Тенденции и перспективы слияний и поглощений в России (интервью с финансовым директором инвестиционно-консалтинговой группы «Консалтпром» И.Н. Осташенковым)



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2005



 

Тема слияний и поглощений, не теряющая своей актуальности, активно обсуждается на страницах деловых и периодических изданий. Процессы мирного и враждебного объединений компаний происходят не только в нефтяной промышленности, газовой отрасли и между гигантами в сфере автомобилестроения. Каковы особенности слияний и поглощений в России, к каким последствиям приведут приобретения иностранными компаниями отечественных предприятий?

На эти и другие вопросы любезно согласился ответить редакции журнала «Финансовый менеджмент» финансовый директор ИКГ «КонсалтПром» Игорь Николаевич Осташенков.

Инвестиционно-консалтинговая группа «КонсалтПром» (ИКГ «КонсалтПром») — динамично развивающаяся компания, оказывающая целый спектр услуг в области инвестиционной и консалтинговой деятельности. Компания ориентируется на осуществление долгосрочных проектов, а также привлекает инвестиции в краткосрочные проекты в различных секторах экономики.

ИКГ «КонсалтПром» в основном инвестирует в капитал предприятий, не представленных на фондовом рынке. Это, как правило, высокоэффективные производства и предприятия, имеющие значительные резервы повышения эффективности своей деятельности.

— Игорь Николаевич, как известно, процессы слияния и поглощения широко распространены в мире. Практически все известные компании практикуют их в своем развитии. Как широко эти процессы распространены в России?
— Тенденция роста числа слияний и поглощений характерна и для России. Однако для нашей страны эти процессы новы. То, что на развитых рынках происходит уже более 100 лет, у нас существует менее 20 лет. В то же время рост, который показывает Россия в этой сфере, довольно значителен. Согласно исследованию, проведенному ИКГ «КонсалтПром», темпы роста объема слияний и поглощений в России превышают среднемировой уровень более чем в 3 раза. И все же уровень достаточно низок, о чем может говорить такой показатель, как доля объема слияний и поглощений в ВВП страны — он примерно в 2 раза ниже, чем среднемировой. Согласно нашим прогнозам, если темпы роста сохранятся, то среднемирового уровня слияний и поглощений в России достигнут где-то в 2010 г.

— Каково значение процессов слияний и поглощений, и нужны ли они России?
— Существование этих процессов является неотъемлемым свойством нашей рыночной экономики, так же как и процессы купли-продажи. Слияния и поглощения — те же процессы купли-продажи, только объектом здесь выступает контроль над собственностью компании. Согласно теории, слияния и поглощения способствуют большей эффективности деятельности компании за счет того, что новый собственник считает уплаченную сумму ниже реальной и планирует получить большую прибыль, чем предыдущий собственник, путем встраивания компании в свою производственную и финансовую цепочку и реализации различного рода синергий. Этот положительный эффект может реализовываться и реализуется в России. Однако в некоторых отраслях у нас еще до сих пор нет мощных финансово-промышленных групп, происходящие процессы слияний и поглощений напоминают процессы приватизации, а лица, владеющие значительными объемами ресурсов, используют этот рынок для совершения спекулятивных сделок. За счет особенностей России, в том числе недооцененности активов, практически все сделки слияний и поглощений эффективны, что отличается от зарубежной практики, где более половины сделок не оправдывают себя. Для России, таким образом, это прежде всего способы накопления капитала, быстрого увеличения своей доли на рынке, а также, что особенно важно, форма осуществления инвестиций. После слияний или поглощений, как правило, происходят инвестиции, изменения, модернизация производства — так называемый «девелопмент» предприятия, даже если это спекулятивная сделка. Средства, которые используются на осуществление слияния или поглощения, идут в том числе с оффшоров, тем самым способствуя возвращению капитала в Россию. Вышеуказанные значения слияний и поглощений делают их значимыми для развития экономики.

— В каждой стране есть какая-то своя специфика слияний и поглощений, вызванная особенностями экономики. Есть ли такие особенности в России?
— Да, безусловно. На особенности этих процессов оказывают влияние развитость экономики, законодательства, финансовых рынков и множество других факторов. Если углубиться, то можно найти много специфики в российских слияниях и поглощениях, поэтому я остановлюсь на основных из них. Во-первых, это распространение враждебных «захватов» — приобретения контроля над активами путем использования силового, политического, судебного давления, пробелов в корпоративном законодательстве, зачастую с использованием мошеннических схем с подделкой документов, подкупом судей и другими подобными методами. Во-вторых, то что явилось одной из причин возникновения первого — это превышение стоимости активов компании над ее стоимостью как бизнеса.

В-третьих, как один из итогов существования первого — «сверхконцентрация» собственности — крупнейшие акционеры стараются обеспечить себе пакет акций как минимум 75%; а также низкая прозрачность деятельности компаний.

В-четвертых, низкая развитость финансового рынка, в результате чего недостаточно развиты процессы финансирования сделок слияний и поглощений с помощью заемных средств, в том числе банковских кредитов и облигаций. В-пятых, неразвитость институтов профессиональных консультантов на этом рынке, роль которых за рубежом преимущественно выполняют инвестиционные банки, а также еще множество особенностей.

— Как в настоящее время обстоит дело с враждебными «захватами» в России, и каковы, на Ваш взгляд, тенденции и перспективы этих процессов?
— Проблема существования «захватов» в настоящее время стоит достаточно остро для нашей экономики. Сущность этих процессов заключается в приобретении контроля над активами компании без приобретения преобладающей доли в структуре ее капитала. После приобретения контроля над активами, они, как правило, выводятся и продаются. Норма прибыли при этом в некоторых случаях может достигать 1000% и более. Основные проблемы, которые ставят «захваты» для экономики, — это потери для акционеров, теряющих свою собственность; проблемы, связанные с последующим перепрофилированием или остановкой предприятия, что сопровождается потерей рабочих мест, деформацией отраслевой структуры и пр. Таким образом, очевидны существенные негативные моменты этих процессов. Сейчас в процессе обсуждения находятся некоторые законодательные изменения, например вопрос о проведении судебных тяжб между собственниками строго по месту нахождения компании, что может сократить возможности так называемых «рейдеров» — компаний, осуществляющих «захваты» и использующих определения судов из удобных им дальних регионов России. Однако проводимые изменения недостаточны. Объем осуществляемых «захватов» в России очень значителен. Только в г. Москве существует несколько сотен рейдерских групп, осуществляющих по несколько сделок в год с бюджетом свыше 1 млн долл. Учитывая, что информация о подобных «захватах» редко становится достоянием общественности, по расчетам наших аналитиков, объем таких сделок может составлять порядка 30% от общего объема публичных сделок слияний и поглощений. В то же время постепенно количество объектов, интересных для «захвата» уменьшается, а вместе с тем уменьшается и количество «захватов». Также становится заметной тенденция улучшения корпоративного поведения на этом рынке, сделки слияний и поглощений все больше проходят в цивилизованном русле. «Захваты» объективно обречены, тенденция их уменьшения началась и будет продолжаться, уступая место классическим слияниям и поглощениям.

— Все чаще в новостях появляется информация о приобретении иностранными компаниями российских предприятий, осуществлении ими производства в нашей стране на базе существующих активов. Также и российские компании все больше интереса проявляют к зарубежным активам. Насколько эта тенденция благоприятна для нашей экономики?
— Действительно, некоторые российские компании осуществляют поглощения предприятий, находящихся за рубежом. Здесь можно выделить две основные группы компаний. Во-первых, это крупнейшие российские холдинги, деятельность которых не ограничивается рамками нашей страны и влияет на мировой рынок. К ним относятся «Газпром», «Лукойл», «Норильский Никель». Стратегия таких компаний ориентируется на мировой рынок, поэтому происходящие трансграничные слияния и поглощения являются нормальной, а зачастую необходимой стратегией их развития. Вторая группа — это более мелкие компании, которые видят в зарубежных рынках потенциал для своего развития, и осуществляют развитие сразу на нескольких рынках, используя на них разные стратегии. Это такие компании, как МТС, «Вимм-Билль-Данн» и др. Главным образом они ориентируются на страны СНГ. В обоих случаях поглощения способствуют развитию компаний и в этом смысле положительно влияют на экономику. В то же время государство должно способствовать тому, чтобы заработанные на приобретенных заводах средства возвращались и инвестировались в нашу экономику, а у компаний существовали стимулы прежде всего для своего развития в России.

Что касается зарубежных компаний, то здесь тоже не все однозначно. С одной стороны, они развивают производство в России, инвестируют в модернизацию, развитие предприятия. Но в то же время необходимо помнить, что главным фактором для осуществления производства в России для них являются низкие издержки, особенно на рабочую силу. Поэтому многие, особенно европейские заводы стремятся на восток и переносят сюда свои производства. Слишком большое присутствие зарубежных компаний на рынке, а также их доля в капитале стратегически важных компаний могут угрожать экономической безопасности страны. Нужно отметить также, что в данном случае более полезными для экономики страны могут быть процессы инвестирования не через форму слияний и поглощений, а через создание новых предприятий, что способствует росту числа рабочих мест и конкуренции. Положительным, на мой взгляд, является строительство новых заводов российскими компаниями, причем все больше компаний заявляет о такой форме развития. Так, например, недавно «Юнимилк» заявил о строительстве молочного комбината в Ростовской области.

— Сделки слияний и поглощений требуют значительных объемов денежных средств — порой стоимость компании превышает миллиард долларов. За рубежом в таком случае часто используют ценные бумаги компании — инициатора сделки. Откуда российские компании берут деньги для осуществления слияний и поглощений?
— Так называемые «бумажные» сделки (paper deals) в России практически совсем не используются. Почти в 100% случаев слияния и поглощения оплачиваются у нас денежными средствами. Что касается источников денежных средств, то это, преимущественно, средства аффилированных оффшорных компаний. В то же время постепенно намечается тенденция увеличения числа механизмов, используемых для получения необходимых денежных средств. Компании все чаще используют выпуск облигаций, размещение акций на бирже, получение синдицированных банковских кредитов. Увеличение возможностей, в том числе для выкупа компаний долговым финансированием, способствует развитию процессов слияний и поглощений в России. В настоящее время даже средние компании могут привлечь на рынке необходимые средства для финансирования своей стратегии развития путем слияний и поглощений. И указанные тенденции, на мой взгляд, будут сохраняться.

— Какие отрасли, на Ваш взгляд, будут лидировать по слияниям и поглощениям в России? Каковы текущая ситуация и тенденции?
— Лидером по объему осуществленных сделок является отрасль, компании которой имеют самые большие объемы свободных денежных средств в экономике — это нефтегазовая промышленность. Также в числе лидеров добывающая промышленность, связь, металлургия. Если анализировать по количеству сделок, то в число лидирующих отраслей добавится пищевая промышленность и машиностроение. Лидерство по объему в ближайшее время, по моему мнению, сохранится у нефтегазовой промышленности — все факторы, в том числе высокая цена на нефть, будут способствовать этому. Что касается количества сделок, то здесь у этой отрасли не столь явное лидерство, и в ближайшее время можно ожидать его смену. Вероятнее всего им станет пищевая промышленность. Напомню, речь здесь идет только о публичных сделках слияний и поглощений. Также ожидаемая тенденция — это увеличение активности в отраслях, ранее не охваченных этими процессами или же охваченных ими незначительно. Примером такой отрасли можно назвать производство медицинских инструментов. По мере развития экономики слияния и поглощения будут происходить во всех отраслях и станут определяющим фактором их развития.

Также по этой теме: