Формирование оптимальных бюджетов производственного предприятия на основе аналитических моделей



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2006


В настоящее время бизнес становится все более динамичным, сокращается жизненный цикл нахождения продуктов на рынке, конкурентоспособность компании во многом обеспечивается нематериальными факторами, такими как умение быстро принимать обоснованные управленческие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и заемные средства.

В данной статье предлагается метод оптимизации основных показателей бюджета продаж, бюджета прибылей и убытков и бюджета займов на основе расчета предельной эффективности деятельности производственного предприятия по критерию максимума чистой прибыли.

В качестве управляющих финансовых инструментов выбраны следующие управляемые переменные:


1)

объем продаж продукции за бюджетный период;

2)

цена продукции;

3)

затраты, приходящиеся на проданную продукцию;

4)

чистый оборотный капитал на начало периода;

5)

потребность в заемных средствах.

 

Для описания аналитической модели финансового управления производственным предприятием введены следующие допущения:


1)

деятельность предприятия основана на сочетании самофинансирования и краткосрочных заимствований, направленных на пополнение оборотных средств для финансирования текущей деятельности;

2)

продукция предприятия может быть однородной или многопродуктовой с постоянной номенклатурой;

3)

количество произведенных за бюджетный период продуктов равно объему продаж;

4)

цена единицы продукции зависит от объема продаж.

 

В соответствии с действующими стандартами в области финансовой отчетности чистая прибыль (без учета финансовой и инвестиционной деятельности) определяется как прибыль от продаж продукции, уменьшенная на проценты к уплате и налог на прибыль:

NP  =  PBIT – BC – IT = (1– )PBT = (1 – )(PBIT – BC),

(1)

 

где

NP

чистая прибыль после выплат процентов и налога (Net profit);

PBIT

прибыль от продаж, определяемая как прибыль до выплаты процентов и налога (Profit Before Interest and Tax) за расчетный период;

BC

затраты по кредитам и займам (Borrowing costs);

IT

налоги на прибыль (Income taxes);

 — ставка налога на прибыль в процентах;
PBT = (PBIT – BC) — прибыль до выплаты налога (Profit Before Tax) за период.

Прибыль от продаж (прибыль до выплаты процентов и налога) за период равна выручке от продаж продукции, уменьшенной на суммарные затраты:

PBIT = S – TC,                                   (2)

где

S

—выручка от продаж продукции (Sales);

TC

суммарные затраты (Total costs).

 

Выручка от продаж продукции зависит от объема продаж и динамики цен. В условиях конкуренции для увеличения объема продаж продавец вынужден снижать цену или предоставлять покупателям скидки. Здесь встает вопрос об экономической  целесообразности и пределе эффективности повышения объема производства и продаж.

Допустим, при увеличении объема продаж цена уменьшается на некоторую величину Dp, зависящую от объема продаж. В этом случае выручка S будет определяться следующим образом:

S = Q(p – p(Q)) = Q(p – Q) = pQ – Q^2,               (3)

где

Q

объем продаж (Quantity) в натуральных единицах или постоянных комплектах за расчетный период;

 

p

цена единицы продукции (price);

 

p(Q) = Q

изменение цены продукции в зависимости от объема продаж Q;

 

стоимостный коэффициент изменения цены.

 

Для определения структуры суммарных расходов TC воспользуемся системой учета затрат директ-костинг (direct-costing), которая обычно используется для моделирования экономических процессов. Согласно этой классификации, суммарные расходы подразделяются на постоянные и переменные:

TC = FC + Q,                                    (4)

где

FC

величина постоянных затрат (Fixed costs) за период;

величина переменных затрат (variable costs) на единицу (комплект) проданной продукции.

 

На основе расчета выручки (3) и суммарных затрат (4) расчет прибыли до выплаты процентов и налога (2) за период примет следующий вид:

(5)

 

Текущая деятельность производственного предприятия обеспечивается необходимым количеством оборотных средств. Основным фактором, создающим дефицит оборотных средств, является опережающая потребность в финансировании затрат перед поступлением выручки от продаж продукции. Отсюда потребность в оборотных средствах равна суммарным затратам, уменьшенным на сумму амортизации, с учетом количества финансовых циклов в течение бюджетного периода. Амортизация внеоборотных активов исключается из суммы затрат при расчете потребности в оборотных средствах, поскольку внеоборотные активы предприятия финансируются заранее за счет капитальных вложений.

Исходя из этого, потребность в чистом оборотном капитале CR (Capital rationing) на бюджетный период определим следующим образом:

CR = (TC– DC)/ = (FC + Q –  DC)/,                 (6)

где DC — сумма амортизационных отчислений (Depreciation charges) за бюджетный период;
 — количество финансовых циклов в течение бюджетного периода.

Прибегать к внешнему заимствованию необходимо при дефиците собственных средств. В этом случае потребность в кредитах и займах будет равна:

(7)

 

где

L

потребность в заемных средствах (Loan);

WC

чистый оборотный капитал (Working capital) на начало бюджетного периода, который определяется как разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами предприятия.

 

Использование заемных средств обусловливает наличие дополнительных расходов — затрат по займу. Такими затратами являются проценты и другие расходы, понесенные предприятием в связи с получением заемных средств.

Затраты по займам определим исходя из суммы потребности в заемных средствах (7) и ставки кредита:

(8)

 

где  — стоимость кредитов и займов в процентах.

Преобразуем расчет чистой прибыли (1) в соответствии с (5) и (8) и получим зависимость чистой прибыли от объема продаж, изменения цены продукта, затрат, чистого оборотного капитала и амортизации:

(9)

 

Зависимость чистой прибыли от объема продаж (9) является нелинейной. В этом случае целесообразно разработать аналитическую модель, позволяющую рассчитать максимальную эффективность деятельности предприятия на допустимом интервале объемов продаж по критерию чистой прибыли, используя уравнение (9) в качестве целевой функции. Применение аналитических методов значительно увеличивает скорость принятия управленческих решений, что часто является решающим фактором обеспечения конкурентоспособности в условиях современного динамично развивающегося бизнеса.

Для поиска максимального значения чистой прибыли на допустимом интервале объема продаж необходимо найти экстремум целевой функции (9), приравняв первую производную от нее к нулю:

Отсюда оптимальный объем продаж Qnp:

(10)

 

Таким образом, получена аналитическая модель, позволяющая определить оптимальный объем продаж по критерию максимума чистой прибыли, при заданных значениях начальной цены продукта, коэффициента изменения цены, переменных затрат и кредитной ставки.

Частным случаем для данной модели является наличие достаточного количества собственных оборотных средств и отсутствие потребности в кредитах (L = 0 при WC > CR). В этом случае целевая функция (9) будет выглядеть следующим образом:

(11)

 

После соответствующих преобразований оптимальный объем продаж примет вид:

(12)

 

Очевидно, что полученный в (12) оптимальный объем продаж по критерию чистой прибыли  равен оптимальному объему продаж по критерию прибыли от продаж Qpbit.

Для обоих случаев максимум чистой прибыли за период определяется подстановкой оптимального объема продаж (10) и (12) в соответствующую целевую функцию (9) и (11).

Рассмотрим пример использования предложенного расчета оптимального объема продаж по критерию максимума чистой прибыли. Оптимальный объем продаж в натуральных единицах Qnp при максимуме чистой прибыли определим, подставив в (10) исходные данные из таблицы 1, тогда Qnp = 454 единицы. Сумму максимальной чистой прибыли NPmax  получим, подставив в (9) оптимальный объем продаж Qnp = 454. В этом случае NPmax  =  204.

Таблица 1

Наименование показателя

Условное обозначение

Значение показателя

Цена единицы продукта

p

5

Стоимостный коэффициент изменения цены продукта

0,004

Переменные затраты на единицу продукции

v

1,3

Постоянные затраты

FC

560

Стоимость кредитов

22%

Ставка налога на прибыль

24%

Амортизация за период

DC

40

Количество финансовых циклов за бюджетный период

t

4

Чистый оборотный капитал на начало периода

WC

150

 

Для сравнения: оптимальный объем продаж по критерию прибыли от продаж Qpbit согласно (12) будет равен 463, что больше Qnp = 454. Это объясняется влиянием на зависимость чистой прибыли от объема продаж затрат по займам.

Возьмем вторую производную от целевой функции (9) и подставим значения  и  из таблицы 1:

Отрицательное значение второй производной целевой функции подтверждает наличие максимума в точке экстремума.

Рассчитаем потребность в кредитах для обеспечения максимума чистой прибыли. Для этого подставим в формулу расчета потребности в кредитах (7) значение Qnp = 454 и остальные показатели из таблицы 1:

L = (FC + vQпр – DC) /  – WC = 128.

Представленный метод оптимизации бюджетов позволяет рассчитать основные показатели бюджета продаж, бюджета кредитов и займов, а также бюджета прибылей и убытков. Пример расчета таких показателей представлен в таблице 2. В формулы, указанные в таблице 2, введены исходные данные из таблицы 1 и в результате получены показатели этих бюджетов, обеспечивающие максимум чистой прибыли за период.

Таблица 2

№ п/п

Показатели

Бюджет продаж

Бюджет займов

Бюджет прибылей и убытков

Формула

Значение

1

Оптимальный объем продаж

Х

 

 

(10)

454

2

Выручка от продаж

Х

 

Х

(3)

1 446

3

Затраты

 

 

Х

(4)

1 150

4

Прибыль от продаж

 

 

Х

PBIT=S - TC

(2)

296

5

Потребность в заемных средствах

 

Х

 

(7)

128

6

Затраты по займам (проценты к уплате)

 

Х

Х

BC = L

(8)

28

7

Чистая прибыль за бюджетный период

 

 

Х

NP = (1 - )(PBIT - BC)

(1)

204

 

В таблице 3 представлен пример прогноза отчета о прибылях и убытках за бюджетный период (бюджет прибылей и убытков). Суммы графы «За бюджетный период» рассчитаны по данным таблицы 1 исходя из оптимального объема продаж Qnp. Здесь суммарные затраты TC, рассчитанные согласно системе учета директ-костинг, включают в себя себестоимость проданной продукции за период, а также управленческие и коммерческие расходы периода, соответствующие принятым стандартам в области финансового учета и отчетности.

Таблица 3

Прогноз отчета о прибылях и убытках на бюджетный период

Показатель

Код строки

За бюджетный период

Формула расчета

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

010

1 446

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

1 150

TC = FC +vQnp

Коммерческие расходы

030

 

 

Управленческие расходы

040

 

 

Прибыль (убыток) от продаж

050

296

PBIT = S - TC

Проценты к уплате

070

28

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

268

PBT = PBIT - BC

Текущий налог на прибыль

150

64

IT =  PBT

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

204

NP = PBT -IT

 

Таблица 4

№ п/п

Наименования показателей

Значения показателей

1

Объем продаж Q

0

100

200

300

400

500

600

2

Постоянные затраты FC

560

560

560

560

560

560

560

3

Переменные затраты vQ

0

130

260

390

520

650

780

4

Суммарные затраты TC = FC + vQ

560

690

820

950

1080

1210

1340

5

Цена продукта p – Q

5

4,6

4,2

3,8

3,4

3

2,6

6

Выручка S = Q(p – Q)

0

460

840

1140

1360

1500

1560

7

Прибыль до выплаты процентов и налогов: PBIT = S – TC

-560

-230

20

190

280

290

220

8

Потребность в оборотном капитале CR = (TC – DC) /

130

163

195

228

260

293

325

9

Потребность в кредитах L = (FC + vQ – DC) /  – WC

0

13

45

78

110

143

175

10

Затраты по займам BC = (L)

0

3

10

17

24

31

39

11

Прибыль до налога PBT = PBIT – BC

-560

-233

10

173

256

259

182

12

Чистая прибыль: NP = (1 – )(PBIT – BC)

-560

-233

8

131

194

197

138

 

Рассмотрим пример графического решения задачи оптимизации продаж по критерию чистой прибыли. Для этого воспользуемся расчетами, представленными в таблице 4, которые получены на основе исходных данных таблицы 1 для выбранного интервала объемов продаж. По данным таблицы 4 на рисунке а представлены графики зависимости выручки, затрат, прибыли от продаж и потребности в кредитах в зависимости от объема продаж. На рисунке б изображены графики прибыли и затрат по займам.


а) выручка,затраты, прибыль от продаж и займы

б) прибыль от продаж, затраты по займам и чистая прибыль

Рис. Графики зависимости выручки, затрат, потребности в кредитах и прибыли от изменения объема продаж

Выводы

1. Применение аналитических моделей позволяет легко рассчитывать различные варианты развития рыночной ситуации, принимать превентивные меры, снижающие возможные риски, а также разрабатывать гибкие бюджеты.

2. Предложенный метод оптимизации бюджетного планирования дает возможность повысить скорость и обоснованность принятия управленческих решений в условиях изменения цен, затрат, капитала и стоимости кредитов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./Гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 800 с.
2. Грюнинг Х. Ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности. Практическое руководство. На рус. и англ. яз. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 366 с.
3. Лотов А.В. Введение в экономико-математическое моделирование. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984. – 392 с.
4. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 480 с.
5. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. 360 с.
6. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.:ИНФРА-М, 2000. – 208 с.
7. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 544 с.

Также по этой теме: