Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый рынок РФ    Экономический скоринг: баланс интересов бизнеса и государства

Экономический скоринг: баланс интересов бизнеса и государства

Экономический скоринг: баланс интересов бизнеса и государства

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2005

Наумов М.Ф.

Реальный рост благосостояния и защищенности экономики государства обеспечивается ростом предпринимательского самосознания и массовым увеличением прослойки среднего конкурентного бизнеса (в том числе в составе крупных бизнес-групп), повышением прозрачности экономики и усилением государственного контроля за деятельностью экономических субъектов.

В последние годы в этой области были предприняты следующие меры:


-

проведение налоговой реформы (принятие части второй Налогового кодекса);

-

ужесточение администрирования в сборе налогов (консолидация функций регистрации и учета экономических субъектов, а также информации об их доходах и расходах в Федеральной налоговой службе, создание специальных инспекций по крупным налогоплательщикам, проведение показательных процессов против «неправильной» оптимизации налогов);

-

проведение банковской реформы;

-

осуществление реформы бухгалтерского учета и аудита в рамках перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

-

проведение административной реформы.

 

Однако несмотря на столь масштабные и дорогостоящие для налогоплательщиков изменения ключевые проблемы экономики государства и бизнеса либо не решаются вообще, либо решаются непоследовательно и явно недостаточными темпами. К числу таких проблем относятся:
1. значительная и неуправляемая доля неучтенного, фиктивного и криминального секторов.
2. огромные налоговые потери бюджета.
3. порочная для бизнеса практика выплаты зарплат в «конвертах» (дешевый труд не создает стимулов для перехода на новые технологии).
4. незащищенность прав инвесторов.
5. административный хаос и масштабная коррупция в органах власти.
6. рост концентрации бизнеса в сфере природных и экономических ресурсов, злоупотребление доминирующим положением.
7. острый дефицит реальной информации о рынках и их участниках (невозможность точной и быстрой идентификации большей части организаций и граждан при анализе экономических и коммуникационных операций; бессилие статистических служб и т.д.).
8. в конечном итоге — абсолютная непрозрачность экономики и крайне низкая конкурентоспособность предпринимательского климата России на мировом рынке.

Фундаментальные причины перечисленных проблем не связаны с качеством проведения формальных реформ — введением или отменой Международных стандартов финансовой отчетности, усилением или ослаблением ответственности руководителей, созданием или реорганизацией громоздких информационных систем и т.д. Практика деятельности крупных российских компаний (ЮКОС, ТНК до слияния с BP, «Сибнефть» и др.) наглядно демонстрирует значительные возможности по произвольному манипулированию финансовой отчетностью. Для приспособления к новым условиям и сохранения «нужной» эффективной ставки налогообложения любая компетентная группа налоговых консультантов с помощью простой компьютерной программы смоделирует для компании-клиента десяток «законных» схем, задействующих специальных людей и фирм в разных юрисдикциях. Результатом же неадекватных действий властей в России является рост недовольства бизнеса властью из-за роста издержек на администрирование, изъятия под разными предлогами части оборотных средств, запутывания условий хозяйствования, распространения практики неправового решения налоговых споров, сдерживания реального предпринимательства и экономического роста.

Фактическая угроза потери контроля над экономикой актуальна не только для России, но и для всех других без исключения развитых государств. Так, в США с развитыми бухгалтерскими стандартами GAAP, комитетом по ценным бумагам и биржам (SEC) и полной подконтрольностью всех финансовых потоков спецслужбам вот уже целое десятилетие не прекращается череда опасных для всей мировой экономики финансовых скандалов. Принятие жестких законов, таких как закон Сарбейнса-Оксли (ужесточает государственный контроль над публичными компаниями, их контрагентами и вводит более полную ответственность их руководителей), оказывается несвоевременным и только усугубляет ситуацию. На выполнение всех положений новых законов у бизнеса уходит слишком много времени и денег.

Одной из причин большинства перечисленных проблем, на наш взгляд, является отсутствие самой возможности их решения лишь путем «оптимизации» законодательства и правил бухгалтерского учета. Любое предприятие не работает в вакууме; в его деятельности всегда присутствует неофициальная, не учитываемая часть операций (либо учитываемая в других организациях). Эту значительную часть принципиально неформализуемой экономики никакие стандарты бухгалтерского учета охватить просто не в состоянии.

Следующей базовой причиной неуправляемости экономики является отсутствие институциональной возможности оперативного определения исторических и текущих цен на товары и услуги. Подчеркнем, что речь идет о реальных ценах на товары и услуги, которые определяются по всей совокупности фактических сделок, а не о мифических «рыночных» или «справедливых» ценах (уже давно научно доказано отсутствие чистых конкурентных рынков). Прямым следствием незнания цен является ложная информация о реальных доходах предприятий, собственников и работников, бизнеса и рынков.

Третьей причиной указанных проблем является отсутствие принципиальной возможности определения реальной рыночной доли предприятий. В отсутствии достаточного понимания общей структуры рынков и участников каждого из них (конечных и промежуточных потребителей, поставщиков и агентов влияния) ни власть, ни сами участники рынков не в состоянии соблюдать жизненно необходимый баланс интересов.

Таким образом, для решения проблемы создания эффективной экономической системы необходим более широкий взгляд и асимметричные проблемам прорывные решения.

Стратегия решений

Сегодня в стране порядка 700 тысяч юридических лиц регулярно осуществляют около 15 млрд сделок в год на 200—300 ключевых рынках. Из этого числа предприятий только около 1300 являются крупными, примерно 300 предприятий относятся к категории крупнейших и менее 30 — к системообразующим финансово-промышленным группам.

Основную массу экономических субъектов можно отнести к категории полутеневых малых предприятий с критически низкой конкурентоспособностью и недопустимо высокой зависимостью от 2—3 крупных клиентов. На данном этапе развития экономики представляется жизненно необходимым обеспечить равномерное создание и развитие на всей территории России конкурентной прослойки из примерно 10 тысяч независимых производственных предприятий так называемого «среднего бизнеса» (с годовым объемом продаж 10—100 млн долл., числом занятых 50—500 человек). С другой стороны, не менее важно обеспечить государственную лояльность экономических субъектов, их активную патриотическую позицию.

Какие условия необходимы для решения этих задач? По нашему убеждению, двумя ключевыми факторами роста являются развитие системы предпринимательской информации и выравнивание налоговых условий. Для этого необходимо обеспечить действительную прозрачность 200—300 ключевых рынков страны и примерно 700 тысяч их основных участников (знание отдельных рынков или компаний дает мало информации, так как все рынки и компании тесно взаимосвязаны). Только понимая ту или иную группу рынков, объективно оценивая все плюсы и минусы вхождения в нее, предприниматель может открыть новое дело, взять кредит в банке, нанять персонал и т.д. С другой стороны, всеобщее знание реальных показателей бизнеса обеспечивает ему экономическую защиту от псевдоконкурентных преимуществ других участников рынка в форме «оптимизации» налогообложения, неучтенной выручки и производства, заработной платы в «конвертах» и т.д. В таких условиях у предпринимателя появляется достаточный кредит доверия со стороны необходимых для бизнеса партнеров и, в первую очередь, органов власти.

Таким образом, для решения задачи реального экономического роста, в государстве и бизнес-сообществе назрела острая необходимость в создании принципиально нового механизма, который бы обеспечил требуемую прозрачность экономики и справедливые правила игры. Появление такого механизма, своеобразной «фабрики знаний», должно обеспечить разработку практического инструментария для эффективного стимулирования развития компаний и рынков, реального регулирования налоговой нагрузки на предприятия, улучшения инвестиционного климата и т.д.

На наш взгляд, глобальный (в масштабах России) источник предпринимательского знания и мощную основу для выравнивания фактической налоговой нагрузки можно создать достаточно быстро и без бюджетных средств. Для этого необходимо соединить государственные архивы и потоки данных о единичных актах взаимодействия экономических субъектов, сгруппировать последние по рынкам (составить справочники), внедрить механизм преобразования полученных сведений в ценные для самих же экономических субъектов знания, обеспечить распространение этих знаний и заложить механизм саморазвития полученной информационно-аналитической системы.

Создание механизма саморазвития такой системы возможно только при внедрении новой учетно-расчетной модели товарно-денежных операций, в основу которой должен быть положен аналог унифицированного плана расчетно-бухгалтерских счетов<*>. Разработка целевой модели и осуществление перехода на нее большинства экономических субъектов потребует масштабной институциональной перестройки национальной экономики, правовой системы, изменения структуры распределения трансакционных издержек между бизнесом и государством.

<*> Наумов М.Ф. Единый стандарт учета отношений между организациями // Финансовый менеджмент. — 2003 г. — №6. — С. 130—144.

Необходимо отметить, что действующие прототипы требуемой информационно-аналитической системы и практически вся методика ее создания уже реально существуют. Более того, некоторые отечественные банки и крупные средства массовой информации производят попытки преобразования разрозненных информационных потоков в полезную для себя и своих клиентов-предпринимателей информацию (в рамках создания систем добычи данных Data mining и поиска закономерностей в компьютерных базах данных — Knowledge Discovery). Однако пока реальная ценность выходных аналитических продуктов по разным причинам находится на достаточно низком уровне (примеры 1—3).

Пример 1: журнал Сбербанка «Прямые инВЕСТИции» совместно с сотрудниками механико-математического факультета МГУ ежемесячно проводят анализ движения рублевых денежных средств крупнейших участников какого-либо рынка и составляют рейтинг его лидеров. Основная форма выдачи результатов анализа имеет следующий вид:

Место в 2003 г.

Название группы

Выручка,полученная о российских фирм в 2003 г.

Выручка,полученная о российских фирм в 2002 г.

Изменение, %

Рублевые платежи (расходы) в 2003 г.

Рублевые платежи (расходы) в 2002 г.

Изменение, %

Уплачено налогов в 2003 г.

Уплачено налогов в 2002 г.

Место по расходам в 2003 г.

1

N

9155

6771

35,2

3514

5482

–35,9

129

141

1

2

NN

2485

1442

72,3

2641

2060

28,2

92

86

1

 

Пример 2: журнал «Экономические стратегии» совместно с профессорами РГТЭУ Минэкономразвития ежеквартально исследует структуру контрагентов (клиентов, поставщиков) группы компаний-лидеров различных рынков. Основные формы выдачи результатов анализа имеют следующий вид:

№ п/п

Категория клиентов

Доля в суммарной выручке исследуемой группы компаний, %

Доля в общей численности клиентов, %

1

Более 3 млн долл.

10,24

0,003

2

от 1 до 3 млн долл.

8,69

0,012

 

№ п/п

Категория клиентов

Доля в суммарной выручке исследуемой группы компаний, %

Доля в общей численности клиентов, %

2

Первые 10 клиентов

19,24

0,009

2

Первые 50 клиентов

38,11

0,012

 

Место в рейтинге

Название клиента исследуемой группы компаний

Доля в суммарной выручке исследуемой группы компаний, %

1

N

7,64

2

NN

3,91

 

Пример 3: журнал «Эксперт» совместно с одноименным рейтинговым агентством каждое полугодие осуществляют исследование группы рынков и публикуют рейтинги их крупнейших участников.

Место в рейтинге за 2003 г.

Место в рейтинге за 2002 г.

Название

Объем выручки в 2003 г.

Объем выручки в 2002 г.

Изменение, %

В т.ч. выручка от вида услуг А

В т.ч. выручка от вида услуг В

Количество сотрудников

Чистая прибыль за 2003 г.

1

2

N

9155

6771

35,2

4155

3400

768

 

2

3

NN

2485

1442

72,3

1899

178

349

9

 

Система скоринга

Для формирования знаний о рынках и выявления предпринимательских возможностей на практике должны применяться два взаимосвязанных метода: логический (фундаментальный) и скоринговый (автоматизированный).

Логический метод опирается на оценку экспертов конкретных рынков и предполагает взвешенный анализ их показателей. Экспертная оценка характеризует степень предпочтения одних показателей другим. На основе имеющейся информации эксперт составляет «обобщенный образ» предпринимателя и сравнивает его со «стандартными образами» действующих бизнесов, которым на основании прошлого опыта создания бизнесов присвоена определенная группа потенциала и риска. Необходимо отметить, что данный метод характеризуется высокими операционными расходами, высоким влиянием человеческого фактора, низкой масштабностью в регионах.

Скоринговый метод оценки предпринимательского потенциала обладает большими перспективами практического использования, так как содержит дополнительные достоинства, компенсирующие недостатки логического метода. Он основывается на подсчете баллов по каждой позиции так называемой «предпринимательской инициативы» в отношении конкретного рынка, будь то проект открытия закусочной на трассе «Санкт-Петербург—Москва», либо альтернативного нефтяного трубопровода «Тайшет—Находка». Балльные системы оценки должны создаваться национальным аналитическим (маркетинговым) агентством на основе эмпирического подхода с использованием математического или факторного анализа. Скоринговая система будет использовать исторические, текущие и прогнозные данные об «успешных» и «неудачных» предпринимательских инициативах-проектах и будет определять критериальный уровень оценки проектов, бизнесменов, рынков.

Содержание метода скоринговой оценки предпринимательского потенциала заключается в придании определенных весов (баллов, условных единиц) различным оценочным показателям, а результатом оценки служит выведение класса предпринимательского потенциала проекта или бизнесмена на основе общей суммы набранных балов. В основе методологии предпринимательского скоринга лежит техника кредитного скоринга. Последняя была впервые предложена в начале 40-х годов ХХ века американским экономистом Д. Дюраном для решения проблемы отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Тогда Д. Дюран на базе статистики «хороших» и «плохих» кредитов выявил группу факторов, позволяющих определить надежность заемщика и степень кредитного риска. В предпринимательском же скоринге необходимую статистику еще предстоит собрать (из различных государственных ведомств), проанализировать, разработать критерии и коэффициенты для балльной оценки потенциала предпринимательских проектов и самих предпринимателей.

Система предпринимательского скоринга способна принципиально разрешить проблему качественного развития российского бизнеса. Основное ее преимущество заключается в обеспечении принятия всего комплекса обоснованных решений на каждой стадии массовой инициации и реализации предпринимательских проектов: выявление рыночных ниш, разработка концепций бизнесов, написание бизнес-планов, привлечение ресурсов, реализация проектов, развитие бизнеса и его защита, соблюдение баланса интересов стейкхолдеров (всех заинтересованных в бизнесе сторон и, в первую очередь, самого государства). Представляется, что только скоринговая система в состоянии обеспечить снижение уровня риска предпринимательства (доли неудачных проектов и несостоявшихся бизнесменов), а также быструю обработку бизнес-планов и снижение на этой основе операционных расходов участников предпринимательского процесса. Скоринговая система значительно ослабляет влияние фактора «субъективизма» при определении потенциала будущих бизнесов. Особое значение скоринговая система может иметь для финансовых рынков (банковского, страхового, аудиторского). Наличие такой системы позволяет за считанные минуты достоверно оценивать потенциал и риски сотрудничества с контрагентами из любых уголков России.

Являясь высокотехнологичным, этот метод находит применение, главным образом, в крупных банках, обладающих большой клиентурой и соответствующим статистическим материалом, реализующих крупные программы развития потребительского кредитования, эмиссии пластиковых карточек и т.д. Сознавая несомненные преимущества кредитного скоринга, каждый ведущий зарубежный и отечественный банк прилагает большие усилия для разработки и совершенствования подобных систем оценки возможностей и рисков кредитования. Обычно в рамках кредитного скоринга собирается информация четырех типов: демографического характера для идентификации заемщиков, негативная кредитная история, данные по счету (в т.ч. информация о совокупных долговых обязательствах) и вспомогательные сведения (о потере или краже паспорта, мошеннические действия и т.д.). Организации скоринговых систем предшествует накопление и интеграция данных крупнейших банков государств в специальных кредитных бюро. Необходимо подчеркнуть, что балльная система анализа опирается на качественную информацию о субъектах (то есть полную, достоверную и актуальную) и эффективную, статистически тщательно выверенную методику оценки.

Государство можно представить в виде большого банка с максимальной клиентурой, наиболее полными сведениями обо всех обстоятельствах деятельности своих «клиентов» и реализующего крупные программы (борьбы с терроризмом, экономического роста, борьбы с бедностью). А если дело обстоит именно таким образом, то такому «банку» просто необходимо иметь адекватную скоринговую систему для выявления предпринимательских возможностей и защиты интересов участников бизнеса (включая общество). Применение системы скоринга предоставляет государству эффективный инструмент регулирования спроса и предложения на всех значимых рынках страны, защиты реальной конкуренции, поддержания эффективной и хорошо управляемой структуры участников рынка. Возможность оперативно изменять сумму оценочных баллов, формировать те или иные критерии оценки позволяет органам государственной власти целенаправленно расширять прослойку «среднего» предпринимательства, реально управлять эффективной налоговой ставкой, регулировать «цветовое» соотношение показателей предприятий (черно-белой выручки, заработной платы) и, в конечном счете, стимулировать производство товаров и спрос на них со стороны конечных потребителей.

Показатели скоринга

Можно предложить следующую систему экономического скоринга (табл. 1). Ее основными показателями являются объемы операций обмена ценностями (денежными, товарными, информационными) между иерархично сгруппированными экономическими субъектами в различном измерении — стоимостном и натуральном, абсолютном и относительном. Значения показателей каждого экономического субъекта проходят автоматизированный анализ (многомерное ранжирование по шкалам; классификацию; кластеризацию; сегментацию; регрессионный анализ; выявление ассоциаций, исключений, последовательности и тенденций; профилирование лучших образцов; прогнозирование временных рядов и др.) с использованием современных технологий Data mining и Knowledge Discovery in Databases. В настоящее время отечественными учеными широко применяются четыре простые шкалы оценки количественных показателей товарно-денежного взаимодействия экономических субъектов: доля в деятельности, регулярность, активность и инициативность. В дополнение к перечисленным шкалам для оценки количественных показателей коммуникативного взаимодействия экономических субъектов и выявления взаимосвязей между ними применяются шкалы и коэффициенты инициативности, неформальности, лапидарности и другие [1]. Рассмотрение конкретных показателей и коэффициентов системы экономического скоринга будет проведено в последующих публикациях.

Таблица 1

Общая структура объектов и показателей системы экономического скоринга

Объект скоринга

Типы показателей предпринимательского скоринга

Типы показателей налогового скоринга

Типы вспомогательных показателей скоринговой системы (трансакционные показатели)

1

2

3

4

Рынки

Рыночные (внешние) показатели

Экономические (внутренние) показатели

Денежные потоки.

Территории

 

 

Товарные потоки.

Организации

 

 

Коммуникационные потоки.

Физические лица

 

 

Движение прав собственности

 

Фрагмент группы показателей, характеризующих выходной товарный поток экономического субъекта:

1. Объем вывоза товарных ценностей за период (день), всего.


-

в т.ч. объем вывоза внешним получателям (экспорта), итого.

-

в т.ч. объем вывоза железнодорожным транспортом (водным, воздушным и т.д.);

-

в т.ч. объем вывоза резидентам/нерезидентам (публичным/непубличным контрагентам, существующим/новым, бизнес-группам, регионам и т.д.);

-

в т.ч. объем вывоза сырья (полуфабрикатов, средств производства, товаров, услуг, интеллектуальной собственности).

-

в т.ч. объем вывоза внутренним получателям (в России).

-

в т.ч. объем транзитного вывоза (внешнего, внутреннего).

 

2. Количество единичных операций-трансакций (количество грузовых/таможенных деклараций), всего.

3. Количество получателей (предприятий, регионов, стран, бизнес-групп), всего.

4. Общее количество участников трансакций (получателей, банков, перевозчиков, декларантов и т.д.).

Достаточно большое количество показателей оценки и мониторинга (причем в некоторых случаях, казалось бы, дублирующих друг друга) жизненно необходимо по двум причинам: во-первых, для обеспечения высокого уровня точности оценки и, во-вторых, для обеспечения необходимой степени защиты показателей от «подделки» (особенно в финансовом секторе). При этом необходимо особо подчеркнуть, что вся богатая палитра оцениваемых показателей автоматически получается исключительно из единичных актов товарно-денежных и коммуникационных отношений между субъектами рынка (табл. 2). Все необходимые для получения этих показателей единичные акты отношений — трансакции — уже несколько лет регулярно фиксируются в России информационными системами известных организаций и могут использоваться для целей настоящего проекта. Именно по этой причине применение скоринговой технологии исключает необходимость содержания «армии» счетоводов, экспертов и громоздкой инфраструктуры.

Таблица 2

Информационно-аналитическая база для формирования показателей системы экономического скоринга

Тип отношений

Варианты формального отражения

Денежные

Рублевые/валютные, внутрироссийские/экспортные/ импортные/транзитные, наличные/безналичные, текущие/ инвестиционные/вклады в уставной капитал, поступления/выплаты, собственные/заемные, привлеченные/ размещенные, резидентов/нерезидентов, внутриорганизационные/внешние, сырьевых /промышленных/ потребительских/ посреднических компаний, публичных/непубличных компаний

Товарные

Национальные товары/зарубежные, внутрироссийские/экспортные/импортные/транзитные, осязаемые/ неосязаемые/ценные бумаги, инвестиционные/текущие, входящие/исходящие, оплаченные/ неоплаченные, резидентов/нерезидентов, внутриорганизационные/ внешние, сырьевые/промышленные/потребительские, публичных компаний/непубличных

Коммуникативные

Резидентов/нерезидентов, внутрироссийские/экспорт/импорт, телефонные/ по голосовой почте/по электронной почте/по факсу/IСQ/почтовые, входящие/ исходящие, внутриорганизационные/внешние, сырьевых субъектов/промышленных/ потребительских, публичных лиц/ непубличных, деловые/ личные, через СМИ и сайты в Интернете, пропускные системы, системы перевозчиков (авиа, ж/д)

Движение прав собственности

Владение долей в уставном капитале ООО/пакетом акций в АО; контроль кредиторской задолженности/контроль ключевых средств производства и т.д.

 

Предполагается, что в соответствующей Федеральной системе экономического скоринга будет производиться автоматическое сопоставление показателей целевого объекта скоринга (например, предприятия) с общими показателями объектов скоринга следующего (региона, рынка) и предыдущего (бизнес-единицы, работника предприятия) уровней, а также с различными нормативами (отраслевыми, страновыми). В зависимости от цели конкретной аналитической операции (выдача кредита, поиск потребителей, операции слияний и поглощений) по результатам такого автоматического сравнения целевому объекту скоринга будут присваиваться несколько составляющих баллов и один результирующий.

В качестве показателей, например, потенциала предпринимательского проекта могут выступать дополнительные параметры и характеристики: цель проекта, наличие доверительных отношений у предпринимателя с необходимыми партнерами (банком, поставщиками, клиентами), экономические возможности предпринимателя, его чистый годовой доход, доля собственных вложений в проект, кредитная история, квалификация, возраст, наличие собственности, продолжительность работы на целевом рынке и т.д. В результате каждая предпринимательская идея (или сам предприниматель) получает взвешенную оценку (количество баллов) между каким-то максимальным и минимальным значениями. Если предыдущий опыт создания бизнесов показал, что большинство предпринимательских идей с рейтингом, например, менее половины от максимально возможного количества баллов оказались «проблемными», то предприниматель может установить так называемую границу отсечения, при которой создание нового бизнеса будет считаться слишком рискованным. С другой стороны, государство таким образом может оценивать экономические последствия принимаемых решений, а также разрабатывать меры по созданию условий для развития предпринимательства на конкретных товарных и региональных рынках в необходимом масштабе. В такой системе повышенные баллы получает тот предприниматель или проект, поручители которого аккуратно погашали свои ранее принятые обязательства, имеют стабильный доход, положительную кредитную и налоговую истории, продолжительный опыт работы на целевом рынке на заданной территории, обладающие существенной собственностью в России.

К числу дополнительных результатов создания скоринговой системы можно отнести:

Для развития среднего бизнеса

Банк данных:


-

динамичных показателей деятельности 300 ключевых рынков и их участников;

-

конкретных представителей среднего бизнеса в разрезе рынков, отраслей, территорий (юридических и физических лиц), их контрагентов и лиц, оказывающих влияние;

-

предпринимателей и управленцев, обладающих наиболее высоким потенциалом роста для обеспечения развития экономики России;

-

всех бывших и существующих зарубежных партнеров российских организаций и граждан с основными показателями их деятельности.

 

Для выравнивания налоговых условий

Банк данных:


-

всех фирм-однодневок и всех их клиентов за анализируемый период (с последующей автоматизацией процесса их выявления и мониторинга, формирования рекомендаций);

-

всех организаций, злоупотребляющих «конвертными» схемами оплаты труда; собственников предприятий и их менеджеров, наиболее негативно влияющих на развитие предпринимательства и рост экономики России (отвечающих определенным критериям: качеству выполнения обязательств перед партнерами и государством, платежной дисциплины, характеру экономического влияния на контрагентов, месту нахождения реального центра прибыли, роли в торгово-производственных цепочках, участию в преступных организациях и т.д.);

-

организаций-«трутней» (лишних звеньев производственно-торговых цепочек) и их доноров.

 

Для декриминализации экономики


-

организация системы автоматизированного контроля государственных служащих и участников негосударственных организаций, оказывающих существенное влияние на экономику государства;

-

создание системы контроля за результатами экономического взаимодействия коммерческих организаций и их представителей с иностранными гражданами и организациями;

-

модернизация имеющегося Банка данных участников криминального процесса: членов преступных групп, связанных с ними лиц, контрагентов и персон влияния;

-

организация автоматизированной актуализации Банка данных участников криминальных и террористических организаций, а также мониторинга их деятельности на основе непрерывного анализа товарно-денежных, корпоративных и коммуникативных операций в России и за рубежом.

 

Необходимо заметить, что отнесение экономических субъектов к той или иной категории будет осуществляться с минимальным влиянием человеческого фактора на основе строго фактических данных и результатов их математической обработки.

Пример 4. Ниже приведен пример конкретных показателей, по которым в рамках Федеральной системы экономического скоринга в течение 30 дней могут быть вычислены все фирмы-однодневки за последние 3 года, на которые в России за этот период пришлось до 80% скрытой от налогообложения выручки, искусственно завышенной себестоимости и «конвертных» зарплат. Далее можно составить список предприятий и организаций, которые использовали данные фирмы-однодневки, разработать планы работ конкретных налоговых инспекций по особо опасным для экономики нарушителям и т.д.
1. Продолжительность активных операций по счетам фирмы составляет 6-15 месяцев.
2. За первые два месяца с начала активных операций по счетам рост объема последних составляет более 500%.
3. Суммарный объем поступлений средств на счета фирмы за весь период работы превышает 1 млрд руб.
4. Суммарный объем поступлений денежных средств за период существования фирмы в ее банк, как правило, в 2—5 раз превышает суммарный объем выплат фирмы через другие банки.
5. Число контрагентов фирмы превышает 300 организаций.
6. Расчетный счет фирмы открыт, как правило, в малоизвестном банке.
7. Учредитель фирмы, как правило, является учредителем еще более двух других фирм.
8. Фирма не платит налоги (нет операций по соответствующим счетам второго порядка).
9. В фирме официально не работает более 2-х человек (по данным ФНС).
10. По юридическому адресу фирмы зарегистрировано еще более двух юридических лиц.

Появление описанной информационно-аналитической системы и ее элементов позволит органам исполнительной власти вместе с бизнесом обоснованно разрабатывать и контролировать реализацию точечных мер воздействия на экономику, конкретные рынки и их участников, реализовывать адресные программы стимулирования роста среднего бизнеса, выявлять и устранять «запирающие факторы», управлять кадровым бизнес-резервом и т.д.

Заключение

В настоящей работе мы постарались сформулировать основные аспекты проблемы «прозрачности» российского бизнеса, высказали свое видение путей ее системного решения. Последнее заключается в необходимости, с одной стороны, научиться извлекать полезные знания из существующих информационных потоков, а с другой стороны, существенно повысить качество этих информационных потоков. Представляется, что в совместном решении затронутых проблем обоюдно заинтересованы как руководители органов власти, так и представители бизнеса. Интерес последних заключается в том, что предлагаемый механизм изменения экономической среды открывает принципиально новые направления развития бизнеса и систем управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котелкин А.И., Мусин М.М. Матрицы влияния. Теория и практика экономического управления. — М.: Лето, 2003. — 296 с.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы