Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый рынок РФ    Новые способы осуществления безналичных расчетов как основополагающий фактор снижения «теневой» экономики в России

Новые способы осуществления безналичных расчетов как основополагающий фактор снижения «теневой» экономики в России

Новые способы осуществления безналичных расчетов как основополагающий фактор снижения «теневой» экономики в России

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2007

Пряжникова Ю.А.

XXI век вошел в отечественную и зарубежную историю как век развития и внедрения высоких технологий в различных областях экономики, усложнением взаимосвязей и повышением взаимозависимости ряда стран, а также перестройкой ранее существующих процессов в общегосударственном аспекте, что не могло не отразиться на общем функционировании всех кардинальных процессов как внутри страны, так и за ее пределами.

Наибольшему влиянию подверглась сфера финансовых отношений. Одним из основных приоритетов экономической политики в России являлась и по сей день является борьба с «теневой» экономикой, переход от  осуществления платежей и расчетов с применением бумажных носителей ко все более возрастающему внедрению безналичных способов платежей и расчетов. Выбор способа проведения расчетных и платежных операций, основанных на электронных технологиях, имеет ряд преимуществ, которые особо актуальны на данном этапе развития отечественной экономики.

Но прежде чем перейти к рассмотрению сущности понятий «безналичные расчеты» и «электронные платежи», необходимо разобраться в тенденциях и характеристике нелегальной («теневой») экономики.

Характеристика нелегальной («теневой») экономики

Теневая экономика является неотъемлемой частью многих экономических систем,  однако в разных системах она имеет свою специфику.

Нелегальное производство и реализация товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенных денег, включая наличные, отмывание криминальных доходов, взятки и злоупотребление служебным положением – эти и другие проявления теневой деятельности приобрели в Российской Федерации угрожающие масштабы. Теневые денежные потоки присутствуют не только в сфере деловых отношений, но и в обыденной жизни большинства населения.

Теневая, или, как ее иногда называют, «подпольная» экономика, в ее современном отечественном варианте не только не противостоит экономике «формальной», но лишь внутри и при помощи последней и существует, выступая естественным и закономерным следствием преобладающего присутствия легальных хозяйствующих субъектов. Не секрет, что продажа товаров нелегального характера зачастую производится на рынках, где участником рыночных отношений может стать любой из нас. 

Нелегальные денежные (финансовые) потоки могут обращаться в самых разных сферах экономики, в том числе и в банковском секторе (нелегальные кредиты и схемы проведения платежей), в секторах обрабатывающей и добывающей промышленности, «серые» потоки платежей коснулись и зарплат работников.  То есть это те формы или сегменты хозяйства, которые не регулируются официально принятыми нормами и правилами (в том числе – налоговым законодательством).

Теневая экономика непосредственно связана с перераспределением денежных доходов и почти всегда, прямо или косвенно, сопряжена с уходом от налогов. Между тем, сегодня уход от налогов превратился в стержень теневой политики хозяйствующих субъектов.

Итак, ключевым признаком теневой экономики, существующей вопреки правовым нормам, можно считать умышленное уклонение от уплаты налогов, от законной регистрации договоров, искажение финансовых результатов деятельности организации и, как следствие, сокрытие доходов. Функцию платежного средства в теневой экономике выполняют в основном наличные деньги, в том числе иностранная валюта, бартер, вексельное обращение. Масштабы составляющей теневой экономики во многом определяются отсутствием системы управления и контроля за протекающими экономическими процессами в стране, наличием недостатков в расчетно-платежной системе, качеством нормативно-законодательной базы, неправомерной деятельностью исполнительных органов власти и низким развитием правоприменительных актов по контролю и изъятию доходов от противоправной деятельности, которые обращаются в спекулятивно-финансовой сфере как внутри страны, так и в странах СНГ, в странах Восточной Европы, не ограничиваясь этими регионами и расширяясь в другие страны.

Теневая экономика есть везде, однако процент ее по сравнению с легальными экономическими отношениями, ничтожен: так, в США, Швейцарии и Японии она составляет всего около 10%<*>. По данным Федеральной службы государственной статистики теневой сегмент российской экономики составляет приблизительно 20% ВВП, а специалисты аудиторско-консалтинговой  компании ФБК оценивают ее величину в районе 30–40%<**> ВВП. Лидерами среди «теневых» секторов экономики в России являются розничная торговля, предоставление бытовых услуг населению, рыболовство и сельское хозяйство. Здесь доля тени составляет около 50%.

<*> http://www.corpmag.ru/p80.htm.
<**> Там же.

По словам главы Министерства экономического развития и торговли Германа Грефа, сегодня объем «серого» импорта бытовой техники, электроники, мобильных телефонов достигает 85%, одежды 60%, половина мебели в наших магазинах, по сути, контрабанда. Если сравнить данные только западноевропейских таможен с цифрами ФТС России, то первые превышают вторые на 33 млрд долл. США в год<*>. «Сэкономленные» средства превращаются в пресловутый «черный нал», которым подпитывается коррупция, оргпреступность, производство любого рода «неучтенки», контрафактной и фальсифицированной продукции, контрабанда. В целом по данным Института изучения рынка (Бонн) доля теневой экономики в России составляет около 48,7%. <**> Наглядное представление о масштабах теневой экономики дает следующая таблица.

<*> Бизнес. 2006. 06. 06.
<**> Там же.

Масштабы теневой экономики в различных социально-экономических системах в 2000 г.

Страна

Объем теневой экономики, % ВВП

Страна

Объем теневой экономики, % ВВП

Развитые страны

Развивающиеся страны

Италия

27,3

Нигери

76,0

Испания

23,1

Тайланд

71,0

Бельгия

22,5

Египет

68,0

Швеция

19,9

Боливия

66,0

Дания

18,3

Панама

62,0

Канада

16,2

в среднем

68,5

Ирландия

16,2

Бывший СССР

Франция

14,9

Узбекистан

8,0

ФРГ

14,9

Эстония

18,5

Нидерланды

13,5

Белоруссия

19,1

Великобритания

13,0

Литва

25,2

Норвегия

12,6

Казахстан

34,2

Япония

11,1

Латвия

34,8

США

8,9

Молдова

37,7

Австрия

9,0

Украина

47,3

Швейцария

8,1

Азербайджан

59,3

в среднем

16,2

Грузия

63,0

 

 

в среднем

34,7

Источник: Аргументы и факты. 17 апреля 2001.

Одна из наиболее распространенных форм проявления теневой экономики — уход от налогов. Она занимает около 7% от общего количества экономических преступлений.

Сейчас процесс корпоративного финансового «отбеливания» затормозился. В итоге систематически недоучитываются производственные возможности множества хозяйствующих субъектов.

Возможно, обращение стоимости большей части реально продаваемых товаров и услуг официально не фиксируется. Не потому ли львиная доля фискальной нагрузки сосредоточилась на известных и крупных компаниях, которые входят в зону наблюдения налоговой службы?<*>

<*> Наиболее активными субъектами социально-экономических процессов в нынешней России являются менее250 крупных промышленных корпораций, выпускающие в совокупности продукции почти на1/5 часть ВВП, ответственные за 35-65%-ую долю выпуска в своих отраслях, а также дающие работу от нескольких тысяч до сотен тысяч сотрудников. Причем поскольку большая их часть ориентирована на экспорт, постольку ими извлекаются значительные прибыли.

И это понятно. Со сферой налогообложения связана «львиная доля» крупнейших налоговых преступлений в виде незаконного возмещения из бюджета сумм якобы уплаченного НДС. Так, с одной стороны, – происходит разворовывание средств из госбюджета. С другой – ущерб наносится честному бизнесу, страдающему от фактической невозможности вовремя получить подлежащие возмещению суммы НДС и потому вынужденному отвлекать дополнительные, собственные средства от ведения дела. Кроме того, правительство также беспокоит не самое лучшее  администрирование  налога на добавленную стоимость. По разным оценкам, НДС собирается лишь на 60– 80%<*> . Доведение собираемости этого налога до более высоких показателей принесло бы дополнительные поступления в бюджеты всех уровней.

<*> www.rosinvest.com Экономические новости. 24.11.2006.

Учитывая вышеуказанные последствия и результаты «теневой» экономики, на современном этапе наиболее актуальной становится задача снижения ее влияния на все сферы экономической деятельности. Одним из решений может стать переход от бумажно-денежной системы к масштабному внедрению безналичных механизмов проведения  платежей, основанных на электронных технологиях.

Понятия «безналичные расчеты» и «электронные платежи»

Процессы, происходящие в области безналичных расчетов за последние несколько лет, вызывают значительный интерес, хотя сфера их применения все еще остается на достаточно низком уровне по сравнению с наличными деньгами.

Тем не менее в условиях интенсивного роста технологических и рыночных инноваций в сфере розничных и крупных безналичных платежей все чаще встает вопрос о модернизации действующей платежно-расчетной системы и все актуальнее становится проблема внедрения новых механизмов осуществления этих платежей и расчетов, все большее значение приобретает четкое определение новой экономической категории — электронных денег (e-money), а также выявление функционально-технологических особенностей их расчетных схем и организации систем электронных денег и определении их места в системе безналичных расчетов.

Безналичный денежный оборот представляет собой часть денежного оборота, в котором движение денежных средств осуществляется в безналично-денежной форме в порядке перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика в банке на счет получателя, путем зачета взаимных требований, а также с использованием других банковских операций<*>. В наиболее общем виде безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода.<**>

<*> Деньги, кредит, банки: Учебник/колл. авт; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. з изд., перераб. и доп. - М.:КНОРУС, 2006
<**> Косой А.М. Платежный оборот: исследования и рекомендации. - М.: Финансы и статистика, 2005

Что касается сущности электронных денег, то за последние три десятилетия термин «электронные деньги» получил широкое распространение как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе.

Существует множество научных работ, посвященных тем или иным аспектам развития электронных денег. Вместе с тем следует признать, что в настоящее время отсутствует единое мнение относительно понятия «электронные деньги». В российском законодательстве вместо термина «электронные деньги» используется понятие «предоплаченный финансовый продукт», под которым понимаются «денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме».<*>

<*> Указание Банка России от 3 июля 1998 г. № 277-У «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям - резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов»

Западные специалисты предпочитают так называемый технологический подход к определению электронных денег.

Согласно Директиве Европарламента и Союза ЕС 2000/46/ЕС «О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью», электронные деньги представляют собой «денежную стоимость, представленную в виде требования к эмитенту, которая:
1) хранится на электронном устройстве;
2) эмитируется после получения эмитентом денежных средств, сумма которых не менее выдаваемой денежной стоимости (следует заметить, что в первоначальной редакции вместо данного критерия фигурировал другой: «создается для предоставления в распоряжение пользователей в качестве заменителей монет и банкнот и для осуществления переводов денежных средств электронным способом в ограниченном размере»;
3) принимается в качестве платежного средства предприятиями, отличными от эмитента.<*>

<*> Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council of 18.09.2000 «On the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions» // Official Journal of the European Communities. L 275/39/ 27.10.2000. . 39–40.

На практике под «электронными деньгами» зачастую понимают так называемые «электронные платежи», осуществляемые посредством «электронных кошельков», – программ, работающих непосредственно в интернет-пространстве и оперирующих средствами со счета пользователя.

В России распространены две системы осуществления расчетов с помощью «электронных денег» – международная система WebMoney и российская система Яндекс.Деньги. Принципиальное различие между этими системами, помимо страны их происхождения (WebMoney разработана американскими специалистами, Яндекс.Деньги – российская система), состоит в том, что WebMoney требует установки на компьютер пользователя дополнительной программы-терминала, собственно «электронного кошелька», с помощью которого и осуществляются расчеты, в то время как оперировать средствами в системе Яндекс.Деньги можно с помощью Интернет-браузера: вся информация о счетах клиентов хранится на едином сервере, что делает эту систему несколько менее безопасной.

Пополнять свой «электронный кошелек» можно двумя способами – либо путем покупки предоплаченного финансового продукта – специальной карты, либо путем перечисления денег на счет, которое может быть осуществлено как в наличной (в том числе через специальные денежные терминалы), так и в безналичной форме.

«Электронные деньги» получили в настоящее время в сети Интернет широкое распространение, практически все интернет-магазины и сервисные службы принимают оплату с помощью «электронных денег» различных систем – и WebMoney, и Яндекс.Деньги.

В чем преимущество безналичных расчетов?

Во-первых, одно из основных преимуществ безналичных расчетов заключается в прозрачности денежных потоков. Более того, российская экономика в значительной степени ориентирована на наличность, поскольку в России почти 50% денежной массы в узком смысле – это наличные деньги, находящиеся в обращении.<*>  Ориентация экономики на наличность не только снижает способность банков выступать в качестве финансовых посредников, но и, как упоминалось ранее, подпитывает неофициальную экономику.

<*> По оценке BIS

Многочисленные исследования, проведенные в разных регионах мира, позволяют сделать вывод о том, что рост объемов электронных платежей обеспечивает странам ощутимые экономические выгоды. Это обусловлено главным образом тем, что в большом масштабе электронные платежи намного эффективнее наличных расчетов с точки зрения затрат. По мнению президента VISA International Кристофера Родригеса общие издержки, связанные с использованием системы наличных платежей, составляют от 5 до 7% ВВП<*>. Так, за 2005 г. данные издержки в денежном выражении колебались в диапазоне от  1079,9 до 1511,86 млрд руб.<**> Результаты исследований позволяют также заключить, что более высокая по сравнению с наличными расчетами эффективность электронных платежей способна обеспечить странам экономию в размере 1% ВВП, что в случае с Россией соответствовало бы 215,98 млрд рублей. Развитые безналичные платежи повысили бы прозрачность проводимых в России финансовых операций, позволив правительству добиться уменьшения масштабов неофициальной экономики.

<*> Родригес К. Электронные платежи сэкономят миллиарды// Национальный банковский журнал. № 11 Ноябрь 2005.
<**> При оценке данных за 2005 г. за основу принимался показатель ВВП, равный 21 598,0 млрд. руб.// Бюллетень банковской статистики. №11 (162); ЦБ РФ. 2006

Безналичные платежи дают и другие преимущества. Так, благодаря широкому применению различных схем выплаты заработной платы на банковские карты значительно уменьшается часть населения, не охваченная банковскими услугами, а стимулируемое ими увеличение вкладов физических лиц и повышение скорости обращения денег помогают повысить качество финансового посредничества, что способствует экономическому росту. И действительно, исследование, проведенное компанией Global Insight, показывает, что каждый дополнительный доллар банковского вклада приносит от 10 до 15 дополнительных долларов кредита со всей вытекающей из этого экономической отдачей. <*>

<*> Electronic Payments and Economic Growth //Global Insight, 2003.

Увеличение масштаба безналичных расчетов будет способствовать и социальному развитию регионов России. Эффективное функционирование механизмов электронных платежей и расчетов положительно скажется на работе региональных экономик, облегчит торговлю между российскими регионами и поможет стимулировать развитие региональных хозяйств.

Кроме того, рассматривая проблему более широко, внедрение подобных систем в рамках международного сотрудничества с государствами – участниками СНГ и ЕврАзЭС позволят  вывести интеграционное взаимодействие на более высокий уровень.

В данных условиях особо актуальным становится вопрос разработки и внедрения оптимальных систем платежей и расчетов, основанных на электронных технологиях, а также клиринговых механизмов, которые в международной практике доказали свою жизнеспособность.

Возможные пути решения проблемы «серых» схем проведения платежей

Говорить об окончательном решении проблемы нелегальной экономики преждевременно, можно лишь предложить некоторые механизмы, которые в той или иной степени позволяют ее минимизировать,  а также снизить ее влияние на государство в целом.

Как уже было сказано ранее, безналичный денежный оборот предполагает безбумажное обращение денег. Рассматривая проблему минимизации нелегальной экономики в контексте проведения платежных и расчетных операций между участниками экономических отношений (будь то за товары, работы или услуги), нельзя не затронуть вопрос о самой системе проведения указанных операций, о платежной системе.

Неслучайно в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 г. было отмечено, что серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

Идея развития технологий в сфере денежного обращения – безналичных платежей посредством электронных расчетов – приветствуется всеми. Развитие пока шло только в силу частных инициатив отдельных банков вне противления государства, из-за чего усилия на этом рынке разрознены, локальны и не соответствуют вызовам социально-экономических угроз. Целесообразно для эффективной борьбы с «теневой» экономикой со стороны как государства, так и частного сектора оказать поддержку мерам по ускоренному переходу от осуществления платежей и расчетов с применением бумажных носителей ко все возрастающей электронизации оборота рублевых средств.

Назрела необходимость создания новых форм партнерства, прежде всего в секторе финансовых расчетов, за счет аргументированного диалога между Минфином и Центральным банком Российской Федерации, с одной стороны, и частными банкирами – с другой. Добиться начала такого диалога возможно на основе обсуждения моделей системного устройства, которые бы выбирались по критериям соответствия интересам всех категорий населения.

По заявлению заместителя министра экономического развития А. Дворковича, целесообразно банковскую стратегию объединять со стратегией развития финансовых рынков (его мнение прозвучало на банковской конференции, организованной ассоциацией «Россия»). Напрашивается вопрос, почему бы тогда законодательно не вовлечь банковский сектор в создание единой расчетно-платежной системой всей страны, которая обслуживает как раз те самые финансовые рынки?

Призыв к созданию общенационального платежно-расчетного механизма по учету денежных потоков юридических и физических лиц не нов. Тем не менее принципиально новой особенностью обсуждаемой системы могла бы быть ориентация на внедрение в повседневную практику принципиально новых механизмов расчетно-платежной системы (например, клиринг), а также взаимосвязь с системой налогообложения.

Как следствие, станет возможным решать проблему не только в рамках ежегодного налогообложения физических и юридических лиц, а и при повседневном совершении операций по оплате различных платежей и осуществления расчетов – с государством, частными предприятиями, друг с другом.

Наряду с внедрением системы электронных расчетов для розничных платежей, для обслуживания крупных денежных потоков в добывающих, обрабатывающих отраслях (ресурсный блок), целесообразно развитие на основе региональных соглашений так называемых небанковских кредитных организаций - расчетно-клиринговых центров (РКЦ).  Специалисты рассматривают клиринг как одну из форм проведения безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств.<*> Действительно, альтернативой организации расчетов на валовой основе является организация расчетов на нетто (чистой) основе (расчеты с применением клиринга). О клиринге есть смысл говорить в контексте клиринговых расчетов. Безналичные расчеты — расчеты, проводимые при участии денег, то есть денежные расчеты, в то время как зачет во всех своих проявлениях, в том числе клиринг, — это осуществление расчетов без участия денег. Следовательно, клиринг следует отнести к формам неденежных расчетов. При клиринге происходит «очищение» от обязательств на зачтенную сумму, замена первоначальных обязательств на новые (новация).

<*> См: Семикова П.В. Оптимизация межбанковского клиринга //Банковские технологии. 2003 № 2. С. 16

Принципиальные задачи, которые призван решать институт клиринга, сводятся к следующему:
– сокращение физического объема денежных средств и ценных бумаг при проведении расчетов по итогам дня (торговой сессии);
– снижение рисков, возникающих при проведении расчетов по заключенным сделкам;
–  упрощение процедуры заключения сделок и уменьшение документооборота;
– возможность использования технологических новинок (программно-аппаратных средств, современных телекоммуникаций и пр.) при заключении сделок и проведении расчетов;
– сокращение времени  на сверку сделок (процедура мэтчинга), обработку и  обслуживание расчетов.

Применение пластиковых карт и решение проблемы «скрытых платежей»

Прежде чем рассматривать вопрос об актуальности внедрения карточных механизмов в платежную систему страны для целей минимизации «неформальной» экономики, необходимо рассмотреть рынок пластиковых карт, сложившийся на данный момент в России.

Итак, сегмент пластиковых карт является одним из наиболее быстро развивающихся сегментов на рынке банковских услуг России, так, по данным Банка России, с 2001 г. количество выпущенных российскими эмитентами пластиковых карт выросло в 4,5 раза. На 1 января 2006 г. их количество составило 54,511 млн шт., что в 1,5 раза превысило аналогичный  показатель на начало 2005 г. (35 млн). При этом, по данным на 1 июля 2005 г., 95,5% общей эмиссии пришлось на расчетные карты.<*>

<*> Экономика и финансы. Правила игры // Коммерсант- Daily. 20.04.2004

По данным исследовательского холдинга ROMIR Monitoring<*> в мегаполисах пластиковыми картами пользуется каждый  четвертый житель. При этом основным предназначением пластиковых карт является перечисление на них заработных плат работникам, которые в свою очередь либо немедленно обналичивают их в банкоматах, либо расплачиваются с помощью карт за товары и услуги там, где принимаются безналичные деньги. Однако, несмотря на это, по данным Банка России до сих пор почти 83% всех операций с банковскими картами приходится именно на процедуру снятия заработной платы. Тем не менее до сих пор, по данным Банка России, в денежном выражении доля операций по снятию наличности в 15,4 раза больше доли операций по оплате товаров и услуг.

<*>  www.rmh.ru.

Таким образом, доля безналичных расчетов в России не превышает нескольких процентов от потребительского оборота: по мнению представителя московского офиса Visa, с помощью платежных карт оплачивается всего порядка 3,3% потребительских расходов россиян, что существенно ниже уровня Европы.

В связи с этим для перехода на безналичный расчет (с помощью пластиковых карт) необходимо решить как минимум две задачи: первая – создать необходимую техническую базу, вторая – убедить население в том, что использование пластиковых карт выгоднее. Не секрет, что до полного охвата торговой сети говорить еще рано. Так, в Москве, на которую приходится 60% всех «карточных» покупок, не все даже крупные супермаркеты  проводят обслуживание «по безналу»: менее 9% предприятий торговли и общественного питания Московского региона оснащены техникой, необходимой для совершения подобных сделок (по данным «Известий»). В целом по России, по состоянию на 1 октября 2005  г. количество организаций торговли и услуг (около 121 тыс.), а также банкоматов, используемых только для оплаты услуг, увеличилось по сравнению с 1 октября 2004 г. на 37,4%. Количество пунктов выдачи наличных составило 20,6 тыс., что на 14,4% больше по сравнению с 2004 г.<*>

<*> Обзор рынка платежных карт в России // MoneyNews.16.02.2006.

По официальным данным использование наличных средств в России приносит большие издержки государству – порядка 5–7% от годового ВВП, или от 0,83 до 1,17 трлн руб. Речь идет о так называемом «черном нале», «серых» зарплатных схемах, незаконной «обналичке» и об отсутствии кассовых аппаратов там, где большинство россиян со средним уровнем дохода совершает покупки.

Поэтому государственные органы заинтересованы в развитии рынка пластиковых карт: предполагается, что безналичные расчеты помогут Министерству финансов и налоговым органам точнее определять реальный масштаб торговли, доходы и прибыль. По статистике прием пластиковых карт позволяет увеличить объем продаж точки на 7–20%.<*>

<*> Тирская М. Банкиры готовятся заработать на проценте с продаж // Деловой Петербург. 20.03.2006

Розничный сектор недостаточно прозрачен для государства, что обусловлено чрезмерной зависимостью российской экономики от наличных денег и внушительными масштабами «серого рынка».

По мнению многих экспертов, установить аппараты по работе с пластиковыми картами можно, сложнее будет заставить население проводить карточные платежи. Более того, государство не учитывает тот факт, что значительный оборот розничной торговли  проходит через рынки, где использование карт на данном этапе очень затруднительно. К тому же, по мнению отдельных экспертов, если начать устанавливать во всех регионах, областях и деревнях банкоматы, то такая программа может обойтись государству дороже, чем потери от теневого оборота.<*>

<*> Панов А. Деньги/Власть. Россия безналичная // Ведомости. 01.12.2005.

Для решения указанной проблемы необходимо минимизировать затраты на внедрение пластиковых карт за счет увеличения их эффективности. Указанный вид платежно-расчетного инструмента целесообразно использовать при осуществлении расчетов с государством в сфере ЖКХ, уплате налогов, получении пенсий и заработной платы, социально-страховых выплат, социальных субсидий и льгот. Преимуществом данного инструмента является совмещение в себе функций платежного средства и некоего «кошелька», в который накапливаются денежные средства (заработная плата, пенсия, льготы и т. д.). Отличием данной карты должна быть ее технология – это должна быть пластиковая карта с микропроцессором (чиповая карта). Объясняется это рядом причин.
— Высокая защита от подделки и, соответственно, от совершения мошеннических операций за счет встроенного чипа, по своей сути являющегося микрокомпьютером. При использовании подобных технологий повышается общая криптостойкость системы «карточка – терминал». Тем не менее для более серьезной защиты средств участников в дополнение к чиповой карте необходимо предусмотреть оборудование (банкомат, считывающее устройство), которое позволяло бы использование технологии электронной подписи.
— Многофункциональность, что позволяет банку-эмитенту снизить телекоммуникационные расходы за счет возможности работы с картой в режиме офф-лайн, а также более эффективно реализовывать в качестве приложений дополнительные услуги для держателя карты.
— Микропроцессорная карта обладает рядом дополнений и позволяет объединить в себе одновременно несколько карт (дисконтную, бонусную, страховой полис, идентификационный документ и т. д.).
— Возможность хранить на микропроцессоре множество различных «приложений», объем которых ограничен лишь объемом микропроцессора, в том числе возможность использования карты в качестве «электронного мультивалютного кошелька».

При условии, что такой механизм расчетов будет внедрен повсеместно (и в магазинах, и на рынках), нелегальные продажи как продуктов питания (что особо опасно), так и предметы одежды и техника, должны постепенно сойти на нет. В противном случае к налоговым «уклонистам» могут применяться меры как административного, так и уголовного преследования. А определить легальность продаж будет достаточно легко, проследив за цепочками поступления денежных средств со счетов потребителей на счет провайдера по информационным базам РКЦ.

Полученные таким образом средства способны серьезно выправить имевшие место ранее и допускаемые в настоящее время просчеты и перекосы в социальной, научной и культурной политике нашего государства. Необходимо лишь сделать строго обязательным для провайдеров расчеты по кредиткам за все предоставляемые товары и услуги ценой выше определенного размера.

Итак, в России должен существовать эффективный механизм перевода денежных средств, который будет служить государству, бизнесу и гражданам надежным средством обмена товаров и услуг на деньги. Этот механизм должен быть защищенным, обеспечивать снижение уровня мошенничества и операционных издержек, которые несут банки и платежные схемы, и способствовать повышению уровня доверия к системе.

Электронные платежи повысили бы прозрачность проводимых в России финансовых операций, позволив правительству добиться уменьшения масштабов неофициальной экономики.


Также по этой теме: