, если этот показатель достигает 2,0.

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы