Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Управленческий учет — теоретические аспекты и практическая реализация    Теоретические и практические аспекты ценообразования на предприятиях АПК с позиции управленческого учета

Теоретические и практические аспекты ценообразования на предприятиях АПК с позиции управленческого учета

Теоретические и практические аспекты ценообразования на предприятиях АПК с позиции управленческого учета

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2006

Константинов В.А.

 Малкина Е.Л.

Цены и ценообразование всегда оказывали большое влияние на результаты финансовой деятельности и положение предприятий агропромышленного комплекса. Но особенно усилилась их роль в последнее время в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования. Система цен в агропромышленном комплексе включает закупочные цены и различные надбавки к ним, оптовые цены на промышленную продукцию, поставляемую сельскому хозяйству, оптовые и расчетные цены на продукцию перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса, государственные розничные цены на продовольственные товары, тарифы за услуги по переработке сельскохозяйственного сырья предприятиями перерабатывающей промышленности на давальческой основе, цены в бартерных операциях, другие цены и тарифы. В такой системе входными являются цены на средства производства и услуги для сельского хозяйства, а выходными – цены на продукцию перерабатывающей промышленности. Цены на сельскохозяйственную продукцию занимают промежуточное положение. Так как аграрные отношения занимают основное место в системе экономических взаимоотношений в агропромышленном комплексе и эти отношения отличаются (по причине естественных факторов производства) наибольшей сложностью, то обоснование закупочной цены на отраслевом уровне занимает важнейшее место в формировании системы цен агропромышленного комплекса [4].

Таким образом, взаимодействие закупочной цены на продукцию сельского хозяйства с ценой других отраслей агропромышленного комплекса составляет основное звено данной подсистемы общественного производства. Системный подход к формированию цен на сельскохозяйственную продукцию предполагает изучение специфических экономических законов и воспроизводственных особенностей в сельском хозяйстве. При ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию необходимо учитывать специфику аграрного сектора экономики – наличие рентных отношений. В современном сельском хозяйстве России существует два основных вида ренты: монопольная и дифференциальная. Существует также абсолютная рента. В условиях частной собственности на землю важным элементом цены является земельная рента. Она выплачивается земельному собственнику в виде арендной платы. Покупка земли или ее аренда уменьшает капитал, который мог бы быть вложен в производство, сужает экономическую базу воспроизводства. Возмещение этой цены производителю необходимо для осуществления процесса простого воспроизводства.

Цена на особо редкую продукцию, требующую для своего производства специфические природно-климатические условия, включает в себя монопольную ренту. Она не нуждается в государственной поддержке. Такая продукция продается по сложившимся на рынке ценам и обеспечивает должный доход предпринимателям. Поэтому нет нужды устанавливать на нее особые цены.

Особенность сельского хозяйства заключается в том, что процесс производства здесь связан с естественными условиями: с плодородием почв и местоположением земельных участков. В сельском хозяйстве труд на лучших по качеству землях создает дополнительную продукцию, составляющую материальную основу дифференциальной ренты. Сущность ее заключается в том, что предприятия вследствие особенностей производственно-распределительных отношений реализуют населению аграрную продукцию не по среднеотраслевой стоимости, а по ценам, установленным с учетом издержек производства на худших по качеству и местоположению землях. Затраты труда на худших по качеству и далеко расположенных от пунктов сдачи продукции землях, регулируют конечные цены реализации сельскохозяйственного сырья и продукции его переработки [3].

Из-за пространственной ограниченности земли, предприятия, хозяйствующие на ней, вынуждены обрабатывать разные по качеству земельные площади для того, чтобы удовлетворить общественные потребности в продуктах питания, различных полезных ископаемых, топливе. В результате чего производительность труда работников на этих предприятиях и их индивидуальные издержки производства различаются. Причиной возникновения дифференциальной земельной ренты является монополия на лучшую по плодородию и местоположению землю. Также сельскохозяйственные труженики проводят мероприятия по интенсификации земель, осуществляют дополнительные вложения средств производства и труда в свои земли. Результат интенсификации – это повышение экономического плодородия почвы, который реализуется в создании также дополнительного прибавочного продукта.

Таким образом, дифференциальная рента – это добавочный прибавочный продукт, получаемый вследствие использования лучшей по плодородию и местоположению земли или вследствие интенсификации аграрного производства. Отношения, возникающие по поводу распределения дифференциальной ренты, складываются между товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и обществом в лице государства. Дифференциальная рента находит свое отражение в закупочных ценах. Именно поэтому предприятия, располагающие средними и худшими землями, остаются в отрасли и производят достаточное количество продукции, необходимое для потребителей. Государственные органы должны учитывать затраты предприятий, которые имеют худшие по сравнению с другими земли. Дифференциальная рента как часть стоимости должна находить свое отражение в цене и поступать предпринимателям в виде дохода. После этого она может изыматься через систему налогов, арендных платежей и с помощью других инструментов.

Специфика сельского хозяйства отражается и на развитии ценовых отношений во времени. Определенные виды продукции растениеводства характеризуются определенным спросом и предложением в отдельные периоды времени. Кроме сезонных факторов колебания цен на сельскохозяйственную продукцию могут быть вызваны цикличностью или случайностью. Цикличность – это периодически повторяющиеся движения цен с длиной цикла более года. Такое явление происходит по следующим причинам:
1) колебания цен, обусловленные рыночной конъюнктурой;
2) изменение цен из-за единовременных крупных вложений (приобретение оборудования, закладка многолетних насаждений и др.). Переориентация на новое производство ведет к возникновению недостаточного предложения на рынке и, как следствие, к колебаниям цен;
3) колебания предложения, вызванные изменением цен. Это происходит при изменении цен товаропроизводителей, а также при внешнем воздействии на субъекты рынка.

Случайные колебания сельскохозяйственных цен возникают вследствие изменения предложения продукции под влиянием природно-климатических условий. Например, колебания урожайности сельскохозяйственных культур ведут к изменениям цены предложения продукции [1].

Эффективность функционирования аграрного сектора экономики в значительной степени определяется совершенством ценового механизма в системе взаимоотношений партнеров АПК. В современных условиях главным стимулом для рыночных производителей является высокая цена, способная окупить затраты на производство и реализацию, сформировав тем самым прибыль. Однако в настоящее время данная задача является серьезной проблемой для многих хозяйств Орловской области. Формирование цен подвергается влиянию многих факторов, как субъективных (конкурентные преимущества), так и объективных (сезонность, платежеспособный спрос населения, каналы реализации и т.п.).

Немаловажным аргументом в ценообразовании являются различные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции. В Орловской области основными каналами реализации продукции в 2005 г. являлись рынки, перерабатывающие предприятия, торговые сети, население в виде натуроплаты и общественного питания, бартерные сделки. При переходе к рыночным отношениям растет продажа по свободным каналам. Продукция реализуется на рынке, через собственную торговую сеть либо перерабатывающим предприятиям. Полученная готовая продукция после переработки продается хозяйствами на рынке, что позволяет им получать «живые» деньги. Сельхозпредприятия ищут пути более выгодной продажи продукции с целью увеличения своих финансовых ресурсов для материального обеспечения производства. Каналы сбыта отличаются сложившимся уровнем цен на продукцию [5].

Кроме рассмотренных факторов ценообразования в АПК есть еще себестоимость продукции – фактор, от которого прямо пропорционально зависит цена. В таблице 1 представлены данные, характеризующие изменения в структуре затрат сельского хозяйства области на производство продукции за ряд лет.

Таблица 1

Структура затрат сельского хозяйства Орловской области на производство продукции (работ, услуг)<*>, %

Статьи затрат

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Затраты на производство продукции

100

100

100

100

100

В том числе:
материальные затраты

64,6

66,3

66,6

65,6

68,1

Из них:
сырье и материалы

46,8

39,6

39,5

39,0

37,2

топливо

9,9

13,0

11,5

10,3

11,1

энергия

3,4

2,9

2,8

2,8

2,6

Затраты на оплату труда с отчислениями

20,1

21,3

22,4

24,1

22,5

Амортизационные отчисления

11,5

7,8

6,2

4,8

4,5

Прочие

3,8

4,6

4,8

5,5

4,9

 

<*> данные Федеральной службы статистики по Орловской области.

Прослеживается существенное изменение структуры себестоимости продукции, что выражается в снижении доли амортизационных отчислений с 11,5 % в 2001 г. до 4,5 % в 2005 г. В свою очередь, наблюдается рост доли материальных затрат с 64,6 % в 2001 г. до 68,1 % в 2005 г., затрат на оплату труда с 20,1 % в 2001 г. до 22,5 % в 2005 г. Среди материальных затрат в большей мере возросла доля затрат на топливо.

Уменьшение доли амортизационных отчислений связано с тем, что большая часть основных фондов списана из-за прекращения срока службы (износ не начисляется), а новые основные средства приобретаются в «мизерном» количестве по причине сложного финансового положения хозяйств области.

Вследствие роста цен на промышленную продукцию и необходимости ее приобретения изменилась структура затрат сельскохозяйственных предприятий Орловской области в части приобретаемой промышленной продукции и услуг (табл. 2).

Таблица 2

Структура затрат сельхозпредприятий Орловской области по элементам приобретаемой промышленной продукции и услуг<*>, %

Элементы затрат

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Сельскохозяйственные машины, оборудование, запасные части

25,1

23,4

27,9

14

16

Тракторы и автомобили

3,3

2,1

1,9

5

3

Минеральные удобрения

6,3

5,1

8,4

19

15

Горючесмазочные масла

49,6

55,1

46,2

38

40

Комбикорма

2,1

2,6

2,6

13

7

Электроэнергия

8,1

7,5

8,3

8

15

Прочие

5,5

4,2

4,7

3

4

Итого:

100

100

100

100

100

 

<*> данные Федеральной службы статистики по Орловской области.

Средства, направляемые на приобретение промышленной продукции, подвержены колебаниям. За 2005 г. прослеживается увеличение доли затрат относительно 2001 г. по электроэнергии на 6,9 %, удобрениям – на 8,7 %, по комбикормам – на 4,9 %. В свою очередь, по запасным частям удельный вес затрат упал – на 9,1 %, комбайнам и тракторам – на 0,3 %, по ГСМ – на 9,6 %. Быстрый износ и старение машинно-тракторного парка вынуждают сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличивать затраты на приобретение запасных частей и ремонт техники. Удорожание услуг заставляет хозяйства производить грузоперевозки, строительство своими силами. Понятно, что такие изменения негативно отразились на производственных и экономических показателях сельского хозяйства Орловской области.

Процесс формирования цен – важнейший элемент экономического механизма АПК. Цена в системе экономических взаимоотношений является не только инструментом, но и объектом государственного регулирования воспроизводственного процесса в агропромышленном производстве. Государственным регулированием агропромышленного комплекса признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Одним из способов такого воздействия является ценовой механизм. Факторы, характеризующие необходимость государственного регулирования процессов ценообразования на рынке аграрной продукции, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Факторы, определяющие необходимость государственного регулирования процессов ценообразования на рынке аграрной продукции

Таким образом, наряду со свободным формированием цен на аграрном рынке должен выступать государственный механизм вмешательства в ценовые отношения предприятий АПК. Основой экономических отношений на рынке являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Однако, исходя из основных положений, рыночные цены сочетаются с регулируемыми: гарантированными, залоговыми, целевыми и пороговыми. Гарантированная цена применяется в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных; она рассчитывается на основе целевой и должна обеспечить производителю получение доходов, достаточных для расширенного производства. Целевые цены должны обеспечить паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, возмещение производственных и операционных расходов, получение прибыли для расширенного воспроизводства. В интересах продовольственной безопасности правительство устанавливает порядок и условия применения пороговых цен, на основе которых определяются таможенные пошлины. Для обеспечения сельхозтоваропроизводителей финансовыми ресурсами под залог урожая проводятся залоговые операции. Залоговые цены ниже минимальных интервенционных на размер затрат по хранению [2].

На современном этапе развития рыночной экономики, где возросла роль такого компонента ценообразования, как конкуренция, особенно в трудном положении оказались предприятия сельскохозяйственной отрасли.

Если рассматривать цену вообще, то она есть наиболее важный экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия, выступающий денежным выражением стоимости товара. Ее основная функция состоит в обеспечении выручки от продажи товара. Цена является фактором, представляющим большое значение для потребителей товаров, поэтому она очень важна для установлений отношений между предприятием и товарными рынками. Рассматривать процесс ценообразования необходимо со многих позиций, которые определяют механизм взаимодействия ценообразующих факторов, таких как:
издержки производства (сырье и материалы, топливо и ОТ, пр.);
денежно-кредитная политика в стране;
политика и цели фирмы;
факторы спроса по двум механизмам (равновесие спроса и предложения, ценочувствительность покупателей);
факторы предложения;
система товародвижения (прямая, через посредников);
конъюнктура рынка (4 вида конкурентов): чем больше конкурентов, тем ниже цены;
государственное регулирование (прямое, косвенное через налоги и пр.);
прочие (форс-мажор, сезонность).

Проанализировав данные факторы, можно сделать следующий вывод, касающийся сельхозтоваропроизводителей, – предприятия АПК не могут влиять на внешние факторы (например, сезонность и т.д.), т. е. необходимо влиять на то, что возможно, – на внутренние факторы (сырье, материалы, цели фирмы и т.д.). А все внутренние факторы – и есть затраты. Затраты – первый (и основной) ценообразующий фактор, поэтому для оптимизации рекомендуется использовать группировки затрат на:
бухгалтерские и предпринимательские (более полные);
исторические и компенсационные (т.е. будущие, значит, более полные);
по способу списания запасов: ФИФО – по низкой себестоимости, ЛИФО – по высокой себестоимости, более полные, NIFO (next, будущие, еще более полные);
постоянные и переменные;
средние и предельные.

Рассматривая затраты сельхозпроизводителей как основной их ценообразующий фактор, необходимо в первую очередь раскрыть их сущность с позиции внутренней учетно-аналитической системы, а потом уже использовать данные этой системы в принятии решений по ценообразованию. Таким образом, анализируя всю цепочку внутреннего ценообразования, можно составить следующую схему (рис. 2).

Рис. 2. Внутреннее формирование цены

Рассмотрим затраты и их учет в АПК с позиции ценообразования. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Так, для сельскохозяйственных организаций установлены следующие типовые статьи затрат:
1) оплата труда с отчислениями на социальные нужды;
2) семена и посадочный материал;
3) удобрения минеральные и органические;
4) средства защиты растений и животных;
5) корма;
6) сырье для переработки;
7) содержание основных средств,
в том числе:
а) нефтепродукты;
б) амортизация (износ) основных средств;
в) ремонт основных средств;


8)

работы и услуги;

9)

организация производства и управления;

10)

 платежи по кредитам;

11)

 потери от падежа животных;

 

На основании типовой номенклатуры статей затрат с учетом конкретных условий хозяйствования в сельскохозяйственных организациях для каждой отрасли формируется конкретная номенклатура статей затрат.

В специализированных садоводческих организациях учет затрат и выхода продукции ведут на аналитических счетах, открытых по отдельным породам и видам насаждений, в неспециализированных – на одном аналитическом счете «Садоводство».

Если многолетние насаждения выращиваются с целью получения плодов и ягод, то объектом калькуляции является основная продукция: плоды и ягоды, полученные от многолетних насаждений в плодоносящем возрасте. К побочной продукции относятся черенки у семечковых и косточковых пород, усы у земляники, отводки у смородины и крыжовника, отпрыски у малины и т. д. Порядок исчисления себестоимости продукции садоводства аналогичен расчету себестоимости продукции овощеводства. Побочная продукция при этом оценивается по ценам возможной реализации.

Пример. Рассмотрим исчисления себестоимости продукции на основе данных Всероссийского научно-исследовательского института садово-плодовых культур Орловского района. Затраты на выращивание яблок составили 62 800 руб., от урожая получено 700 ц товарных стандартных яблок, 500 ц товарных нестандартных яблок и 100 ц нетоварных нестандартных, использованных на корм скоту. Цены реализации составили: по яблокам товарным стандартным – 80 руб. за 1 ц, по яблокам товарным нестандартным – 50 руб. за 1 ц, по яблокам нетоварным нестандартным – 5 руб. за 1 ц.

Для расчета себестоимости продукции приведем данные в таблице 3.

Таблица 3

Исчисление себестоимости продукции садоводства в специализированной садоводческой организации

Виды продукции

Количество полученной продукции, ц

Цена реализации за 1 ц, руб.

Стоимость продукции в ценах реализации, руб.

Удельный вес продукции в ценах реализации, %

Затраты на продукцию, руб.

Фактическая себестоимость 1 ц продукции, руб.

1

2

3

4

5

6

7

Яблоки товарные стандартные

700

80

56000

69

42987

61,41

Яблоки товарные нестандартные

500

50

25000

31

19313

38,62

Итого

X

X

81000

100

62300

X

 

Необходимо произвести следующие расчеты.
1. Определить стоимость продукции в ценах реализации (гр. 2 х гр. 3 = гр. 4).
2. Найти удельный вес каждого вида продукции в ценах реализации, т. е. стоимость каждого вида продукции в ценах реализации разделить на итоговую стоимость в ценах реализации и умножить на 100. По яблокам стандартным товарным это составит 69% (56000 : 81000 х 100).
3. По найденному удельному весу распределить фактические затраты по выращиванию яблок (без стоимости нетоварных нестандартных яблок) 62300 руб. (62800 – 500) между яблоками товарными стандартными и товарными нестандартными. По яблокам товарным стандартным эта сумма составляет 42987 руб. (62300 : 100 х 69).
4. Делением найденных затрат на количество полученной продукции найти фактическую себестоимость 1 ц каждого вида продукции (гр. 6 : гр. 2 = гр. 7).

При выращивании многолетних насаждений с целью получения посадочного материала объектом калькуляции являются черенки, отводы, усы. Калькуляционная единица – 1 тыс. штук. Учет затрат ведут по породам и видам насаждений.

Для определения себестоимости выращиваемого посадочного материала по отдельным группам культур (саженцы семечковые, саженцы косточковые и т. д.) общую сумму затрат по каждому участку распределяют пропорционально количеству выкопанной продукции для реализации и оставшейся в грунте на доращивание. К затратам по выкопанной продукции прибавляют затраты по выкопке посадочного материала и таким образом определяют себестоимость посадочного материала. А затраты, относящиеся к посадочному материалу, оставшемуся в «прикопке», образуют незавершенное производство на конец отчетного года. В организациях, специализирующихся на выращивании цветов, затраты учитываются на аналитических счетах: «Цветоводство открытого грунта» и «Цветоводство защищенного грунта». Объектами калькуляции являются все виды получаемой продукции: срезанные цветы, луковицы, корневища, клубнелуковицы, черенки, саженцы, цветы в горшках, рассада, семена.

Себестоимость каждого вида продукции исчисляется путем распределения фактических затрат на выращивание цветов пропорционально стоимости продукции по ценам реализации. Ценообразование в садоводческих организациях можно представить на рисунке 3.

Рис. 3. Общее ценообразование предприятий садоводческой сферы

Основная задача любого предприятия АПК промышленности – получение прибыли, а при наличии ее — поиск путей максимизации. Максимизация возможна двумя способами – уменьшение затрат и увеличение цены продаж. В условиях рыночной экономики под сильным воздействием факторов внешней среды, как прямых, так и косвенных, рост цен на единицу изделия не даст желаемого результата, так как по законам спроса и предложения продукция потеряет своих потребителей, при наличии прочих равных условий. Потому остается второй и при данных условиях единственный путь – снижение затрат, что осуществляется посредством управленческого анализа и анализа факторов будущей цены. Изучение прироста себестоимости и формирование затратной политики каждого предприятия АПК с указанием причин ее возможного изменения являются основой управленческих решений, направленных на сокращение затрат – повышение прибыльности своего предприятия.

Для принятия решений о направлениях развития хозяйственной деятельности и выбора различных управленческих целей операционный анализ дает более полную и реальную информацию об экономической эффективности предприятий АПК. Наивысшая отдача в хозяйственной деятельности предприятия, несомненно, должна определяться оптимизацией его производственной программы, т. е. необходимо определить, какую продукцию выгодно производить, а какую нецелесообразно включать в ассортимент. Для ее реализации необходимо решить вопросы ценовой и ассортиментной политики с помощью углубленного операционного анализа продукции, на которой предприятие больше всего специализируется, т. е. имеет наибольший удельный вес в выручке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агроэкономическая политика конца 20 века: современная ситуация и стратегия в будущем. Доклады на международной конференции. – Минск, 2002. – 81 с.
2. Алтухов А.И. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития/ А.И. Алтухов, Г.И. Макин. – М.: ЭКМОС, 2001. – 150 с.
3. Борхунов Н. Цены в АПК – 10 месяцев 2001 года/ Н. Борхунов, А. Назаренко // Экономика сельского хозяйства России. – 2002. – № 1. – с. 20.
4. Борхунов Н. Новое в ценовых отношениях АПК/ П. Борхунов, А. Назаренко // Экономика сельского хозяйства России. – 2002. – № 5. – с. 20.
5. Борхунов Н. Инфляция и цены на сельскохозяйственную продукцию / Н. Борхунов, А. Назаренко // Экономика сельского хозяйства России. – 2005. – № 6. – с. 20.

Также по этой теме: