Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый рынок РФ    Проблемы введения валютной конвертируемости

Проблемы введения валютной конвертируемости

Проблемы введения валютной конвертируемости

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2006

Хмыз О.В.

канд. экон. наук,
доцент кафедры международных
валютно-кредитных отношений
МГИМО (У) МИД РФ

Современный режим валютного курса сложен, многообразен и подчиняется требованию перемещения капиталов. В Бреттон-Вудской системе в 1944 г. была предложена, а в Ямайкской системе в 1978 г. была введена обратимость (конвертируемость) по текущим операциям. Она распространяется на резидентов и нерезидентов, предполагает совершение операций по единому курсу, исключает использование клиринговых, платежных и других соглашений, которые нарушают многосторонние расчеты. Сама система валютных курсов сложилась под влиянием развития в мировой экономике тенденции масштабного перелива капитала между странами. Под воздействием именно этого фактора валютный курс стал плавающим, потому что только режим плавающего валютного курса может обслужить столь массовое движение капитала. Система фиксированных паритетов рухнула (иначе она привела бы к всплеску девальвации), а гибкий валютный курс способствовал преобразованию мировой экономики.

Сегодня основными причинами, привлекающими внимание деловой общественности к валютной обратимости, являются глобальное развития мировой экономики и конвертируемость рубля.

В мировом масштабе вопрос введения обратимости по текущим операциям эволюционировал из проблемы введения полной обратимости национальных валют — как по текущим операциям, так и по операциям с капиталом (финансовая либерализация). Сейчас полная валютная конвертируемость все больше превращается в цель и стандарт. Это означает, что одной из основных задач Международного валютного фонда будет продолжение либерализации движения капиталопотоков.

Одна из причин связана с решением российского правительства от 1 июня 1996 г. об официальном присоединении страны к требованиям статьи VIII Устава Международного валютного фонда — страна объявила о своем намерении не использовать ограничения на расчеты по текущим операциям. Это было подтверждено и в новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 10.12.2003 г.). Однако на практике изменения, которые происходят после объявления российского рубля конвертируемым по текущим операциям платежного баланса и законодательного оформления его полной обратимости с 1 января 2007 г., довольно спорны.

Почему страны вводят конвертируемость национальной денежной единицы и что она собой представляет? В этом вопросе каждая страна руководствуется собственными соображениями, однако они меняются с течением времени и в большой степени определяются этапом экономического развития и конкретными национальными условиями, при которых предпринимается этот шаг.

Сущность валютной обратимости

Содержание понятия «валютная обратимость» изменялось с течением времени, и сейчас оно не однозначно, поэтому использование данного термина всегда нуждается в предварительном объяснении.

До XIX в. широкое распространение получает серебряная валюта, а в некоторых странах и золотая (биметаллизм). Золотая валюта занимает господствующее положение во всех развитых странах с начала 70-х гг. XIX в., тогда же и появляется понятие «классическая конвертируемость (обратимость)» — свободный и неограниченный обмен национальной валюты на золото и иностранную валюту. Классическая конвертируемость существовала только во время золотого эталона<*> (с конца XIX в. до Первой мировой войны). Она — продукт параллельного циркулирования в обращении золота и бумажных денег: обмен национальных денежных знаков на золотые монеты и неограниченное движение золота по каналам внутреннего и внешнего международного платежного оборота автоматически обеспечивали действие взаимной конвертируемости валют.

<*> Золотой эталон (Gold Standard) — денежная система, при которой золото свободно выполняет функции всеобщего эквивалента как во внутреннем обращении отдельных стран, так и в расчетах между ними.

В период между двумя мировыми войнами, в период двух «урезанных» форм золотого стандарта — золотослиткового и золотодевизного (из-за наличия связи между ними часто говорят о золотослитководевизном стандарте) — обмен валют на золото для большей части населения отдельных государств был значительно ограничен, из-за чего классическая конвертируемость на практике не применялась. С отменой золотого эталона этот механизм вообще перестает действовать.

После рецессии 1929—1933 гг., отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений<*> и валютного контроля возможности для конвертации валют существенно сократились.

<*> Физические лица могут осуществлять валютные операции только с разрешения соответствующих валютных властей и в строго определенном порядке.

В преддверии Второй мировой войны валютные ограничения ввели почти все страны. Свободное осуществление операций сохранилось только в США, привязанных к ним странах и в Швейцарии.

После Второй мировой войны, когда денежное обращение большинства государств было ярко выражено инфляционным (вследствие хронического дефицита государственных бюджетов и нарушения мирохозяйственных связей), большее значение получают две формы ограниченной валютной обратимости — внешняя и внутренняя.

При внешней конвертируемости (валютной обратимости для нерезидентов, иностранных граждан) национальная валюта свободно обменивалась только иностранными юридическими и физическими лицами, тогда как к местным гражданам (резидентам) продолжали применяться валютные ограничения. При этой форме официальные валютные органы продолжают оказывать решающее влияние при проведении валютной политики страны. Ограничения относительно местных граждан действуют в полную силу. Такая валютная конвертируемость была введена большинством западно-европейских стран в 1958 г.

При внутренней валютной конвертируемости (валютной конвертируемости для резидентов) ограничения валютного обмена в отношении местных граждан снимаются. Для местных и иностранных лиц действует одинаковый валютный режим. Большинство западно-европейских стран — Великобритания, ФРГ, Франция, Италия и другие — вводят внутреннюю валютную конвертируемость в 1961 г. и таким образом принимают обязательства по статье VIII Устава Международного валютного фонда. Остальные страны присоединяются к ним позже: Австрия в 1962 г., Япония — в 1964 г.

Обе формы ограниченной валютной обратимости относятся только к текущим операциям, то есть это формы ограниченной (частичной) валютной обратимости и с точки зрения видов операций платежного баланса. При этих формах валютной обратимости потоки капитала являются предметом ограничений соответствующих уполномоченных институтов — только при условии полной (свободной) валютной обратимости валютные ограничения не применяются как в отношении субъектов валютно-финансовых операций, так и в отношении круга операций. Однако необходимо отметить, что на практике эта свобода также относительна, потому что абсолютно свободную валютную обратимость не применяет ни одна страна. Для определенных объемов денежных средств в определенных случаях вводятся специальные требования<*>.

<*> Например, двухуровневый валютный рынок существовал в 1993 г. в Молдове: сделки до 25 тыс. долл. заключались на аукционах уполномоченных коммерческих банков, свыше 25 тыс. — на общем аукционе национального банка. Двойной валютный курс использовался в начале 90-х гг. ХХ в. (до 13.03.1995 г.) в ЮАР: коммерческий ренд применялся для текущих операций, в т. ч. выплаты процентов и дивидендов, торговых премий по отношению к финансовому ренду. Финансовый ренд использовался нерезидентами для прямых и портфельных инвестиций и осуществления операций между нерезидентами.

Свободная валютная конвертируемость — отказ от ограничений, а точнее, следование трем условиям:


-

не использовать валютные ограничения ни для каких целей;

-

осуществлять свободный обмен национальной валюты на любую другую валюту;

-

обмен совершать по поддерживаемому властями формирующемуся на рынке курсу.

 

По своему содержанию современные условия обратимости характеризуются следующими положениями:


-

в современных условиях обратимая валюта — валюта, которая (при определенных условиях) свободно (без ограничений) может быть превращена (конвертирована) в другую валюту;

-

ни одна валюта в мире не обменивается на золото без ограничений;

-

сохранились некоторые элементы валютного контроля по отношению к резидентам (местным лицам) и отдельным видам операций (а контроль над операциями с иностранной валютой ограничивает конвертируемость национальной денежной единицы).

 

Таким образом, сейчас в своем классическом виде обратимость не существует. Она превратилась в относительное понятие — режим американского доллара, швейцарского франка, канадского доллара и других валют, считающихся свободно конвертируемыми, дает право местным и иностранным лицам превращать национальную валюту в иностранную без особого разрешения властей и без обмена на золото. Конвертируемая валюта свободно может продаваться на валютных рынках; она — «сильная» валюта. Сравнительно свободный валютный режим в США, Швейцарии, Германии, Канаде, Ливане и других странах.

Неконвертируемая валюта служит для расчетов на национальном рынке, и превратить ее в другую валюту можно только с разрешения властей. Согласно статье VIII Устава Международного валютного фонда валюты 73 государств необратимы.

От неконвертируемой валюты следует отличать замкнутую валюту: замкнутая валюта — национальная на данной территории; только в сферах использования замкнутая валюта будет необратимой. В период с начала кризиса 1929—1933 гг. и до окончания Второй мировой войны (после отмены золотого стандарта) валютные системы практически всех стран превратились в замкнутые, потому что был утрачен всеобщий эквивалент — золото, а отсюда возникли и трудности в международных расчетах. Монетарное золото стало использоваться только в официальных внешних расчетах, а внутри стран имели хождение национальные валюты, которые стали отличаться друг от друга в соответствии с изменяющимися параметрами функционирования экономики государств. Таким образом, превращение обратимых валют в замкнутые затрудняет развитие международных связей и международного товарообмена. В принципе, национальные валюты могли использоваться в международных расчетах, но только в зависимости от характера валютного контроля.

Сейчас конвертируемость может быть ограничена:


-

непосредственно, когда запрещаются обмен национальной валюты на другую, некоторые виды операций, обмен определенными группами лиц, устанавливаются лимиты и др.;

-

косвенно, когда устанавливаются контингенты при экспорте и импорте.

 

Таким образом, в современных условиях свободная обратимость валюты (Free Convertability) — возможность свободного обмена данной валюты на другую валюту — определяется наличием некоторых условий:


-

свободный обмен могут осуществлять как местные, так и иностранные лица;

-

для совершения обмена не требуется никакого разрешения властей;

-

обратимость валюты не должна быть связана с целями заграничных расчетов — то есть необходимо наличие права конвертации валюты как для текущих, так и для кредитных, финансовых и операций с капиталом.

 

Таким образом, конвертируемость можно определить как способность данной валюты обмениваться на другие валюты без ограничений по времени, количеству или некоторым иным аспектам, определяющим валютный курс, поддерживаемый официальными валютными органами данной страны. Из этого определения становится ясно, что важным элементом конвертируемости выступает валютный курс. Сейчас обратимые валюты могут иметь как плавающий, так и фиксированный валютный курс. В зависимости от этого различают «мягкий» и «твердый» варианты конвертируемости. Страны Европейской валютной системы, созданной в начале 1979 г., например, применяли «твердый» вариант до августа 1993 г., когда допустимые пределы отклонения рыночных курсов были значительно расширены. Таким образом был «смягчен» применяемый вариант конвертируемости.

Положения статьи VIII Устава Международного валютного фонда

При создании Международного валютного фонда в 1944 г. основной целью являлось образование валютно-финансовой структуры (центром которой стал данный институт), содействующей восстановлению свободного движения товаров и услуг, что в значительной степени было нарушено Великой депрессией начала 30-х гг. ХХ в., а позже — Второй мировой войной. Расчеты по торговым операциям и так называемой «невидимой» торговле отражаются в первом основном разделе платежного баланса любой страны — текущих операциях. Вот почему стандарт в сфере конвертируемости был определен в Бреттон-Вудсе как конвертируемость по текущим операциям (по сути это и есть содержание статьи VIII Устава Международного валютного фонда<*>), в соответствии с которым Фонд рекомендует странам-членам:


-

не вводить валютные ограничения в расчетах по текущим операциям;

-

не использовать ограничения при обмене национальной валюты на иностранную в отношении расчетов по торговым, туристическим, транспортным и прочим операциям, выплатам процентов и некоторым другим трансфертам;

-

не допускать валютной дискриминации в какой бы то ни было форме;

-

скупать остатки средств в национальной валюте, накопленные по счету в другой стране, если последняя захочет и докажет, что образованные авуары — результат текущих операций и что их конвертируемость необходима для совершения текущих расчетов.

 

<*> Статья VIII Устава Международного валютного фонда посвящена валютной обратимости.

В то же время статья VIII Устава Международного валютного фонда допускает использование странами-членами различного типа контроля над операциями с капиталом. Вопрос о валютной конвертируемости в отношении этих операций частично был решен отдельным многосторонним соглашением «Кодекс либерализации движения капиталов», которое подписали страны Организации экономического сотрудничества и развития в 1965 г.

Валюты стран, присоединившихся к VIII статье, формально считаются конвертируемыми. Необходимо отметить, что страны могут присоединиться к VIII статье, не вступая в Международный валютный фонд, и наоборот. При этом свободно конвертируемые валюты могут иметь и страны, не присоединившиеся к VIII статье (§ 2, 3, 4).

В 1978 г. было оговорено, что обратимость:


-

распространяется на резидентов и нерезидентов;

-

предполагает совершение операций по единому курсу;

-

исключает использование различных соглашений (клиринговых, платежных и др.), которые нарушают многосторонние расчеты.

 

Однако понадобилось около 50 лет, чтобы получить результаты работы VIII статьи и достигнуть реализации определенного в Бреттон-Вудсе стандарта конвертируемости в мировом масштабе. При золотом стандарте обратимость была шире, но ее база оставалась узкой. С течением времени мировой объем внешней торговли увеличивается, еще после Второй мировой войны была введена обратимость по текущим операциям. Однако сейчас обратимость другого свойства — в валюту, а не в золото. В современных условиях валюта считается обратимой, когда она обратима во все главные валюты, прежде всего в американский доллар. И за более чем 50 лет функционирования Международного валютного фонда становится ясно, что стандарт в сфере конвертируемости расширяется, будет расширяться далее и постепенно включит устранение ограничений странами-членами и в области движения капитала, о чем свидетельствует возрастающее число стран, присоединяющихся к VIII статье<*>. В сущности, в конце 60-х гг. и начале 70-х гг. ХХ в. основные индустриально развитые страны «превзошли» требования статьи VIII, установив полную валютную конвертируемость — и по текущим операциям, и по операциям с капиталом. В середине 90-х гг. процесс либерализации усилился: более половины присоединившихся стран приняли обратимость и по текущим операциям в 1995—1999 гг. (Россия официально присоединилась к Статье 1 июня 1996 г.) В настоящее время к VIII статье присоединились 158 государств<**>.

<*> Постоянно корректируемые даты принятия статьи различными странами указываются в периодических изданиях Международного валютного фонда «International Financial Statistics».
<**> IMF Annual Report 2004 // International Monetary Fund, 2005. — P. 116—117.

Когда одна страна официально присоединяется к статье VIII, она фактически принимает обязательство не вводить больше ограничений в сферу расчета по текущим операциям без разрешения Международного валютного фонда. Подобное разрешение может быть потребовано и при возникновении серьезных изменений и проблем в платежном балансе, но введенные ограничения могут применяться не более одного года.

Обратимость российского рубля

Обратимость национальной валюты — неотъемлемая часть национальной валютной системы любой страны. Поэтому вопрос введения свободной обратимости рубля очень важен для нормального развития экономики страны. Изменение валютного режима непосредственно связано с либерализацией и перестройкой внешнеэкономических связей нашей страны. Государство может использовать обратимость, достигнутую в результате либерализации международных валютно-кредитных отношений, в качестве средства стимулирования повышения конкурентоспособности национального производства, банковского сектора и внешнеэкономических связей.

Введение свободной обратимости рубля стало важным направлением валютной политики России в начале XXI в., как отмечалось в Послании президента в мае 2003 г. Достижение этой цели необходимо для реальной интеграции России в мировую экономику.

В суверенной России обратимость рубля изначально рассматривалась как средство стимулирования перестройки финансовой системы и экономики в целом. Задача введения ограниченной конвертируемости российского рубля была поставлена в Меморандуме об экономической политике (составленном в соответствии с требованиями Международного валютного фонда и одобренном его Директоратом) 30 марта 1992 г.

В принципе, частичная внутренняя обратимость рубля по текущим международным операциям была введена практически сразу после распада СССР в качестве важнейшего средства:


-

стимулирования модернизации экономики;

-

повышения конкурентоспособности экономики за счет рационализации производства;

-

повышения производительности труда;

-

внедрения научно-технического прогресса.

 

Предприятия получили свободу участия во внешнеэкономической деятельности и право приобретения иностранной валюты для оплаты импортных контрактов. Совместным предприятиям особо разрешалось приобретать валюту и для перевода за границу прибылей и дивидендов. Позднее права покупки иностранной валюты были распространены на все международные текущие операции.

Введение внутренней обратимости рубля привело к резкому увеличению импорта. Это дополнительно ослабило экономику, болезненно переживавшую приватизацию. Вследствие отмены валютных ограничений по текущим операциям либерализация внешней торговли стала главной причиной экономического кризиса, проявившегося в падении промышленного и сельскохозяйственного производства, закрытии (и банкротстве) промышленных предприятий (заводов, фабрик), а также развале сельского хозяйства (колхозов и совхозов), которые не смогли конкурировать с внешними производителями.

Официально международный статус ограниченно обратимой валюты российский рубль получил 1 июня 1996 г., когда страна присоединилась к требованиям VIII статьи Устава Международного валютного фонда. Россия:


-

унифицировала валютный курс;

-

сняла ограничения на текущие международные платежи;

-

обязалась не участвовать в дискриминационных валютных соглашениях и выкупать у нерезидентов остатки средств в российских рублях, образовавшихся в результате осуществления текущих операций.

 

В соответствии со статьей ХХХ Устава Международного валютного фонда к текущим платежам относятся:


-

все платежи, связанные с внешней торговлей, другими текущими операциями, в т. ч. внешнеторговыми и банковскими услугами краткосрочного характера;

-

выплаты процентов по займам и чистых доходов от инвестиций;

-

платежи «небольших» сумм в погашение займов;

-

«умеренные» переводы на покрытие расходов по содержанию семьи.

 

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. к текущим валютным операциям относятся:


-

переводы в РФ и из РФ иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом товаров, работ и услуг, без отсрочки платежа и с кредитованием на срок не более 180 дней (а после кризиса августа 1998 г. — 90 дней);

-

получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

-

переводы в РФ и из РФ доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

-

переводы неторгового характера в РФ и из РФ (к ним относятся переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства и др.).

 

С одной стороны, официальное объявление российского рубля конвертируемым по текущим операциям имело силу оценки достигнутой финансовой стабилизации. С другой стороны, для национальной экономики введение полной валютной обратимости (и по текущим, и по операциям с капиталом<*>), могло способствовать дополнительному оздоровлению экономики и полноценной интеграции в мировую экономику. В любом случае изменение валютного коридора указывало на более продуманную валютную политику.

<*> К валютным операциям, связанным с движением капитала, в РФ относятся: прямые и портфельные инвестиции; покупка прав собственности и иных прав на здания, сооружения, землю, недра и иное имущество, включая недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; другие валютные операции, не являющиеся текущими.

В 2001 г. был внесен ряд изменений и дополнений (в частности, принят Федеральный закон № 72-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”» от 31 мая 2001 г.). Однако фактически это свелось к расширению списка переводов неторгового характера, что привело к повышению их статуса (они были перенесены из подзаконного акта Центрального банка в закон).

В новом Законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» текущие валютные операции не перечислены. Это не меняет международного статуса российского рубля и не может быть интерпретировано как предоставление Центральному банку РФ права вводить ограничения по текущим платежам (по умолчанию закона), поскольку обязательства ограниченной обратимости необходимо выполнять в соответствии с наднациональным актом — статьей VIII Устава Международного валютного фонда. Более того, прекращение к 1 января 2007 г. действия рассмотренных положений будет означать полную отмену регулирования операций, связанных с международным движением капитала со стороны правительства или Центрального банка РФ, т. е. фактически — полную обратимость российской валюты.

Закрепленная в новом законе либерализация международных капитальных операций, запланированная на 2007 г., на практике началась еще в середине 90-х гг. ХХ в. Положение Центрального банка РФ от 24 апреля 1996 г. № 39 «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» разрешило индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам-резидентам осуществлять следующие виды операций по экспорту и импорту (без необходимости получения специального разрешения Центрального банка РФ):


-

перевод резидентом иностранной валюты из России или на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза в Россию (т. е. таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Россию) до даты платежа;

-

зачисление резидентом сумм, поступающих в оплату экспортируемых им товаров, до таможенного оформления этих товаров.

 

Следовательно, юридическим лицам-резидентам была предоставлена свобода заключения импортных контрактов с отсрочкой платежа, которые отнесены к капитальным валютным операциям.

В 2001 г. ограничения на проведение ряда операций с капиталом были сняты, а экспорт товаров и услуг — либерализирован. С 1 июня 2001 г. российские экспортеры имеют право свободно (т. е. без ограничений) осуществлять следующие валютные операции:


-

расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ, если срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не превышает трех лет с момента фактического пересечения этими товарами таможенной границы РФ;

-

расчеты за производимые резидентами за границей строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые (в соответствии с условиями заключенных договоров) превышают 90 дней, если срок возврата валютной выручки за выполненные работы указанных видов не превышает пяти лет с момента заключения такого договора;

-

расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, если он не превышает пяти лет с момента заключения.

 

Физические лица-резиденты получили право переводить иностранную валюту из/в Россию на сумму не более 75 000 долл. США в течение календарного года:


-

для приобретения прав на ценные бумаги, деноминированные в иностранной валюте;

-

для реализации принадлежащих физическим лицам-резидентам прав на ценные бумаги, деноминированные в иностранной валюте.

 

С 1 октября 2001 г. стал применяться уведомительный порядок проведения юридическими лицами-резидентами операций с иностранной валютой, связанных с получением и возвратом указанными лицами валютных кредитов и займов от нерезидентов сроком более 180 дней. Данный порядок не распространялся на кредитные операции банков или получение кредитов с помощью размещения долговых ценных бумаг, деноминированных в иностранной валюте.

В соответствии с законодательством<*> предприятия могли свободно (т.е. при предоставлении документов, предусмотренных нормативными актами Центрального банка России, но без ограничений) осуществлять следующие капитальные операции с иностранной валютой:


-

зачисления иностранной валюты на банковский счет юридического лица-резидента в уполномоченном банке, поступающей от нерезидентов в качестве кредитов (займов) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами;

-

зачисления иностранной валюты на банковские счета юридических лиц-резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в счет исполнений их обязательств по кредитным договорам, заключенным между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами, за исключением операций, предусмотренных выше;

-

зачисления иностранной валюты на банковские счета юридических лиц-резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в счет исполнений их обязательств по договорам об обеспечении исполнения кредитных договоров, заключенным между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами;

-

списание иностранной валюты в пользу нерезидентов с банковских счетов юридических лиц-резидентов в уполномоченных банках, в т. ч. с банковских счетов третьих лиц в счет возврата кредитов (займов), предоставленных нерезидентами в иностранной валюте по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами.

 

<*> Согласно Указанию Центрального банка РФ от 10 сентября 2001 г. № 1030-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами-резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России».

В 2001 г. также был либерализирован режим иностранных инвестиций — переводов иностранной валюты для:


-

приобретения предприятий или создания коммерческой организации на территории одной из стран СНГ, если доля инвестора не меньше 10% величины уставного капитала создаваемой коммерческой организации;

-

приобретения 10% и более процентов акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) ранее созданной на территории одной из стран СНГ коммерческой организации;

-

приобретения акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации, созданной на территории одной из стран СНГ, доля участия в которой российского инвестора составляет 10% и более.

 

Уведомительный порядок осуществления предусмотрен для прямых инвестиций в СНГ в размере до 10 млн долл. российский инвестор должен только предоставить в уполномоченный банк необходимые документы<*>:


-

нотариально заверенную копию договора с контрагентом-нерезидентом о приобретении акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая имущества) у нерезидента за иностранную валюту;

-

заключение независимой аудиторской фирмы о проведении оценки стоимости приобретаемых акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая имущества) коммерческой организации-нерезидента.

 

<*> В соответствии с Положением Центрального банка РФ от 5 июля 2001 г. № 142-П «О порядке проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств».

Наибольшие изменения касаются регулирования российских инвестиций в банковский сектор экономики других стран. Банки, располагающие генеральной лицензией, с февраля 2003 г. получили право в уведомительном порядке приобретать акции иностранных банков из стран—членов Организации экономического сотрудничества и развития и прочих государств, если они являются членами ФАТФ — Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. В соответствии с законодательством соответствующих государств в отношении иностранных кредитных организаций российский уполномоченный банк не будет иметь:


-

преобладающего участия в уставном капитале иностранной кредитной организации;

-

возможность иным образом определять принятие решений этой иностранной кредитной организацией<*>.

 

<*> Следовательно, иностранная кредитная организация не будет дочерней по отношению к российскому уполномоченному банку.

В соответствии с Указанием Центрального банка РФ<*> в течение пяти рабочих дней с момента первого перевода иностранной валюты за границу на указанные цели уполномоченный банк должен представить в Центральный банк РФ уведомление об участии в уставном капитале иностранной кредитной организации. В марте 2003 г.<**> аналогичный порядок инвестирования российского банковского капитала был введен Центральным банком РФ в отношении банковской сферы Белоруссии. Российские банки с генеральной лицензией могут осуществлять переводы в рублях и иностранной валюте для участия в уставных капиталах банков Белоруссии, покупать и продавать эмитированные этими банками акции и доли участия в их уставном капитале.

<*> Указание Центрального банка РФ от 10 декабря 2002 г. № 1220-У «Об участии иностранных банков в уставных капиталах иностранных кредитных организаций, созданных и действующих по законодательству иностранных государств—членов Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег или Организации экономического сотрудничества и развития и не являющихся дочерними по отношению к уполномоченным банкам».
<**> Положением Центрального банка РФ от 7 марта 2003 г. № 217-П «Об участии российских уполномоченных банков в уставных капиталах банков Республики Беларусь».

В целом во второй половине 90-х гг. ХХ в. (после принятия обязательств статьи VIII Устава Международного валютного фонда) либерализация валютно-кредитных отношений России начала распространяться и на операции, связанные с движением капитала. Практически были устранены валютные ограничения по отсроченному импорту товаров, привлечению финансовых кредитов от нерезидентов и прямому инвестированию российского капитала в страны СНГ.

Валютные ограничения были ослаблены и для участников российских внешнеэкономических связей, и физических лиц-резидентов. В частности, был изменен порядок обязательной продажи части экспортной валютной выручки, обязательных импортных депозитов, открытия счетов в банках за пределами России. В соответствии с законодательным понижением норматива обязательной продажи валютной выручки в свободно конвертируемой валюте от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в июле 2003 г. Центральный банк РФ понизил его в два раза — до 25%<*>.

<*> В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в ст. 6 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”» обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется в объеме, установленном Центральным банком РФ, но не свыше 30% от суммы валютной выручки.

18 июня 2004 г. Центральный банк отменил Указание от 9 июля 2003 г. № 1304-У «Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)»<*>. Теперь эти операции регулируются Инструкцией Центрального банка от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». Инструкция, вступившая в силу 18 июня 2004 г., установила обязательную продажу части валютной выручки резидентов в размере 25% суммы валютной выручки. С декабря 2004 г. размер продажи снижен до 10%.

<*> См. п. 1.25 Указания Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 1450-У «О признании утратившими силу актов Банка России».

В январе 2003 г. размер обязательных рублевых депозитов юридических лиц-резидентов при приобретении иностранной валюты для оплаты импортных контрактов до ввоза товаров в Россию был снижен со 100% до 20%<*>. Для приобретения иностранной валюты было необходимо открыть в уполномоченном банке депозит (вклад) в рублях в размере 20% от суммы рублевых средств, выделенных для приобретения иностранной валюты. В апреле 2004 г. Центральный банк окончательно отменил требование об открытии рублевых депозитов при покупке иностранной валюты юридическими лицами-резидентами для оплаты импортируемых товаров<**>.

<*> Указание Центрального банка РФ от 17 декабря 2002 г. № 1223-У «Об особенностях покупки юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию».
<**> Указание Центрального банка РФ от 18 марта 2004 г. № 1394-У «О признании утратившим силу Указания Банка России от 17 декабря 2002 г. № 1223-У “Об особенностях покупки юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию”».

В апреле 2004 г. Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ (Положением от 17 февраля 2004 г. № 20н/251-П) отменили введенные в 2000 г. Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Банком России административные ограничения на приобретение иностранной валюты для оплаты резидентами договоров о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности.

В июне 2001 г. разрешительный порядок открытия резидентами в банках за пределами РФ счетов был заменен уведомительным для расчетов по договорам международного строительного подряда, если эти договора заключались с субподрядчиками, выполняющими отдельные виды работ (услуг), расчетов, связанных с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров, и расчетов с командированными специалистами—гражданами РФ, осуществляемых согласно этим договорам<*>. Аналогичным образом с декабря 2002 г. был изменен порядок открытия юридическими лицами-резидентами валютных счетов за границей для содержания представительств.<**> Теперь в обоих случаях юридические лица должны в установленный срок уведомить налоговый орган об открытии таких счетов.

<*> В соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”» и Положением Центрального банка РФ от 16 октября 2002 г. № 200-П «О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда».
<**> См. Положение Центрального банка РФ от 16 октября 2002 г. № 201-П «О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств».

В сентябре 2001 г. физические лица-резиденты получили право открывать в иностранных банках и их филиалах счета, если эти банки находятся на территории стран—членов Организации экономического сотрудничества и развития или Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В соответствии с Инструкцией Центрального банка РФ от 29 августа 2001 г. № 100-И «О счетах физических лиц-резидентов в банках за пределами Российской Федерации» об открытии достаточно уведомить уполномоченные (налоговые) органы в течение 30 дней с момента осуществления операции.

Согласно положениям нового Закона о валютном регулировании и валютном контроле все резиденты РФ должны были с июня 2005 г. получить право открывать в иностранных банка и их филиалах счета, если эти банки находятся на территории стран—членов Организации экономического сотрудничества и развития или Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Однако фактически это разрешение физическим лицам-резидентам было дано 18 июня 2004 г. — но после предварительной регистрации в налоговом органе по месту учета резидента счета, как в рублях, так и в иностранной валюте в банках не только Организации экономического сотрудничества и развития или Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), но и прочих стран — согласно Указанию Центрального банка РФ от 30 марта 2004 г. № 1411-У «Об открытии физическими лицами-резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».

Следовательно, целый ряд законодательных и административных мер значительно либерализировал валютный режим и расширил степень обратимости российского рубля. Основной целью проводимой политики либерализации внешнеэкономических отношений России является превращение их (и в том числе свободно конвертируемого рубля) в важный фактор ускорения экономического роста.

На международном уровне не существуют нормативные документы, обязывающие государство вводить свободную обратимость национальной валюты; она даже не регламентирована Уставом Международного валютного фонда. В VI статье («Переводы капитала») речь идет о невозможности использования государством общих ресурсов Фонда для покрытия значительного или продолжительного оттока капитала.

Исключение — наличие права приобретения у Фонда валюты для покрытия переводов капитала, но только в рамках резервной доли. При этом Международный валютный фонд может обратиться к государству с просьбой ввести контролирующие меры по предотвращению использования общих ресурсов Фонда на указанные цели. Иначе государство может лишиться права пользования общими ресурсами Международного валютного фонда. Однако для операций, связанных с движением капитала по расширению экспорта или регулярных торговых, банковских и иных операций, возможность страны использовать общие ресурсы Фонда ограничена «разумными объемами». Ограничения не относятся и к движению капитала государства за счет собственных ресурсов, если они не противоречат целям функционирования Международного валютного фонда.

В соответствии с 3 разделом VI статьи («Контроль над переводами капитала») Устава Международного валютного фонда, при необходимости, страны-члены самостоятельно могут осуществлять контролирующие мероприятия для регулирования движения капитала, если форма контроля не ограничивает платежи по текущим операциям или не задерживает переводы средств для погашения обязательств.

Принятые Организацией экономического сотрудничества и развития нормативные документы об отмене валютных ограничений по операциям международного движения капиталов и о введении свободной валютной обратимости распространяются исключительно на государства-участников указанной организации. Россия подала заявку о вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития в 1995 г. При принятии нашей страны в ряды членов, отмена валютных ограничений по операциям движения капиталов и введение свободной обратимости рубля получат официальный международный статус, что позволит отечественной валюте укрепиться среди других свободно обратимых валют.

Введение свободной валютной обратимости, несомненно, очень важный шаг на пути ускорения интеграции в мировую экономику, однако появляется опасность выхода валюты за пределы юрисдикции государства-эмитента и развития ее функций в качестве субститута мировых денег, поскольку и резиденты, и нерезиденты смогут свободно открывать счета в указанной валюте в любом государстве. Это положение в полной мере будет распространяться и на российский рубль с 2007 г., когда прекратят действовать статьи 7—8 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». И хотя в настоящее время отсутствует прямой запрет на открытие рублевых счетов в иностранных банках<*>, выход безналичных рублей из-под юрисдикции РФ до июня 2004 г. был затруднен. В настоящее время подобный вид вкладов только начинает применяться.

<*> Подобный запрет существовал в соответствии с действовавшим до марта 2001 г. установленным Центральным банком РФ порядком открытия и ведения рублевых счетов нерезидентов в уполномоченных банках

Российские нормы валютного регулирования устанавливают возможность международного перевода рублей с расчетного счета резидента в пользу нерезидента только на рублевый счет иностранного лица, открытый в уполномоченном банке. В марте 2004 г. Центральный банк РФ<*> разрешил физическим лицам-резидентам с 18 июня 2004 г. открывать рублевые счета в банках за пределами страны и переводить рубли за границу в сумме, не превышающей 5000 долл. США, в течение одного операционного дня через уполномоченный банк.

<*> Указание Центрального банка РФ от 30 марта 2004 г. № 1411-У «Об открытии физическими лицами-резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации» и Указание Центрального банка РФ от 30 марта 2004 г. № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов».

Особенности валютной обратимости в различных странах

Международный валютный фонд и группа Всемирного банка предлагали реформировать экономику с помощью жесткой финансовой политики, основанной на либерализации цен внешней торговли, ограничении дефицита бюджета, фиксации курса национальной валюты относительно твердых валют и возможности ее конвертирования. Подобный подход разрабатывался для развивающихся стран (в основном для стран Латинской Америки), где роль государства в управлении экономикой невелика. Конечная цель подобных акций — финансовая стабилизация, снижение уровня инфляции. Но без стабильного экономического роста это приведет к завышению первоначально заниженного курса рубля, так как в условиях инфляции фиксированный курс национальной валюты приводит к постепенному удорожанию продукции местного производства по сравнению с импортной, то есть происходит замещение продукции многих отраслей импортом, что со своей стороны ускоряет рост государственного долга. Зарубежные кредиты не инвестируются, а расходуются на текущие потребности; снижаются реальные доходы населения, возрастает социальная напряженность и падает производство.

В результате возможности правительства регулировать экономику уменьшаются, особенно при отсутствии эффективной налоговой системы. Поэтому необходимо использование более гибкой политики, обеспечивающей, в частности, и интерес иностранных инвесторов на нашем рынке. В связи с реформированием в XXI в. ведущих международных организаций (в соответствии с принятыми на пражской конференции решениями), связанным с просчетами и неудачами при реализации разработанной ими политики, выработка в России новых механизмов и инструментов регулирования и надзора за финансовой системой, укрепление финансовых институтов<*>, а также принятие международных стандартов необходимы для более успешной интеграции в мировую экономику.

<*> В России банковская система слабая, но доминирует над страховыми компаниями, пенсионными фондами и другими типами институциональных инвесторов, специализированных на определенных отраслях экономики, что способствует ее развитию в индустриальных государствах. Однако есть и другая сторона медали. Особое внимание экспертов привлекают хедж-фонды — инвестиционные фонды, деятельность которых непосредственно связана с риском. Кризис в развитых странах показал, что не столько банки, сколько хедж-фонды стали его катализаторами, т.к. система надзора за ними слабо развита — т. е. в данном случае либерализация способствовала ускорению развития кризисных явлений, что и отмечалось на пражском заседании.

В 1997 г. произошла деноминация рубля, а увеличить предложение денег можно не только путем экспансионистической политики, но и посредством девальвации национальной денежной единицы, повышающей спрос зарубежных потребителей на отечественные товары. В последние годы для решения экономических проблем целенаправленно девальвировали свои валюты Финляндия, Франция, Испания и Португалия. Это позволило повысить конкурентоспособность продукции местного производства, но усилило инфляцию и вызывало негативную реакцию партнеров из других стран. Постепенно снижают курсы своих валют Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Белоруссия.

В 1996 г. все мягкие валюты (исключая валюты прибалтийских республик) отмечали падение своих курсов по отношению к какой-либо твердой валюте, но не предпринимались никакие меры для создания жесткой структуры обменных курсов в рамках СНГ. Россия заинтересована в реальных рыночных плавающих курсах валют бывших республик, поскольку случаи завышения курса означают скрытое финансирование этих республик со стороны России. Расчеты между третьими контрагентами (без участия российских) осуществляются, как правило, в свободно конвертируемой валюте, а то и через простые товарообменные сделки. Различия в котировках доллара, рубля и местных валют заметно искажают картину стоимостных потоков между странами бывшего СССР. Следует учитывать, что в СНГ слишком разнятся подходы к реформе и экономической трансформации в целом, т. е. нет предпосылок не только согласованного продвижения, но и вообще движения в едином направлении. К тому же партнеры России по СНГ рассматривали свою готовность к сотрудничеству как способ немедленного решения проблем рублевого голода, но в более отдаленной перспективе это сотрудничество может стать способом неэквивалентного получения из России триллионных сумм путем пересчета своих валют в российские рубли по многократно завышенному курсу.

При введении свободной обратимости правительство страны-эмитента валюты обязуется обеспечивать соответствующую экономико-правовую и валютно-финансовую базу, без которой превращение национальной валюты в мировую просто невозможно. Поэтому развитие выполнения рублем функций мировых денег (т. е. использование его в качестве международного платежного, расчетного и резервного средства) в большой степени зависит от наличия фундаментальных курсообразующих факторов, к которым относятся:


-

размер и темпы роста ВВП;

-

устойчивость платежного баланса;

-

уровень государственного долга;

-

состояние федерального бюджета;

-

достаточность золотовалютных резервов;

-

конкурентоспособность и диверсифицированность экспорта;

-

стабильность покупательной способности отечественной денежной единицы и др.

 

Залогом стабильности развития международных денежных функций рубля могут служить повышение конкурентоспособности российского экспорта и устранение его монокультурности, что невозможно без структурных изменений производственных отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Это позволит снизить импортозависимость отечественной экономики путем его замещения национальными товарами. Основными инструментами реализации указанной цели должны стать:


-

проведение последовательной целенаправленной политики стабилизации покупательной способности рубля;

-

создание устойчивых стимулов дедолларизации российской экономики.

 

Свободная обратимость рубля при наличии стабильной банковской системы и конкурентоспособной экономики, с одной стороны, может стать стимулом возврата «убежавших» за границу российских капиталов, т. к. свободная обратимость обеспечивает повышенный уровень доходности ссудного капитала. С другой — будет способствовать возникновению потребности в рублях как в ликвидном средстве параллельно развитию его функций международного резервного средства, обеспечивающего, в свою очередь, стабильность рубля как средства международных расчетов. Выполнение российской валютой функций мировых денег может принести дополнительные выгоды наряду с доходами от внешнеэкономических связей.

В целом современное развитие рынка капитала становится основным звеном функционирования мировой экономики, в движение капитала вовлекаются все новые государства. Глобализация финансовых рынков и обмена капиталами — неизбежный процесс, он имеет положительные и отрицательные стороны.

Вывоз капитала способствует растущему взаимопроникновению национальных экономик, ускорению обращения денег, более рациональному их использованию, но рядом идут спекулятивные процессы. В капиталообмен втягиваются страны, не вполне готовые к финансовому участию, например недавно получившие возможность выхода на рынок, у которых подключение к глобальному финансовому рынку может вызвать системный кризис. Тем не менее современный режим валютных курсов позволяет использовать и фиксированные паритеты. Многие страны с недостаточно развитой экономикой, высоким уровнем ее открытости или сильной зависимостью от внешнего рынка прибегают к регулярным интервенциям с целью поддержания устойчивости национальной денежной единицы. Такая политика оправдывает себя до тех пор, пока валютный ориентир, вместе с которым национальная денежная единица плавает (например, доллар США), остается стабильным. Кроме того, она может быть успешной лишь в тех случаях, когда обратимость национальной валюты не выходит за рамки обязательных требований VIII статьи Устава Международного валютного фонда, то есть по текущим операциям. При иных обстоятельствах регулируемые валютные курсы становится невозможно поддерживать, что нашло подтверждение в развитии азиатского финансового кризиса 1997 г.

Свобода финансовых операций при относительной отсталости банковской инфраструктуры в регионе сделала ряд государств уязвимыми перед лицом масштабных спекуляций на рынках фондовых ценностей; утечка краткосрочных капиталов обескровила их валютные рынки; повышение курса доллара США, а вместе с ним и курсов некоторых местных валют уменьшило доходы от экспорта. В результате пришлось перейти на режим валютного плавания, пересмотреть правила контроля над движением капитала в сторону их ужесточения, чтобы избежать негативного воздействия валютного фактора на экономику.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы