Интеллектуальные ресурсы российской высшей школы и международное образовательное пространство



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2011


Николаев А. В.,
к. э. н., проректор,
доцент кафедры мировой политики
 и международных отношений,
Российский государственный
 гуманитарный университет

Активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий создает благоприятные условия для повышения академической мобильности студентов в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Основными поставщиками образовательных услуг становятся экстерриториальные организации, принадлежность которых к конкретной государственной системе образования становится важной только на этапе получения диплома об образовании. Студент имеет возможность выбирать для изучения модули, образовательные программы, курсы, разработанные разными учебными заведениями, расположенными в разных странах, а гарантом подтверждения и признания его знаний выступает договоренность между данными учебными заведениями о действии системы кредитных единиц (зачетного перевода).

На практике существуют различные подходы к формированию кредитных баллов: действует европейская система ECTS в рамках Болонского соглашения, американская система USCS, британская, азиатская и др.

В российской высшей школе система кредитных единиц в настоящее время не имеет нормативно установленного применения, однако в целях возможности участия России в общеевропейской интеграции образования уже формируются подходы к внедрению этой зачетной системы в практическую деятельность вузов.

Однако реализация принципов академической мобильности на международном уровне возможна только при условии использования единых технологических подходов к созданию учебно-методических материалов, учебных курсов и организации обучения в различных образовательных организациях, т. е. при условии применения единых принципов формирования учебного контента и единых стандартов его поставки. Реализация данных принципов может быть достигнута при применении стандартов и спецификаций, разрабатываемых корпорацией IMS (Instraction Magament System), которые обеспечивают унифицированный технологический подход к формированию содержания образования на самых различных уровнях (от модуля до образовательной программы в целом).

На основе стандартов IMS специалистами разрабатывается система формирования учебного контента действующих российских программ высшего профессионального образования. Содержание программы представляется в виде схемы взаимосвязи между учебными модулями (курсами). На основе анализа взаимосвязей для каждого модуля (курса) формируется перечень опорных и терминальных модулей. Разрабатывается общая схема, представляющая структуру каждой образовательной программы в виде графа, на котором отражены основные связи между составляющими ее элементами. Анализ такого графа позволяет: наглядно в виде схемы представить индивидуальную образовательную траекторию каждого студента (или группы); легко актуализировать содержательные взаимосвязи модулей в соответствии с развитием предметных областей.

На основе созданных курсов осуществляется разработка новых интегрированных учебных курсов, которые представляют собой систематически изложенный учебный материал с элементами интерактивности, охватывающий содержание учебных модулей одного уровня и представленный в форме, отражающей принятые международным образовательным сообществом стандарты для учебников на электронных носителях информации. В курсах используются видеофрагменты, встроена система тестирования, позволяющая осуществлять регулярную самопроверку знаний. Применение подобных интегрированных курсов, разработанных в единой технологической среде на базе единых стандартов, значительно повышает эффективность учебного процесса.

На наш взгляд, использование интегрированных курсов позволяет сгладить существующие различия в подходах к формированию систем зачетных единиц, что в значительной мере повышает академическую мобильность студентов.

Например, интегрированный курс «Экономика. Базовый курс» включает в себя следующие дисциплины: Микроэкономика, Макроэкономика, История экономических учений, Мировая экономика, Финансы и кредит, Экономика и статистика предприятия, Финансы предприятий, Бюджетная система РФ, Экономическая демография.

Каждый интегрированный курс имеет единый STUDY GUIDE, который позволяет студенту ориентироваться среди всех дисциплин, входящих в курс, и является руководством для изучения интегрированного курса (рис. 1).

Доступ к интегрированным учебным курсам, размещенным на портале университета, осуществляется по индивидуальному паролю, который выдается каждому студенту и преподавателю. Интегрированные учебные курсы, относящиеся к базовому уровню (Информатика, Экономика, Математика), выдаются студентам на безвозмездной основе на специальном интерактивном CD-Rom-диске.

 

 

В целом обеспеченность учебного процесса собственными учебными и учебно-методическими материалами является достаточной и позволяет поддерживать необходимый уровень качества образовательной деятельности университета [2].

Динамизм информационной эпохи диктует изменения самого подхода к высшему  профессиональному образованию, заставляя использовать принцип концентричности изложения учебного материала, при котором материал, изучаемый на предыдущем этапе, становится предметом изучения и на следующем уровне, но с новых позиций. На первый план выдвигаются концептуально-аналитические методы обучения, поскольку возникает необходимость передать наиболее важную и фундаментальную информацию.

Приоритетом современной системы высшего образования являются не прагматические, узкоспециализированные знания, а методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию научной картины окружающего мира, интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстроизменяющихся социально-экономических и технологических условиях.

Все это приводит отечественную систему высшего образования в соответствие новым потребностям общества, внешним и внутренним условиям ее функционирования в информационном мире, способствует прогрессивной трансформации российского рынка образовательных услуг. Конвергенция интегрированных образовательных услуг приводит к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения и способствует глобализации информационной инфраструктуры.

В связи со стремительным увеличением объемов накопленных информационных ресурсов в мировых образовательных системах способность к взаимодействию приобретает значение ведущей технологической проблемы как для поставщиков, так и для потребителей информационных ресурсов учебного назначения. Решение заключается в обеспечении условий для взаимного дополнения элементов одной образовательной системы в другую. То есть возникает необходимость привести условия протекания внутренних процессов и функций, выполняемых различными образовательными системами, к единому виду.

Решение технологической части проблемы требует, чтобы все элементы традиционных систем накопления информации, обработки данных, разнообразных программно-аппаратных средств и форматы для ввода-вывода, передачи, хранения и обработки информационного продукта находились в полном соответствии со стандартами [4].

Таким образом, разработка и внедрение стандартов на информационные и технологические средства, базы данных и сети являются одним из важнейших факторов для обеспечения конвергенции образовательных систем.

В связи с этим проблема стандартизации взаимодействий становится чрезвычайно актуальной.

Подписанная 19 июня 1999 г. в Болонье министрами образования 29 европейских стран Болонская декларация стала развитием и отчасти модификацией идей, сформулированных в Сорбонской декларации о Европейском регионе высшего образования. Министры пришли к соглашению относительно совместных целей по созданию единого и согласованного Европейского образовательного пространства к 2010 г. Основное содержание принятой декларации сводится к оценке процессов, благодаря которым были получены исключительные результаты последних лет. Европейский процесс приобрел более конкретный характер, стал полнее отвечать реалиям стран, входящих в ЕС, потребностям их граждан. В Европе растет понимание того, что необходимо установление более тесных связей между европейскими странами, в частности, в деле развития и укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов.

В Болонской декларации были сформулированы фундаментальные принципы создания Европы Знаний и названы средства их реализации. Были сформулированы следующие фундаментальные принципы.

1. Университет как автономный институт является сердцем общества, поразному организованным в силу географического и исторического наследия.
Он производит, оценивает и передает человеческой культуре это наследие с помощью научных исследований и обучения.
2. Чтобы знать нужды общества вокруг университетов, их исследования и обучение должны быть морально и интеллектуально независимыми от любой политической власти и экономической силы.
3. Процессы обучения и исследований в университетах должны быть неразделимы, если это не противоречит меняющимся нуждам общества и продвижению в научном знании.
4. Свобода исследований и образования есть основной принцип жизни университета; этот принцип должен быть уважаем и соблюдаем и самими университетами, и правительством.
5. Принцип толерантности и свободы диалога заключается в том, что университет является идеальным местом общения профессоров, готовых к передаче знаний и развитию на основе исследований и инноваций, и студентов, способных и желающих обогатить свой интеллект знаниями учителей.
6. Университет есть доверенное лицо европейских гуманистических традиций с их постоянной заботой о преумножении знаний, стремлением убирать географические и политические барьеры, утверждать всюду жизненную необходимость для различных культур, узнавать друг друга и влиять друг на друга.

Средства реализации принципов:
1) чтобы сохранить свободу исследований и обучения, способы реализации этой свободы должны быть доступны всем членам университетского сообщества;
2) подбор преподавателей и регулирование их статуса должны обеспечивать принцип  неразделимости исследований и обучения;
3) каждый университет должен, если позволяют частные обстоятельства, обеспечивать студентам свободу самостоятельного поведения; студентов должны устраивать условия, в которых они развивают свою культуру и обучаются, – что и является их главной целью;
4) университеты приветствуют взаимный обмен информацией и документами, совместные проекты по развитию образования как важные факторы неуклонного прогресса знаний.

К настоящему времени часть европейских вузов уже приступила к построению общеевропейского пространства высшего образования. Решается задача обеспечения такого уровня культуры и привлекательности образовательного пространства, который бы соответствовал культурным и научным традициям континента.

Сегодня Европа Знаний – важнейший фактор социального развития, который может: обеспечить всем ее гражданам необходимый уровень компетентности для ответа на вопросы XXI в.; помочь осознать общность ценностей и принадлежность к единому социальному и культурному пространству.

На следующей конференции, состоявшейся в Праге 19 мая 2001 г., министры увеличили число поставленных задач и подтвердили свое намерение создать к 2010 г. единое Европейское образовательное пространство [3].

С 1998 г. по настоящее время в рамках Болонского процесса прошло много встреч, рабочих совещаний, конференций и других мероприятий разного уровня и значимости.

Основное содержание Болонской декларации заключается в том, что страны-участницы обязались в течение 10 лет привести свои образовательные системы в соответствие с некоторым единым стандартом. Предложения, рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса, сводятся к шести ключевым позициям.

Введение двухциклового обучения. Предлагается ввести фактически два цикла обучения: 1-й – до получения первой академической степени и 2-й – после получения первой академической степени. При этом продолжение обучения на 1-м цикле должно быть не меньше 3 и не больше 4 лет. Обучение в течение 2-го цикла может вести к получению степени магистра (через 1–2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7–8 лет).

Введение кредитной системы. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

Контроль качества образования. Предполагается учреждение аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.

Расширение мобильности. На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается существенное развитие мобильности учащихся. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.

Обеспечение трудоустройства выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому,  рекомендованное ЮНЕСКО.

Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества студентов из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и т. п. приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию.

19 сентября 2003 г. в Берлине было подписано коммюнике министрами образования европейских стран, в результате чего участниками Болонского процесса стали Албания, Андора, Ватикан, Босния и Герцеговина, Македония, Россия, Сербия, Черногория. В Болонском процессе стали участвовать 40 европейских государств, имеющих развитую систему высшего образования.

Фактически мониторингом, финансово поддержанным Европейской комиссией, пока не охвачены только Монако, Сан-Марино, Беларусь, Молдова и Украина.

Анализ заседаний Европейского Совета в Лиссабоне (2000) и в Барселоне (2002), суть которых заключалась в намерении превратить экономику Европы в самую конкурентоспособную и динамичную экономику в мире, основанную на качественном образовании и способную к продолжительному экономическому росту, с большим числом и лучшим качеством рабочих мест и прогрессивной социальной составляющей, позволил наметить дальнейшие действия и более тесное сотрудничество в контексте Болонского процесса.

На совещании была определена основополагающая роль европейских высших образовательных учреждений и студенческих организаций в развитии единого Европейского образовательного пространства. Качество высшего образования было признано важнейшей составляющей в процессе становления единого пространства

Важным условием международной интеграции российского образования является получение аккредитации образовательных программ в ведущих зарубежных аккредитационных агентствах, и, следовательно, вопрос о переводе российских образовательных программ на систему зачетных единиц приобретает чрезвычайно актуальный характер [1].

Не меньшую значимость для формирования системы транснационального образования представляет использование Интернета, что подтверждается принятием Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» от 1997 г. (ратифицирована в мае 2000 г.).

В настоящее время российское высшее образование остро нуждается в разработке и внедрении унифицированных технологических решений, позволяющих учебным заведениям активно участвовать в международном образовательном процессе. К достижению желаемого результата ведет внедрение современных технологических систем в образовании, формализация процессов взаимодействия системных компонентов технологических образовательных систем, разработка стандартов на интерфейсы, форматы, обмен информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельность, стабильность, эффективность учебного процесса в системе открытого образования.

Разработка и использование унифицированных технологических систем в образовании предполагает наличие системы стандартов и соглашений, адекватных условиям их применения.

Использование технологических стандартов в образовании обеспечивает: повышение эффективности разработки и применения учебно-методического обеспечения и учебных процессов; устойчивость и стабильность учебных материалов и процессов, поскольку они не подвергаются переделкам для взаимной стыковки благодаря заложенным в стандарты системным и межсистемным соглашениям; доступность учебных материалов и технологических процессов, так как они хранятся в известных форматах и доставляются стандартными механизмами; мобильность, поскольку учебные материалы построены по модульному (объектному) принципу, соответственно ориентированы на процессы декомпозиции и композиции; масштабируемость (расширяемость) – достигается следованием принципам иерархии и модульности, заложенными в систему стандартов; множественность применения – обеспечивается объектным подходом к стандартизации представления учебной информации, открытостью стандартов и размещением информационных ресурсов на серверах сети Интернет; разделяемость – один и тот же ресурс может быть одновременно использован (разделен) в нескольких приложениях, поскольку не требуется его модификация в зависимости от приложения; технологичность – создание новых учебных материалов и процессов происходит с максимальным использованием уже имеющихся и с применением известных по интерфейсу, параметрам и функциям инструментов.

На сегодняшний день основными организациями, ведущими разработки по направлениям информатизации образования и развития отраслевых стандартов в таких организациях, являются ADL, AICC, ALIC, ARIADNE, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, GEM, IEEE, IMS, ISO, PROMETEUS. Деятельность этих организаций направлена: на создание концептуальной модели стандартизации в системе открытого образования (IEEE); разработку архитектуры технологических систем в образовании AICC, IMS, ISO/IECJTC1 SC36; разработку внутренних стандартов и спецификаций для корпоративного обучения и переподготовки персонала компаний (AICC); решение задач в области телематики и мультимедиа в образовании для Европейского сообщества (ARIADNE, PROMETEUS); формирование учебного контента для учебных заведений, ориентированных на интернетобучение (проект SCORM) и т. д.

Важнейшим фактором в интеграции образовательных технологий на различных этапах непрерывного образования является информатизация этих технологий.

Переход к непрерывному образованию, использование новых информационных технологий обучения оказывают существенное влияние на понимание сущности, трактовку понятия «технология обучения».

Отличительными особенностями современных технологий обучения являются: проектирование технологий с ориентацией на реализацию в учебном процессе конкретной психолого-педагогической концепции обучения (концентрированное обучение, модульное обучение, контекстное обучение и т. д.); стабильность, воспроизводимость результатов обучения независимо от факторов и условий обучения; ориентация на заранее планируемые, диагностически  задаваемые, а не предполагаемые результаты обучения; технологии обучения предназначены для массового использования и обладают свойством тиражируемости.

Разработка системы стандартов для унификации образовательных технологий облегчает решение проблем по созданию единого международного образовательного пространства.

Литература
1. Высшее образование в России. – 2006. – № 2. – С. 86.
2. Нечаев В. Опыт построения рейтинговых показателей вузов // Высшее образование в Росси. – 2006. – № 2. – С. 87–89.
3. Нуриев Н. Оценка уровня конкурентоспособности специалистов // Высшее образование в России. – 2005. – № 12. – С. 109.
4. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 38.

18.08.2015

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста