Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Контроллинг, экономический анализ    Структурные элементы учетно-информационной базы дескриптивного и предикативного налогового анализа в рамках реализации концепции налогового прогнозирования

Структурные элементы учетно-информационной базы дескриптивного и предикативного налогового анализа в рамках реализации концепции налогового прогнозирования

01.09.2015

Структурные элементы учетно-информационной базы дескриптивного и предикативного налогового анализа в рамках реализации концепции налогового прогнозирования

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2011

Коростелкина И. А.,
доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»
Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Государственный
университет – учебно-научно-производственный комплекс»

Налоговый анализ как инструмент налогового прогнозирования представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых можно охарактеризовать налоговую политику и провести анализ налоговых изъятий на макроуровне за определенный период [1].

(1) В рамках выполнения научно-исследовательской работы по гранту Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых МК-8323.2010.6 наименование темы: «Методология формирования системы налогового прогнозирования и планирования на базе интеграции учетных и аналитических процедур».


Проведение налогового анализа на макроуровне в рамках концепции налогового прогнозирования основывается на применении двух моделей – дескриптивной и предикативной.

Использование данных моделей в налоговом анализе обусловлено тем, что они носят прогностический характер, тем самым специализируя налоговый анализ для целей налогового прогнозирования. Таким образом, результаты налогового анализа, основанного на применении данных моделей, становятся исходной информационной базой для проведения налогового прогнозирования на макроуровне.

Дескриптивные модели налогового анализа чаще всего носят описательный характер. Они построены на использовании бухгалтерской и налоговой отчетности и пояснительных записок к ней. Для такой модели налогового анализа широко используется структурный, структурно-динамический и коэффициентный анализ. С помощью дескриптивной модели налогового анализа налоговая отчетность может быть представлена в различных разрезах [2].

Такой вид налогового анализа предназначен в основном для экономических субъектов (рис. 1).

Предикативные модели налогового анализа носят прогностический характер. Их используют для построения прогнозных оценок текущего и перспективного характера о налоговых поступлениях на макроуровне и налоговых обязательств на микроуровне. К такому виду анализа относятся:
– методы динамического анализа (жестко детерминированные факторные и регрессионные модели);
– модели ситуационного анализа (имитационное моделирование, метод сценариев) [3].

Предикативная модель налогового анализа на макроуровне должна учитывать следующие направления:
1) целевые параметры, приоритеты и направления социальноэкономического развития страны на перспективу;
2) макроэкономические показатели (цена на нефть, ВВП, инфляция, объемы производства продукции, фонд заработной платы и другие показатели по согласованному с Минфином РФ перечню);
3) направления развития бюджетно-налоговой и таможенной политики (изменение структуры и объема налоговых и неналоговых доходов, таможенных платежей, корректировка действующей системы налогообложения, обоснования предложений по совершенствованию налогового и таможенного законодательства, разработка и исполнение планов мобилизации налоговых поступлений, модернизация налогового администрирования);
4) параметры налогового планирования и прогнозирования (влияние изменений законодательства на доходы бюджетов, влияние налогово-бюджетной и таможенной политики при разных сценариях социально-экономического развития страны, прогноз изменения структуры налогов и сборов, механизма их взимания и направлений использования).

Реализация предикативной модели налогового анализа возможна при взаимодействии органов исполнительной власти, прямо (налоговые и финансовые органы) и косвенно обеспечивающих налоговое планирование и прогнозирование на макроуровне [4].

Глубина налогового анализа, его достоверность и эффективность обеспечивается привлечением разнообразных источников информации, которые формируют учетно-информационную базу налогового анализа.

Учетно-информационная база налогового анализа – функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного подбора технических показателей, которые необходимы для осуществления планирования и подготовки эффективных управленческих решений, связанных с воздействием на налогообложение.

Учетно-информационная база налогового анализа на макроуровне включает в себя внешние и внутренние источники информации (рис. 2) [5].

Внешняя информация поступает в налоговые органы из органов государственной статистики Госкомстата и Министерства экономического развития.

На основании таких данных анализ поступления налогов и сборов в бюджетную систему страны, как правило, начинается с описания экономических процессов, происходящих в стране и регионах.

В этой части анализа изучаются следующие показатели:
– изменение объема ВВП (ВРП);
– выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства;
– изменение объемов инвестиций в основной капитал;
– динамика розничного товарооборота;
– динамика внешнеторгового оборота, в том числе экспорта и импорта;
– виды экспортируемой продукции;
– финансовые результаты деятельности предприятий (прибыль, убытки, число прибыльных и  убыточных предприятий, их доля, динамика этих показателей).

 

Воздействие этих макроэкономических показателей на динамику поступлений налогов и сборов конкретно. Рост объемных показателей производства ведет к росту налоговой базы и, соответственно, к увеличению начислений налогов и сборов. Уменьшение сальдированной прибыли организаций, а также рост числа убыточных предприятий ведет к прямым налоговым потерям.

Изменение мировых цен на нефть и газ также оказывает прямое влияние на объемы налоговых поступлений: повышение цен ведет к увеличению поступлений; снижение цен – к их потерям [6]. Для анализа налоговых поступлений используется информация о фактических суммах, поступивших в бюджет платежей всех уровней региона, которую предоставляет Управление Федерального казначейства по субъекту РФ.

Внутренняя информация для целей налогового анализа состоит из отчетности налоговых органов (рис. 3).

Налоговая отчетность, на базе которой осуществляется налоговый анализ на макроуровне, состоит из данных месячной, квартальной, годовой отчетности и включает в себя следующие формы [7]:

1) отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей: форма 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (месячная); форма 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по идам экономической деятельности» (квартальная) [8];

2) отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям: форма 4–НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней»; форма 4–НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по видам экономической деятельности» (квартальная);

3) отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам.

Составление данных отчетов производится в отделе учета, анализа налоговых поступлений и отчетности. Данный отдел выполняет различные функции, основные из которых следующие:
– осуществление учета доходов бюджетов всех уровней в целом и по области, формирование статистических форм налоговой отчетности по предмету деятельности отдела;
– формирование информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» регионального уровня;
– осуществление анализа и прогнозирования налоговых начислений, поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы, анализ сводной налоговой отчетности;
– обеспечение полного электронного документооборота между инспекциями.

Таким образом, использование дескриптивных и предикативных моделей налогового анализа позволяет специализировать его результаты для целей налогового прогнозирования на макроуровне. Глубина такого налогового анализа, его достоверность и эффективность обеспечивается полнотой и своевременностью формирования учетно-информационной базы налогового анализа.

Основным источником информации служит налоговая отчетность, разрабатываемая налоговыми органами. Поскольку для полноты анализа налоговых поступлений невозможно обойтись без соответствующих статистических показателей, то необходимо также использовать и данные государственной статистической отчетности.

Учетно-информационная база налогового анализа в рамках концепции налогового прогнозирования служит отправной точкой для проведения налогового прогнозирования посредством применения дескриптивных и предикативных моделей, а следовательно, является одной из теоретических основ проведения налогового прогнозирования на макроуровне.

Литература
1. Калина А. В. Современный экономический анализ и прогнозирование : учебник / А. В. Калина, М. И. Конева, В. А. Ященко. – 3-е изд., перераб. и доп. – К. : МАУП. – 2004. – 416 с.
2. Ковалев В. В. Финансовый анализ // Финансы и статистика. – 2004. – № 5. – С. 26.
3. Маркарьян Э. А. Финансовый анализ : учеб. пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД-ФБК – ПРЕСС, 2002. – 224 с.
4. Девликамова Г. В. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия // Финансы. – 2001. – № 8. – С. 40–42.
5. Гусев А. А. Информационная база статистического анализа // Аудит и финансовый анализ. – 2006. – № 5. – С. 125.
6. Попова Л. В. Принципы коммуникационного взаимодействия элементов учетно-налоговых систем // Управленческий учет. – № 11. – 2010. – С. 78–87.
7. Варакса Н. Г. Модель информационной учетно-налоговой системы // Экономические и гуманитарные науки. – № 10. – 2010. – С. 22–29.
8. Паскачев А. Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / под ред. Ф. К. Садыгова. – М. : Изд-во экономико-правовой литературы. – 2004. – 316 с.

Также по этой теме: