Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Мировой финансовый рынок    Основополагающие индикаторы конъюнктуры мирового финансового рынка

Основополагающие индикаторы конъюнктуры мирового финансового рынка

09.02.2016

Основополагающие индикаторы конъюнктуры мирового финансового рынка

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2009

Автурханов Э.М.,
к. э. н., доцент

По традиции, так как основная доля мирового рынка ценных бумаг приходится на фондовый рынок

Соединенных Штатов Америки, природа многих показателей также из США. Соответственно, наибольший вес в определяющих факторах установления деловой конъюнктуры и направлений дальнейшего развития часто удерживается за финансовыми показателями Соединенных Штатов Америки.

Давайте подробнее рассмотрим основные финансово-экономические показатели и статистические данные, чаще всего учитываемые при определении инвестиционного климата через призму сложившегося положения в финансах и экономике стран мира.

Валовой внутренний продукт США (Gross Domestic Product, US). Это показатель, публикуемый Бюро экономического анализа (Bureau of Economic Analysis, U. S. Department of Commerce). В числе рассматриваемых также фигурируют ведущие страны зоны евро, Великобритания, Япония. Ключевой территорией мира в последнее время является также экономика Китая. Актуальность ситуации с ВВП Китая усиливается в связи с тем, что Китай в настоящее время занимает 3 место по экспорту в мире и 1 место по импорту [1]. На сегодня Китай является крупнейшим импортером нефти в мире. Нефтяной фактор становится во многом определяющим в современном положении экономических и финансовых соотношений хозяйственного развития стран. Желание Китая осуществить большие или меньшие закупки нефти вызывают значительные колебательные движения в ценах на это ключевое энергетическое топливо в мировой экономике. Вслед за изменениями цен на нефть происходят девальвации или ревальвации национальных валют государств, существенные изменения в котировках ценных бумаг ведущих нефтяных компаний мира, вслед за ними изменяется ситуация в стоимости акционерного капитала в смежных отраслях экономики.

Композитные (составные) индексы Соединенных Штатов Америки (U. S. Composite Indexes). Существует тройка составных индексов, которые включают ряд ключевых оценочных показателей. Это такие индексы, как ведущий индекс (Leading Index), согласующийся индекс (Coincident Index) и запаздывающий индекс (Lagging Index) [2].

Теперь давайте рассмотрим структуру этих индексов, что позволит иметь ясное представление о характере оценки этими показателями современной рыночной конъюнктуры и их направленности.

Ведущий индекс (Leading Index) называют еще опережающим индикатором.

Он состоит из следующих показателей:
- средняя продолжительность рабочей недели в производстве (Average weekly hours, manufacturing);
- среднее количество еженедельных обращений за страхованием (пособием) по безработице (Average weekly initial claims for unemployment insurance);
- доля новых заказов производителей на потребительские товары и материалы (Manufacturers’ new orders, consumer goods and materials);
- индекс времени, необходимого для доставки товара поставщиком (Index of supplier deliveries — vendor performance);
- объем новых заказов производителей на товары необоронного значения (Manufacturers’ new orders, nondefense capital goods);
- разрешения на строительство новых частных домовладений (Building permits, new private housing units);
- цены 500 обыкновенных акций (Stock prices, 500 common stocks);
- показатель денежной массы в обращении М2 (Money supply, M2);
- спрэд процентной ставки по десятилетним казначейским облигациям Соединенных Штатов Америки и ставки по федеральным фондам США (Interest rate spread, 10-year Treasury bonds less federal funds);
- индекс потребительских ожиданий (Index of consumer expectations).

Согласующийся индекс (Coincident Index) состоит из таких оценочных показателей, как:
выплаты по платежной ведомости служащим несельскохозяйственного сектора (Employees on nonagricultural payrolls);
- индивидуальный доход за минусом размера трансфертных платежей (Personal income less transfer payments);
- промышленное производство (Industrial production);
- производственные и торговые продажи (Manufacturing and trade sales).

Запаздывающий индекс (Lagging Index) включает следующие составные показатели:
- среднюю продолжительность безработицы (Average duration of unemployment);
- отношение товарно-материальных запасов в сферах производства и торговли к продажам (Inventories to sales ratio, manufacturing and trade);
- стоимость рабочей силы на единицу произведенной продукции (Labor cost per unit of output, manufacturing);
- среднюю учетную ставку по кредитам первоклассным заемщикам (Average prime rate);
- коммерческие и промышленные займы (Commercial and industrial loans);
- отношение потребительского кредита к индивидуальному доходу (Consumer installment credit to personal income ratio);
- индекс потребительских цен на услуги (Consumer price index for services).

Сводка, отчет о ситуации с занятостью (Employment Situation Summary by Bureau of Labor Statistics, United States Department of Labor). Эта статистика демонстрирует положение с занятостью в стране по различным отраслям экономики. Сюда входит численность несельскохозяйственного сектора (Nonfarm payrolls), определяемая по платежным ведомостям, за исключением сельскохозяйственных рабочих. Также рассматриваются такие сектора, как промышленность, строительство и сфера услуг. К примеру, в отчете за май 2009 г. [3] Бюро статистики по труду Департамента по труду США сообщает, что количество занятых в несельскохозяйственных отраслях сократилось на 345 тыс. человек в мае 2009 г. Здесь же указывается, что ставка по безработице продолжает расти, увеличиваясь с 8,9 до 9,4%, потери рабочего места продолжаются в обрабатывающей промышленности, строительстве и нескольких отраслях сферы услуг.

В отчете также рассматриваются изменения ставки по безработице. Имеется разбивка на неработающих лиц среди мужчин, женщин, белых работников, испаноязычных лиц, азиатов, темнокожых, взрослых, молодых. Сообщается, что в целом за май 2009 г. количество безработных выросло на 787 тыс. человек до отметки 14,5 млн человек. С начала рецессии в декабре 2007 г. количество неработающих лиц выросло на 7 млн человек, и уровень безработицы за этот период вырос на 4,5%.

Как видно из данных, инвестиционный климат в традиционных отраслях крупнейшей экономики мира оставляет желать лучшего.

Индекспотребительскихцен(Consumer Price Index by Bureau of Labor statistics, United States Department of Labor). Этот показатель демонстрирует данные по изменениям в ценах, оплачиваемых потребителями за репрезентативную корзину товаров и услуг.

Индекс потребительских цен является широко используемым измерителем инфляции, а также иногда рассматривается в качестве показателя эффективности экономической политики правительства. Он обеспечивает информацией об изменениях цен в национальной экономике, бизнесе, на рынке труда и отдельно взятых людей и используется как путеводитель для принятия экономических решений. Президент, конгресс и совет управляющих Федеральной резервной системы используют тенденции в индексе потребительских цен как вспомогательное средство для формулирования фискальной и монетарной политики.

Индекс потребительских цен и его компоненты используются для регулирования другого экономического ряда изменений цен и преобразования этого ряда в безинфляционные доллары. Примеры отрегулированного ряда с помощью индекса потребительских цен включают розничные продажи, почасовые и понедельные зарплаты, компоненты национального дохода и национальных счетов.

Интересным примером является использование индекса потребительских цен в качестве дефлятора стоимости потребительского доллара США для нахождения его потребительской стоимости. Покупательная способность потребительского доллара США измеряет изменения в стоимости потребительских товаров и услуг, которые будут оплачены долларом США в разные временные даты. Другими словами, если цены растут, покупательная способность  потребительского доллара снижается [4].

Тенденции в индексе потребительских цен часто используются участниками мировых рынков ценных бумаг в принятии инвестиционных решений. Индекс цен производителей (Producer Price Index by Bureau of Labor statistics, United States Department of Labor) является измерителем средних изменений в ценах отечественных производителей товаров на всех стадиях процесса  производства. Индекс цен производителей является индексом цен на выпускаемую продукцию, то есть является измерителем ценовых изменений, происходящих у производителей продукции. Этот индекс не является ни покупательским индексом, ни индексом входных цен.

Концептуальная и дефинитивная разница между индексом потребительских цен и индексом цен производителей заключается:
- в составе набора товаров и услуг, которые они включают;
- в типах цен, образовавшихся по этим товарам.

Композиционные различия. Индекс цен производителей для готовых изделий показывает среднее изменение в ценах по прошествии времени, в течение которого были произведены и потреблены отечественные товары. Индекс цен производителей включает цены обоих потребительских товаров и капитального оборудования (оборудования, приобретенного организацией для использования в своей хозяйственной деятельности в течение длительного периода), но исключает цены на услуги. Весы для готовых изделий индекса цен производителей основаны на стоимости доставки продукции [5].

Все единицы индекса потребительских цен измеряют как среднее изменение по прошествии времени цен на товары и услуги, приобретенные для личного потребления городскими домохозяйствами США, вне зависимости от стран происхождения этих единиц. Этот индекс состоит исключительно только из цен на потребительские товары, таким образом, исключая цены на капитальное оборудование. Вдобавок весы индекса потребительских цен соответствуют потребительским расходам.

Различия в типе и выборе времени для определения цен:
продажи и косвенные налоги. Ценой формирования для единицы, включенной в индекс цен  производителей, является доход, полученный производителем. Продажи (розничные) и косвенные налоги не включены в цены производителя, потому что они не поступают в доход производителю.

Цена формирования для единицы, включенной в индекс потребительских цен, является расходом наличных средств потребителя за эту единицу.

Продажи и косвенные налоги включены в цену потому, что они являются необходимыми расходами потребителя за эту единицу. Как следствие, изменения в налоговых ставках на сигареты или алкогольные напитки, к примеру, могут служить причиной изменений в индексе потребительских цен по отношению к индексу цен производителей [5]; издержки обращения.

Цена (доход), получаемая производителем за определенную продукцию, может отличаться от цены, уплачиваемой потребителем за ту же продукцию в связи с исключением налогов.

Соответствующая продукция, такая как продовольствие или одежда, может иметь канал дистрибуции от производителя через оптовую торговлю и розничную сеть перед ее финальной продажей потребителю. В этом случае цена, оплачиваемая потребителем продукции, скорее всего отражает промежуточные торговые надбавки для покрытия расходов на ее доставку от одной стороны к другой так же, как расходы на осуществление бизнеса обеими сторонами — оптовиками и розничными торговцами.

Распределение времени формирования. Другим возможным источником расхождений в ценовых движениях между индексом цен производителей и индексом потребительских цен является разница в распределении времени на формирование собираемых данных в двух программах. Индекс цен производителей в основном формируется за счет почтовых анкет, направляемых респондентами на ежемесячной основе. В противоположность этому индекс потребительских цен назначается по телефону или через визиты представителей Бюро статистики по труду.

Индекс ISM (индекс PMI, как закрепилось в последнее время, индекс деловой активности Института управления снабжением (Institute for Supply Management)) является ежемесячным композитным индексом. Основой формирования индекса ISM являются результаты опросов менеджеров по закупкам в сферах обрабатывающей промышленности. Этот индекс используется для оценки изменений в области новых производственных заказов, объема промышленного производства, занятости, а также товарных запасов и скорости работы поставщиков.

Если индекс выше значения 50, это свидетельствует о том, что экономика растет. Значения ниже 50 сигнализируют об обратной тенденции.

В основе индекса находятся девять субиндексов:
- новые заказы;
- производство;
- время доставки поставщиками;
- невыполненные заказы;
- материально-производственные запасы;
- цены;
- занятость;
- экспортные заказы;
- импортные заказы.

Считается, что индекс ISM отражает будущие движения в валовом внутреннем продукте, таким образом делая его очень наглядным параметром данных.

Субиндексы по новым заказам и задолженности прогнозируют хорошие параметры будущего производства.

Важно учитывать осмотрительность в использовании индекса ISM в связи с таким обстоятельством, что объем промышленного производства не является автоматически источником потребительского спроса. Влияние на рыночную ситуацию у индекса ISM ограниченное.

Повышение значения индекса приводит к росту курса доллара.

Индекс уверенности потребителей научно-исследовательской организации «Конференс борд» (Consumer Confidence Index by the Conference Board) основывается на результатах анкетирования 5 тыс. домохозяйств и разработан для измерения относительного финансового благополучия, покупательной способности и уверенности среднестатистического потребителя. Объявляется ежемесячно.

В индексе уверенности потребителей имеют место три важнейших отдельных показателя. Один показатель характеризует, как люди чувствуют себя в настоящее время, — это индекс  потребительского настроения. Другой составной показатель говорит нам, как люди чувствуют общеэкономическое развитие. Этот показатель называется текущие экономические условия.

Третий показатель отражает ситуацию, как люди видят вещи через шесть месяцев. Данный показатель называется индекс потребительских ожиданий.

Сообщение о сильной потребительской уверенности, особенно в то время, когда экономика отстает от оценочных показателей, может привести в движение финансовый рынок, способствуя желаниям инвесторов приобрести акции. Идея потребительской уверенности состоит в том, что счастливый потребитель — тот, кто чувствует повышение своего жизненного уровня, более предрасположен тратить больше денежных средств и осуществлять большие покупки, такие как новая машина или дом.

Индекс потребительских настроений Мичиганского университета (University of Michigan Consumer Sentiment Index). Для сбора информации по индексу потребительских настроений Мичиганского университета используется телефонное анкетирование потребительских настроений относительно всей экономики. Индекс потребительских настроений Мичиганского университета является предварительным отчетом, который включает около 60% результатов анкетирования. Этот индекс выходит примерно 10 числа каждого месяца. Окончательный отчет за предшествующий месяц выходит на первый день текущего месяца.

Индекс потребительских настроений Мичиганского университета становится все более и более полезным для инвесторов, потому что этот индекс демонстрирует картину, как чувствуют себя потребители относительно денежных расходов.

Показатель новых заказов на товары длительного пользования статистического бюро США (Durable Goods New Orders by The Census Bureau of the Department of Commerce) демонстрирует положение с заказами на новые товары и использованные товары в целом со средней продолжительностью жизни в три года и больше (автомобили, мебель, строительные материалы, машины и производственное оборудование (включая приборы и устройства для домашнего пользования), металлы, минералы (исключая нефть), спортивные товары, игрушки, материалы и детали для повторного использования) [6, p. 421].

К примеру, по состоянию на апрель 2009 г. показатель новых заказов на товары длительного пользования в США составляет 1,9%, то есть произошел некоторый рост этого показателя. Ранее в марте 2009 г. этот показатель находился в отрицательной зоне со значением — 2,1% [7].

Коммерческие запасы (Business Inventories by The Census Bureau of the Department of Commerce) отражают статистику по коммерческим запасам на стадиях производственного процесса, оптовой торговли и розничных продаж.

Показатель коммерческих запасов относительно продаж за март 2009 г. демонстрирует величину в 1,44. На март 2008 г. величина коэффициента коммерческих запасов относительно продаж составляла 1,28. Таким образом, объем коммерческих запасов в США остается значительным, отражая сокращение совокупного спроса в экономике [8, p. 1].

Расходынастроительство(Construction Spending by The Census Bureau of the Department of Commerce) включают следующие виды [9]:
- новые здания и строения;
- прирост производственных возможностей, перестройки, расширения, реконструкции,
- восстановления, реставрационные работы и основные изменения (такие как замена крыш и отопительной системы);
- установки механических конструкций и электрических систем, таких как водопроводно-канализационная сеть, отопление, электрические работы, грузоподъемники, эскалаторы,  центральное кондиционирование и другие подобные строительные услуги;
- подготовительные работы на стройплощадке и внешнее строительство жестких конструкций и приспособлений;
- установка следующих типов оборудования: бойлеры, внешние блоки и сифоны, печи с форсированной тягой;
- неподвижное крупного размера оборудование, не смонтированное в здании, в основном для нефтеперегонных и химических заводов, также включающее резервуары для хранения,  охладительные системы и др.;
- затраты на установку строительных материалов, размещенных внутри здания и используемых для поддержки производственного оборудования. Например, бетонные платформы, внешние стальные перекладины, трубы для транспортировки смазочных материалов и т. д. из резервуаров для хранения.

Из расходов на строительство исключается следующее:
- эксплуатационные расходы и ремонт существующих строений и услуги по обслуживанию;
затраты на установку единиц производственных машин и оборудования, не обозначенных специально ранее, таких как машины тяжелой промышленности, печатные прессы, штамповочные машины, разливочные машины и упаковочные машины. Оборудование для специальных задач, разработанное для подготовки конструкции для специфического использования, такое как мармит (теплый стол для сохранения пищи в горячем состоянии), стулья в церкви и т. п.;
- бурение газа и нефтяных залежей, включая строительство оффшорных буровых платформ. Рытье и укрепление шахт (включая строительство зданий у мест расположения шахт). Работы, которые являются неотъемлемой частью сельскохозяйственной деятельности, такие как вспашка и посадка зерновых;
- приобретение земли.

Величина процентного изменения показателя общей суммы расходов на строительство с марта 2009 г. к апрелю 2009 г. составляет, по данным Бюро по переписи населения Министерства торговли США, 0,8%, то есть произошел незначительный рост показателя расходов на строительство [10].

Индекс расходов на обеспечение занятости Бюро статистики по труду Министерства труда США (Employment Cost Index by The U. S. Department of Labor, Bureau of Labor Statistics) публикуется ежеквартально и измеряет вознаграждение, включающее как заработную плату, так и премии. Индекс расходов на обеспечение занятости основан на обзоре выплат заработной платы работодателями в последний месяц каждого квартала. Индекс расходов на обеспечение занятости демонстрирует движение в стоимости труда, включая заработную плату, дополнительные льготы и премии работающим по найму, что имеет отношение к стоимости жизненных и рыночных условий.

Идея анализа индекса расходов на обеспечение занятости состоит в том, что когда увеличиваются требования повышения заработной платы, это вызывает инфляционный рост, потому как компенсации имеют тенденцию к повышению прежде, чем компании увеличат цены для своих клиентов. Таким образом, положение считается инфляционным, когда индекс расходов на обеспечение занятости имеет повышающуюся тенденцию или демонстрирует резкий скачок, который выше, чем ожидалось в данный период. Вдобавок, так как инфляция увеличивается, доходы и процентные ставки также растут, вызывая снижение цен на долговые ценные бумаги.

Индикатор потребительского кредита Федеральной резервной системы (Consumer Credit by Federal Reserve) отражает кредит, выданный потребителю на покупку товаров и услуг для личного пользования, через механизм покупки в рассрочку, расходный счет, краткосрочные займы, кредитную карточку, персональный заем. Примерами покупки на основе потребительского кредита может служить приобретение машины, лодки.

Статистика по неоплаченной потребительской задолженности публикуется каждый месяц Федеральной резервной системой. Отчет дает экономистам, биржевым торговцам и инвесторам общее представление о характере покупок потребителями. Около две трети расходов в экономике США приходится на потребительские траты, и их снижение может вызвать беспокойство в американской экономике. Отчет Федеральной резервной системы измеряет возобновляемый кредит (revolving credit), который включает долг по кредитной карте, и невозобновляемый кредит, который включает займы на автомобили, плату за обучение и другие статьи расходов. Исключение составляют долги, образовавшиеся вследствие приобретения в кредит недвижимости, или маржа на инвестиционных счетах. К примеру, ипотека для приобретения дома не является потребительским кредитом. Тем не менее телевизор с 52-дюймовым экраном, который был приобретен на кредитную карту, относится к использованию механизма потребительского кредита.

Таким образом, потребительский кредит отражает в основном объем кредита, используемого потребителем на приобретение товаров и услуг, которые потребляются и чья стоимость обесценивается быстро.

С одной стороны, рост показателя потребительского кредита свидетельствует об увеличении задолженности по потребительским кредитам. Однако, так как большинство покупок в США (как, впрочем, хотя и в меньшей степени, и в других западноевропейских государствах) осуществляется в кредит, показатель потребительского кредита играет важное значение в экономике. С  инвестиционной точки зрения рост показателя потребительского кредита говорит нам о повышении покупательской активности, то есть росте совокупного спроса в стране.

По данным Федеральной резервной системы на 5 июня 2009 г., совокупный объем выданных и неоплаченных потребительских кредитов снизился примерно на 7%. Доля возобновляемых кредитов сократилась на 11%, а доля невозобновляемых кредитов уменьшилась приблизительно на 5% [11].

Показатель продаж новых жилых зданий (New Home Sales by The Census Bureau of the Department of Commerce) демонстрирует ситуацию с продажами вновь построенных домов. Данные по продажам новых жилых зданий включают количественную и ценовую статистику. Этот показатель относится к запаздывающим индикаторам, то есть к показателям, сигнализирующим о наступлении очередной фазы экономического цикла с запаздыванием. Он отражает спрос на рынке новых жилых зданий и влияет на процентные ставки по закладным.

Показатель продаж жилья на вторичном рынке недвижимости (Existing Home Sales by The National Association of Realtors) оценивает состояние отечественного рынка недвижимости. Публикуется показатель продаж жилья на вторичном рынке примерно 25 числа каждого месяца Национальной ассоциацией риелторов США.

Отчет по продажам жилья на вторичном рынке не рассматривает вновь построенные дома или продажи новых домов. Этот индикатор считается хорошим измерителем спроса на рынке недвижимости. Отчет по продажам жилья на вторичном рынке включает также продажи на основе ежегодной ставки с устранением сезонных колебаний, отражающей количество домов, которые могут быть проданы, если бы то же количество продаж в одном месяце произошло в течение двенадцати месяцев.

Статистика по продажам жилья на вторичном рынке внимательно изучается финансистами на финансовых рынках как признак экономической мощи.

Вслед за приобретениями домов обычно следуют дополнительные продажи мебели, приборов, новых украшений, которые помогают обеспечить потребительский спрос, а значит, и экономический рост.

Примерно восемь из десяти домов являются существующими домами, в то время как остальные — это вновь построенные дома. Продажи жилья на вторичном рынке недвижимости могут обеспечить экономический стимул. Некоторые продавцы используют свои доходы от продажи их существующего дома для приобретения большего дома. Другие могут потратить полученные от продажи вторичного жилья доходы по своему усмотрению. Повышательная тенденция с показателем продаж жилья на вторичном рынке недвижимости также означает бульшие комиссионные для агентов по недвижимости и большие доходы для ипотечных заимодателей и транспортных компаний.

Продажи на вторичном рынке недвижимости используются также как индикатор потребительских расходов и могут оказывать влияние на процентные ставки.

На апрель 2009 г., по данным Национальной ассоциации риелторов США, показатель продаж жилья на вторичном рынке недвижимости повысился на 16% по отношению к предыдущему месяцу, но составил отрицательное значение — 4,6% по отношению к прошлому году [12].

Индикатор заказов промышленных предприятий (Factory Orders by The Census Bureau of the Department of Commerce) информирует о ситуации с производственными заказами в долларовом выражении. Этот показатель также известен в США в изложении на английском языке как Manufacturers’ Shipments, Inventories and Orders.

Индикатор заказов промышленных предприятий делится на четыре секции:
- новые заказы (New Orders) — отражающий либо растущие, либо сокращающиеся заказы;
- невыполненные заказы (Unfilled orders) — отражающий невыполненные заказы по поставке товаров, материалов;
- поставка товаров (Shipments) — отражающий текущие продажи;
- материально-производственные запасы (Inventories) — указывающий устойчивость текущего и будущего производства.

Так как протекание процессов в экономике имеет большое влияние в развитии ситуации на инвестиционных рынках, для инвесторов считается важным отслеживать индикаторы, подобные заказам промышленных предприятий для обеспечения видения повышательных тенденций на рынке.

Как и в случае с другими индикаторами, отражающими ситуацию в обрабатывающей промышленности и производстве, долевые рынки ценных бумаг позитивно реагируют, когда заказы промышленных предприятий сообщают о росте производства.

Объем новых заказов на произведенные товары в апреле 2009 г., по данным Бюро переписи населения Министерства торговли США, увеличился на 2,5 млрд долл. США, или на 0,7%, до 344,4 млрд долл. США. Исключая сферу транспортных услуг, объем новых заказов увеличился на 0,1%. Объем поставок, снижаясь девять последних месяцев, уменьшился на 0,8 млрд долл. США, или на 0,2%, до 357,3 млрд долл. США. Это является самым длинным периодом ежемесячного снижения, начиная с момента публикации на основе NAICS (North American Industry Classification System, Североамериканская система классификации промышленности) индикатора в 1992 г. Объем невыполненных заказов снижается семь последних месяцев, сократившись на 8,9 млрд долл. США, или на 1,2%, до 748,7 млрд долл. США. Отношение невыполненных заказов к поставкаv товара составило 6,01, что выше отметки 5,98 в марте. Объем материально-производственных запасов сократился в течение девяти последних месяцев на 5,1 млрд долл. США, или на 1%, до 517,6 млрд долл. США. Отношение материально-производственных запасов к поставкам продукции составило 1,45, что является ниже отметки 1,46 в марте [13].

Количество новых строительств домов (Housing Starts by The Census Bureau of the Department of Commerce) отражает количество новых строительных проектов по жилым зданиям, которые начали функционировать в течение месяца.

Индикатор числа новых строящихся жилых домов рассматривается как ключевой фактор экономического роста. Если экономика сильная, люди более предрасположены к покупке новых домов. Этот индикатор является также важным, поскольку его показатели отражаются на прибылях других секторов экономики, таких как розничная торговля, производство, коммунальные услуги.

Долговременное падение индикатора числа новых строительств домов является признаком слабеющей экономики. Рост данного индикатора свидетельствует о росте экономической активности и ведет к росту на рынке акций.

Количество первичных обращений за пособиями по безработице (Jobless Claims by The Employment and Training Administration of the Department of Labor) отражает количество людей, впервые обратившихся за пособием по безработице в определенную неделю. Индикатор показывает статистику в национальном масштабе.

Данные по индикатору отрегулированы сезонно. Индикатор количества первичных обращений за пособиями по безработице отражает самые последние по времени данные о тех, кто лишился работы.

Индикатор количества первичных обращений за пособиями по безработице используется как измеритель здоровья рынка труда, то есть чем благополучнее ситуация на рынке труда, тем благополучнее положение в экономике. Большее количество работающих людей означает больший размер располагаемого дохода, что ведет к большему личному потреблению и валовому внутреннему продукту.

Факт того, что индикатор количества первичных обращений за пособиями по безработице публикуется еженедельно, является, с одной стороны, благоприятным обстоятельством, а с другой стороны, служит негативным фактором для инвесторов. Иногда рынки воспринимают полумесячные публикации по индикатору количества первичных обращений за пособиями по безработице и сильно реагируют на него, в особенности если он демонстрирует отличие от совокупных показаний других недавних индикаторов. Например, если другие индикаторы показывают ослабление экономики, неожиданное снижение величины индикатора количества первичных обращений за пособиями по безработице может замедлить скорость продаж акций, а также может в действительности привести к подъему на рынке акций. Это случается даже только потому, что в этот момент отсутствуют какие-либо другие новейшие данные для обдумывания сложившейся ситуации.

Сильные стороны индикатора количества первичных обращений за пособиями по безработице:
- еженедельная публикация (обеспечивает своевременную, почти в режиме реального времени, краткую характеристику ситуации);
- в связи с тем, что отчет о количестве первичных обращений за пособиями по безработице публикуется в сжатом виде, инвесторы могут легко использовать информацию из сырого опубликованного материала для принятия рыночных решений;
- первичные обращения за пособиями по безработице обеспечены общим и конечным сезонным регулированием и предоставляют классифицированную информацию по индивидуальным результатам каждого штата США;
- показатели по некоторым штатам США демонстрируются вместе с комментариями от государственного статистического агентства относительно специфической промышленности, в которой имеет место активность, достойная внимания, такая как незначительное временное
прекращение деятельности в промышленности, производящей машинное оборудование.

Слабые стороны индикатора количества первичных обращений за пособиями по безработице:
летняя и другая сезонная занятость может иметь тенденцию к искажению результатов;
- высокая изменчивость — пересмотры могут быть очень большими в процентном отношении;
- индикатор первичных обращений за пособиями по безработице в изолированном виде мало говорит об общем состоянии экономики;
- отсутствует деление на категории по сферам промышленности.

Индекс количества объявлений, предлагающих работу (Help-Wanted Index by the Conference Board) относится к индикаторам рынка труда США. Индекс количества объявлений, предлагающих работу, публикуется ежемесячно организацией «Конференс борд», которая мониторит рекламные объявления о предложениях работы в главных газетных изданиях по всей стране. Индекс количества объявлений, предлагающих работу, является индикатором силы или слабости национальных рынков труда. Индекс обеспечивает информацией о том, как много должностных позиций должно быть заполнено.

Индекс количества объявлений, предлагающих работу, помимо представления информации по рынку труда, может быть использован как предсказатель для инвестиционных рынков. Когда индекс количества объявлений, предлагающих работу, поднимается, это означает, что имеет место относительно большое количество должностных позиций, нуждающихся в заполнении. Это может быть растолковано как нехватка рабочих. Поэтому работодатели могут повысить размеры заработной платы для привлечения работников, что обеспечивает инфляцию заработной платы. Инфляция заработной платы будет иметь негативное воздействие на рынки облигаций и акций.

Индикатор промышленного производства и загрузки производственных мощностей (Industrial Production & Capacity Utilization by Federal Reserve). Публикуется Федеральной резервной системой Соединенных Штатов Америки. Выходит ежемесячно. Индикатор промышленного производства и загрузки производственных мощностей измеряет объем выпускаемой продукции сферами обрабатывающей промышленности, коммунального хозяйства, добывающей промышленности.

Коэффициент загрузки производственных мощностей отражает степень использования ресурсов в процентном выражении. Этот индикатор дает нам картину совокупной нехватки, образовавшейся в экономике или фирме в определенный момент времени. Если компания развивается с уровнем загрузки производственных мощностей в 70%, это означает имеющуюся возможность повысить объемы производства до 100-процентного использования ресурсного потенциала без использования механизма дорогих затрат на строительство новых производственных мощностей и установку дополнительного оборудования.

Рост индикатора промышленного производства в течение нескольких месяцев в определенной сфере промышленности является знаком, что компании в этой промышленной сфере хорошо развиваются.

Индикатор загрузки производственных мощностей может быть использован для определения уровня, до которого вырастет себестоимость продукции. Например, некая компания произвела 10 тыс. единиц продукции по цене 0,50 долл./ ед. Если определено, что компания может произвести 15 тыс. единиц продукции без повышения стоимости продукции выше 0,50 долл./ед., это значит, что индикатор загрузки производственных мощностей компании составляет 66%.

К примеру, по данным Федеральной резервной системы США на 15 мая 2009 г., объемы промышленного производства в США сократились на 0,5% в апреле 2009 г. после падения на 1,7% в марте 2009 г. Величина индикатора загрузки производственных мощностей для промышленности в апреле 2009 г. Снизилась до 69,1%, что является наиболее низким показателем в истории последовательного отражения этого индикатора, который берет свое начало в 1967 г. [14].

Инвесторы и трейдеры финансовых рынков рассматривают отчет об индикаторе промышленного производства и загрузки производственных мощностей как измеритель будущих изменений в активах на рынке. В связи с этим этот отчет может также служить инициирующим механизмом для увеличения покупок или продаж в определенных отраслях промышленности. Например, показания индикатора загрузки производственных мощностей в 87% или больше могут быть также рассмотрены как сигнал для надвигающейся инфляции, но трудность измерения производственных мощностей предполагает, что этот измеритель не имеет исключительного отношения к предсказыванию рыночного поведения.

Личныйдоходиличныепотребительскиерасходы(Personal Income and Outlays by Bureau of Economic Analysis, U. S. Department of Commerce). Этот индикатор публикуется Бюро экономического анализа Министерства торговли США. Отчет содержит две секции, которые вместе обеспечивают понимание потребительского поведения и совокупного экономического потребления. Первая секция имеет отношение к личному доходу, вторая содержит информацию по личным расходам.

Индикатор личного дохода является измерителем дохода, полученного от заработной платы, дивидендов и процентного дохода, рентного дохода и тому подобное.

Индикатор личных потребительских расходов демонстрирует нам ситуацию того, сколько люди тратят. Этот индикатор включает расходы на такие вещи, как розничные товары, расходы на платежи процентов по кредитным картам. Индикатор также измеряет вычеты на социальное страхование, пенсионные платежи, сделанные предпринимателем, обслуживающим свое собственное предприятие.

Индикатор личного дохода — это крупнейший определитель будущего потребительского спроса. Если люди имеют больше располагаемого дохода, они в целом будут тратить больше денег. Если этого не происходит, будет происходить повышение нормы сбережений. Соединенные Штаты Америки демонстрируют очень низкие нормы сбережений за многие годы до настоящего времени, это немного негативные показатели за последние годы.

К сильным сторонам индикатора личных доходов и личных потребительских расходов относится то, что:
- последовательно взвешенный индикатор личных потребительских расходов рассматривается как полезный долгосрочный ценовой индикатор;
- величина индикатора личных потребительских расходов отражает крупнейшую долю валового внутреннего продукта;
- нормы сбережений выделяют потенциальную будущую покупательную способность потребителей.

К слабым сторонам индикатора личных доходов и личных потребительских расходов относятся следующие параметры:
- публикация индикатора личных доходов и личных потребительских расходов после многих других индикаторов в течение месяца снижает фактор его своевременности;
- не все источники потребительского дохода включаются при расчете индикатора личных доходов и личных потребительских расходов;
- нет деления на группы по демографическим признакам.

Рецессии обычно происходят, когда потребители перестают делать расходы.

Это в свою очередь ведет к снижению показателя доходности.

Согласно данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США на апрель 2009 г., величина личного дохода увеличилась на 58,2 млрд долл. США, или на 0,5%; величина личного располагаемого дохода увеличилась на 121,8 млрд долл. США, или на 1,1%. Размер личных потребительских расходов снизился на 5,4 млрд долл. США, или на 0,1%. Изменения в структуре доходов частично связаны с изменениями по снижению подушных текущих налогов и увеличениями выплат в части правительственных пособий по социальному страхованию, относящимися к Закону США «О восстановлении и реинвестировании» (2009 г.) (American Recovery and Reinvestment Act of 2009) [15].

Индикатор розничных продаж (Retail Sales by U. S. Department of Commerce, U. S. Census Bureau) является совокупным измерителем продаж розничных товаров за определенный период времени. В США отчет по розничным продажам является ежемесячным экономическим индикатором, составленным и публикуемым Бюро переписи населения Министерства торговли США. Отчет покрывает предыдущий месяц и публикуется примерно через две недели после окончания месяца.

Индикатор розничных продаж охватывает продажи, осуществляемые внутри магазинов, а также продажи по каталогам и другим внемагазинным видам розничных продаж. В отчете имеет место разделение показателей продаж на группы, такие как пищевые продукты и напитки, одежда и автомобили и пр.

Показатель розничных продаж является одним из наиболее своевременных, обеспечивая данными, которые отстают только на несколько недель.

Показатель розничных продаж является жизненно важным для инвесторов рынка ценных бумаг в целом, и особенно для тех, кто инвестирует напрямую в компании розничной торговли. Индикатор розничных продаж также является большим компонентом валового внутреннего продукта в США, и значит, какие-либо длительные падения в объемах розничных продаж могут служить  инициирующим фактором для рецессии через снижение налоговых доходов, тем самым вынуждая компании сократить численность своего персонала.

Владельцы пакетов акций желают, чтобы происходил рост показателя розничных продаж, так как это означает большие корпоративные прибыли. Держатели облигаций благосклонны к снижению объемов розничных продаж, так как это является сигналом к замедлению экономического развития, снижению инфляции и увеличению цен на долговые ценные бумаги.

По данным Бюро переписи населения Министерства торговли США за апрель 2009 г., объем розничных продаж сократился на 0,4% по отношению к марту 2009 г., что на 11,4% ниже, чем в прошлом году. Продажи на заправочных станциях сократились на 36,4% по отношению к апрелю 2008 г., и объем продаж дилеров запасных частей снизился на 20,7% по отношению к прошедшему году [16].

Индекс APICS(APICS Business Outlook Index) основан на опросе фирм обрабатывающей промышленности. Индекс APICS публикуется на ежемесячной основе.

Если величина индекса выше значения 50, это является сигналом развития. Если показатель падает ниже отметки 50, то это говорит об обратной тенденции.

Индекс Чикагского управления по закупкам, или Чикагский PMI-индекс (Chicago Purchasing Managers’ Index by Chicago Purchasing Managers Association) публикуется на ежемесячной основе в последний рабочий день месяца, отражая ситуацию, насколько энергична региональная  активность в сфере обрабатывающей промышленности. Величина индекса 50 или выше свидетельствует об увеличении деловой активности, значение ниже отметки 50 — о снижении активности.

Индекс раскрывает данные по производству, новым заказам, невыполненным заказам, материально-производственным запасам, оплаченным ценам, занятости, доставкам поставщиков.

Чикагский PMI-индекс является обзором мощностей обрабатывающей промышленности в Чикагском регионе, в который входят Иллинойс, Айова, Индиана, Мичиган и Висконсин.

Данные показателей по новым заказам и невыполненным заказам являются полезными для прогнозирования будущей производственной активности.

Влияние Чикагского PMI-индекса на инвестиционный рынок основано на том, что в действительности он выходит на один день раньше индекса ISM, публикуемого Институтом управления снабжением, который привыкли называть индексом NAPM. Чикагский PMI-индекс воспринимается инвесторами и рыночными торговцами как хороший опережающий индикатор для индекса ISM, который обычно влияет на финансовые рынки. Чикагский PMI-индекс является хорошим измерителем того, что можно ожидать от основного PMI-индекса/Индекса ISM.

Недостатком Чикагского PMI-индекса является то, что он основан только на опросе мнений людей и на их ощущениях, а не на данных. Он также не охватывает какие-либо технологические усовершенствования или увеличение эффективности производства, что может изменить предположения инвесторов и реальные результаты.

Индекс Федерального резервного банка Филадельфии (Philadelphia Federal Index by Federal Reserve Bank of Philadelphia) публикуется региональным Федеральным резервным банком и измеряет изменения в развитии бизнеса. Индекс формируется путем опроса участников, которые на добровольной основе отвечают на вопросы относительно направления изменений в их деловой деятельности.

Опрос является измерителем регионального производственного роста. Когда индекс выше 0, то это свидетельствует о росте производственного сектора, а когда величина показателя ниже 0, то это говорит об обратной тенденции. Индекс Федерального резервного банка Филадельфии является хорошим измерителем общей деловой конъюнктуры. Данные индекса охватывают регионы Пенсильвания, Нью-Джерси, Делавэр.

Хотя индекс Федерального резервного банка Филадельфии относится к региональному отчету, трейдеры рассматривают его как хорошее прогнозирование информации относительно основного индекса PMI, который отражает схожие данные в масштабе США.

Индикатор реальных доходов (Real Earnings by United States Department of Labor, Bureau of Labor Statistics) оценивает ситуацию, связанную со стоимостью рабочей силы. В расчетных данных делается поправка на инфляцию.

Согласно предварительным данным Бюро трудовой статистики Министерства труда США на апрель 2009 г., реальная средняя заработная плата за неделю выросла на 0,1% с марта по апрель 2009 г. после сезонной поправки. Это увеличение является результатом 0,1-процентного увеличения индекса средней почасовой заработной платы. Показатель среднего количества часов, отработанных в неделю производственными рабочими в обрабатывающей промышленности США, и индекс потребительских цен для городских наемных рабочих и конторских служащих (CPI-W) остались неизменными.

Данные по средней недельной заработной плате собраны из платежных ведомостей частных несельскохозяйственных учреждений. Включена заработная плата обоих видов работников, как занятых полный рабочий день, так и не полностью занятых в производственных холдингах или неконтролирующих организациях. Реальная средняя недельная заработная плата подсчитана с регулированием заработной платы в текущих ценах по изменениям цен для городских наемных рабочих и конторских служащих (CPI-W).

Средняя недельная заработная плата выросла на 1,3%, с устранением сезонных колебаний, с апреля 2008 г. по апрель 2009 г. После дефляции показателя CPI-W средняя недельная заработная плата выросла на 2,6%. До поправки на сезонные колебания и инфляцию средняя недельная заработная плата составляла 607,13 долл. США (апрель 2009 г.) по сравнению с 603,12 долл. США годом раньше [17, p. 1].

Влияние на рынок показателя реальных доходов несколько ограниченное.

Данный показатель может служить индикатором развития инфляционных процессов, связанных с ростом стоимости рабочей силы. Рост значения показателя реальных доходов в условиях ожидания повышения основных процентных ставок может привести к росту курса доллара.

Негативное воздействие на цены рынка долевых ценных бумаг оказывает более высокая инфляция заработной платы. Это происходит постольку, поскольку рост заработной платы уменьшает прибыль компаний, что увеличивает долгосрочные процентные ставки и вынуждает Федеральную резервную систему США увеличивать ставку по федеральным фондам для противодействия инфляции.

Отрицательное воздействие на цены сектора долговых ценных бумаг связано с бoльшим, чем ожидалось, увеличением показателя заработной платы. Вызывая рост процентных ставок, такая ситуация считается признаком инфляции в случае, если не происходит адекватного роста производительности труда.

В заключение целесообразно отметить, что использование финансово-экономических индикаторов для определения конъюнктуры мирового финансового рынка должно носить комплексный характер. Для получения полноценной финансовой картины в целом важно иметь в виду характер воздействия каждого из рассмотренных индикаторов. То, что индикаторы позволяют  анализировать финансовую среду с использованием различных ситуационных подходов, говорит о многообразности проявления финансово-экономических процессов.

Разносторонний анализ положения обогащает его результаты. Знание природы оценочного процесса каждого из индикаторов исключает поверхностное видение состояния мирового финансового рынка. В таком положении более отчетливым становится понимание происходящего в области финансов. А это, в свою очередь, позволит быть готовым к перипетиям деловой обстановки и адекватно реагировать на происходящее. Предупрежден — значит вооружен.

Литература
1. CIA. The World Factbook. Washington. 14 may 2009.
2. The Conference Board. U. S. Business Cycle Indicators. U. S. Leading Economic Indicators. August 21, 2008.
3. Employment Situation Summary. The Employment Situation: May 2009/ United States Department of Labor. Bureau of Labor Statistics.
4. Consumer Price Index Addendum to Frequently Asked Questions / United States Department of Labor. Bureau of Labor Statistics.
5. How Does the Producer Price Index Differ from the Consumer Price Index / United States Department of Labor. Bureau of Labor Statistics.
6. Definitions / United States Census Bureau of the Department of Commerce.
7. Durable Goods New Orders 2008–2009 / United States Census Bureau of the Department of Commerce.
8. News. Wednesday, May 13, 2009 AT 10:00 A. M. EDT. Manufacturing and Trade Inventories and Sales. Total Business Inventoriesю Sales Ratios: 2000 to 2009. March 2009 / United States Census Bureau of the Department of Commerce.
9. Construction Spending. Definition / United States Census Bureau of the Department of Commerce.
10. Value of Construction Put in Place — Seasonally Adjusted Annual Rate / United States Census Bureau of the Department of Commerce.
11. Federal Reserve Statistical Release. Consumer Credit. G.19. June 5, 2009 / United States. Federal Reserve System.
12. Existing Home Sales. 2009/United States. National Association of Realtors.
13. Highlights from the Preliminary Report on Manufacturers’ Shipments, Inventories, and Orders / United States Census Bureau of the Department of Commerce.
14. Industrial Production and Capacity Utilization. May 15, 2009/Federal Reserve System. Federal Reserve Statistical Release.
15. Personal Income and Outlays. June 1, 2009 / United States Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis.
16. Advance Monthly Sales for Retail Trade and Food Services / United States Department of Commerce. U. S. Census Bureau. U. S. Census Bureau News. — Washington, DC. May 13, 2009.
17. Real Earnings in April 2009. May 15, 2009 / United States Department of Labor, Bureau of Labor Statistics.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы