Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый рынок РФ    Финансирование негосударственной пенсии и сохранность дополнительных пенсионных накоплений

Финансирование негосударственной пенсии и сохранность дополнительных пенсионных накоплений

Финансирование негосударственной пенсии и сохранность дополнительных пенсионных накоплений

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2005

Финогенова Юлия Юрьевна

Исследования Международной организации труда (МОТ) показывают, что для обеспечения достойного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности последующие доходы пенсионера должны составлять не менее 60% от получаемой им зарплаты. В России же на сегодняшний день коэффициент замещения доходов составляет для большей части населения в среднем 30% от средней зарплаты.

Если судить по покупательной способности пенсии, например, по минимальному продуктовому набору пенсионера, то видно, что в 1990 г. на одну пенсию можно было купить почти 6 минимальных наборов продуктов, тогда как в 2003 г. — только 1,5. При этом за вычетом квартплаты средний размер пенсии оказывается даже ниже средних расходов пенсионера. А поэтому, чтобы обеспечить покупательную способность пенсии на том же уровне, что и пятнадцать лет назад, в 2004 г. ее размер должен был составлять 6500 руб. в месяц.

Поскольку государственное пенсионное страхование и обеспечение, как показывает опыт зарубежных стран, не могут рассматриваться в качестве основных источников финансирования пенсии, то основной задачей является поиск альтернативных вариантов такого финансирования. Вот почему для достижения показателя, рекомендованного МОТ, необходимо, вероятно, более активное участие граждан в системе негосударственного (добровольного) пенсионного страхования. Наиболее распространенной формой такого финансирования является использование различных схем негосударственного пенсионного обеспечения, реализуемых через систему негосударственных пенсионных фондов.

В этой связи целью данной статьи является оценка состояния рынка негосударственного пенсионного обеспечения в России и за рубежом, его основных проблем, связанных с вопросами финансовой устойчивости и государственного регулирования.

2. Корпоративные источники финансирования пенсии и роль негосударственных пенсионных фондов

Дополнительное (негосударственное) пенсионное страхование, в свете проводящейся в России пенсионной реформы, осуществляется наряду с государственным пенсионным обеспечением. Такое страхование может финансироваться как за счет взносов работодателей, в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет собственных средств граждан. Наиболее вероятным вариантом негосударственного пенсионного страхования у нас в стране может стать именно корпоративная пенсия.

Под корпоративной пенсионной программой обычно понимается создание схемы дополнительного пенсионного обеспечения работников предприятия, финансирование которой осуществляется при поддержке работодателя, при этом участие работника всячески поощряется. На долю таких программ сейчас приходится более 80% взносов по негосударственному пенсионному страхованию.

Преимуществом создания корпоративной программы негосударственного пенсионного страхования является прежде всего то, что корпоративная пенсия может стать эффективным инструментом повышения лояльности персонала по отношению к компании, сравнимым по эффективности с заработной платой. Эта пенсия ориентирована на удовлетворение во многом индивидуальных потребностей работника. Как и в случае с заработной платой, так и в случае с пенсией речь идет о выплате вознаграждения в соответствии с привнесенным трудовым вкладом, при этом появляются определенные гарантии финансовой стабильности после окончания трудовой деятельности.

Для работодателя в настоящее время созданы предпосылки, повышающие его заинтересованность в участии в подобных программах негосударственного пенсионного страхования<1>, поскольку совокупная сумма страховых взносов в пользу работников относится на себестоимость в размере до 12% от суммы расходов на оплату труда.

<1> Пенсионное страхование, предусматривает выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии.

В то же время зарубежный опыт показывает, что в большинстве стран дополнительные пенсионные взносы трактуются как социально значимые, поэтому в отношении них действует льготное налогообложение. Так, например, в США подобные взносы вычитаются из налогооблагаемой базы по подоходному налогу работника почти целиком, наряду с начисляемым на совокупный размер пенсионных накоплений инвестиционным доходом.

Таким образом, государство поощряет граждан или работодателей делать самостоятельные и независимые от государства отчисления на финансирование будущей пенсии.

В свою очередь, реализация корпоративных пенсионных программ осуществляется в России через систему негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Они имеют право осуществлять следующие виды деятельности:

-

по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

-

в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

-

в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с упомянутым федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Правда, этот вид деятельности в РФ пока законодательно не проработан.

 

К сожалению, деятельность российских НПФ в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию пока не принесла существенных результатов. Несмотря на то что уже с 2004 г. гражданам была предоставлена возможность по желанию переводить средства обязательных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда в НПФ, количество тех, кто пожелал это сделать, было незначительно по целому ряду причин, связанных прежде всего с недоработками в налоговом законодательстве, с низкой информированностью населения в отношении возможностей пенсионной реформы, а также высокой степенью недоверия российских граждан к частным финансовым институтам.

Отличие негосударственного пенсионного фонда как финансового института от банков, страховых компаний, инвестиционных фондов состоит в долгосрочности вложений, невозможности или очень ограниченной возможности для клиента изъять средства единовременно и досрочно. Негосударственное пенсионное обеспечение включает в себя такие направления, как: разработка пенсионных схем, аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организация размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Сейчас в России большинство действующих негосударственных пенсионных фондов являются корпоративными, т.е. созданными одной крупной организацией (или группой связанных организаций) для обслуживания преимущественно своих сотрудников. Подобный фонд не нуждается в выходе на открытый рынок, цели задаются ему извне, по крайней мере, первоначально. Вкладчиками корпоративных фондов являются в основном его учредители или подконтрольные им компании. Корпоративный фонд может также работать и непосредственно с физическими лицами — сотрудниками этих фирм.

Под открытыми фондами понимаются НПФ, ориентированные на самостоятельный поиск клиентов и привлечение их к сотрудничеству на рыночных принципах. Эти фонды в своей деятельности делают основной акцент либо на работу с частными лицами — будущими пенсионерами, либо на работу с предприятиями — работодателями, намеренными обеспечить пенсии своим сотрудникам в будущем, но по отношению к НПФ выступающими лишь клиентами, а не учредителями.

Предполагается, что пенсионные выплаты из НПФ в дальнейшем должны быть равны государственным пенсиям или превышать их. Это важный фактор для нынешних и будущих пенсионеров. Однако на начальном этапе реализации большинства негосударственных пенсионных программ пока не приходится говорить о том, что негосударственная пенсия играет весомую роль в доходе пенсионеров, которые имеют на нее право (см. табл. 1).

Таблица 1

Выплаты на одного человека в десяти наиболее крупных по количеству участников НПФ за I квартал 2003 г.

Название

Регион

Кол-во участни-ков,чел.

Кол-во получающих негос. пенсию, чел.

Выплатыв I квартале,тыс. руб.

Выпла ты на 1 чел.в I кв.,руб.

Выплаты на 1 чел. в месяц, руб.

НПФ Благосостояние

Москва

1 389 126

35 353

125 413

3 547

1 182

НПФ Электроэнергетики

Москва

208 470

20 099

36 156

1 799

600

НПФ Национальный НПФ

Москва

182 047

7 832

9 302

1 188

396

НПФ Социум

Москва

169 839

48 821

10 444

214

71

НПФ ЛУКойл-Гарант

Москва

164 433

5 696

18 814

3 303

1 101

НПФ Сберегательного банка

Москва

154 285

1 541

2 627

1 705

568

НПФ Магистраль

Санкт-Петербург

124 956

200

68

341

114

НПФ Благоденствие

Иркутская обл.

98 092

2 630

2 940

1 118

373

НПФ Шексна-Гефест

Вологодская обл.

96 022

4 012

8 656

2 158

719

ИНТЕРРОС-ДОСТОИНСТВО

Москва

82 500

1 372

15 098

11 004

3 668

 

Источник: Инспекция НПФ, 2003 г.

Скорее всего, лица, воспользовавшиеся услугами, предоставляемыми негосударственной пенсионной индустрией, смогут получить весомую прибавку к пенсии как минимум через 15—20 лет, исходя из среднего размера ежемесячной доходности (сейчас она составляет в среднем 16—20% годовых) и суммы произведенных отчислений (в зависимости от уровня зарплаты и размера отчислений).

3. Развитие корпоративных пенсионных программ и схемы негосударственного пенсионного обеспечения

Как уже упоминалось ранее, корпоративная пенсионная программа является инструментом долгосрочной кадровой политики, при этом способствует ротации кадров, позволяет держать в штате наиболее ценных сотрудников и стимулировать молодых сотрудников к карьерному росту в компании. Программа дает возможность повысить привлекательность социального пакета и обеспечивать «премирование» сотрудников, много лет проработавших на предприятии. Наконец, компании, внедрившие корпоративные пенсионные программы приобретают позитивный имидж социально-ориентированного предприятия, деятельность которого рассчитана на долгосрочную перспективу.

В свою очередь, финансово-промышленной группе или крупному предприятию выгодно также иметь свой НПФ по целому ряду причин: возможность налогового планирования, реализация социальных программ; реинвестирование пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты; получение дополнительных активов через привлечение работников.

В целом организацию корпоративных пенсионных программ на предприятии можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Схема организации корпоративной пенсионной программы

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник). Пенсионная схема нужна для того, чтобы разработать:

-

корректные условия и порядок внесения взносов и распределения полученного инвестиционного дохода;

-

правила получения выкупных сумм;

-

правила наследования средств, накопленных на индивидуальном пенсионном счете участника.

 

Помимо этого при реализации пенсионной схемы оговаривается предполагаемый уровень доходности, а также возможные пути формирования и расходования пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

-

с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат);

-

с установленными выплатами (заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

 

В настоящее время наибольшее распространение в российской практике получили пенсионные схемы с установленными взносами, что предполагает определенную гибкость в отношении размера выплат. В странах же с более стабильной экономической ситуацией, напротив, наибольшей популярностью пользуются схемы с установленными выплатами.

Пенсионные накопления формируются как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) пенсионных счетах работников (ИПС).

На солидарные пенсионные счета отчисления производятся только работодателем в установленных процентах от фонда оплаты труда. Обычно размер отчислений составляет 12% от ФОТ, поскольку именно такой размер отчислений можно отнести на себестоимость в соответствии с налоговым законодательством в РФ. Из-за того, что взносы на солидарных пенсионных счетах не индивидуализированы, НПФ предлагает участнику различные виды пенсионных программ. Так, размер пенсии может рассчитываться в зависимости от тарифного разряда работника, а также зависеть от размера пенсионных накоплений, времени участия в программе или от пропорций взносов, которые были сделаны работодателем и самим работником за период участия в пенсионной программе.

Индивидуальные пенсионные счета предназначены для персональных взносов работников, а также для целевых взносов их работодателей. Как правило, взносы работника и работодателя производятся в равных пропорциях. Взносы, накопленные на индивидуальных счетах, могут наследоваться, а также выплачиваться работнику в виде выкупной суммы в случае досрочного выхода из программы.

Возможности максимизации пенсионного дохода в процессе участия в корпоративных пенсионных программах являются, безусловно, привлекательными моментами для работника. Особенно позитивную роль играет наличие сбережений на индивидуальных пенсионных счетах. Однако прежде чем начать пополнять пенсионный счет за счет собственных отчислений, работник должен получить определенные гарантии «безопасности». Прежде всего, это касается вопросов обеспечения сохранности пенсионных накоплений. Здесь полезно обратиться к зарубежному опыту.

4. Методы обеспечения сохранности негосударственных пенсионных накоплений за рубежом

В таких странах как США, Канада, Германия, Великобритания бо2льшая часть пенсионных схем, финансируемых работодателем, строится по принципу схем с установленными выплатами. Основными рисками, которые принимают на себя работники — будущие пенсионеры от участия в таких схемах, являются риск недостаточного финансирования будущих пенсионных обязательств, а также риск того, что фирма-спонсор обанкротится.

Политика защиты участников негосударственных пенсионных схем от наступления указанных рисков, а также от снижения негативных последствий их наступления разрабатывается на государственном уровне.
Для защиты от последствий возможного банкротства предприятия-спонсора применяются два основных метода:

-

установление минимальных требований по размеру необходимого финансирования для того, чтобы активы пенсионных схем имели достаточный резерв, используемый в дальнейшем для выплат пенсий;

-

страхование работодателя на случай недофинансирования обязательств перед работниками в случае банкротства предприятия.

 

В свою очередь, подходы к осуществлению приведенных выше методов снижения рисков очень разнообразны.

Так, опыт США можно рассматривать в качестве примера создания пенсионной системы с максимальными гарантиями участникам, в которой основной акцент делается на комбинирование минимальных требований по финансированию со страхованием на случай банкротства. Здесь предусматривается обязательное участие работодателя в Корпорации по гарантированию пенсионных выплат (Pension Benefit Guaranty Corporation — PBGC). Максимальный лимит страхового покрытия — 35 тыс. долл. США в год для тех, кто выходит на пенсию, достигнув официального пенсионного возраста (в США он составляет 65 лет и для мужчин, и для женщин).

В Великобритании, например, установление минимальных требований по финансированию пенсионных схем является единственным повсеместно применяемым методом снижения рисков.

В Германии большая часть пенсионных схем на предприятиях финансируется за счет создания резервов на счетах компаний, при этом практикуется опыт страхования от невыполнения обязательств перед пенсионерами на случай банкротства. Такое страхование осуществляется через общество взаимного страхования Pensions Sicherings Verein (PSVaG).

Следует отметить, что в Германии ставки страховых взносов невелики и не достигают рыночного уровня по страхованию подобных рисков, следовательно, ниже и размер гарантированных компенсационных выплат. В то время как в США основное внимание уделяется обеспечению устойчивости системы в долгосрочном периоде, и страховые взносы почти вплотную приближаются к среднерыночным по данному виду страхования.

Проанализировав системы гарантий выполнения обязательств перед пенсионерами в ряде стран, можно сделать вывод о том, что четкое исполнение хотя бы одного метода, например, установление минимальных требований к размеру производимых работодателем взносов, может дать неплохие результаты. Однако увеличение размеров пенсионных обязательств перед будущим пенсионером может быть «заморожено», если будет выявлен дефицит финансирования, как, например, в Канаде.

В целом при применении системы минимальных требований по финансированию часто проводятся так называемые тесты на состоятельность. Их суть заключается в том, что рыночная стоимость финансовых активов пенсионных схем должна быть сопоставима с размером обязательств к моменту закрытия схемы (в той же Канаде такие тесты проводятся регулярно в обязательном порядке).

Интересен и тот факт, что во всех рассмотренных выше странах взносы в пенсионные схемы подлежат льготному налогообложению. Взносы работодателя исключаются из налогооблагаемой базы в полном объеме, а выплаты либо исключаются из подоходного налога у их получателей, либо облагаются по минимальной ставке (обычно значительно более низкой, чем доходы, получаемые при реализации других форм персонального сбережения).

5. Пенсионная реформа и контроль за сохранностью негосударственных пенсионных накоплений в России

Проводящаяся в настоящее время в России пенсионная реформа должна оказать существенное влияние на интерес российских граждан к долгосрочным сбережениям. Провозглашение трехуровневой модели пенсионного обеспечения в нашей стране (рис. 2) предполагает участие граждан не только в обязательном накоплении, осуществляемом на втором уровне пенсионной системы, но также активное участие в третьем уровне — системе негосударственного пенсионного страхования (обеспечения).

Рис. 2. Российская модель пенсионной реформы

Доход, полученный от инвестирования в обязательном пенсионном секторе, должен стать стимулом к началу процесса формирования дополнительной пенсии через систему негосударственных пенсионных фондов, активному созданию корпоративных пенсионных программ на третьем уровне пенсионной системы (дополнительное пенсионное обеспечение).

Вопрос разработки методов обеспечения сохранности пенсионных активов, заслуживающий особого внимания, в России, к сожалению, законодательно проработан не до конца. Тем не менее, система негосударственных пенсионных фондов в нашей стране контролируется, причем на трех уровнях: государства, независимых контролирующих органов, а также существующей системы внутреннего контроля.

На уровне государства создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая, являясь уполномоченным федеральным органом, осуществляет функции контроля над деятельностью негосударственных пенсионных фондов. При этом функция регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений лежит на Министерстве финансов РФ.

К независимым контролирующим органам относятся: специализированный депозитарий (ежедневный контроль над составом и структурой пенсионных резервов, которые инвестируются в соответствии с заявленной и одобренной заранее декларацией), независимый аудитор (аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности фонда) и независимый актуарий (актуарное оценивание финансовой устойчивости фонда по выполнению его обязательств перед вкладчиками и участниками).

Система внутреннего контроля состоит из Совета фонда — высшего органа управления НПФ, Попечительского совета, который осуществляет контроль над соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ, а также ревизионной комиссии, проводящей ревизию финансовой деятельности НПФ.

В соответствии с законом о негосударственных пенсионных фондах, гарантиями исполнения НПФ своих обязательств может выступать:

-

достаточный размер совокупного вклада учредителей (с 01 января 2005 г. — не менее 30 млн руб.);

-

формирование страхового резерва;

-

актуарное оценивание деятельности фонда независимым актуарием;

-

независимая аудиторская проверка;

-

создание объединенных гарантийных фондов (несмотря на то, что в законе такая возможность прописана, ею фонды пока не спешат воспользоваться).

 

Поскольку налоговое законодательство в отношении добровольных пенсионных взносов, производимых частными лицами, в нашей стране далеко от совершенства и отнюдь не стимулирует будущих пенсионеров производить добровольные взносы в систему негосударственных пенсионных фондов самостоятельно, основными вкладчиками становятся их работодатели — юридические лица. Однако ни в одном законе не дается ответа на вопрос, что делать с обязательствами перед пенсионерами, работодатели которых обанкротились?

Сейчас большинство фондов работает по схемам с установленными взносами, поскольку схемы с пенсионными обязательствами не прописаны четко, а поэтому фиксируется лишь размер пенсионных взносов. Но уже в ближайшем будущем для удовлетворения в полной мере интересов участников — физических лиц фонды будут все чаще предлагать схемы с установленными выплатами. Следовательно, можно говорить о создании в дальнейшем гарантийных страховых фондов под контролем государства, которые будут способствовать повышению доверия к негосударственным пенсионным фондам со стороны вкладчиков и развитию системы негосударственного пенсионного страхования в РФ.

Также по этой теме: