Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый рынок РФ    Особенности формирования финансовых ресурсов транснациональных корпораций

Особенности формирования финансовых ресурсов транснациональных корпораций

Особенности формирования финансовых ресурсов транснациональных корпораций

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2004

Особенности формирования финансовых ресурсов транснациональных корпораций

Слепов В.А

Мамедов А.О.


Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №5 / 2004

 

В процессах динамичного развития глобализации, растущей открытости и взаимозависимости национальных экономик, формирования нового типа международных финансовых отношений возрастет значение транснациональных корпораций. Они выступают и как ключевые компоненты мировой экономики, и как ее движущие силы.

Глобальные изменения в деятельности транснациональных корпораций теснейшим образом связаны с использованием современных методов и приемов международного финансового менеджмента. Актуальность изучения возможностей управления финансовыми потоками транснациональных корпораций обусловлена следующими положениями:
- процесс финансовый глобализации охватил и Россию, экономика которой последовательно интегрируется в мировое хозяйство;
- иностранные транснациональные корпорации сформировали в России устойчивую сеть дочерних предприятий, вклад которых в национальную экономику, в обеспечение потребностей населения значим и перспективен в долгосрочном периоде;
- современный этап развития иностранного предпринимательства в России отличается значительной долей участия транснациональных корпораций в прямых иностранных инвестициях, способствующих масштабной и эффективной трансформации российской экономики;
- формирующиеся российские транснациональные корпорации с сетью зарубежных дочерних предприятий нуждаются в создании гибкого аппарата международного финансового управления, использовании современной системы методов, приемов и инструментов финансового менеджмента.


Из всех многочисленных классификационных подходов, дифференцирующих финансовые ресурсы транснациональных компаний, в первую очередь необходимо выделить внутренние и внешние. Это можно аргументировать как сложной организационной структурой транснациональной компании с ее разнообразными функциональными элементами, иерархией и взаимосвязями, так и различиями в национальных условиях функционирования отдельных организаций, входящих в корпорацию.

ВНУТРЕННИЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Внутренние финансовые ресурсы корпораций представлены большим набором видов, подвидов и разновидностей. Их общая схема и взаимосвязи представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Классификационная схема внутренних финансовых ресурсов транснациональных корпораций и их взаимосвязи

Одним из наиболее значительных и традиционных внутренних финансовых ресурсов транснациональных корпораций являются средства владельцев и совладельцев корпорации, формируемые и аккумулируемые в ходе эмиссии и размещения долевых ценных бумаг. Приобретая акции корпорации, частные лица, работники корпорации, внешние предпринимательские структуры, общественные организации, государственные учреждения включаются в систему корпорации как ее своеобразные элементы со своими функциями и взаимосвязями. По целевому предназначению этот вид финансовых ресурсов корпораций достаточно диверсифицирован. Для рыночной экономики это основной источник денежных средств формирующего предназначения, используемый при создании предпринимательской структуры. Сформировав основные фонды и оборотные средства, акционерные капитал может значительно разнообразить свое использование, стать источником финансирования расширения и развития корпорации, реализации ее социальной политики, инвестиций.

Мировая практика рассматривает эмиссию акций транснациональных корпораций в отличие от российских предприятий в качестве одного из наиболее апробированных внутренних финансовых ресурсов с широким спектром реализации. Однако данные говорят о том, что часто это не только апробированный, но и один из наиболее объемных финансовых ресурсов транснациональных корпораций. Можно отметить ряд корпораций со значительной долей собственного капитала в активах:
Intel Corp. 78%
Nokia 56%
Compaq Computer Corp. 50%
Lucent Technologies 47%
Advanced Micro Devices 45%


Доля собственного капитала в активах корпорации Intel Corp. значительно превышает общий фон за счет активного использования такого внутреннего финансового ресурса, как эмиссия акций.

С инструментами фондового рынка связана возможность активизации и использования еще одного вида внутренних финансовых ресурсов, особо значительного для таких крупных мозаичных организационных структур, как транснациональные корпорации. Речь идет о субординированном долге, который представляет собой схему эмиссии и размещения корпорацией разнообразных как краткосрочных, так и долгосрочных ценных бумаг среди пайщиков, акционеров и персонала корпорации. Западные школы финансового менеджмента трактуют субординированный долг как "прослойку" между капиталом и обязательствами компании. Она обладает рядом качественных характеристик, присущих как собственному капиталу, так и обязательствам (заемным или привлеченным). С одной стороны, права инвесторов по сравнению с владельцами акций менее многочисленны и разнообразны. С другой стороны, характеристики и параметры обязательств корпорации, номинированные в долговых ценных бумагах, при необходимости могут быть значительно скорректированы менеджментом. Проведенные через совет директоров и собрание акционеров решения правления могут изменить суммы и сроки обязательств субординированного долга, уменьшить уровень и сделать иными виды и сроки выплаты процентов, конвертировать долговые обязательства в долевые ценные бумаги, вплоть до списания долга. Естественно, что такой вид внутренних финансовых ресурсов корпорации не может быть задействован в период ее образования, и ограничен в поддержании оперативного функционирования. Однако в качестве источника финансирования расширения и развития корпорации, компенсации потерь при проявлении рисков, крупных проектов этот вид внутренних финансовых ресурсов перспективен и востребован. Международная практика интенсивно использует субординированный долг в качестве внутреннего финансового ресурса развития корпораций.

Для России понятие субординированного долга относится, скорее, к малознакомым, хотя сам механизм, в принципе, используется при распределении векселей и корпоративных облигаций среди персонала организации.

Эффективным инструментом привлечения внутренних финансовых ресурсов транснациональными корпорациями, так же как и российскими предприятиями, являются корпоративные облигации. Чаще других этот инструмент используют американские корпорации (рис. 2).


Рис. 2. Динамика капитализации корпоративных облигаций США

Основными эмитентами корпоративных облигаций выступают крупные компании индустриального, транспортного, энергетического секторов американской экономики. По данным Thomson Financial Securities Date, американские корпорации за последние пять лет привлекли на долговом рынке почти 2,5 трлн долларов. Из них 20% получено за счет размещения высокодоходных рискованных облигаций junk bonds<*>.

Финансовый менеджмент транснациональных корпораций активно использует еще один специфический вид внутренних финансовых ресурсов, связанный с образованием внутрикорпоративных денежных потоков. Его особенность заключается в том, что с точки зрения всей корпорации он практически не обеспечивает притока денежных средств, но с позиций отдельных элементов корпоративной структуры этот финансовый ресурс может быть весьма значительным и востребованным. Речь идет о дополнительных доходах, которые возникают вследствие разницы валютных курсов, налогообложения и финансовых ограничений в странах и регионах нахождение предприятии и филиалов корпорации.

Неравномерное развитие экономик разных стран, различия их денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, валютной политик, социальных приоритетов приводит к тому, что в одно и то же время в одних подразделениях корпорации бизнес развивается, образуются свободные денежные средства, подлежащие эффективному размещению, а в других странах и регионах у подразделений компании возникают финансовые затруднения. Централизованное в рамках корпорации управление денежными потоками вплоть до аккумуляции средств в одном финансовом центре позволяет оперативно реагировать как на негативные, так и позитивные изменения ситуации, эффективно справляться с возникающими диспропорциями. Кроме того, схема единого финансового центра корпорации приводит также к существенной экономии на издержках по переводу денежных средств.

Причины формирования таких внутренних финансовых ресурсов, как внутрикорпоративные перераспределительные финансовые потоки могут быть связаны с функционированием и развитием самой корпорации. Так, потребности в дополнительных финансовых ресурсах за счет перераспределительных корпоративных денежных потоков могут возникнуть у отдельных подразделений корпорации в случае, если они несут дополнительные затраты на проведение делегированных им мероприятий по техническому, региональному, рыночному, социальному развитию корпорации. Разрабатывая новые продукты и технологические схемы, открывая специализированные отделения в новых регионах, проводя маркетинговые исследования и операции, строя жилье и учреждения социальной инфраструктуры, эти подразделения корпорации способствуют более эффективному бизнесу и прогрессу всех остальных подразделений и корпорации в целом.

Использование в качестве внутренних финансовых ресурсов корпорации ее перераспределительных денежных потоков возможно для компенсации отдельным подразделениям корпорации потерь при наступлении рисков, как общих так и рыночных, дополнительных затрат по реализации социальных программ соответственно требованиям политики местных властей, убытков при поддержании традиционного ассортимента или содержания нерентабельных, но необходимых корпорации представительств. Анализ всех этих факторов позволяет сделать вывод о естественности, стабильности, значимости для корпорации механизма перераспределения финансовых ресурсов.

В определенных ситуациях, когда потребность в денежных средствах носит временный характер, финансовые схемы распределения финансовых ресурсов внутри транснациональной корпорации становятся малоэффективными. При этом часто используемым инструментом финансирования зарубежных операций и перемещения ресурсов являются корпоративные (внутрифирменные) кредиты. Обращение к такому внутреннему ресурсу (источнику финансирования) эффективно при высоких текущих процентных ставках на местных кредитных рынках, наличии жесткого валютного контроля, существенных различиях в налогообложении. Кроме того, корпоративные кредиты обычно представляются по льготным схемам. Они низки или беспроцентны, со свободными сроками погашения, несложны в оформлении, отличаются крайне низким уровнем кредитного риска. Это привлекательно для кредиторов корпорации. Выделяют несколько типов корпоративных кредитов. Во-первых, это обыкновенный, или прямой, кредит. Кредиторами могут являться головная фирма корпорации, центр ее финансового менеджмента или банк, входящий в структуру корпорации, или одно из производственных подразделений корпорации (обычно по распоряжению головного офиса). Второй тип корпоративного кредита - опосредованный кредит в форме займа в одной стране или в одной валюте, гарантированный ссудой или депозитом в другой стране или в другой валюте.

В реальной практике корпоративный кредит обычно представляет собой заем, выдаваемый родительской компанией своему филиалу, находящемуся в другой стране, через банк, выступающий в качестве финансового посредника

Рис. 3. Схема опосредованного корпоративного кредита в транснациональных корпорациях

С точки зрения банка, кредитный риск в этом случае минимален вследствие стопроцентной обеспеченности кредита. Кроме того, следует учесть, что во многих странах применяются различные ставки для налогообложения процентов, выплачиваемых родительской компании по депозиту, и процентов за банковский кредит. Это является важным фактором выбора формы финансирования.

Проведенный анализ внутренних финансовых ресурсов транснациональных корпораций показал их возможности в создании и функционировании корпорации, финансировании конкретных проектов, в развитии как всей корпоративной структуры, так и отдельных ее компонентов. Внутренние финансовые ресурсы несмотря на их специфику и разнообразие обладают рядом сходных позитивных черт. Они достаточно легко управляемы с позиций корпоративного менеджмента, относительно легко и быстро активизируются. Это и предопределило значительную их долю в активах многих зарубежных транснациональных корпораций. Выявленные мировые тенденции необходимо учитывать отечественным транснациональным корпорациям при осуществлении финансового менеджмента.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Обладающие рядом преимуществ внутренние финансовые ресурсы транснациональных корпораций не всегда и не в полной мере могут обеспечить их финансовые потребности. Более диверсифицированными, емкими, интенсивными и эффективными могут быть внешние финансовые ресурсы. Они особенно важны в период развития корпорации, когда требуется максимальная концентрация финансовых ресурсов.

Для многих транснациональных корпораций активное использование внешних финансовых ресурсов является экономическим приоритетом. Например, в 2001 г. в структуре источников активов корпорации Advanced Micro Devices большой удельный вес составляли заемные средства (43,7%). Коэффициенты "задолженность/собственный капитал" и "долгосрочная задолженность/собственный капитал" составили соответственно 0,41 и 0,37, а коэффициент финансовой независимости - 0,55. Финансовая независимость этой и других компаний ниже, чем у корпораций, использующих в качестве источников финансирования внутренние финансовые ресурсы и в первую очередь собственный капитал. Например, у Intel Corp. коэффициенты "задолженность/собственный капитал" и "долгосрочная задолженность/собственный капитал" составили 0,03 и 0,02 соответственно, а коэффициент финансовой независимости - 0,78.

Однако столь разная политика в области финансового ресурсного обеспечения корпораций при высоком качестве финансового менеджмента и оптимальной структуре обязательств привели к тому, что обе эти корпорации, работающие в одной отрасли, но использующие различные финансовые ресурсы (AMD преимущественно внешние, а Intel - внутренние), характеризуются высокой финансовой устойчивостью. Благодаря тому, что 90% задолженности AMD составляет долгосрочная задолженность, обе компании имеют практически одинаковый коэффициент финансовой устойчивости - 0,79 у Intel и 0,75 у AMD, прибыльность обеих компаний намного превышает средний уровень по отрасли.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что не только внутренние, но и внешние финансовые ресурсы могут обеспечить эффективный бизнес корпорации. Хотя внешние финансовые ресурсы сложнее управляются и труднее активизируются, более затратны, они обладают рядом достоинств в сравнении с внутренними финансовыми ресурсами.

Во-первых, они обеспечивают большую адаптивность к местным финансовым и валютным условиям (налогам, контролю и ограничениям, валютным курсам). Во-вторых, они могут в большей степени защищать финансы корпораций от инфляции. В-третьих, в отличие от внутренних финансовых ресурсов возможности их изменения разнообразнее.

Внешние финансовые ресурсы так же, как и внутренние, могут быть классифицированы по ряду признаков. Их общая схема и взаимосвязи приведены на рисунке 4. По сравнению с обычными национальными предпринимательскими структурами у транснациональных корпораций внешние финансовые ресурсы более диверсифицированы и потенциально дешевле. Это дает больше возможностей при профессиональном эффективном менеджменте для развития и совершенствования бизнеса корпорации.

Рис. 4. Классификационная схема внешних финансовых ресурсов транснациональной корпорации и их взаимосвязи

Детальный классификационный анализ позволяет определить наиболее эффективные, востребованные, доступные и наиболее перспективные внешние финансовые ресурсы корпораций, их возможные сочетания и балансировки между собой и с внутренними финансовыми ресурсами. Внешние финансовые ресурсы корпораций могут быть классифицированы по их экономической сущности. Здесь можно выделить ряд вариантов со своими методиками, инструментами, эффективностью. Во-первых, внешние источники денежных средств корпорации могут быть финансовыми, кредитными и фондовыми. Уже здесь их характеристики существенно различаются. Первые - часто безвозмездны, но сложно управляются и активизируются только при соблюдении ряда специфических условий. Вторые и третьи предполагают их возвратность, срочность, платность, которые, в свою очередь, диверсифицированы в зависимости от механизмов и используемых инструментов их активизации. Во-вторых, внешние финансовые ресурсы транснациональных корпораций могут быть охарактеризованы как перераспределительные, заемные и привлеченные в зависимости от особенности денежных потоков, лежащих в их основе, их направлений, мощности, побудительных мотивов участников.

Классификация внешних финансовых ресурсов транснациональной корпорации возможна по источникам их образования. Она выделяет финансовые ресурсы, поступающие в качестве капитальных вложений или субсидий из бюджетной системы, формируемые эпизодически в исключительных случаях как финансовая помощь; финансирование совместных проектов или коммерческие кредиты предпринимательских структур, связанных как совместной деятельностью, так и инвестиционными инфраструктурами с корпорацией; привлекаемые через сберегательную систему или инвестиционные институты денежные ресурсы населения, в первую очередь сбережения, а также средства общественных организаций. Последнее возможно и предпочтительно, если деятельность корпорации соответствует прямо или косвенно социальным целевым приоритетам общественных организаций.

Еще один классификационный признак - регион активизации внешних ресурсов корпорации. Он выделяет местные финансовые ресурсы, формируемые в конкретном регионе местонахождения подразделения корпорации, с учетом страновых, природных, ресурсных, экономических, социальных, политических и административных факторов; региональные, образуемые в той же стране, где функционируют подразделения корпорации, но в другом регионе с иными местными факторами. Кроме того, следует выделить зарубежные внешние финансовые ресурсы корпорации. Они формируются как в странах, где уже действуют подразделения корпорации, так и в странах потенциального проникновения.

Естественно, что доступность, интенсивность, объемность этих ресурсов значительно различаются в зависимости от целевых установок инвесторов. Целевыми установками или предназначением внешних финансовых ресурсов корпораций чаще всего являются поддержание оперативного функционирования корпорации, обеспечение ее развития, расширения или реструктуризации. Ими могут быть реализация конкретных проектов, создание (стартовый этап) новой транснациональной корпорации. Есть и специфические целевые установки для внешних финансовых ресурсов. Речь идет о таких целевых инвестиционных приоритетах, реализуемых через внешние финансовые ресурсы, как овладение корпорацией или контроль над ней, экономическое давление на администрацию регионов местонахождения подразделения или головного офиса корпорации, а также для спекуляций.

Большое значение для эффективного финансового менеджмента в транснациональных корпорациях имеет классификационный подход, разделяющий их внешние финансовые ресурсы по степени их активизации. Аналогично внутренним ресурсам это основные, дополнительные и случайные внешние финансовые ресурсы, а также реально используемые и потенциальные. В этой классификации особое значение имеют специфические региональные факторы, ограничивающие активизацию и использование внешних финансовых ресурсов транснациональных корпораций. Действие этих факторов, их направления и интенсивность зависят от природных условий и сырьевой базы, наличия и состава трудоспособного населения, а также социальных традиций, нормативных правил и ограничений. Последние регулируют деятельность транснациональных корпораций в сфере финансов.

С позиций финансового менеджмента, оценки и управления внешними финансовыми ресурсами транснациональных корпораций большое значение имеет классификационный принцип, дифференцирующий ресурсы по денежным потокам погашения обязательств. Наиболее важен этот классификационный подход к внешним ресурсам, привлекаемым корпорациями из кредитной и банковской систем. В оперативном плане в расчете на минимальные риски следует выделить два типа денежных потоков. Во-первых, это денежный поток внешних финансовых ресурсов, аккумулируемых для реализации крупных коммерческих проектов. Он относительно легко оценивается и контролируется. Этот тип внешних финансовых ресурсов позволяет достаточно точно определить и зафиксировать все основные параметры проекта - цены, сроки и объемы реализации, уровень риска и другие. Второй тип образуют внешние финансовые ресурсы, привлекаемые транснациональными корпорациями для осуществления основной текущей деятельности.

Существуют научные и методические разработки, рассматривающие в качестве классификационных признаков внешних финансовых ресурсов корпораций и предприятий рынки, на которых они активизируются. Речь идет об отдельных сегментах финансового рынка, в первую очередь кредитном, инвестиционном и валютном. Каждый располагает своими инструментами, участниками, методиками, правовой инфраструктурой, надзорными органами. Это предопределяет большую специфику в привлечении и использовании финансовых ресурсов указанных рынков.

Для оценки и выбора источника внешнего финансирования деятельности корпорации в качестве классификационного признака часто используется объем, величина финансовых ресурсов. Объемные показатели влияют на интенсивность формирования финансовых ресурсов, их привлекательность в качестве источника финансирования, на формирование и проявление рисков. Величина внешнего финансового ресурса может быть определена по отношению к собственному капиталу корпорации, ее активам, отдельным фондам корпорации или подразделения (амортизации, оплате труда и другим), а также к стоимости проекта. Последнее имеет существенное значение и для кредитора-инвестора, поскольку отношение ресурс/капитал во многом определяет степень риска размещения денежных средств.

Немаловажную роль в финансовом менеджменте играет разделение внешних финансовых ресурсов по срокам. Традиционно выделяют долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные внешние финансовые ресурсы. Конкретизация сроков зависит от различных факторов. К ним относятся инфляция (чем выше темпы инфляции, тем более "короткими" становятся финансовые ресурсы), предназначение финансовых ресурсов (в оборотные средства - короткие, в оборудование - среднесрочные, в строения - долгосрочные), сроки государственных экономических программ и другие.

Помимо финансовых транснациональные корпорации используют кредитные внешние ресурсы. Они дифференцируются на долгосрочные и краткосрочные, банковские и коммерческие, местные и международные. При этом функционирование подразделений корпорации в различных странах и регионах привносит в менеджмент этого вида внешних финансовых ресурсов значительную специфику. Так, весьма популярным среди транснациональных корпораций инструментом привлечения краткосрочных финансовых ресурсов служат прямые кредиты евробанков. Помимо своего непосредственного предназначения, выражающегося в привлечении денежных средств для обеспечения производственных процессов корпорации, данная форма активизации внешних ресурсов нередко несет в себе и косвенный подтекст. Она является своеобразным каналом для установления связей между транснациональными корпорациями и евробанками. В условиях, когда те или иные базовые финансовые ресурсы становятся временно недоступными, транснациональные корпорации в большей степени ориентируются на кредиты евробанков. При этом большинство корпораций стремится диверсифицировать эти внешние финансовые ресурсы, заключая кредитные соглашения сразу с несколькими банками разных стран. Это расширяет выбор условий кредитования. Так, например, компания Westinghouse имеет кредитные соглашения с более чем 100 иностранными и местными банками.

С учетом специфики транснациональных корпораций возможно привлечение на кредитном рынке внешних параллельных кредитов. Суть параллельного кредита состоит в одновременном и сбалансированном по основным параметрам привлечении кредитов каким-либо подразделением корпорации в разных странах от различных материнских компаний (рис. 5).

Рис. 5 Схема внешнего параллельного кредитования в транснациональных корпорациях

Одним из важнейших факторов, предопределяющих политику транснациональных корпораций в сфере выбора и активизации внешних финансовых ресурсов, связан с валютной политикой. Вне зависимости от вида, типа внешнего финансового ресурса родительская фирма корпорации или ее подразделения вынуждены решать вопрос о том, в какой валюте производить заимствование средств. Даже если они испытывают потребности в валюте страны их нахождения, не исключено, что им будет выгоднее получить заем в иностранной валюте на международных рынках. Это связано с тем, что процентная ставка на этих рынках, как правило, ниже, нежели в стране базирования корпорации.

Существует целый ряд приоритетов, которые транснациональные корпорации рассматривают при принятии ими решения о привлечении финансовых ресурсов в иностранных валютах. Важнейшими среди них являются:
- паритет процентных ставок;
- форвардная ставка, как важнейшее средство прогнозирования;
- прогнозы динамики обменных курсов.


Эти же факторы и подходы характерны при выборе и использовании транснациональными корпорациями в качестве внешних финансовых ресурсов инвестиционных (фондовых) инструментов.

Как родительские фирмы, так и дочерние структуры транснациональных корпораций активно используют в качестве внешних финансовых ресурсов комплекс различных инструментов привлечения краткосрочных денежных средств для обеспечения ликвидности. Одним из таких эффективных инструментов является эмиссия евровекселей (euronotes). Такие векселя обычно эмитируются сроком на один, три или шесть месяцев под плавающий процент, рассчитываемый на базе ставки LIBOR. Однако многие корпорации применяют конверсионные схемы и немедленно после окончания срока действия своих векселей пролонгируют их на новый, обычно аналогический срок. Фактически векселя превращаются из краткосрочных в среднесрочные инструменты активизации внешних финансовых ресурсов. Андеррайтинг векселей корпораций проводится коммерческими банками, которые часто сами становятся их владельцами, приобретая векселя для своих инвестиционных портфелей.

Кроме евровекселей с целью привлечения внешних краткосрочных финансовых ресурсов транснациональные корпорации активно используют эмиссии европейских коммерческих бумаг (euro-commercial papers). Эмиссия этих бумаг осуществляется, как правило, без привлечения андеррайтинговых синдикатов. Поэтому цена их реализации на рынке не может быть гарантирована заранее. Сроки действия европейских коммерческих бумаг варьируются, часто определяясь потребностями самих инвесторов. Дилеры активно работают с этими бумагами, образуя их вторичный рынок путем выдвижения предложений об их возможной перепродажи до истечения срока действия.

Наиболее распространенным в международной практике и перспективным в России инструментом привлечения внешних финансовых ресурсов являются долгосрочные корпоративные облигации. Специфика структуры и функционирования транснациональных корпораций предопределяет тщательный выбор валюты эмиссии корпоративных облигаций. Доходы и затраты по ним весьма разнятся в зависимости от вида валюты. Здесь влияют два основных компонента - текущая процентная ставка и динамика обменного курса данной иностранной валюты относительно внутренней валюты страны нахождения самой корпорации.

На практике решение валютных проблем реализуется по нескольким сценариям. Например, поскольку уровень доходности облигаций, выпущенных в иностранных валютах, нередко оказывается низким, транснациональные корпорации, расположенные в Соединенных Штатах Америки, часто предпочитают номинировать свои облигации в других валютах. Такие корпорации, как Hewlett Packard IBM, Pepsi Co., Walt Disney значительную часть своих облигаций эмитируют в японских иенах с целью получения преимуществ за счет низких процентных ставок в стране этой валюты.

При благоприятной динамике валютных курсов и процентных ставок оказывается выгодным выпускать долгосрочные корпоративные еврооблигации с плавающей ставкой, которую фирмы часто предпочитают фиксированной купонной ставке.

В целом ряде случаев наиболее предпочтительным выбором для эмитента (заемщика) может быть не одна валюта или тип облигации, а портфель из нескольких иностранных валют. Диверсифицированный валютный фондовой портфель может служить эффективным инструментом снижения риска, принимаемого на себя эмитентом облигаций. Упрощенной модификацией диверсифицированного валютного фондового портфеля является вариант, позволяющий привлекать финансирование в нескольких иностранных валютах без одновременной эмиссии нескольких видов облигаций. Такой инструмент активизации финансовых ресурсов в форме валютного "коктейля" имеет ряд несомненных преимуществ перед облигациями в одной валюте. Он позволяет добиться существенного снижения валютного риска. Валютный "коктейль" представляет собой некую мультивалютную счетную единицу. Если в Европе введение евро в качестве единой европейской валюты ограничило выпуск облигаций в форме валютного "коктейля", то в мировой практике этот финансовый инструмент остается весьма востребованным.

Ключевой задачей международного финансового менеджмента является оптимизация условий привлечения финансовых ресурсов как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Выбор транснациональными компаниями той или иной схемы привлечения финансовых ресурсов определяется соотношением стоимости привлекаемых средств и рисками, которым подвергается компания при проведении данных операций.

Для привлечения внешних финансовых ресурсов в большей мере, чем для внутренних, целесообразно использовать брендовый инструмент. Бренд эффективной, стабильной, динамично развивающейся корпорации, грамотно построенный и правильно оформленный, не только способствует расширению сегментов рынка, росту объемов продаж и в итоге увеличению рентабельности, но и обеспечивает повышение ее привлекательности как объекта кредитных и портфельных инвестиций. Высокие рейтинги транснациональных корпораций, обладающих эффективными брендами, предопределяют более благоприятные оценки их кредитоспособности и, соответственно, большие лимиты кредитования, а также более объемное и быстрое размещение эмитируемых ими фондовых инструментов. Это - одно из важнейших направлений усилий менеджмента для воздействия на параметры внешних финансовых ресурсов транснациональных корпораций.

Также по этой теме: